СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация обучения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации рассматриваются вопросы индивидуализации обучения, а именно, более подробно, виды  и организацию обучения.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация обучения»

Индивидуализация обучения

Основное содержание образования в нашей школе установлено государственными учебными планами и программами. Все, что мы считаем фундаментом содержания образования и необходимым для формирования целостного мировоззрения, не может быть добровольным и выборочным. Однако содержание образования необходимо пополнить и углубить в соответствии с интересами способностями и профессиональными намерениями ученика. Выделяют несколько видов индивидуализированных заданий, которые учитывают:

1. уровень знаний учащихся;

2. общие и специальные способности;

3. общие учебные умения;

Познавательные интересы.

Исходя из школьной учебной программы предлагают делить учебные задания на две группы:

1) задания на устранение пробелов в знаниях;

2)задания для углубления знаний соответственно способностям и интересам учащихся.

Имеются задания, решение которых разбирается подробно, другие же ограничиваются фиксацией знания, ход и приемы его решения следует избрать самим ученикам. Итак, рассмотрим виды заданий.

1. Задания, учитывающие уровень знаний учеников.

Потребность в этих заданиях выражается в двух направлениях: а) у учеников знаний меньше, чем предполагается программой; б) знания у ученика имеются до начала занятий по программе. В первом случае мы имеем дело с пробелами, во втором- с предварительными знаниями. Пробелы в знаниях, в свою очередь, могут быть двоякими: 1) знания, которые должны быть усвоены в соответствии с программой по данному предмету; 2) знания, которые должны быть усвоены при изучении других предметов и на которые необходимо опираться.

Как показывают исследования, пробелы оказались наибольшими именно в самом важном - в понятиях и закономерностях. Поэтому важно давать такие индивидуализированные задания, которые углубляют высшие категории знаний (понятия, закономерности, теории).

И больше заданий на более высоком уровне.

2. Задания, учитывающие уровень общеучебных умений.

Формирование общеучебных умений тесно связано со способностями.

Для учета общеучебных умений различного уровня чаще всего используются следуюшие приемы:

1) различный объем дозы заданий при ознакомлении с новым учебным материалом;

2) различное количество вопросов по тексту (большое количество вопросов обычно детализирует материал, в этом случае легче отвечать на вопросы);

3) детальное руководство или менее детальное руководство для самостоятельной работы.

Здесь также возникает вопрос о ранее приобретенных умениях, которые можно назвать предварительными общеучебными умениями. Они могут быть как общими, так и межпредметными. Это могут быть, прежде всего, навыки чтения, а также умения пользоваться справочниками и словарями, умение анализировать диаграммы и графики.

3. Задания, учитывающие познавательные интересы учащихся.

Этот вид заданий предусмотрен как для удовлетворения имеющихся интересов, так и для стимулирования возникающих, а также создания предпосылок к возникновению интересов.

Соответственно этим несколько различающимся целям используются задания:

а) ориентированные на дополнение и углубление учебного материала;

б) задания, знакомящие ученика с материалом с новой точки зрения, возможно более близкой возрасту и психике ребенка.

Вот их примерный перечень:

1) чтение дополнительной научно-популярной литературы;

2) работа со справочниками, энциклопедиями, интернет и т. д.

3) составление докладов, сообщений;

4) проведение опытов;

5) выполнение заданий на основании индивидуальной и групповой экскурсии;

6) выполнение творческих работ.

Соответствующие интересам задания предлагаются всем учащимся, как сильным, так и слабым; углубление индивидуализации происходит на основе степени трудности задания. Как показывает опыт, такие задания в качестве возбудителей интереса особенно необходим способным, но отвыкшим от учебной работы учащимся. Учащиеся с более сильными общими способностями имеют лучшие предпосылки к выполнению заданий почти по всем предметам, часто именно эти ученики имеют и весьма разносторонние интересы. Поэтому все учителя спешат давать им дополнительные задания.

2. Вторым важным вопросом индивидуализации учебной работы в классе, после квалификации заданий, является ее организация.

Самым распространенным видом индивидуализированной работы является самостоятельная работа. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В процессе применения индивидуализированной самостоятельной работы в различных звеньях процесса обучения можно отметить следующее:

1) При подготовке к прохождению нового материала (дома или на уроке) индивидуализация необходима, т. к. предварительные знания учащихся, как правило, очень разные.

2) При прохождении новой темы необходимо учитывать умственные и учебные умения.

3) При закреплении, повторении и применении знаний, здесь лежит в основе индивидуализации лежит разный темп и качество усвоения.

4) Большие возможности для индивидуализации открываются при выполнении домашней работы.

Структура урока при индивидуализированной работе практически такая же, как и в случае обычной самостоятельной работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!