СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовете.  Рассматривается индивидуализация подходов к обучению детей с ОВЗ. Чему учить, как учить, как взаимодействовать с такими учащимися. Необходимость предоставления особых условий для успешного освоения общеобразовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Кирсанова Тамбовской области



«Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ


в условиях общеобразовательной программы»



доклад учителя математики Струевой Светланы Ивановны.






























г. Кирсанов 2019- 2010 уч. год.



«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» К. Д. Ушинский.



В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем детям и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Для успешного освоения общеобразовательной программы учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий. В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуализации формы выполнения заданий, о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов, о качественном подходе при оценивании результатов.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

На сегодняшний день такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает вопрос:

чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком.
В классе ,где я работаю , тоже есть такие дети- их 6 человек из 22 Среди них 4 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенок с легкой формой умственной отсталости и ребенок- инвалид.
У детей с ОВЗ можно выделить некоторые типичные особенности: небольшой
словарный запас, слабая техника чтения, неумение обобщать прочитанное,
затруднения в области применения знаний. 
Также не способность самостоятельно организовать свою деятельность при выполнении заданий,включающих несколько операций, так как у них фактически отсутствует способность контролировать свои действия. Так, при работе с текстом дети не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию; при выполнении упражнений они не пытаются проанализировать возможные способы выполнения и найти наиболее рациональный способ решения и т.д..

В настоящее время большинство детей с ОВЗ, включенных в массовую школу, испытывают трудности при обучении по общеобразовательной программе. Дети терпят неудачу потому, что методы преподавания не учитывают индивидуальные потребности ребенка и не дают возможности удовлетворительного усвоения материала.

Для успешного освоения общеобразовательной программы учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий. В первую очередь, как было отмечено, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуализации формы выполнения заданий. О выборе оптимальных способов и сроков представления результатов, о качественном подходе при оценивании результатов.

Отметим, что любое изменение подходов к обучению не должно отрицательно влиять на его уровень. Любая индивидуализация подходов происходит в рамках общеобразовательной программы и не влияет на качество и количество получаемых знаний. Необходимые изменения могут быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося.

Остановимся подробнее на возможных изменениях подходов к обучению.


  1. Подбор условий организации обучения.

    При выборе места в классе традиционно принято обращать внимание на состояние слуха и зрения ученика, а также на его двигательные способности. Однако важно учитывать и особенности развития внимания и восприятия. Так, например, часть детей вследствие особенности сформировавшихся пространственных представлений плохо воспринимают информацию, располагаясь сбоку от доски. Ученику с левосторонним латеральным предпочтением, наоборот, комфортнее сидеть слева от доски.

    Детей, страдающих трудностями переключения внимания и расстройствами аутистического спектра, необходимо заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания. При этом ребенку требуется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы можно разрешить закончить задание дома или после уроков.

    Предоставление дополнительного времени напрямую зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закончить задание, необходимо предоставить ребенку данную возможность, переориентировав других учеников класса на новый вид деятельности.

    На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для детей с различными трудностями обучения. Например, для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий. Рекомендовано научить ребенка самостоятельному использованию визуальных пособий (схем, графиков, таблиц справочной информации).

    В ряде случаев для обеспечения успешности обучения рекомендовано использование специализированных учебников. Большинство тем в таких учебниках совпадает с общеобразовательной программой, что дает возможность выполнять задания одновременно со всеми детьми класса.

    Для оценки понимания задания требуется получение обратной связи от ученика. При преподнесении нового материала или сложного задания необходимо удостовериться, что каждый ребенок правильно понял задание и готов к самостоятельному его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?» и т. п..

  2. Индивидуализация формы выполнения заданий.

    Среди детей с нарушением слуха и детей с расстройствами аутистического спектра встречаются те, чье понимание прочитанного текста на порядок выше, чем понимание устной информации. Поэтому необходимо использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке.

    Детям с трудностями понимания речи и удержания инструкции необходимо поэтапное ее разъяснение: расчленение задания на этапы, прописывание алгоритма деятельности, повторение инструкции в упрощенном виде.

    Для детей с трудностями понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции.

    Для повышения продуктивности деятельности некоторых детей необходимо дополнительное акцентирование внимания на цели задания. Ребенку важно четко осознавать, что он должен узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом целесообразно постепенно научить самостоятельно выделять карандашом важные факты в параграфе.

    При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующими минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.

    Очень часто для обеспечения успешности ученика необходимо заранее представить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

    3. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов.

    Предоставление возможности альтернативного ответа способствует успешности детей с ОВЗ. Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения рекомендованы письменные ответы.

    В ряде случаев предоставление неограниченного времени для выполнения работы повышает ее качество. Необходимо сделать акцент на достижение результата, а не на тренировке быстроты выполнения. Встречаются ситуации, при которых для достижения оптимального результата необходимо предоставить возможность выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время. Также рекомендуется предоставить ребенку возможность переделать работу.

    4. Качественный подход при оценивании результатов.

    В первую очередь хочется сказать, что похвала как положительная оценка учителя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник.

    Для повышения самооценки и создания ситуации успеха рекомендуется использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный « рост» ребенка. С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей.

    Индивидуализируя подходы к обучению, необходимо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды ученика с особыми потребностями, а не являлись универсальными для всех «включенных» учеников.

    Итак, индивидуальный подход предусматривает:

    – проведение занятий в непринужденной форме с установкой на успех каждого ученика

    --- учет психофизических, личностных особенностей

    --- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития

    --- смена видов деятельности каждые 15- 20 минут с целью предупреждения утомления

    ---- соблюдения принципа «от простого к сложному»

    ---- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего

---- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности

---- снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам.


Работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, терпения и внимания к ребенку с особыми образовательными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.









Включающее образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.





Литература

Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.

Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.

Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.

Ковалева А.В. Физиологические предикторы умственной работоспособности детей школьного возраста // Школа здоровья 1998, №1.

 Г. В. Яковлева, Г.Н. Лаврова и др.. Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями/ Челябинск: Цицеро, 2010.