Индивидуализация профильного обучения математике в старших классах – как возможность раскрытия способностей, интересов и склонностей обучающихся к изучению предмета.
Е.П.Тратникова,
учитель математики, высшей категории,
И.В.Роговицкая
учитель математики, 1 кв.категории,
ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
Белгородская область, г. Белгород,
e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected]
Одна из задач концепции развития математического образования – формирование у обучающихся и учителей установки, что «нет неспособных к математике детей».
Индивидуализация обучения важна для повышения гарантированного минимума математической компетентности в обществе, повышения эффективности обучения основной массы обучающихся.
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего (полного) общего образования лежит системно - деятельностный подход, результатом которого предполагается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, с учётом индивидуальных особенностей.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования предусматривается профильное обучение.
В связи с этим ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда …. отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
В настоящее время важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.
Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребности всех школьников. Обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциации в последнее время получил распространение термин "уровневая дифференциация".
Безусловно, профильная дифференциация обучения на старшей ступени школы становится неотъемлемой частью обновления среднего образования, средством улучшения его качества.
Стремительный объем информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости специализации обучающегося в определенной сфере, его подготовки на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.
В настоящее время в Областном Государственном Автономном Общеобразовательном Учреждении «Белгородский инженерный юношеский лицей интернат» предмет математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия) изучается в 10-11 классах на профильном уровне.
Кроме предмета математики (алгебра и начала математического анализа, геометрия) в нашем лицеи на профильном уровне изучаются предметы информатика и ИКТ, физика, химия, биология, обществознание. Профильное изучение этих дисциплин, носящие предпрофессиональный характер позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников лицея к успешному продолжению образования.
При изучении раздела алгебры и начал математического анализа « Тригонометрия. Решение тригонометрических уравнений и неравенств» обучающиеся 10классов испытывают затруднения. Изучая данный раздел в своей работе используем следующие практические приемы:
дополнение систематизирующих схем и таблиц;
обучение, вовлекающее в творческую работу каждого ученика, происходит на легком материале;
задачи, где предлагаются ошибочные рассуждения или нереальные конфигурации и требуется найти ошибку и исправить ее;
задачи, в которых по предлагаемым данным нужно отыскать все, что возможно (т.е. учащиеся вынуждены сами формулировать цели своей работы
К наиболее часто используемым в организации учебного занятия мы можем отнести:
технологию индивидуального обучения Инге Унт (Унт Инге Эриховна – доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии). В основе данной технологии лежит гипотеза – в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома; индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. При изучении геометрии в 10-11классах, УМК Атанасян Л.С. используем рабочие тетради на печатной основе под редакцией Бурмистрова Т.А. Это помогает обучающимся развивать пространственное мышление, используя учебник самостоятельно выполнять задачи на доказательства.
обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова (Шадриков Владимир Дмитриевич – доктор психологии, руководитель массового эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса). В основе данной технологии лежит гипотеза – развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
В своей практике в начале изучения темы по алгебре и началам математического анализа «Производная. Применение производной.» обучающимся предлагается ознакомиться с планом изучения темы, что дает возможность ученику проанализировать свои возможности и выстроить свой план изучения темы. На уроках используем разноуровневые задания для самостоятельной работы, а в домашней работе – индивидуальные задания.
Во внеурочной деятельности для выстраивания индивидуальной траектории обучающегося в лицеи используются следующие формы работы:
дополнительная неаудиторная занятость ( работа с обучающимися, проявляющими интерес к предмету, разбор олимпиадных заданий);
участие в отборочных турах в межрегиональных олимпиадах ИФМО, ФИЗТЕХ, БИБН, САММАТ, и др.);
обучающие предметные семинары;
обучение в школе «Умное поколение»;
занятия в заочной физико – математической школе;
занятие в заочных курсах «Фоксфорд».
Благодаря вышеописанным особенностям форм и методов урочной и внеурочной работы, обучающиеся должны иметь возможность для развития своих интеллектуальных способностей: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом ( профильного обучения).
Литература:
1. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе // Методические рекомендации учителю о дифференцированном обучении как средстве индивидуализации развития личности школьника. Под ред. К.Н. Мешалкиной, В.А. Орлова. – М., 1990. – С. 3-30.
2. Захарова Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы: дис ... докт. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 1997. – 299 с.
3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.: ил.