Анализ пробного ЕГЭ по биологии в 11 классе МБОУ «СОШ №2» с.Буссевка
Репетиционный экзамен по биологии 05.03.2024г. 1 ученица 11 класса (ФИО)
Порог не прошла. Результат- 9первичных баллов(21 тестовых),порог -16(36).
Характеристика структуры и содержания КИМ:
Экзаменационная работа состояла из семи содержательных блоков:
- Биология как наука. Живые системы и их изучение
- Клетка как биологическая система;
- Организм как биологическая система;
- Система и многообразие органического мира;
- Организм человека и его здоровье;
- Эволюция живой природы. Развитие жизни н Земле.
- Экосистемы и присущие им закономерности.
Вариант репетиционной работы включал 28 заданий и состоял из двух частей. Работа была рассчитана на 235 минут (3,55 часа).
Часть 1 содержала 21 задание:
6 - с множественным выбором ответов из предложенного списка
3 - на поиск ответов по изображению на рисунке
4 - на установление соответствия элементов 2-3 множеств;
3 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений
2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике
2- надополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Часть 1 (1–21) содержала задания двух уровней сложности: 12 заданий базового уровня и 9 заданий повышенного уровня. Все задания с кратким ответом. Ответы на задания части 1 даются в виде соответствующей записи в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов. Задания части 1 оценивались 1 или 2 баллами. Задания линий 1, 2, 3, 6 оценивались 1 баллом, ответ записывался в виде слова или цифр. За выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставлялось 2 балла за правильно указанные цифры в любой последовательности; за отсутствие одной цифры выставлялся 1 балл; во всех остальных случаях 0 баллов. За выполнение заданий линий 5, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20 выставлялось 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.
Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом: 1 задание на два элемента ответа и 6 заданий на три и более элементов. Задания части 2 оценивались 2 и 3 баллами. Задание линии 22 максимально оценивались 2 баллами, остальные задания (линии 23, 24, 25, 26, 27, 28) оценивались 3 баллами. Максимальное количество баллов за всю работу – 58.
Для анализа результатов выполнения экзаменационной работы участники были разделены на 4 группы с различным уровнем подготовки.
1 – группа с минимальным уровнем подготовки (17%), не преодолевшие минимального балла и набравшие первичные баллы в интервале 0–15, тестовый балл – 0–35; 2 человека
2 – группа с удовлетворительной подготовкой (50,8%), набравшие первичные баллы в интервале 16–34, тестовый балл – 36–60; 26 человек
3 – группа с хорошей подготовкой (26,7%), набравшие первичные баллы в интервале 35–49, тестовый балл – 61–80; 8 человек
4 – группа с высоким уровнем подготовки (5,5%), набравшие первичные баллы в интервале 50–59, тестовый балл – 81–100. нет
Согласно полученным данным большинство экзаменуемых вошло в состав групп с удовлетворительной подготовкой (26 человек). При анализе результатов выполнения заданий части 1 и части 2 по каждой группе участников учитывалось, что элементы содержания считаются
освоенными, а умения – сформированными, если процент выполнения задания, проверяющего данный элемент, равен или выше 50.
№
задания Уровень сложн. Средний
% вып. Группа 1
% вып. Группа 2
% вып. Группа 3
% вып.
Часть 1
1 Б 52,8 100 38,5 87,5
2 Б 25 0 19,2 50
3 Б 88,9 50 88,5 100
4 Б 69,4 75 63,5 87,5
5 П 33,3 50 19,2 75
6 Б 33,3 0 38,5 125
7 Б 90,3 100 86,5 100
8 П 75 50 71,2 93,8
9 Б 43,1 50 32,7 75
10 П 98,6 100 100 93,8
11 Б 55,6 0 46,2 100
12 Б 84,7 75 82,7 93,8
13 П 36,1 0 30,8 62,5
14 П 41,7 25 34,6 68,8
15 Б 84,7 50 82,7 100
16 П 43,1 0 32,7 87,5
17 Б 40,3 0 28,8 87,5
18 П 87,5 0 90,4 100
19 П 29,2 0 15,4 81,3
20 П 75 25 73,1 93,8
21 Б 76,4 50 71,2 100
Часть 2
22 В 18,1 0 9,6 50
23 В 26,9 0 25,6 37,5
24 В 4,6 0 1,3 16,7
25 В 12 0 7,7 29,2
26 В 11,1 0 9 20,8
27 В 13,9 0 9 33,3
28 В 40,7 0 33,3 75
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий. Наибольшие трудности у участников вызвали следующие задания части 1:
2 (Б), где требовалось дополнить недостающую информацию в таблице; затруднения вызвали сюжеты, в которых необходимо было указать метод биологического исследования
5 (П) сравнение прокариотической и эукариотической клетки
6 (Б) предлагалась задача на анализирующее скрещивание 9 (Б) задание на установление структур зародыша
13 (П) установление характеристик гладкой мышечной и поперечно - полосатой мышечной тканей
14 (П) установление последовательности прохождения луча света через орган зрения и нервного импульса в зрительном анализаторе
16 (П) сравнение характеристик путей достижения биологического прогресса
17 (Б) характеристики естественной экосистемы 19 (П) усложнение уровней организации живого
Все задания линии 2 вызвали сложности для участников ТТ!!!
Участники с минимальным уровнем подготовки (группа 1) имеют фрагментарные знания по курсу биологии, владеют ограниченным перечнем биологической терминологии и символики, допускают существенные биологические ошибки.
Участники с результатами в диапазоне 36–60 т.б. (группа 2) имеют базовые знания и владеют набором основных умений по всем разделам курса биологии, умеют оперировать большинством биологических понятий.
Участники с хорошей подготовкой (группа 3, 61–80 т.б.) имеют прочные базовые знания по всем разделам курса биологии и умеют оперировать биологическими понятиями, применять знания в новых ситуациях, сравнивать биологические объекты, процессы, явления, анализировать различные гипотезы происхождения жизни, составлять схемы скрещивания, цепи питания, решать биологические задачи разной степени сложности. В ответах на задания с развернутым ответом части
2 при раскрытии основного содержания могут отсутствовать несущественные элементы, допускаются биологические неточности и ошибки.
Общие рекомендации:
На уроках и во внеурочной деятельности необходимо обеспечить системное освоение обучающимися основного содержания курса биологии (базовый и профильный уровни) и обучение оперированию разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементами содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников. Для этого следует запланировать регулярный мониторинг по отработке отдельных умений как при прохождении текущего содержания, так и при повторении пройденного материала.
Особое внимание следует уделять заданиям, представленным в действующих вариантах ЕГЭ: на множественный выбор (с рисунком или без него); установление соответствия (с рисунком или без него); установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; решение биологических задач по цитологии и генетике; дополнение недостающей информации в схеме; дополнение недостающей информации в таблице; анализ информации, представленной в графической или табличной форме, а также заданиям со свободным развернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно, кратко и логично излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
В целях достижения удовлетворительных результатов, преодоления порога сдачи экзамена рекомендуется разработать индивидуальный марщрут по устранению пробелов в знаниях по линиям 1-20 КИМов ЕГЭ, акцентировать внимание на выполнение задач по цитологии и генетике, отрабатывать алгоритмы решения этих задач с учетом их специфики.
Для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ рекомендуется использовать методические материалы базы ФИПИ, сборник Д.А. Соловкова «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка» 5 издание, «БХВ-Петербург»,2017г., тренировочные тесты Рохлова В.С.
Индивидуальная «Дорожная карта» подготовки к экзамену
обучающейся 11 класса МБОУ «СОШ №2» с.Буссевка (ФИО)
Номер задания в КИМе /Проверяемые элементы содержания | Пройдено/ изучено | Необходимо изучить/повторить (сроки) |
Биология как наука. Методы научного познания (Биология как комплекс наук о живой природе) |
1.Современная биология – ком- плексная наука. Биологические науки и изучаемые ими проблемы. Работа с таблицей (с рисун- ком и без рисунка) | | 1.04-5.04 |
2. Методы биологической науки. Наблюдение, измерение, экс- перимент, систематизация, анализ. Множественный выбор | |
3.Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор. Решение биологических рас- чётных задач | |
4.Моно- и дигибридное, анали- зирующее скрещивание. Решение биологической за- дачи | |
Клетка и организм как биологическая система (Структурные и функциональные основы жизни) |
5. Современная клеточная теория, её основные поло- жения, роль в формировании современной естественно- научной картины мира. Развитие знаний о клетке. | | 8.04-12.04 |
6. Клетка как биологическая си- стема. Организм как биологи- ческая система. Установление соответствия (с рисунком) | |
7.Клетка как биологическая си- стема. Организм как биологи- ческая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с ри- сунком и без рисунка) | |
8.Клетка как биологическая си- стема. Организм как биологи- ческая система. Селекция. Биотехнология. Установление последовательности (без рисунка) | |
Система и многообразие органического мира |
9.Многообразие организмов. Грибы, Растения. Животные. Задание с рисунком | | 15.04-19.04 |
10. Многообразие организмов. Грибы, Растения. Животные. Установление соответствия | |
11.Многообразие организмов. Грибы. Растения. Животные. Множественный выбор (с ри- сунком и без рисунка) | |
12.Многообразие организмов. Основные систематические ка- тегории, их соподчинённость. | |
Организм человека и его здоровье |
13. Организм человека. Задание с рисунком | | 22.04-26.04 |
14.Организм человека. Установление соответствия | |
15.Организм человека. Множественный выбор (с ри- сунком и без рисунка) | |
16.Организм человека. Установление последовательности | |
Эволюция живой природы Экосистемы и присущие им закономерности (Организмы и окружающая среда) (Теория эволюции. Развитие жизни на Земле) |
17.Эволюция живой природы. Множественный выбор (рабо- та с текстом) | | 02.05-08.05 |
18.Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) | |
19.Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рисунка) | |
20. Общебиологические законо- мерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисун- ком и без рисунка) | | 13.05-15.05 |
21.Анализ экспертных данных, в табличной или графической форме | | 16.05-18.05 |