Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение отдела образования г. Секи « Детский сад №9 « Дюймовочка»
Принята на педагогическом совете Утверждаю
МБДОУ Д/с Заведующий МБДОУ
№ 9 «Дюймовочка» Д/с №9 « Дюймовочка
Протокол №
От 2020г. Романова С.Н.
Методист Луценко Е.К.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2020-2021
Разработала учитель-логопед Мельникова Ю.Н.
Саки, 2020-2021
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с ребенком 5– летнего возраста, имеющего логопедическое заключение: задержкой психического развития резидуально-органического генезиса,ТНР.
Программа разработана для обеспечения коррекции нарушений развития ребенка, оказания ему квалифицированной помощи в освоении индивидуальной образовательной программы, а также его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Программа способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Данная программа составлена на основе нормативных документов:
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24 июля 1998 года № 124–ФЗ (с изменениями на 21 декабря 2004 года).
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – ООН 1990.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) N 1014 г от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – № 7.
Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года).
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
(с изменениями на 27 августа 2015 года).
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).
-Примерная Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МБДОУ детского сада №9 «Дюймовочка»
Рабочая программа составлена с учетом «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова). Москва «Просвещение» 2009 г.
Для Саши характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
В основу предлагаемого курса положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть курса состоит в поэтапном развитии сохранного потенциалбезречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем.
Замена вербальных абстрактных образов зрительными и /или кинетическими значительно облегчает обучение. Реальные предметы, картинки, жесты-движения, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального и/или кинетического ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми.
Одним из обходных путей логопедической коррекции данной категории детей является обучение навыкам альтернативной и/или дополнительной коммуникации, в частности чтению. Через обучение чтению можно вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно необходимо вести специальную работу по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для коррекции речи.
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
• Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
• Развитие функции голоса и дыхания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. После диагностики для ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая должна реализовываться в процессе медикаментозного лечения, логопедической деятельности.
1.2 Цели и задачи программы:
Цель программы: Организация эффективной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с ребенком, имеющими ЗПР резидуально-органического генезиса.
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР( согласно ПрАООП для работы с дошкольниками с ЗПР, с.83-84 эл.вариант)
- продолжать стимулирование речевой активности;
-развивать когнитивные предпосылки к речевой деятельности( восприятие, память, мышление);
- осуществлять формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира ;
-необходимо научить понимать название предметов ,действий, признаков , с которыми он встречается в повседневной жизни. Должен научиться выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.
- продолжать учить альтернативным средствам коммуникации( жест).
Для оптимизации образовательной деятельности необходимо определить исходный уровень речевого развития ребенка.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы:
У ребенка появилась (усилилась) потребность в общении, он заинтересован и может использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации:
использование взгляда как средство коммуникации;
использование мимики как средство коммуникации;
использование жеста как средство коммуникации;
использование звука как средство коммуникации;
использование предмета как средство коммуникации;
использование графических изображений/символов как средство
коммуникации;
использование карточек с напечатанными словами как средство
коммуникации;
расширились артикуляционные возможности, необходимые для произнесения отдельных звуков, воспроизведения слоговых сочетаний
появились попытки подражания речи окружающим
обогатились речевые возможности в практике импрессивной речи для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями ребенка.
2.Содержательный раздел
2.1 Описание результатов обследования Савинова А.
Данная программа составлена для Савинова Александра 29.04.2015 р. (5 года), посещающего среднюю группу. Заключение ЦПМПК от 19.09.2019 г, протокол № 15 «ЗПР обуловленное резидуально-органическим генезиом».
Программа является коррекционно-развивающей и носит индивидуально-ориентированный характер.
Ребенок воспитывается в полной семье. В семье один ребенок.
Речевое развитие ребенка отстает от возрастной нормы. В самостоятельном общении не может пользоваться фразовой речью, не владеет навыками связного высказывания. В речи использует очень редко обрывки лепетных слов (пить –пи) . Некоторые гласные звуки в речи присутствуют( А, О, У-самый выраженный звук), наблюдается вокализация не которых звуков (У, М) Появился указательный жест, мимику не использует. Понимание речи затруднено и зависит от ситуации ( если нравиться дидактический материал или игрушка может заинтересоваться), нуждается в неоднократном повторении задания, крайне редко выполняет простые речевые инструкции.( в первый год обучения он их не выполнял). Артикуляционный аппарат ребенка малоподвижен, артикуляционные позы удержать не может, резко ограничен подъем языка вверх, язык движется медленно, неточно.
Речевое дыхание не сформировано, нет резкого вдоха и плавного выдоха и силы выдоха
( дули на свечу)
Общая моторика нарушена, наблюдается неловкость движений, нарушена переключаемость от одного движения к другому, не все позы удерживает, нет чувства ритма. Мелкая моторика второго года обучения развивается с положительной динамикой,
Но еще присутствует наличие лишних движений, застревания при переключении ( есть любимые дидактические пособия, от которых трудно Сашу переключить на другие), моторная напряженность, трудности при удерживании карандаша все еще присутствуют, нет плавности движений.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: недостаточная сформированность средств языка, специфические нарушения речи.
2.2 Планирование коррекционно-развивающей деятельности
Логопедическая НОД проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что он не в полном объеме владеет пониманием речи, усваивает инструкции, обращенные только лично к нему, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
Расписание непосредственной образовательной деятельности является нормативным локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
( ПрАооп,с.208,эл.вариант). Согласно рекомендациям, указанным в ПрАооп для детей дошкольного возраста с ЗПР, план НОД и названия занятий носят примерный, условный характер. Приведенный план может служить ориентиром, каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно разработать расписание занятий, объединяя задачи из разных образовательных областей по своему усмотрению.
Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Два раза в неделю проводится учителем-логопедом артикуляционная гимнастика ( ПрАооп, с.215, эл.вариант) .Согласно примерным требования ПрАооп для детей дошкольного возраста с ЗПР коррекционные занятия 3 раза в недель проводит учитель-дефектолог.
Основной формой работы учителя-логопеда с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия не более 20 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или игры продолжительностью 4—5 минут.
Примерная структура индивидуального занятия
Первая часть занятия: Познавательное или речевое развитие
В этой части занятия предполагается формирование кругозора воспитанника об окружающем мире посредством дидактических игр и упражнений. Активизация психических процессов восприятия, внимания, памяти. Активизация речевой деятельности. Формирование фонематического слуха
Вторая часть занятия: В этой части занятия предполагается снятия эмоционального и мышечного напряжения, посредством подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток и динамических пауз.
Третья часть занятия: Продуктивная деятельность.
В этой части занятия предполагается развитие способностей воспитанника в продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), развитие мелкой моторики посредством дидактических игр, упражнений.
1. Дидактическая игра (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное)
2. Физкультминутка (физическое развитие, речевое);
3. Дидактическая игра (продуктивная деятельность: художественно-эстетическое развитие, сенсорное развитие)
Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам.
Годовое обучение условно подразделяется на 3 периода обучения:
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь,
2 период -декабрь,январь, февраль,
3период-март, апрель, май.
Деление на периоды условно.
2.2.1Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда с
Савиновым А.
• Развитие слухового восприятия
Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Цель: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук
глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений
чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
формирование представлений о схемах лица и тела;
развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями;
восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
Приёмы:
• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;
• прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;
• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; Су-джок мячики.
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;
• «рисование» в воздухе рукой;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
• упражнения с пластилином;
• артикуляционная и мимическая гимнастика;
• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
• упражнения на преодоление сопротивления;
• Развитие зрительнo - пространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.
Приёмы:
• нахождение игрушек в пространстве комнаты.
• перемещение их в заданном пространстве.
• поиск предметов:
• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:
• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,
• выработка навыков ориентировки;
• упражнения в перекрёстном ориентировании;
• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
• определение недостающих частей у предметов по картинкам;
• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:
• запоминание изображений предметов;
• фиксация изменений в расположении предметов,
• выделение из множества предметов;
• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
• идентификация зрительных изображений по заданной теме;
• определение различий в предметах и картинках;
• сравнение сходных по зрительному образу предметов;
• конструирование по образцу, по инструкции;
• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей;
• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
• Развитие функции голоса и дыхания.
Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.
Приёмы:
• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:
• активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:
• тренировка носового выдоха;
• развитие произвольного речевого вдоха.
• выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:
• выработка комбинированного типа дыхания.
• упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:
• различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
• Развитие чувства ритма.
Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И:
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• ходьба и маршировка под музыку;
• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
• ритмические упражнения для рук и ног;
• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:
• ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,
слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,
работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи
Приемы
• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),
• показ предметов по их признакам
• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям
• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами
• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний
• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного
• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием
• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих
• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов
• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»
• автоматизация отдельных штампов коммууникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди)
• узнавание предмета по словесному описанию
• выработка обобщенных понятий
• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений
2.2.2Индивидуальный план коррекционной работы по лексическим темам
на 2020 - 2021учебный год (в виде краткого описания занятия)
Сентябрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Игрушки
Цели: Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции, учить звукоподражанию, вырабатывать сильный ротовой выдох.
Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко».
Дыхательное упражнение: «Воздушный шарик»
Пальчиковая гимнастика:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю (Кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой – «катаем машинку».)
Звукоподражание: О-о-о - рычит мишка, И-и-и – ржет лошадка, Пи-пи-пи – пищит цыпленок, Бум-бум – гремит барабан, Оп-оп – прыгает мячик, Бах – упали кубики
Д\и для активизации словаря: «Мишка спит».
Сентябрь, 4-я неделя. Лексическая тема: Фрукты
Цели: Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать фрукты. Познакомить с прилагательными большой, маленький. Учить вести односторонний диалог (логопед задает вопрос, ребенок отвечает на него), развивать движения кистей рук.
Артикуляционная гимнастика: «лошадка», «иголочка», «чистим зубки».
Дыхательное упражнение: «Ветерок»
Пальчиковое упражнение: «Положи яблоки в ведерки»
Звукоподражание: М-м-м! – вкусная груша, Фу-у-у! – кислое яблоко.
Д\и для активизации словаря: «Покажи и назови фрукт» по картинкам», «Договори словечко».
Составление и проговаривание предложений: Мама купила яблоко. Папа купил яблоко, Тима купил яблоко.
Октябрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Овощи
Цели: Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить, формировать умение договаривать за логопедом слоги, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание
Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Овощи толстушки, овощи –худышки»
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим (ребром правой ладошки бьем по ладони левой руки)
Мы капусту солим, солим (кончиками пальцев солим)
Звукоподражание: Ам! – зайчик ест капусту, У-ух! – тянем морковочку, О-о-о-х! – капуста растет, О-г-о-о! – большая тыква,
Д\и для активизации словаря: «Назови овощи» по картинкам.
Октябрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Семья
Цели: Вызывать желание говорить. Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких людей. Учить произносить двусложные слова из открытых слогов. Вырабатывать правильную артикуляцию гласных звуков А, У. Развивать сильный, плавный выдох.
Артикуляционная гимльногонастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»
Звукоподражание: д\и «Повтори и послушай»: А-а-а! – мама качает малыша; Уа! Уа! – плачет малыш; О-о-ох! – стонет старая бабушка
Д\и для активизации словаря: «Кто это?» по картинкам (Муха, дети, тетя, баба).
Октябрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Части тела
Цели: Формировать потребность в речевом общении и умение договаривать за логопедом слоги и слова. Учить показывать чати тела в соответствии с просьбой взрослого. Формировать пассивный словарь по теме. Подражать движениям рук взрослого.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»
Звукоподражание:-Топ – малыш идет, Ам – мальчик кушает, Фу – девочка не хочет есть,
Ох – болит зуб, Ух – дядя работает, Эх – мальчик танцует, Ха-ха-ха – дети смеются.
Д\и для активизации словаря: «Это я». «Назови части тела»- голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза.
Октябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Осень
Цели: Учить понимать слова обобщающего значения. Учить различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Артикуляционная гимнастика: «футбол», «вкусное варенье», «чистим зубки».
Дыхательное упражнение: «Осенние листья»
Пальчиковая гимнастика:
Вышла осень погулять («Идём» указательным и средним пальцами одной руки)
Стала листья собирать (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую).
Д\и для активизации словаря: «Где много, а где мало?», «Что растет на дереве, а что на грядке».
Составление предложений: Ваня, на яблоко. Тима, дай дыню.
Ноябрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели: Учить употреблять существительные в родительном падеже. Учить проговаривать слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».
Дыхательное упражнение: «Согрей кошечку »
Пальчиковая гимнастика:
Киска, киска киска брысь (машет рукой, прогоняя воображаемую кошку)
На дорожку не садись (погрозить указательным пальцем)
Наша деточка пойдет (указательным и средним пальцем шагать)
Через киску упадет.
Д\и для активизации словаря: «Назови части тела», «Кого нет?», «Кто как голос подает»
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Учить проговаривать слова и предложения: Это кот. Тут Тома. У Томы кот. Вот бык.
«Кто что ест?»
Ноябрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели: Учить проговаривать слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Вот какой коташка (качают головой вправо-влево)
Круглая мордашка (обводят ладонью вокруг лица)
И на каждой лапке (сжимают и разжимают пальчики)
Коготки-царапки (кребут пальцами по ладони).
Д\и для активизации словаря: «Отгадай кто это?», «Кто что ест?»
Составление предложений «Кто как ест»-Корова жует, лошадь жует, коза жует, свинья жует, собака грызет, кошка лакает.
Ноябрь,3-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: Вводить в словарь глаголы прыгать, бегать, спать, стоять. Согласовывать относительные местоимения с сущ. Развивать моторику артикуляционного аппарата,
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Д\и для активизации словаря:
«Мой, моя»- Мой зайчик, мой кабан. «Найди картинку».
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Кто что делает?»- Лиса бежит. Белка сидит.
Ноябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: Учить употреблять cущ в дательном падеже. Развивать моторику артикуляционного аппарата,
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».
Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Д\и для активизации словаря: «Закончи предложение»-короткие уши у (белки), короткий хвостик у (зайца), длинные уши у (зайца), пушистый хвост у белки.
«Кому что дадим?»-мясо-волку, малину-медведю, мед-медведб, морковку-зайцу, яблоко-ежику, орехи-белке, грибы-белке.
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Кто где спит?». Лиса спит в норке. Белка спит в дупле. Волк спит в логове. Медведь спит в берлоге.
Декабрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Одежда.
Цели: Пополнять пассивный словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки. Развивать сильный ротовой выдох.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Большой-маленький»-большое платье-маленькое платье, «Кто что оденет?»- Коля оденет кофту,
«Один-много»- одна майка-много маек.
Составление предложений по демонстрируемым действиям: Я одеваю кукле майку (юбку, платье, рубашку, шубу, пальто, носки)
Декабрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Обувь
Цели: Расширять словарный запас глаголами: надеваю, обуваю, снимаю, гулять, ходить, бегать.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Что обувают летом, а что зимой», «Что купила мама?»-Мама купила сапоги. Мама купила туфли. Мама купила валенки.
Составление предложений по картинке: Оля обула туфли. Мака обула валенки. Наташа обула тапки.
Декабрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Новый год.
Цели: Учить понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке. Учить употреблять местоимения с предлогом у, личные местоимения.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Лопатка».
Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бусы на елку»
Д\и для активизации словаря: «Укрась елочку», «У кого?»-у меня шарик, у меня конфета.
Составление предложений по сюжетной картине: Наступил Новый год. Дети рады. Они наряжают елочку. На елочке висят игрушки, шары. Ёлочка красивая.
Январь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Зима
Цели: Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать моторику речевого аппарата. Развивать память, внимание, мышление.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «варенье», «Парус».
Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: учить проводить прямые горизонтальные линии «Прокати комочки по дорожкам».
Д\и для активизации словаря: «Назови ласково», «Повтори , не ошибись»
Заучивание стихотворения: Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех.
Январь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Зимние забавы
Цели: Учить употреблять существительные ед и мн числа. Составлять предложения по картинке.
Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Ёжик», «Бегемот».
Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: учить проводить прямые горизонтальные линии «Прокати комочки по дорожкам».
Д\и для активизации словаря: «Один-много», «Назови слова»
Составление предложений: Мальчик везет санки. Девочка едет с горки. Дети катаются на лыжах. Детям весело.
Февраль, 1-я неделя.
Лексическая тема: Домашние птицы
Цели: Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Повторять предложения за педагогом.
Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Ёжик», «Индюк».
Дыхательное упражнение: «Перышко, лети!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Нарисуй волны для уточки».
Д\и для активизации словаря: «Кто как голос подает?», «Назови птиц»
Составление предложений по картине: Девочка кормит кур. Девочка кормит цыплят, мальчик кормит гусей.
Февраль, 2-я неделя.
Лексическая тема: Домашние птицы
Цели: Учить употреблять числительные один, два. Расширять глагольный словарь.
Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Уточки»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Накорми курочку» .
Д\и для активизации словаря: «Сосчитай птиц», «Что делает курица?»- ходит, бегает, летает, плавает, ныряет, кудахтает, пеет, пищит, пьет воду
Составление предложений по картине «Лиса и гуси».
Февраль, 3-я неделя.
Лексическая тема: Посуда
Цели: Формировать обобщающее понятие посуда. Формировать глагольный словарь. Закрепление названий основных цветов.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Чайник кипит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Пальчиковый бассейн»
Д\и для активизации словаря: «Какая чашка?», «Назови посуду»
Составление предложений: Я мою тарелку (ложку, чашку). Буду резать….Буду варить…..
Февраль, 4-я неделя.
Лексическая тема: Продукты питания.
Цели: Продолжать расширять словарь сущ, прилагательных, глаголов.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Пальчиковый бассейн»
Д\и для активизации словаря: «Горячий или холодный?», «Угости Карлсона»
Составление предложений: Это уха. Ваня ест уху. Это дыня. Ваня ест дыню. Это вода. Коля пьет воду.
Март, 1-я неделя.
Лексическая тема: Мамин праздник.
Цели: Продолжать пополнять словарь прилагательных. Развивать диалогическую речь.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Подуй на одуванчик»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бусы для мамы»
Д\и для активизации словаря: «Подарок маме», «Помощник»
Заучивание стихотворения к утреннику.
Март, 2-я неделя.
Лексическая тема: Весна.
Цели: Закреплять употребление cущ ед и множ числа, числительных один, два, три с сущ. Развивать речевое дыхание.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Один -много», «Сосчитай -ка»
Составление предложений по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.
Март, 3-я неделя.
Лексическая тема: Признаки весна.
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ. Активизировать словарь глаголов.
Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Ветерок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Обведи листочки по контуру».
Д\и для активизации словаря: «Сосчитай-ка», «Кто что делает?»
Составление предложений по картине «Весна пришла»
Март, 4-я неделя.
Лексическая тема:
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «», «Сосчитай -ка»
Составление предложений по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.
Апрель, 1-я неделя.
Лексическая тема:
Лексическая тема: Мебель.
Цели: Формировать обобщающее понятие “мебель”, названия предметов мебели и их назначения. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».
Дыхательное упражнение: «Катись, карандаш!»
Пальчиковая игра: выкладывание предметов мебели по образцу из счетных палочек.
Д\и для активизации словаря: «Запомни и повтори», «Большой-маленький»
Д\и «Выполни команды»- сядь на стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди к столу, возьми из шкафа мяч, положи мяч на стол
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Где котенок?»-котенок на стуле, котенок на диване, котенок на окошке, котенок на кресле
Апрель, 2-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Продолжать формировать обобщающее понятие транспорт. Учить употреблять существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, множественного числа.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».
Дыхательное упражнение: «Самолет летит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Назови ласково», «Один-много».
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Машина едет. Машина стоит, машина гудит. Машина синяя. Машина белая. Машина большая.
Апрель, 3-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Учить правильно показывать и называть транспорт. Учить называть части машины. Активизировать словарь глаголов. Уточнять произношение гласных и согласных звуков. Учить строить предложения из двух слов.
Артикуляционная гимнастика: «иголочка», «заборчик», «футбол».
Дыхательное упражнение: «Плыви, кораблик!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Что едет? что летит? что плывет?», «Назови части машины».
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Это Вова. У Вовы машина. Вова, дай машину. Машина гудит.
Апрель, 4-я неделя.
Лексическая тема: Насекомые
Цели: Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Лети, бабочка!».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бабочка» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Где бабочка?», «Вверху или внизу»
Составление предложений по вопросам: Бабочка летает. Кузнечик прыгает. Плела летает. Жук ползет.
Май, 1-я неделя.
Лексическая тема: Цветы
Цели: Учить согласовывать прилагательные с сущ, Учить употреблять cущ в родительном падеже. Формировать плавный вдох, развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Цветочек» из мозаики.
Д\и для активизации словаря: «Какой цветок», «Чего не стало?»
Составление предложений: У мамы маки. Маки красные. У Сони ромашка. Она белая.
Май, 2-я неделя.
Лексическая тема: Лето
Цели: Развивать диалогическую речь, согласовывать cущ с прилагательным.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Иголочка», «Часики».
Дыхательное упражнение: « Дуем на листочки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Дождик и тучка».
Д\и для активизации словаря: «Какой, какая?» солнышко-желтое, трава зеленая, небо голубое.
Составление предложений по картине «Что делаю дети летом?»
2.3 Взаимодействие с родителями
Учитель- логопед является координатором коррекционно- образовательной работы. Знакомство с семьей, ребенком: проведение анкетирования.
Родители:
- проведение игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребенка;
-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка дома;
-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: индивидуальные и практические консультации.
Родители получают информацию о коррекционно-развивающей работе еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальной тетради. С разрешения законных представителей ( родителей) обмен видеоматериалом с занятий только между учителем-логопедом и родителями.
2.4 Взаимосвязь специалистов МБДОУ
Интеграция усилий логопеда и специалистов ДОУ реализуется в ходе совместного планирования непосредственно-образовательной деятельности, составления общих планов коррекционной работы с детьми, проведении консилиумов, оформлении рекомендаций для родителей. Музыкальный руководитель использует ритмические упражнения, пальчиковую гимнастику, логопедические распевки, дыхательную гимнастику. Воспитатель закрепляет навыки детей, полученные на индивидуальной логопедической деятельности, в режимных моментов, прогулках, театрализованной и игровой деятельности. Педагоги систематически ведут «Тетрадь взаимодействия работы логопеда и воспитателей» с целью преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Медицинский работник осуществляет контроль по соблюдению требований санитарно – эпидемиологических норм и правил; осуществляет оценку физического развития по данным антропометрических показателей; осуществляет оценку состояния здоровья посредством регулярных осмотров.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности
Основной формой работы учителя-логопеда с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия не более 20 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или игры продолжительностью 4—5 минут.
3.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
3.2.1. Особенности организации
предметно-пространственной развивающей среды
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей, условия для занятий.
Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки – немаловажные детали.
Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Дети с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным динозавриком. Логопед вполне может подобрать игрушку-«помощницу» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики.
Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием.
Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем, полки на уровне роста детей должны быть открытыми с тем, чтобы на них размещался сменный материал для самостоятельной деятельности детей. малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки. В кабинете имеется мольберт с магнитной доской.
3.3.Учебно-методические комплекты, используемые в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда (рекомендуемый список)
-Батяева С.В., Володина В. С., Савостьянова Е.В. большой альбом по развитию речи.-М.,2019
- Громова О.Е. «Формирование начального детского лексикона»
- Железнова Е.С. «Пальчиковые игры»
- Косинова Е.М. «Уроки логопеда», «От звука к слову»
- Колесникова Е.В. «Тесты 2-3»
- Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»
- Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля»
- Краузе Е.Н. «Логопедия»
- Новикова-Иванцова Т.Н. « От слова к фразе» Книга 1 М.,2010
-Нищева Н.В. «Занимаемся вместе – ранний возраст»
- Нищева Н.В. «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада»
- Дидактические пособия Е.К.Круогла