МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКИМОВСКАЯ СОШ№ 27» МЕЛИТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
Согласованно:
Утверждаю
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ Н.В. ШКРАМИДА
ЗАМ ДИРЕКТОРА_______ Н.Н.ГЛУШКО
Родители __________О.С.КАБЫТКИНА
Приказ №_________ от _______.
Индивидуальная образовательная программа инклюзивного обучения для ученика 1-А класса
Кабыткина Станислава
( 7 лет)
ОТВЕТСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ:
Педагог – психолог Василенко Е.Е.
Учитель – Давыдова И.А.
Пояснительная записка.
На современном этапе концепции интегрированного обучения, воспитание является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического (физического) здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» РФ. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Цель индивидуальной образовательной программы: создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Задачи:
Формировать представления ребенка о многообразии предметного окружения; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; формировать представление ребенка о своем городе, Родине, стране. Расширять кругозор, формировать представления о природном многообразии.
Учить различать количество предметов, предметы по форме и называть их.
Накапливать опыт ориентироваться и двигаться в пространстве.
Учить владеть речью, как средством общения. Обогащать активный словарь ребенка, развивать связную речь, звуковую культуру речи, фонетический слух.
Развивать интерес к различным видам изо деятельности: формировать умения и навыки рисования, лепки, выполнения аппликации и конструирования.
-Развивать зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов.
- Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цветовой гаммы.
- Зрительное соотнесение размера.
- Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
- Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые), по форме - (круглые, овальные, треугольные)
- Учить классифицировать и обобщать.
-Формировать правильную осанку.
-Совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка.
Учебный план.
Учебный план ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие воспитанника и его посещение школы, на сохранение и укрепление психического здоровья, коррекции психических процессов и речевых навыков.
Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю.
Продолжительность непосредственной образовательной деятельности– 30 минут.
Образовательные области | Разделы программы | Кол.внед./ год | Длител. занят./нед |
Познавательное развитие | ФЭМП | 3/108 | 30/90 |
| Познавательное развитие | 1/36 | 30/30 |
| Природа | 1/36 | 30/30 |
Речевое развитие | Развитие речи | 1/36 | 30/30 |
| Обучение грамоте | 1/36 | 30/30 |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 2/72 | 30/60 |
| Лепка | 0,5/18 | 30/30 1,3 нед. |
| Аппликация | 0,5/18 | 30/30 2,4 нед. |
| Конструирование | 1/36 | 30/30 |
| Музыка | 2/72 | 20/60 |
Физическое развитие | Физическая культура | 3/108 | 30/90 |
Образовательный материал отбирается с учётом индивидуальных особенностей ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку результативность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа с ребенком проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Сетка занятий составлена так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм. В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога.
Содержательный раздел.
В осуществлении индивидуальной образовательной программы активную работу проводят воспитатель, педагог-психолог, учитель – дефектолог, инструктор по физическому развитию, инструктор по плаванию. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса. Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.
Воспитатели проводят занятия по ИЗО, конструированию, аппликации и лепки. Воспитатель с ребенком закрепляют приобретенные ребенком знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь ребенка (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты. Для контроля и слаженной работы специалисты используют «Тетрадь взаимодействия», в которой отражается вся коррекционная работа с ребенком.
раздел | задачи | Методы и приемы | ответственный |
изо | -Развитие тонкой моторики. Формировать умение передавать в рисунке образы предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги и правильно передавать положение предметов. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него. Учить рисовать акварелью. Учить рисовать кистью разными способами. Закреплять знания о уже известных цветах, знакомить с новыми цветами и оттенками. | Д/И «Нарисуй дождик», «Скатай клубочек», «Нарисуй дорожку к дому», «Составь цепочку», , «Пройди по следам», «Нарисуй там, где я скажу». «Полосатые коврики», «Что на что похоже», «Дорисуй рисунок». Продуктивная деятельность с ребенком. | Педагог-психолог |
лепка | Развивать приемы лепки: прищипывание, вытягивание из целого куска. Продолжать учить сглаживать пальцем поверхность вылепленного предмета, фигуры. Учить приемам вдавливания середины для получения полой формы. | Продуктивная деятельность с ребенком. | Педагог-психолог |
аппликация | Развивать умение разрезать бумагу на длинные и короткие полосы. - вырезать фигуры из бумаги. Учить вырезать симметричные фигуры. Развивать умение составлять изображение. | Д/И «Укрась наряд матрешки», «Оживи сказку», «Собери картинку», «Сложи фигуру». Продуктивная деятельность с ребенком. | Педагог- психолог |
конструирование | - учить работать по выкройке. - учить осуществлять деятельность по образцу. - учить работе с различным конструктивным материалом, - учить создавать объемные игрушки | Д/И «Сложи картинку» Д/И «Сложи узор как я», «Повтори узор», «Залатай коврик», «Интеллектуальные игры Б.П. Никитина». Продуктивная деятельность с ребенком. | Педагог- психолог |
Сенсорное развитие | - Зрительное восприятие формы. -Закреплять форму предметов. -Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета. - Зрительное соотнесение размера. | Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг. Составление бус из геометрических фигур разного цвета. Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому. Игры «Цвет, форма»; «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»; «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы; «Найди в группе красные (синие) предметы»; «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы», «Разложи предметы (овощи, ягоды.фрукты) по форме; «Разноцветное лото»; лото «Цвет»; Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке; Настольная игра - тренажер «Лабиринт геометрических фигур»; Настольная игра - тренажер «Геометрические фигуры на столбиках». | Педагог-психолог. |
Развитие речи | - -Расширять кругозор ребенка по лексическим темам. - Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: наш детский сад, игрушки, овощи, фрукты, деревья и кустарники, золотая осень, поздняя осень, семья, мой дом. Мебель, мой город, транспорт, зима, зимующие птицы, зимние забавы. Новый год. - Расширить словарь прилагательных и глаголов. - Образование существительных множественного числа от единственного. - Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. | Артикуляционная гимнастика, : Игра «Угадай, когда это бывает?»; «Времена года» (Лото); «Времена года» (разрезные картинки), «Какой, какая, какие?»; «Что он делает?»; «Один - много» с мячом; «Какой, какая, какие»; «Назови ласково» с мячом; «Жадина»; Лото «Овощи и фрукты»; | Психолог, учитель |
ФЭМП | Учить считать различные предметы в пределах 10. - учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующими числами. Учить сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений. Учить устанавливать размерные отношения. Развивать геометрическую зоркость. Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве. | Д/И «математическое лото», «посчитай и назови», «Найди цветок для бабочки по размеру», «Кто скорее свернет ленту (длина)», «Подбери по форме», «Что стоит внизу, наверху, рядом», «Найди круглые предметы», «Найди такую же», «Положи по порядку», «Что сначала, что потом», «Один- много». | психолог |
Ознакомление с миром природы | Расширять представления детей о природе, учить наблюдать, развивать наблюдательность. | Д/И «Узнай по описанию», «у Кого кто», «Парочки», «Что забыл нарисовать художник», «Поставь животных на свои места», «кто где живет», сезонные наблюдения. | Учитель, Психолог |
Ознакомление с социальным миром | - обогащать представления ребенка о профессиях. - расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа). - расширять представления о малой Родине. | Д/И «знаю все профессии», «кому, что надо для работы», Д/И «Мой детский сад», лото «Игрушки». Чтение художественной литературы о родном крае, беседы о культуре, традициях родного края, наглядная демонстрация достопримечательностей города. |
Ознакомление с предметным миром. | Обогащать представление ребенка о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Побуждать сравнивать предметы и классифицировать их. | Д/И «четвертый лишний», «волшебный мешочек», «из чего мы сделаны». |
| | | |
Перспективное планирование коорекционно – развивающей работы по лексическому материалу.
Месяц | Лексические темы | Задачи | Методы и приемы |
сентябрь | «Наш детский сад» | Учить рассказывать о внешнем виде здания детского сада, закрепить знания о названиях и назначении помещений детского сада, учить отвечать на вопросы о труде воспитателя, учителя-дефектолога, врача, мед. сестры. | Беседы, Наглядные пособия, Чтение художественной литературы, использование интерактивных и настольных дидактических игр, с/р игры. |
Игрушки. | Систематизировать знания ребенка об игрушках, формировать обобщающее понятие «игрушки», совершенствовать умение описывать предмет и узнавать его по описанию. |
октябрь | Фрукты. | Закрепить и уточнить представления ребенка о фруктах, учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты». |
Овощи. | Закрепить и уточнить представления ребенка об овощах, учить различать овощи по вкусу, на ощупь, учить составлять рассказ описание. |
Деревья и кустарники. | Расширить и уточнить знания ребенка о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе. |
Золотая осень | Уточнить и расширить представления дребенка об осени, ее признаках. |
ноябрь | Поздняя осень | Закрепить знания о временах года; систематизировать представления об осени, отличительных признаках осени. |
Семья | Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). |
Мой дом Мебель. | Закрепить знания о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире. Сформировать понятия «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу».Уточнить и расширить представления об основных видах мебели. |
| Мой город | Сформировать представление о достопримечательностях родного города. |
декабрь | Транспорт | Сформировать представление о транспорте, о профессиях людей, работающих водном транспорте |
Зима | Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры |
Зимующие птицы | Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц. |
Зимние забавы детей. Новый год | Расширить представления о зимних явлениях в природе, о зимних видах спорта. Закрепить понятие «спортивная одежда». Закрепить представление о Новом годе. | |
В результате коррекционно–образовательной работы ребенок должен научиться:
- пользоваться в речи предметным словарем существительных по темам этого периода.
- обогатить словарь прилагательных и глаголов.
- научится образовывать существительные множественного числа от единственного.
- научится образовывать уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги;
Называть времена года, отмечать их особенности.
Положительная динамика развития тонкой моторики, зрительно – моторной координации,
Анализировать строение предметов, выделять существенные признаки, устанавливать предметные отношения конструктивными способами.
Осуществлять деятельность по образцу
Формируется правильная осанка.
Совершенствуются двигательные умения и навыки ребенка.
Для выявления динамики развития ребенка, педагогами проводится обследование ребенка в течении 2-х недель в начале и в конце срока реализации индивидуальной программы.
I этап - Педагоги собирают первоначальные данные об индивидуально-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития, выявляют структуру дефекта, разрабатывают индивидуальный план коррекционной работы на год, осуществляют вариативный набор разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей и резервных возможностей.
II этап - Педагоги определяют характер динамики усвоения программного материала и разрабатывают дальнейший образовательный маршрут ребёнка.
В декабре проводится анализ динамики развития ребёнка по результатам деятельности ребёнка в непосредственной образовательной деятельности. Динамика может быть выраженной положительной, умеренно – положительной, слабо - положительной, может быть отсутствие динамики, либо отрицательная. В двух последних случаях ребёнок направляется повторно на ПМПк, затем на ТПМПК. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов (диагностик) освоения программы дошкольного образования, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.
В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:
наблюдение;
беседы;
изучение медицинских карт детей;
проведение оценочно-контрольных НОД и срезов;
изучение продуктов детской деятельности;
проведение обследования;
ИКТ технологии.
Оценка качества образовательного процесса осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении: В Н средний и т.д.
Для отслеживания результатов нами используются следующие методики:
- педагогический мониторинг социального развития воспитанников (методические рекомендации, разработанные педагогами ДОУ);
- итоговые занятия по программе;
Работа с родителями ребенка.
месяц | Вид деятельности |
Сентябрь. | Беседа с родителя с целью сбора информации о происходящих изменениях в состоянии ребенка после летних каникул Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком. Информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в группе. |
Октябрь – май. | Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Игра в развитии ребенка», «Как помогать ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру», «Какие книги почитать ребенку». Обучение родителей элементам коррекционно- развивающей работы с ребенком в домашних условиях. Привлекать родителей к совместной продуктивной деятельности с ребенком в домашних условиях Ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности ребенка в школе. |
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействие с родителями строится на принципе сотрудничества, как межличностного общения педагога с родителями диалогической направленности, а не простому обмену информации.
При этом решаются приоритетные задачи:
повышение педагогической культуры родителей;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Родители должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного ребенка.
Заключение и рекомендации.
Корректировка содержания индивидуальной образовательной программы для воспитанника осуществляется на основе анализа результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. Педагогами организации проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, даются рекомендации, советы, консультации, памятки.