СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная проектная деятельность студентов. Проектная работа "Орфоэпические ошибки в песнях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная молодежь стала меньше читать и использует более удобные платформы для получения информации.Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Практическая значимость: возможность использовать данный проект на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная проектная деятельность студентов. Проектная работа "Орфоэпические ошибки в песнях"»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»









ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Орфоэпические ошибки в песнях

Специальность: сестринское дело

Форма обучения: очная

Студент: Модилова Софья Викторовна

Курс I, группа 12с

Руководитель: Сигаева Юлия Александровна

Подпись _______________________













2020 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА……………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….………..7

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА…………….……..……….…..9

    1. Русское литературное произношение и его исторические основы…..9

    1. Орфоэпическая норма ………………………………………………..…10

    2. Особенности русского ударения…………………………………….....10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА…….……………….…………...12

    1. Анализ нарушения орфоэпических норм на примере текстов песен исполнителей……………………………………….……………..……....12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….....15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...…...16



























ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Название проекта

Орфоэпические ошибки в песнях

2. Исполнитель проекта

Модилова Софья Викторовна

3. Руководитель проекта

Сигаева Юлия Александровна

4. Краткое описание проекта
























Цель:анализ речевых отклонений в текстах современных песен.

Задачи:

  1. определить теоретические основы исследования: дать определение понятиям, необходимым для проведения исследования;

  2. проанализировать современные песенные тексты на предмет наличия в них нарушений языковых норм;

  3. воспитать любовь к красоте русского языка.

Ожидаемый результат: печатная работа, анализ нарушения орфоэпических норм, презентация, выступление перед обучающимися группы с докладом.

5. Обоснование актуальности и практической значимости проекта

Современная молодежь стала меньше читать и использует более удобные платформы для получения информации.Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Практическая значимость: возможность использовать данный проект на уроках русского языка.


6. Методы исследования

1) теоретический

2) поиск информации в сети Интернет и печатных изданиях;

3) анализ и обобщение полученных сведений.

7. Календарный график

Сроки реализации проекта: январь-май 2020 года









Календарный график проекта

Этапы проекта

Содержание

Сроки

Отметка о выполнении, краткий комментарий преподавателя

Подготовительный этап

Выбор темы проекта

январь



Обоснование актуальности темы

январь



Определение целей, задач

январь



Разработка календарного графика

январь



Поиск источников литературы

февраль



Оформление паспорта

февраль



Оформление паспорта

февраль


Начало исследования

Изучение литературы

февраль



Написание теоретической части

февраль


Реализация проекта

Выполнение исследования

март



Оформление практической части (если предусмотрено) или доклада

март


Подготовка к защите

Подготовка доклада к защите

апрель



Оформление презентации

апрель


Защита проекта

Публичная защита проекта







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Правильная и грамотная речь, а в особенности правильное произношение – один из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Неправильное произношение затрудняет обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. Роль хорошего произношения возросла в наше время, так как устная речь на публичных собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.

Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Мы неслучайно выбрали именно такую тему нашего исследования. Современная молодежь стала меньше читать и использует более удобные платформы для получения информации. Например, слушая музыку, человек, так или иначе, принимает то произношение, которое звучит в песне. А если это произношение ещё и неправильное?

Цель работы: анализ речевых отклонений в текстах современных песен.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. определить теоретические основы исследования: дать определение понятиям, необходимым для проведения исследования;

  2. проанализировать современные песенные тексты на предмет наличия в них нарушений языковых норм;

  3. воспитать любовь к красоте русского языка.

Объект исследования: тексты популярных современных песен.

Предмет исследования: речевые отклонения от языковых норм в текстах песен.

Проблема: аудирование становится самым мощным источником пропаганды безграмотности.

Методы исследования:

  1. теоретический;

  2. поиск информации в сети Интернет и печатных изданиях;

  3. анализ и обобщение полученных сведений.




  1. . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

    1. Русское литературное произношение и его исторические основы

Орфоэпия- это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях:

1) система единых норм произношения в литературном языке;

2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. 

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержание орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой, например, произношение [шн] на месте сочетания чн (ску[ш]но) или [в] на месте г в окончании -ого -, -его (того - то[в]оего - е[в]о).

Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием национального языка. Нормы орфоэпии русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в 1-й половине XVII века как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сложились во 2-й половине XIX века, хотя имелись и колебания.






    1. Орфоэпическая норма

Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. В основе русского языка, лежит московское наречие. Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны

  • с постановкой ударения,

  • с произношением е или э после согласных в заимствованных словах,

  • с произношением е или ё после согласных под ударением,

  • с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн,

  • с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове),

  • с произношением звуков [ж] и [ж'] на месте сочетаний жж, жд, зж.

Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков. Орфоэпическая правильность заключается в соблюдении:

-правил произношения и ударения,

-интонационных норм.

1.3. Особенности русского ударения

Ударение – выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха; изменением высоты голосового тона; продлением звука. Во многих языках наблюдается комбинация этих средств.

Русское ударение – одна из самых сложных тем для усвоения. Современные школьники довольно часто совершают ошибки при постановке ударения, поэтому этой теме стоит уделить особое внимание. Ударение в русском языке характеризуется своей подвижностью. В разных словах ударение может падать на любой слог в слове: на первый - ба΄нты, на второй - звони΄т, на третий - жалюзи΄, на четвертый - апартаме΄нты. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слогана другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода΄ - во΄ду, хожу΄ - хо΄дишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: за΄мок - замо΄к, засы΄пать - засыпа΄ть.

Разноместность и подвижность русского ударения нередко приводит к тому, что у одного слова появляется несколько вариантов произношения. Чаще всего причиной появления акцентных вариантов являются профессиональные варианты слов, диалекты и другие факторы.




















  1. . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

2.1. Анализ нарушения орфоэпических норм

  1. Поздний вечер в Соренто нас погодой не бАлует.

(А.Глызин «Поздний вечер в Соренто»)

В «Словаре трудностей русского языка» под ред. Ушаковой С.А. зафиксирована норма баловАть (балУет) с ударением на втором слоге.



  1. Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет.

(«Руки вверх» «Студент»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма звонИть.



  1. Прости за слезы, что пролИла по ночам.

(О. Газманов «Ненаглядная»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма пролилА.



  1. А для звезды, что сорвАлась и падает.

(А. Зацепин «Есть только миг»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма сорвалАсь.



  1. В лесу родИлась ёлочка.

(Раиса Кудашёва «В лесу родилась елочка»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма родилАсь.



  1. Нарисованы бульвары, реки и мосты,

Разноцветные веснушки, белые бантЫ.

(«Банты», гр. Браво)



В «Словаре трудностей русского языка» под ред. С.А. Ушакова, зафиксирована норма бАнты с ударением на первом слоге.



  1. ВолкИ уходят в небеса…

(«Волки», гр. Би 2)



Ударение падает на второй слог, хотя во множественном числе в «Словаре трудностей русского языка» под ред. С.А. Ушакова зафиксирована норма вОлки.



  1. Нас не разлУчат…

(«Музыка нас связала» гр. Мираж)



Орфоэпический словарь русского языка под ред. В.И. Круковера фиксирует норму разлучАт.



  1. Хочу, хочу доллАров больше…

(«Мани-мани» гр. Отпетые мошенники)



В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма дОлларов.



  1. Возьми банджО, сыграй мне на прощанье…

(«Гуд бай, Америка» Наутилус Помпилиус)

В орфоэпическом словаре ударение приходится на гласную а – бАнджо.

  1. ЗвОнишь ты: «Алё, подъём!»

(«Не обижайся на меня» гр. Нэнси)



В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксировананорма звонИть.



  1. Я лишь тебя пригубИла.

(«Сумасшедший» гр. Виа Гра)



В «Словаре трудностей русского языка» под ред. Ушаковой С.А. зафиксирована норма пригУбить на втором слоге.



  1. А ты всё рУлишь и молчишь.

(«Вишнёвая девятка» гр. Комбинация)



В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма рулИшь.



  1. Держится рука вместо письма пригОршня…

(«Письма издалёка»А.Глызин)



Орфоэпический словарь русского языка под ред. В.И. Круковера фиксирует норму прИгоршня.



  1. НезаконнорОжденный мой сын…

(«Незаконнорожденный мой сын» В. Пресняков)



Орфоэпический словарь русского языка под ред. В.И. Круковера фиксирует норму незаконнорождЁнный.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы показали, насколько много нарушений речевых норм и правил присутствует в современных песнях.

Речевые нарушения не способствуют повышению грамотности молодёжи. Соблюдение орфоэпических норм является важным фактором для развития профессиональных качеств и навыков. Бесцельное, неумелое, нарушение речевых норм может вызвать у грамотных слушателей отвращение к исполняемому произведению.

Песенный жанр в своём роде уникален, так как признаётся народом во все времена. Поэтому важно сохранять облик песни правильным, грамотным.

































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Орфоэпический словарь русского языка. Составитель В.И. Круковер. Корректор О.В. Гриднева.

2. Словарь правильной русской речи: около 85 000 слов: более 400 комент. / ИЛИ РАН; Н.В. Соловьев. – М.: АСТ: Астрель, 2008. -847, [1] с. – (Словари Академии Российской).

3. Словарь трудностей русского языка; [сост. С.А. Ушакова]. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 256 с. – (Познаем и учимся).

4. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1957. – 186, [2] с., [1] л. портр.

5. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка. Около 30000 слов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Русский язык, 1987. – 414 с.

6. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М.: Высшая школа, 1991. – 558, [1] с.

7. Крысин Л.П. Языковая норма и речевая практика. // Отечественные записки. – 2005. – № 2(23).

8. Львов М.Р. Языковая норма и культура речи (теоретический аспект) //Русский язык в школе. – 2006. – №4. – С.3-8.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!