СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа по работе со способными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:выявление,обучение,развитие,воспитание способных детей

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа по работе со способными детьми»

10


МБОУ Павловская СШ










Индивидуальная программа

по работе со способными детьми

учителя начальных классов

Рубцовой Валентины Михайловны























2014г.- 2018г.




Актуальность разработки программы.

Проблема работы со способными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению способных детей, создания условий для оптимального развития способных детей, была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими учебно-познавательный и творческий потенциал.

Концепция программы.

Выявление способных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа со способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Способные дети:

-имеют более высокую по сравнению с большинством ровесников восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

-имеют большую познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности способного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности способных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Способный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе со способными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.


Цель программы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка способных детей; создание условий для оптимального развития способных детей, чья способность на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.


Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;

  • проводить внеурочные конкурсы, игры, , позволяющие учащимся проявить свои способности.

  • произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;

  • воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;

  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, спортивные мероприятия, концерты, праздники).


Этапы реализации.

Реализация индивидуальной программы по работе со способными детьми рассчитана на 4 года: с 2014 по 2018 годы.

Первый этапдиагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2014 года (1 класс).

Второй этапдеятельностный (второе полугодие 2015 года – второе полугодие 1017 года) – связан с непосредственной работой со способными учащимися во всех указанных выше направлениях.

Третий этап - констатирующий (второе полугодие 2018 года, 4 класс)

Формы работы со способными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.

  • Дополнительные занятия со способными учащимися, подготовка к различным конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

  • Участие в школьных и районных мероприятиях . Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, спортивные соревнования.

  • Использование современных средств информации (Интернет) Принципы педагогической деятельности в работе со способными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  • Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов способностей.

  • Развитие потенциала детей.

  • Проведение мероприятий по различным направлениям со способными детьми.

  • Создание условий поддержки и защиты способных детей.


Показатели эффективности реализации программы работы со способными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения просто способных детей.


Структура работы со способными детьми.

Работа со способными детьми осуществляется в трёх направлениях:

  • выявление просто способных детей, в отношении которых есть надежда в развитии их способностей.

  • работа со способными детьми на уроках и во внеурочное время.

  • ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

  • переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Формы работы со способными детьми:

  • групповые занятия;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • индивидуальная работа;

Работа с родителями.

  1. Родители, семья в системе реализации программы:

  • учитывать способности детей как непростое явление;

  • учитывать личностные и возрастные особенности способных детей;

  • создать условия для формирования у ребенка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;

  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;

  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);


  1. Семейные аспекты развития способных детей и реализации программы:

  • организация работы с родителями по вопросу воспитания способных детей;

  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Методы психологических воздействий, используемые при работе со способными детьми (по Ю.Б. Гатанову):


  1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации.

  2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

  • групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

  • соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.

  • команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее способным детям пережить успех, сотрудничая с более способными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

Мероприятия по реализации программы.

Найти точку роста.

Для успешной работы со способным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

Выявление индивидуальных особенностей.

Способности не лежат на поверхности. Путём тестирования, систематического внимательного наблюдения за ребёнком учитель выявляет его способности.

Воспитание лидерских качеств.

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности.












Анализ работы

Все ученики класса - трудолюбивые и отзывчивые дети. Они охотно отвлекаются на просьбу учителя о помощи, любят выполнять различные поручения, к которым относятся ответственно. Многие дети хорошо владеют навыками самообслуживания.

Дети активно принимают участие в акциях и конкурсах, проводимых в школе и классе. Кроме этого, с удовольствием принимают участие в классных часах, праздниках и спортивных соревнованиях, особенно с участием родителей. Родители активно участвуют во многих внеклассных мероприятиях, в том числе в проведении классных часов, праздников, спортивных соревнований.

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории способных детей.

  1. Дети с признаками умственной способности в определённой области наук и конкретными способностями.

Козлова Аня

Прокофьев Никита

Газиев Ахмед

  1. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Козлова Аня

Алексеева Таня

Антонова Настя

  1. Дети со спортивными способностями.

Козлова Аня

Прокофьев Никита

  1. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие своими индивидуальными положительными качествами

Захаренков Сергей

Захаренкова Алиса

Андрейчук Максим

Харин Сергей


Итоги работы по программе.

Анализируя работу по программе, осуществляемую в течение 4х лет работы в начальной школы, следует отметить хорошие результаты по литературному чтению (во многом благодаря методике ведения читательского дневника).

Козлова Аня учится на художественном отделении в музыкальной школе имени М.И.Глинки, г.Ельня. В спортивном кружке занимается лёгкой атлетикой, участвует в соревнованиях в беге на короткие дистанции. 4 класс закончила на «4» и «5».

Прокофьев Никита успевает на «4» и «5»,увлекается игрой в шашки.

Таня Алексеева обучается сольному пению народных песен при сельском ДК.

Антонова Настя активно участвует во всех школьных мероприятиях: поёт сольные песни, танцует, играет в сценках.

Газиев Ахмед учится на «4» и «5»,проявляет интерес к математике.

Андрейчук Максим, Алексеева Таня, Антонова Настя, Газиев Ахмед, Захаренкова Алиса, Прокофьев Никита, Харин Сергей с увлечением посещают кружки духовно – нравственного и художественно – эстетического направления, участвуют в конкурсах, занимают призовые места на муниципальном уровне. Все поют в школьном хоре.

Целенаправленная работа со способными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и “слабых” учащихся, создает в коллективе атмосферу сотрудничества. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.

При обучении данного класса велась определённая работа по формированию межпредметных навыков. Приоритетной была задача научить работать с текстом: информационная обработка текста, создание своего устного и письменного текста, элементы анализа художественного текста. Кроме этого, учащиеся получили опыт проектной деятельности: постановка задачи, выработка алгоритма действий, прогнозирование результата.

Особо следует отметить рост личностных достижений учащихся. В данном анализе Индивидуальной программы по работе со способными детьми этот аспект отслеживался на протяжении всех лет обучения и в разнообразных видах деятельности учащихся. Дети стали активнее участвовать в различных конкурсах и мероприятиях как школьного, так и муниципального уровня..

Во многом росту личностных достижений учащихся способствовала совместная работа с родителями. Дети адаптированы к разнообразным жизненным ситуациям, решению нестандартных жизненных и учебных задач (соответственно возвратным особенностям).

В целом на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа со способными детьми в классе ведётся целенаправленно и  достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, система воспитательной работы дают возможности для индивидуального и всестороннего развития личности.

Достижения учащихся в предметных и межпредметных видах деятельности и личностный рост каждого будут способствовать успешной адаптации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!