протокол № 3 от 28.10.2016 г.
приказом заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей"
от 24 октября 2016 г. № 257.1
Повышение уровня профессиональной конструктивной компетенции учителя-логопеда в рамках организации коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи в детском саду
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. Дети с лёгкими нарушениями речи, посещающие детский сад общеразвивающего вида, и не получающие логопедическую помощь, сталкиваются с трудностями в освоении образовательной программы и дальнейшей социализации. Для решения этой проблемы необходимо создать условия, при которых дети смогут получать необходимую помощь.
На данном этапе важным является то, как будет спроектирована деятельность учителя-логопеда по всем направлениям. Сюда входит и разработка необходимой документации, и создание предметно-пространственной развивающей среды, подбор наглядно-дидактического материала, а также консультативно-профилактическая работа со всеми участниками образовательных отношений. Логопедическая работа при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.
В результате ведения коррекционной работы у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе.
- между наличием детей с нарушениями речи в детском саду общеразвивающего вида и недостаточностью условий для коррекционной работы с данными детьми;
- между требованиями, предъявляемыми профессией к личностным и профессиональным качествам учителя-логопеда и успешной реализации им профессиональных функций, творческого решения педагогических задач, навыком практического применения.
- коррекционно-развивающая, компенсирующая логопедическая помощь будет эффективней, если разработать систему коррекционной работы.
Этапы разработки и реализации индивидуальной программы профессионального развития
№ п/п | Этапы реализации | Содержание деятельности | Сроки | Прогнозируемый результат | Источник |
1 | Подготовительный. Цель: определить модель организации коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи в детском саду общеразвивающего вида. | 1. Анализ и оценка уровня речевого развития детей в Детском саду №13. | октябрь 2016 г. | Определены приоритетные направления в работе с детьми: - коррекция звукопроизношения, - развитие фонематических процессов, - формирование лексико-грамматического строя речи, - развитие связной речи. | 1. Беседы с детьми, наблюдения за детьми. 2. Иншакова О.Б «Альбом для логопеда». |
2. Изучение нормативных документов по вопросам организации коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи в детском саду общеразвивающего вида. | октябрь-ноябрь 2016 г. | Повышается уровень профессионализма в области образовательной политики. | 1. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм. от 04.04.2014). 2. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения", и другие нормативные документы. |
3. Определение перечня документации учителя-логопеда в соответствии с требованиями нормативных документов и методических рекомендаций. | октябрь-ноябрь 2016 г. | Подготовлен перечень необходимой документации для ведения коррекционной работы. | Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. |
4. Планирование организации рабочего пространства учителя-логопеда. | октябрь-ноябрь 2016 г. | Подготовлен перечень необходимого оборудования для организации рабочего пространства учителя-логопеда. | Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. |
5. Определение перечня наглядно-дидактических пособий и игр на формирование, развитие и совершенствование следующих компонентов речи: - правильного звукопроизношения, - фонематических процессов, - лексико-грамматического строя речи, - связной речи. | октябрь-ноябрь 2016 г. | Подготовлен перечень наглядно-дидактических пособий и игр на формирование, развитие и совершенствование всех компонентов речи для использования их учителем-логопедом в коррекционной работе. | Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. |
6. Определение приоритетных направлений в работе со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. | октябрь-ноябрь 2016 г. | Сформированы этапы и направления в работе со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. | Балобанова В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С.-П., 2002г. |
2 | Проектировочный. Цель: разработать необходимые условия для оказания коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи в детском саду общеразвивающего вида. | 1. Разработка и оформление документации, необходимой для деятельности учителя-логопеда. | октябрь-декабрь 2016 г. | Документация, необходимая для деятельности учителя-логопеда, утверждена руководителем и готова для реализации. | Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. |
2. Организация рабочего пространства учителя-логопеда. | октябрь 2016 г. - май 2017 г. | 1. Приобретено необходимое оборудование. 2. Оформлено рабочее пространство учителя-логопеда в соответствии с требованиями СанПиН. | 1. Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. 2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм. от 04.04.2014). |
3. Разработка наглядно-дидактических пособий и игр на формирование, развитие и совершенствование следующих компонентов речи: - правильного звукопроизношения, - фонематических процессов, - лексико-грамматического строя речи, - связной речи. | октябрь 2016 г. - май 2017 г. | Наглядно-дидактические пособия и игры на формирование, развитие и совершенствование всех компонентов речи готовы для использования в коррекционной работе учителем-логопедом. | 1. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург. Арго, 1997г 2. Васильева С. Логопедические игры. М., Школьная пресса, 2001г. 3. Ефимовский И. Игры, стихи, загадки для развития речи. С.-П., 2005г. 4. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994г. |
4. Подбор и разработка тематического материала для консультативно-профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса. | октябрь 2016 г. - май 2017 г. | Скомплектован тематический материал для консультативно-профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса. | 1. Миронова С. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях в группах для детей с нарушением речи. М., 1993г. 2. Нищева Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР,2005 г. 3. Шевченко С. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М., Школьная пресса, 2005г. 4. http:/maam.ru и другие интернет-источники. |
3 | Практический. Цель: ведение коррекционно-развивающей работы с детьми, консультативно-профилактической работы со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. | 1. Использование разработанной и утвержденной руководителем документации в работе. | ноябрь 2016 г. - май 2017 г. | Прослеживается систематичность коррекционно-развивающей деятельности в работе со всеми участниками образовательных отношений. | Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. |
2. Использование наглядно-дидактического материала и созданных условий для ведения коррекционной работы. | ноябрь 2016 г. - май 2017 | Апробированы наглядно-дидактические пособия. | 1. Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. 2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм. от 04.04.2014). |
4 | Аналитический Цель: подведение итогов работы за учебный год для выявления положительных сторон и недостатков в системе организации коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи. | 1. Оценка качества созданных условий. | октябрь 2017 г. | Выявлены положительные стороны и недостатки в условиях работы с детьми. | 1. Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. 2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм. от 04.04.2014). |
2. Оценка эффективности разработанного наглядно-дидактического материала. | ноябрь 2017 г. | Выявлены положительные стороны и недостатки используемого в работе наглядно-дидактического материала. | Балобанова В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С.-П., 2002г. |
3. Оценка эффективности взаимодействия со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. | декабрь 2017 г. | Выявлены положительные стороны и недостатки в выбранной модели взаимодействия со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. | Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. |
4. Провести самоанализ уровня профессиональной конструктивной компетенции в вопросах организации коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи. | май 2018 г. | Выявлен уровень профессиональной конструктивной компетенции в вопросах организации коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи. | Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. |
5. | Коррекционный Цель: определить направления по изменениям в деятельности учителя-логопеда. | 1. Внесение коррективов в коррекционно-профилактической деятельности. | январь - май 2018 г. | Разработан план по изменению системы оказания коррекционно-развивающей, компенсирующей логопедической помощи в связи с требованиями к профессиональной деятельности учителя-логопеда. | 1. Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы» 2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм. от 04.04.2014). |