Индивидуальная программа профессионального саморазвития
СКАЗКОТЕРАПИЯ НА ЛОГОЗАНЯТИИ
Сказка! Сказка? Сказка… Почему сказки любят все? Почему я читаю их до сих пор? А дети готовы слушать сказку (одну и ту же) много, много раз в подряд. И так, каково же значение сказки в жизни людей?
Что такое сказкотерапия в логопедии?
Сказкотерапии в логопедии – формирование коммуникативных способностей человека; активизация творческого, созидающего начала.
«Сказкотерапия» – здоровьесберегающая технология, обеспечивающая сохранение здоровья ребёнка. Критерий – удовлетворение и снятие эмоционального напряжения. Сказка учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает детей к речевому контакту. Проявляется принцип обучения: учить играя.
Цель Предупреждение и коррекция устной и письменной речи.
Задачи
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов
Элементы сказкотерапии в логопедии
• сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Основные принципы:
во—первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во—вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в—третьих, активного включения детей;
в—четвертых, использования развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды максимально.
Направления сказкотерапии, формы работы со сказками (пересказ, инсценировка, сказочные путешествия)
Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. В рамках сказкотерапии через сказку осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска и многое другое.
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:
художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные.
Логопедия использует в своей работе художественные и дидактические виды сказок
К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Этапы | Задачи | |
Подготовительный | подготовка целей и задач, подбор литературы. Задачи. Повышение собственной профессиональной компетентности. Изучение программо – методического материала по теме. Подбор диагностического инствументария. Обогащение игравой среды. | https://multiurok.ru/id60954722 |
Диагностический | Выявить уровень речевого развития детей. | Работа со сказкой «Путешествие по сказкам» Форма организации занятий: пересказывание, сочинение, рассуждение |
Практический | Написание плана мероприятий Выполнение основных мероприятий, предусмотренных самообразованием | 1. составление программы самообразования по теме «Сказкотерапия на логозанятиях» 2 изучение литературы и публикация статьи «Анализ литературы по теме «Сказкотерапия» на сайте «Мультиурок» 3 участие в вебинарах 4 занятия с использованием элементов сказки 5 проведение родительского собрания «Русская народная сказка как средство развития речи» |
Аналитический | Анализ созданных педусловий для развития темы самообразования | Обобщение результатов работы, их анализ Открытое мероприятие на логопункте «Путешествие в космос» (08-11.04.2024) |
Ожидаемый результат:
Улучшены навыки диалогической и монологической речи. Рассказы стали более содержательными и интересными.
Учащиеся уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы, устанавливают причинно – следственные связи между предметами и явлениями
Повысились творческие способности, более развита фантазия и воображение, наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Повысились дружеские взаимоотношения.
Родители приобретут опыт работы по развитию речи детей посредством сказок.