СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения учащейся 5 «Г» класса, с ДЦП

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения

учащейся 5 «Г» класса

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения учащейся 5 «Г» класса, с ДЦП»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера орденов мужества Ильичева И.Е.» »

Красногвардейский район Оренбургская область



















Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения

учащейся 5 «Г» класса

МБОУ «Красногвардейская СОШ №1 им.Ильичева И.Е,»


_

на 2024-2025 учебный год

педагог-психолог: Сувашбаева Г.А.













с. Плешаново, 2025г

Пояснительная записка.


Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения младшего школьника с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов был использован комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И.

Данная индивидуальная программа разработана и составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), в связи с снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой психического развития у ребенка с ДЦП.











Результаты изучения психических функций ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, .


Эмоционально – волевая сфера. Дружелюбна, легко вступает в контакт. Эмоциональная реакция на ситуацию диагностики проявляется в виде всплеска эмоций. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания обижается, отворачивается и делает вид, что не видит учителя, спустя время может резко снова установить контакт, искать компромиссы, чтобы выполнить задание.


Зрительное восприятие развито достаточно. Различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый. Наблюдаются хорошая работа в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат, треугольник).


Временные представления сформированы, пространственные представления сформированы на среднем уровне: дифференцирует правую и левую стороны, верх/низ, знает времена года, отличает последовательность времени суток. Понимание вчера, сегодня, завтра сформировано. В днях недели и временах года есть запутанность, при помощи учителя справляется, устанавливает соотношения.


Внимание рассеянное, быстро истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 1-2 минут. Объем зрительного внимания ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция, внешняя помощь и корректировка движения, так как опорно-двигательная система развита слабо.


Память. Процесс запоминания замедленен, требует многократного повторения, Преобладает непроизвольная, образная, тактильная и эмоциональная память. Объем слуховой и зрительной памяти снижен. Артикуляционную гимнастику выполняет с трудом, речевой аппарат не разработан, в связи с этим затруднения в произношении слогов и букв.


Мышление наглядно-действенное. При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого.


Мелкая моторика. Не развита. Сильная спастика рук делает движения ограниченным и сложным, угловатыми. Возможности разгибания рук от локтя отсутствует. Локти и плечевой состав сильно зажаты. Ввиду этого приходится все письменные занятия проводить в тактике «рука в руке»

С трудом поворачивает ладонь вверх. Карандаш удерживает с трудом. Штриховка возможна при помощи рук учителя, мамы, тьютора.

Мелкая моторика рук не развита. Ручки, карандаши не удерживает. Клей, фломастеры открыть-закрыть вызывает сильное затруднение. В связи с этим все уроки ИЗО, трудовое представление, задания «линовка», «штриховка» и «письмо» выполняются только с помощью учителя.


Уровень усвоения учебного материала: с интересом воспринимает новую информацию, с подсказками, «якорями» воспроизводит новую информацию, при многократном повторении способна провести решение типовой задачи без подсказки взрослого. Решение не типовой задачи с применением функции анализа затруднительно.


Цель программы:


- создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата) в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

- коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов.


Задачи:


  • сопровождение развития ребенка;

  • сопровождение процесса его обучения и воспитания;

  • коррекция имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития)


Предполагаемый результат:


  1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

  2. Формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

  3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.






Содержание программы.


 Программа условно делится на 3 блока.


Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного координации на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.


Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.


Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения


Занятия проводятся 1 раз в две недели, продолжительность 45 минут, общее количество занятий – 18 (Приложение 1)

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Моя ладошка» и т.д.), развивают координацию движений пальцев рук девочки, уменьшают спастику рук. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются пальчиковые краски, цветной песок, шарики, мячи, мягкий пластилин.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.
















Индивидуальный план работы



ФИО ребенка: __________________


Дата рождения: 13.07.2012


Заключение ПМПк: уровень речевого развития не соответствует нормативно-возрастным показателям


Заключение: Нарушение письма и чтения обусловленное несформированностью основных средств языка.


Сроки реализации: 9 месяцев


Ответственный педагог - психолог: Сувашбаева Гульсина Аликовна

Тематический план занятий.


занятия

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

1

Развитие тонко-координированных движений кисти и пальцев рук

1. Формировать навыки работы способствующими развитию мелкой моторики. 
2. Укреплять мышцы рук с помощью самомассажа. 
3. Развивать зрительное восприятие, тактильную чувственность рук, координацию движений руки через выполнение упражнений, 
4. Создать на занятии атмосферу, формирующую положительную эмоциональную устойчивость. 

1 задание. Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса)

2 задание. Работа с линейкой и карандашом, штриховка 
3. Задание. Цвета радуги (повторение цветов) 
4. Задание. «Запоминай порядок»

2

Развитие тонко-координированных движений кисти и пальцев рук

1.Координирование работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий.

2. Развитие памяти

1 задание. Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса) 
2 задание. «Запоминай порядок»
3 задание. Штриховка ( работа с линейкой и карандашом) 
4 задание. «Волшебные квадратики»

3

Развитие познавательных процессов

1.Развитие мелкой моторики

2. Расширение словарного запаса.


1 задание. Нейрогимнастика

2 задание .«Волшебные квадратики» 
3 задание .Игра «Овощи» ( развитие слуховой памяти) 
4 задание. Соедини пазлы «овощи» 
5 задание. «Что мы приготовим из овощей» 
6.задание. Разбери и собери части целого

4

Развитие познавательных процессов

1.Развитие мелкой моторики

2. Развитие памяти

1 задание. Нейродорожка

2 задание. Найди пару

3 задание. Изобрази Осень



5

Развитие познавательных процессов

1.Развитие мышления.

2.Развитие речи



1 задание. Нейроупражнения

2 задание. Установи соответствие по мнемотехнике к рассказу

3 задание. Угадай животное

4 задание. Целый год. Календарь природы.

6

Развитие познавательных процессов

1.Развитие мышления

2. Развитие внимания

1 задание. Нейродорожки

2 задание. Установи соответствие.

3 задание. Выложи по образцу

4 задание. Найди отличия

7

Развитие познавательных процессов

1.Развитие моторно-двигательного внимания

2. Развитие памяти

1 задание. Нейрогимнастика

2 задание. Съедобное -не съедобное

3 задание. Ухо-нос-рот

4 задание. Найди пару

8

Развитие познавательных процессов

1.Развитие мышления


1 заданиеНейродорожка

2 задание. Найди предмет

3 задание. Третий не лишний

4 задание. Найди лишнее

9

Развитие познавательных процессов

1.Развитие воображения

2.Развитие внимания


1 задание. Мнемотехника

2 задание. Бывает не бывает

3 задание. Летает-не летает

10

Развитие познавательных процессов

1.Развитие логического мышления

2. Развитие воображения

3.Развтие мимики

1 задание. Мнемотехника. Считаем по картинкам

2.задание. Слушаем сказку «Колобок».

3. задание. Рисуем свое продолжение сказки

11

Развитие познавательных процессов

1.Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.


1 задание. Выложи по образцу

2 задание. Куда ускакал зайчик

3 задание. Рисунок гуашью «мое настроение»

12

Развитие познавательных процессов

1.Развитие мышления (установление закономерно­стей на абстрактном материале).

2.Развитие вербальной памяти

1 задание. Пальчиковая гимнастика

2 задание. Найди фигуры

3 задание. Слова, начинающиеся с одной буквы

13

Развитие познавательных процессов

1.Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

2.Развитие логической памяти (установление ассо­циативных связей).

1 задание. Выше, слева, правее, внизу

2 задание. Соседнее, через одно

3 задание. Объедини слова.

14

Развитие тонко-координированных движений кисти и пальцев рук

1.Развитие мелкой моторики

1 задание. Нейрогимнастика

2 задание. Где этот домик

3 задание. Рисунок цветным песком

15

Развитие познавательных процессов

1.Развитие наглядно-образного мышления

2.Диагностика памяти

1 задание. Мнемотехника

2 задание. Полянки

3 задание. Методика заучивания 10 слов

16

Развитие познавательных процессов

1.Развитие памяти

2.Работа с мимикой.

1 задание. Чтение сказки

2 задание. Ритм

3 задание. Мимические упражнения

17

Развитие познавательных процессов

1. Развитие произвольного внимания.

2. Развитие слуховой памяти.

3. Развитие наглядно-образного мышления.


1 задание. Выложи по образцу

2 задание. Посчитай правильно

3 задание. Найди путь


18

Развитие познавательных процессов

1.Развитие мышления


1 задание. Нейроупражнения.

2 задание. Исключи лишнее

3 задание. Простые аналогии

4 задание. Найди лишнее

Литература:


  1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 154 с.

  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2024. – 64 с.

  3. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2018.

  4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.

  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.

  8. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.

  9. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2019. – 249 с.





















Содержание программы


Занятие 1

Цель: Знакомство, установление контакта. Развитие тонко-координированных движений кисти и пальцев рук


  1. Знакомство «Давай познакомимся».

Описание: Представление ребенку. Здороваемся рукопожатием. (характеристика спастики руки ).

  1. Пальчиковая гимнастика «Моя ладошка»

Описание: Под музыку предлагаем ребенку сделать самомосаж каждой ладошки.

«Моя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(медленно ребром другой ладони водим по открытой ладошке, рисуя волну)

Моя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(дотрагиваться кончиками пальцев до своей ладони)

Моя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(имитируем письмо, рисуя на каждой ладони по очереди кружек и др.)

Моя ладошка, как окно,

Е го помыть пора давно.

(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке)

  1. Штриховка (работа с линейкой и карандашом)

Оборудование: штриховка А

Описание: на листе формата А 4

  1. «Цвета радуги» ( повторение цветов, повышение настроения) Рисуем радугу.

  2. «Запоминай порядок» (диагностика памяти)

Описание: на столе лежат цветные карандаши (7 штук, по цветам радуги). Ребенок запоминает их расположение на столе. Затем психолог переставляет несколько карандашей. Задача ребенка отгадать, что изменилось и положить карандаши на свои места.




Занятие 2

Цель: Координирование работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий. Развитие памяти.


  1. Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса) 

Оборудование: колючий мячик

Описание: Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)


  1. «Запоминай порядок»

Описание: на полку ставим игрушки, книжки (12 штук). Ребенок запоминает их расположение на полке. Затем психолог переставляет несколько или убирает, заменяя на другие. Задача ребенка отгадать, что изменилось.

  1. Штриховка (работа с линейкой и карандашом) 

Оборудование: штриховка Б

  1. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета)

Оборудование: «Волшебные квадратики»

Описание: водим пальцем по разноцветным клеточкам и выполняем команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог просит, назвать, на какой клеточке остановились.


Занятие 3

Цель: Развитие мелкой моторики. Расширение словарного запаса.

  1. Пальчиковая гимнастика «Моя ладошка» (повтор занятие 1)

  2. «Волшебные квадратики» (повтор занятия 2)

  3. Игра «Овощи» (расширение словарного запаса)

Оборудование: мяч.

Описание: Психолог бросает мяч ребенку, который, поймав мяч должен назвать слово, обозначающее какой-то овощ и бросить мяч обратно психологу. Игра продолжается до тех пор, пока все известные слова «овощи» не будут названы.

  1. «Собери пазл» (на мелкую моторику, восприятия части и целого)

Оборудование: набор картонных пазлов «Овощи»

Описание: Психолог просит собрать пазл, после этого ребенок должен назвать получившийся овощи и сказать где, его мама его использует, какое блюдо с ним он любит. Из скольких частей он состоит, и др. характеристики.









Занятие 4

Цель: Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

  1. Пальчиковая гимнастика

Мальчик-пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Описание: ребенок рассказывает стишок и сгибает пальцы в кольцо. Первый раз – выполняем упражнение правой рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.

  1. «Вспомни пару»

Оборудование: бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Описание: Психолог объясняет ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается отдельные картинки, которые он должен разместить напротив каждой фигуры соответствующую ей пары, стараясь сохранить порядок.


  1. Рисунок «Осени» (мелкая моторика, контроль за нажимом, уменьшение мышечного тонуса)

Оборудование: альбомный лист, гуашь, стаканчик с водой, кисточки.

Описание: Психолог объясняет ребенку, что сейчас они будут рисовать Осень. Условно лист делиться на 4 части. Верх рисуется пальцами, низ кисточкой. Вверх небо, низ деревья листья и т.п. (варианты обсуждаются с ребенком). Первые несколько мазков ребенку психолог помогает сделать, направляя руку и нажим, затем, ребенок рисует сам.


Занятие 5

Цель: Развитие мышления. Развитие речи.

  1. Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса) (повторение занятия 2) 

  2. «Составь рассказ по картинка» (увеличение словарного запаса, развитие мышления и речи)

Оборудование: 2 набора по 4 картинки.

Описание: Даем ребенку картинки. Их нужно расставить по порядку. Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ.

Если ребенок составил очень скудный рассказ, психолог сам составляет рассказ по этим картинкам, чтобы ребенок смог увидеть, как может отличаться текст по одним и тем же картинкам. При этом обязательно употреблять описания предметов или героев. Вторую картинку описывает ребенок, Психолог задает дополнительные вопросы.




  1. «Угадай животное»

Оборудование: картинки с животными: лиса, мышь, еж, сокол, собака, сова, змея, волк, медведь и т.п.

Описание: Психолог просит ребенка угадать какому животному характерны качества: хитрый, как...; трусливый, как...; колючий, как...; верный, как...; зоркий,

как...; мудрый, как...; сильный, как...; голодный, как...?»

(можно с любыми другими явлениями природы и т. п.)


  1. «Круглый год» (учить детей видеть признаки сезонных изменений в природе)

Оборудование 1. Большой вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой – зима, зеленой – весна, розовой - лето, желтой – осень). 2.Серии картинок наклеенных на фланель. 1 серия. Рисунки, изображающие сезонные изменения в природе: солнце, дождь, снег, листопад. 2 серия. Цветы: Подснежники, ромашки, астры. Плоды: редис, зеленый лук, клубника, помидоры, лимоны, яблоки. 3 серия. Животные и птицы в разное время года. 4 серия. Труд людей в природе. 5 серия. Развлечения детей.

Описание: Вращается диск, стрелка показывает на один из секторов. Ребенок определяет по цвету сектора сезон и подбирает картинки, соответствующие этому времени года.



Занятие 6

Цель: Развитие мышления и внимания.

  1. Пальчиковая гимнастика «Замок» (развитие моторики)

    На двери весит замок

    Кто его открыть бы смог?

    Постучали,

    Покрутили,

    Потянули

    И открыли!

    (Сложить пальцы в замок)

    (постучать рука об руку)

    (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)

    (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)

    (резко расцепить пальцы)


  2. «Закончи предложение»

Описание: Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова.

Животное, которое мяукает, называется...

Птица, которая каркает, называется...

Дерево, на котором растут яблоки, называется...

Дерево, которое украшают к Новому году, называется...

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.

  1. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование: образец узора, карандаши

Описание: ребенок на столе выкладывает узор из карандашей


  1. Нади отличия

Оборудование: картинки

Описание: найти отличия в картинках





Занятие 7

Цель: Развитие моторно-двигательного внимания, развитие памяти

  1. Пальчиковая гимнастика «Налим » (развитие моторики)

    Жил в реке один налим,

    Два ерша дружили с ним.

    Прилетали к ним три утки

    По четыре раза в сутки,

    И учили их считать

    Раз, два, три, четыре, пять.




    Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

    Движения ладонями с двух сторон.

    Взмахи ладонями.

    Согнуть кулачки.

    Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.


  2. Съедобное - не съедобное (развитие внимания, знакомство со свойствами предметов)

Оборудование: мяч.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловит или отбить мяч, брошенный ему психологом.

  1. Ухо-нос-рот (развитие внимания)

Описание: ребенок встает около дивана и выполняет команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе, но при этом специально ошибается. Задача внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

  1. Вспомни пару»

Оборудование: бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Описание: Психолог объясняет ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается отдельные картинки, которые он должен разместить напротив каждой фигуры соответствующую ей пары, стараясь сохранить порядок.


Занятие 8

Цель: Развитие мышления

  1. Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса) 

Оборудование: колючий мячик

Описание: Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

  1. Отгадай предмет по описанию.

Описание: психолог называет признаки предмета. Ребенок должен догадаться, о каком предмете идет речь, и назвать предмет.

Четыре ноги, спинка, сиденье (стул)

Цифры, стрелки (часы)

Буквы, картинки, листы (книга)

Ствол, ветки, листья (дерево)

Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт (телевизор)

Носик, ручка, крышка, электрический шнур (чайник)

Лапы, хвост, ошейник (собака)

Лапы, хвост, хобот (слон)


  1. Третий лишний

Описание: Психолог называет первые три слова. Ребенок должен определить лишнее слово, назвать и объяснить свой ответ.

  1. Молоко, сок, хлеб

  2. Машина, лошадь, трамвай

  3. Шапка, платок, сапоги

  4. Роза, береза, елка

  5. Дождь, снег, река

  6. Врач, турист, шофер

  7. Тень, солнце, планета

  8. Мороз, вьюга, январь

  9. Камень, глина, стекло

  10. Дверь, ковер, окно

  11. Море, река, бассейн

  1. «Найди лишнее» (развитие мышления)

Оборудование: карточка

Описание: Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Дети должны догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ



Занятие 9

Цель: Развитие воображения, внимания

  1. Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса) 

Описание: Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

  1. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование: образец узора, карандаши

Описание: ребенок на столе выкладывает узор из карандашей


  1. Бывает не бывает (развитие воображения, внимания).

Описание: Психолог говорит предложения. Если то, о чем говориться в предложении – бывает, ребенок хлопает в ладоши, не бывает – топает ногами.

Предложения:

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится.

Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

  1. Летает - не летает»

Описание: Ребенок должен отвечать и выполнять движе­ния в соответствии со словами психолога.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а ты сразу отвечай. Если назову что-нибудь или кого-либо, спо­собного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «Поросенок летает?», молчи и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воро­бей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…


Занятие 10

Цель: Развитие логического мышления, воображения, мимики.

  1. Собираем пазл «Колобок»

Оборудование: сюжетная картинка из сказки колобок, разрезанная на 4 части.

Описание: Предлагаем ребенку собрать картинку. Как он ее соберет, спрашиваем узнал ли ребенок сказку? О чем сказка? Предлагаем ее вспомнить.


  1. Читаем сказку «Колобок» по абзацам.

Оборудование: сказка колобок

Описание: Читаем сказку и делаем зарядку на моторику рук ( по амбару помела, по сусекам по скребла и т.п повторяем в движениях).

Колобок

Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!


И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!

А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!


  1. Окончание сказки

Описание: Предлагаем ребенку закончить сказку иначе. И рисуем новый конец сказки.

  1. Выложи по образцу

Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.

Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.


  1. Подсчитай правильно

Оборудование: таблицы с фигурами (а, б).

Описание: Ребенок вслух подсчи­тывает количество одинаковых фигур в каждом ряду (а) либо количество кружков и крестиков (б).




  1. Найди путь

Оборудование: индивидуальные бланки с ла­биринтами (см. материалы к урокам, рис. а, б), ка­рандаш.

Описание: Сначала психолог просит учеников помочь Саше и Ко­ле найти дорогу в школу, проведя по ней карандашом. Затем нужно помочь зайчику добраться до морковки. По какой дорожке ему надо бежать? (Правильный от­вет: 8.)


Занятие 11

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.


  1. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики, развитие произвольного внимания)

Оборудование: образец узора, набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора (повтор 10 урока)

Оборудование: ребенок на столе выкладывают узор из бумаги.

Описание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.


  1. «Куда ускакал зайчик?

Оборудование: магнитная доска, лист бумаги, карандаш.

Описание: На магнитной доске психолог двигает в разных на­правлениях фигуру зайчика, а ученик называет, где он находится (в каком углу - верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый, середина дос­ки; на какой строчке - нижняя, верхняя, первая, вто­рая, снизу, сверху). Затем ученик сам выбирает на­правление движения фигуры и сообщает, куда спря­тался зайчик.

  1. Рисунок «Мое настроение


Занятие 12

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие наглядно-образного мышления.


  1. Пальчиковая гимнастика ( повтор 1 урока)

  2. Найди фигуры

Оборудование: плакат с изображением гео­метрических фигур, картонный кружок (см. материалы к урокам, рис. 53)

Описание: Психолог предлагает рассмотреть рисунок: «В нем две части - верхняя из 9 клеток и нижняя из 12 клеток. В каждой клетке по две фигуры. В нижней части каж­дая пара фигурок имеет свой номер. Я буду закрывать одну клетку в верхней части, а ты будешь говорить, ка­кая пара фигурок из нижней части с номером может быть помещена в этой клетке». Занятие проводится по схеме: учитель закрывает одну из клеток девятиклеточного квадрата в верхней части рисунка и предлагает найти среди пар фигурок, расположенных в 12 клетках в нижней части рисунка, такую пару, которая подходит на место, закрытое картонкой. Порядок выбора клеток: правая нижняя, правая верхняя, левая нижняя, левая верхняя, средняя нижняя, средняя правая, сред­няя левая, средняя верхняя, центральная.

Таким образом, ученик решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в оп­ределенном порядке. Психолог обращает внимание ученика на то, что для получения правильного ответа нужно рассмотреть фи­гуры сначала в трех верхних клетках и найти, какие фигуры одинаковые. Затем рассмотреть фигурки в трех средних и в трех нижних клетках, а также в трех вер­тикальных клетках слева, в центре и справа.



  1. Слова, начинающиеся с одной буквы

Описание: Ученику поручается следить во время чте­ния небольшого рассказа за словами, начинающимися с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5-7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и по окончании чтения в таком же порядке их записать. При вторичном чтении рассказа проверяется пра­вильность выполнения задания.


Аист и соловей

Валентин Берестов

Было время, когда птицы не умели петь.

И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке.

Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.

Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

— Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости.

Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

— Надо делать вот так.

— Всё ясно! — обрадовался Аист.

— Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже.

Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:

— Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.


Занятие 13

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассо­циативных связей).

  1. Выше, слева, правее, внизу

Оборудование: плакат с изображением птиц.

Описание: ученик рассматривает плакат и отвечает на вопро­сы психолога: «Какая птица расположена правее свобод­ного места?», «Какая левее?», «Какая выше?», «Какая ниже?», «Какая птица расположена правее и выше сво­бодного места?», «Какая левее и ниже?», «Какая правее и ниже?», «Какая левее и выше?», «Какая птица левее и ниже птицы 9?», «Какая птица правее и выше птицы, у которой голова, как у птицы 1, а хвост, как у птицы 4?» - и т.п.



  1. Соседнее, через одно

Описание: Используется тот же плакат, что и в предыдущем за­дании. Ребенку говорится: «Птицы А и Б, Б и В, А и Г, Г и Ж - соседние, птицы А и В, А и Ж, Ж и К- через одну, птицы А и Е, Б и Ж, Б и К, И и В - несоседние». Задаются вопросы: «У каких соседних птиц разные хвосты?», «У каких птиц через одну одинаковые ноги?», «У ка­ких несоседних птиц одинаковая голова?», «У двух птиц хвост, как у птицы 4, - они соседние, не соседние или через одну?» - и т.п.


  1. Объедини слова

Описание: Психолог называет пары слов, не связанных между собой по смыслу. Ребенок должен найти любые связи между ними и таким образом объединить их. Напри­мер, дана пара слов кот - лист. Возможно их объеди­нение на основе такой ассоциативной связи, как «кот играет с листом» либо «кот спрятался под листом от дождя» и т.п.

Другие примерные пары слов:

машина - груша, яблоко - пиджак,

солнце - карандаш, заяц - рюкзак,

дом - море и др.


Занятие 14

Цель: Развитие зрительных ощущении


  1. Пальчиковая гимнастика «Пальчик где твой дом?»

Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут? Я большой пальчик, а дом мой тут! Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут? Я указательный, а дом мой тут! Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут? Я средний пальчик, а дом мой тут! Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут? Я безымянный, а дом мой тут! Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут? Я мизинчик, а дом мой тут!


  1. Где это домик?

Оборудование: плакат с домиками (см. мате­риалы к урокам, рис. 19).

Описание: Психолог сначала говорит: «Домики 1,2, 3 располо­жены в верхнем ряду, домики 4, 5, 6 - в среднем, 7, 8, 9 - в нижнем. Домики 1, 4, 7 расположены в левом столбце, 2, 5, 8 - в среднем, 3, 6, 9 - в правом». Затем задает вопросы: «Где, в каком ряду и столбце располо­жен домик 4?», «Домики 2 и 6 находятся в одном ря­ду?», «Какой домик находится в нижнем ряду я левом столбце?» и т.п.


  1. Рисунок цветным песком

Оборудование: цветной песок, шаблон изображения

Описание: Ребенку предлагается рисовать цветным песком.


Занятие 15

Цель: Развитие наглядно-образного мышления.

1.Выложи по образцу (развитие мелкой моторики, развитие произвольного внимания)

Оборудование: образец узора, набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора (повтор 10 урока)


2. Полянки

Оборудование: комплект листов с изображением четырех полянок с разветвлен­ными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», указывающие путь к одному из домиков (см. материалы к урокам, рис. 51).

Описание: Сначала даются две вводные задачи (листы А и Б), затем по порядку задачи 1-3. Психолог говорит (пер­вая вводная задача): «Перед вами полянка, на ней нари­сованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме на­рисовано, что надо идти от травки мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете правильно домик».

Вторая вводная задача (лист Б): «Здесь тоже два домика. Но письмо другое, в нем нари­совано, как идти и куда поворачивать». Вместе с уче­никами учитель находит нужный домик. Затем ученики самостоятельно решают основные задачи.




4.Методика заучивания 10 слов

Описание: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Психолог читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должна повторить их – и те, которые уже назвала, и те, которые в первый раз пропустила, – все вместе, в любом порядке». И еще 2 раза.



Набор слов

1 прочтение

2 прочтение

1

Самолет



2

Чайник



3

Бабочка



4

Ноги



5

Бревно



6

Свеча



7

Попугай



8

Журнал



9

Машина



10

Стол



Количество воспроизведенных слов




Занятие 16

Цель: Развитие памяти умения пересказывать, работа с мимикой.

  1. Читаем сказку «Лиса и Журавль»

Оборудование: сказка, деревянная палочка, плоская тарелочка и вазочка с тонким горлышком.

Во время чтения поясняем не знакомые слова (Куманёк, амбар, просо и т.п.).

Описание: Ребенок читает сказку по абзацу и выделяет главную мысль. Каждый абзац иллюстрируется ребенком психологу.(маленький театр)

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Русская народная сказка

  1. Ритм

Описание: После прочтенья выстукиваем ритм деревянной палочкой «сытого» и «голодного» журавля

  1. Мимические упражнения

Описание: мимикой показываем довольную и голодную лису.


Занятие 17

Цель: Развитие памяти, речи

1.Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса) 

Оборудование: колючий мячик

Описание: Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)


2.Выложи по образцу (развитие мелкой моторики, развитие произвольного внимания)

Оборудование: образец узора, набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора

Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.

Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.

  1. Подсчитай правильно

Оборудование: таблицы с фигурами (а, б).

Описание: Ребенок вслух подсчи­тывает количество одинаковых фигур в каждом ряду (а) либо количество кружков и крестиков (б).




  1. Найди путь

Оборудование: индивидуальные бланки с ла­биринтами, ка­рандаш.



Занятие 18

Цель: Развитие мышления

  1. Пальчиковая гимнастика (на уменьшения мышечного тонуса) 

Оборудование: колючий мячик

Описание: Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)


  1. Исключи лишнее.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

Описание: ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.


Лампа, фонарь, солнце, свеча.

Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

Собака, лошадь, корова, лось.

Стол, стул, пол, кровать.

Сладкий, горький, кислый, горячий.

Очки, глаза, нос, уши.

Трактор, комбайн, машина, сани.

Москва, Киев, Волга, Минск.

Шум, свист, гром, град.

Суп, кисель, кастрюля, картошка.

Береза, сосна, дуб, роза.

Абрикос, персик, помидор, апельсин.


  1. Простые аналогии

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

Описание:  Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

1. Бежать – стоять;  Кричать –

 а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз – вагоны;  Конь –

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня


 3. Нога – сапог;  Глаза –

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

 

4. Коровы – стадо; Деревья –

 а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

 

5. Малина – ягода;  Математика –

 а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

 

6. Рожь – поле;  Яблоня –  

 а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

 

7. Театр – зритель;  Библиотека –

 а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

 

8. Пароход – пристань;  Поезд –

 а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

 

9. Смородина – ягода;  Кастрюля –

 а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

 

10. Болезнь – лечить;  Телевизор –

 а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

 

11. Дом – этажи;  Лестница –

 а) жители, б) ступеньки, в) каменный,


  1. «Найди лишнее» (развитие мышления)

Оборудование: карточка

Описание: Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Ребенок должен догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ.

7