СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа работы над трудностями, тормозящими скорость чтения для учащихся 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная  программа

работы над трудностями, тормозящими скорость чтения

для учащихся 2 класса

Пояснительная записка

Основной задачей программы – это переход от положительной мотивации чтения к быстрому, правильному и осознанному чтению. «Если медленно читаешь, то хорошо понимаешь», - обычно думают так. Но в действительности, при быстром чтении понимание лучше» (Л.С. Выготский).Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня  навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма. Данная программа составлена с учетом раннее проведенных проверок техники чтения. Диагностика техники чтения показала, что многие дети постепенно овладевали продуктивным чтением, т.е. читали целыми словами, но скорость чтения у них не увеличивалась. Поэтому у этих учащихся надо выявить и устранить причины, тормозящие скорость, и добиться быстрого выразительного и осознанного чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа работы над трудностями, тормозящими скорость чтения для учащихся 2 класса.»









Индивидуальная программа

работы над трудностями, тормозящими скорость чтения

для учащихся 2 класса

Пояснительная записка

Основной задачей программы – это переход от положительной мотивации чтения к быстрому, правильному и осознанному чтению. «Если медленно читаешь, то хорошо понимаешь», - обычно думают так. Но в действительности, при быстром чтении понимание лучше» (Л.С. Выготский).Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма. Данная программа составлена с учетом раннее проведенных проверок техники чтения. Диагностика техники чтения показала, что многие дети постепенно овладевали продуктивным чтением, т.е. читали целыми словами, но скорость чтения у них не увеличивалась. Поэтому у этих учащихся надо выявить и устранить причины, тормозящие скорость, и добиться быстрого выразительного и осознанного чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту.

Основные причины:

  1. Природный темп деятельности – это скорость работы психических процессов, проверяется при помощи теппинг- теста.

  2. Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Ребенок может прочитывать слово про себя, а затем вслух проверить на основе наблюдения.

  3. Антиципация – смысловая догадка. Этот процесс основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет темп, проверить путем прочитывания текста с пропущенными окончаниями.

  4. Артикуляция – артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанное; проверить читая два разных текста на скорость: вслух и про себя.

  5. Малое поле зрения – это необходимо для уменьшения числа остановок глаз на строке и их длительность. Должно быть развито периферическое зрение.

  6. На динамику роста чтения влияет еще и желание читать. На занятиях должна преобладать игровая форма. Оценка на уроке должна стимулировать рост. А самооценка должна идти на каждом уроке по критериям: правильность, скорость, настроение. Каждый ребенок ведет дневник достигнутых результатов.


Диагностика уровня обученности

Вид диагностики: текущий контроль

Цель: выявить детей с несформированной техникой чтения.

Дата проведения: 2 класс, 2 четверть

В первом полугодии второклассник должен читать 40-50 слов в минуту.

Технология:

Тема: Проверка правильного, выразительного и осознанного чтения.

Цель:

  1. При проверке чтения выявить детей, которые при чтении делают ошибки и имеют низкий темп;

  2. Определить причины низких показателей.

Инструмент: индивидуальное чтение вслух и подсчитывание количества прочитанных слов за 1 минуту

Бобры

На берег вылез большой бобр. Хвост толстый и плоский, как лопата. Передние лапы короче задних.

Он осмотрел молоденькую осину, обхватил передними лапами ствол, начал грызть. Работал бобр быстро. Дерево рухнуло.

Бобр обгрыз ветки, потащил их к воде. Он двигался быстро, ловко. Скоро бобр появился опять и направился к дереву.

На берегу возвышались холмики. Ветки деревьев бобры облепили грязью. Это были жилища бобров. (По Ю. Дмитриеву)

(61 слово)



План педагогических воздействий

  1. Общие действия на класс (5 минут в начале урока)

  • Игры на развитие внимания;

  • Орфоэпическое чтение слов;

  • «перечитать» неправильно произнесенное слово;

  • Работа над словарным запасом;

  • Работа над развитием речи;

  • Работа с чистоговорками;

  • Работа над артикуляцией;

  • Работа над выразительностью речи;

  • Использование разных средств выразительности;

  • Домашние и классные самозамеры скорости чтения.

  1. Вторичный контроль с целью выявления причин и трудностей, тормозящих технику чтения.








Программа работы над трудностями, тормозящими скорость чтения.

Содержание (ключевые понятия)

Система заданий

Требования к знаниям и умениям

1

Определение темпа деятельности

1.Многократное прочтение

2. Игра «Молния»

3. Игра «Буксир»

Уметь работать с высокой выносливостью. Научиться выполнять работу, не снижая темпа

2

Регрессии могут быть в силу привычки, из-за отсутствия внимания или кажущейся трудности чтения.

  1. Упражнение «чтение с окошком»

  2. Читать текст без регрессий, даже если он не понятен

  3. Упражнения для концентрации внимания.

Сформировать привычку, при которой взгляд буде правильно двигаться по строке слева направо.

3

Антиципация-это предвидение при чтении. Его развитость повышает технику. Дети учатся охватывать все слово сразу. Эта работа тесно связана с развитием речи.

1.Чтение текстов, где в словах пропущены буквосочетания.

2.Чтение текста с «решеткой», при этом детей нельзя подгонять.

3.Тексты с ошибками, тексты-несуразицы.

4.Упражнения по развитию речи

5. Чтение текстов со шторкой

Формировать умения учитывать значение каждого слова при его прочтении. Читая обращать внимание на соседние слова, забегая вперед. Расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимание переносного смысла слов.

4

Работа над артикуляцией, над четкой речью.

Развитие подвижности речевого аппарата.

Проговаривание вслух того, что прочитал.




  1. Артикуляционные зарядки

  2. Чтение скороговорок в разных темпах

  3. Чтение чистоговорок

  4. Работа с рифмой и ритмом

Формирование правильного представление о звуковом составе языка; понимание прочитанного.

5

Отработка поля зрения. Увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз при чтении. Развивать периферическое зрение (остановить взгляд на середине слова, а видеть то, что на конце)

  1. Игра «Что вокруг»

  2. Работа с числовыми и буквенными пирамидами и таблицами

Уметь пользоваться боковым зрением.

6

Уровень организации внимания. Формирование внимательности как свойства личности

  1. Упражнения, тренирующие основные свойства внимания

  2. Корректурная проба (игра «Юный корректор»)

Умение сосредоточиться, сконцентрироваться во время работы.

7

Работа по развитию памяти. Установление типа памяти, воссоздание мысленного образа.

1.Упражнения, в которых запись информации заключается в ее переводе в образную форму(мысленное создание иллюстрации).

2. Игра «Волшебники».

3.Тренировка ассоциаций.

4. Зрительные диктанты.

Научиться преобразовывать информацию в конкретную зрительную форму, мысленное создание картины. Развитие воображения.

8

Развитие речи

  1. Игра «Придумай новое слово»

  2. Игра «Вторая половинка», «Добавь слово», «Найди ошибку» и др.

  3. Рассказ по картинке

Развитие фонематического слуха, развитие грамматических навыков, пополнение словарного запаса.

9

Самозамеры скорости чтения

1.Составление таблицы «Мои достижения»

2. Заполнение карточки «Моя оценка»

3. Еженедельный замер скорости чтения

Учиться адекватно оценивать свои достижения и умения.

10

Контрольная проверка чтения


Читать правильно, бегло, выразительно и осознанно.

Литература

  1. В.Г.Горецкий, Л.И.Тикунова «Контрольные работы в начальной школе по чтению»

А.Н. Корнев «Нарушения чтения и письма»

  1. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева « Как преодолеть трудности в обучении чтению»

Диагностическая карта (приложение)





Диагностическая карта 2 класса



Уч.-ся

Скорость чтения

Природный темп деятельности

Регрессии

Антиципации

Артикуляция

Малое поле зрения


вход

выход

вход

1 полуг

выход

вход

1 полуг

выход

вход

1 полуг

выход

вход

1 полуг

выход

вход

1 полуг

выход

Л.В.

24

45

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

О.С.

21

41

-

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

Н.Д.

16

25

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

М.Д.

17

25

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

Б.К.

12

18

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

К.Д.

25

33

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

-

+

+

Р.В.

20

29

-

-

+

+

+

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Ч.Д.

11

27

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

+

К.А.

19

25

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+




- медленный темп

+ средний темп

- регрессий нет

+ регрессия есть

- надо отработать

+ средний уровень

- не четкая

+ работа не нужна

- нужна отработка

+ размер достаточный