СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная образовательная программа
обучения на дому
обучающегося 1 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сорская основная общеобразовательная школа № 2
имени Толстихиной Ю. Н.
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО
Мирошниченко М.Н._____ Протокол № ____________ от «____»________2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР
Канаева Т.А.___________
«____»__________2016 г. | Утверждено Директор МБОУ Сорская ООШ № 2 им. Толстихиной Ю.Н. Шершнева Е.Г. _________ Приказ № ______________ от «____»_________2016г.
|
Адаптированная образовательная программа
обучения на дому
обучающегося 1 класса
Курзакова Марка
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик: Масюкова Т.П.,
учитель I квалификационной категории
Количество часов за год:
Сорск, 2016г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Проблема индивидуального обучения детей с интеллектуальными нарушениями является актуальной на современном этапе. Актуальным является то, что ребёнок индивидуального обучения должен получать знания, умения и навыки в рамках такой образовательной программы, которая обеспечивала бы возможность самостоятельного труда, самообслуживания.
Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счёте, создаёт предпосылки социальной адаптации ребенка.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации выпускников школ. На первое место выходит задача социальной адаптации выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников с ОВЗ становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников с ОВЗ. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком, имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, часто выражены иждивенческие настроения.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Определенное значение имеют состояние обучения и воспитания в домашних условиях. Данная программа подчиняется цели социализации обучающегося индивидуального обучения.
Статус документа:
Адаптированная образовательная программа обучения на дому разработана:
на основании Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012, №273;
в соответствии с Уставом, образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сорская основная общеобразовательная школа №2 им. Толстихиной Ю.Н., ее целями и задачами;
на основе проекта адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) от 15.03.2015г.;
с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10;
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1—4 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой – М.; Просвещение, 2006 г. – 192 с.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей обучающегося.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с ОВЗ испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей обучающегося должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ним. Цель учебного процесса — сформировать у обучающегося индивидуального обучения определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Успешное формирование у обучающегося индивидуального обучения адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с ОВЗ обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями обучающегося индивидуального обучения.
Характеристика обучающегося 1класса
Курзакова Марка Степановича
Возраст 8 лет лет
Общее развитие ребенка:
Марк до поступления в 1ый класс посещал детский сад.
С программой детского сада плохо справлялся. К занятиям познавательного характера не проявлял интереса. Развитие мыслительной деятельности не соответствует возрастной норме. Внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями в планировании действий. Повышенная утомляемость. Нарушены общая и мелкая моторика. Быстро утомляется при выполнении штриховки, не владеет ножницами, обводка по контуру не получается.
Формирование навыков самообслуживания замедленно, не полностью соответствуют данному возрастному периоду. Требуется помощь взрослых. Не уверена. Эмоциональный фон неустойчив.
Марк является опекаемым ребёнком. Опекун-Шефер Ю.В. занимается воспитанием ребёнка.
Рекомендации по обучению и воспитанию
При проведении всех уроков и особенно занятий по природоведению, развитию речи и дифференциации словаря опираться на уровень развития и жизненный опыт ребёнка, постепенно расширяя и обогащая его;
использовать методы и приёмы с ориентацией на "зону ближайшего развития".
Для предупреждения и преодоления трудностей в усвоении языка как учебной дисциплины переключить внимание с речи как средства общения и передачи информации на язык как систему, существующую по определённым законам и правилам; формировать умение анализировать слово с лексической, фонетической, грамматической сторон, развивать фонематическое восприятие.
Постоянно вести работу по уточнению словаря с опорой на практическую деятельность ребёнка. Учить построению развёрнутого высказывания, полного ответа на поставленный вопрос с использованием конструкций с союзными словами поэтому, потому что, значит. Формировать умение давать словесный отчёт о проделанной работе, работать по плану, инструкции, алгоритму.
Уделять внимание развитию анализирующего наблюдения, накоплению опыта практических обобщений; формированию операций сравнения, анализа, синтеза и обобщения, пространственной и временной последовательности.
В динамические паузы ввести упражнения, развивающие координацию движений, пальчиковую гимнастику; задания для развития восприятия, зрительно-моторных и слухомоторных координаций.
Вести работу по восполнению пробелов предшествующего обучения и развития, формированию готовности к восприятию наиболее сложных разделов и тем в соответствии с комплексной Программой развития.
При распределении часов на индивидуальное обучение учитываются индивидуальные особенности, психофизиологические возможности Марка.
Общее количество часов на индивидуальное обучение -6 часов в неделю.
Учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки для учащегося 1класса индивидуального обучения:
Учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки для учащегося 6 класса индивидуального обучения:
Чтение и развитие речи- 1 час в неделю (34 часа)
Графика и письмо -1 час в неделю (34 часа)
Математика -1 час в неделю (34часа)
Природоведение «Животные», «Растения» – 1 час в неделю (34 часа)
Рисование – 1 час в неделю (34 часа)
Ремесло – 0,5 час в неделю (17часа)
СБО- 0,5 часа в неделю (17 часов)
Всего: 6часов в неделю
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание программы;
- календарно-тематические планы образовательных областей;
-мониторинги образовательных областей;
- учебно-методический комплекс к программе.
Общая характеристика программы:
Адаптированная образовательная программа предполагает использование игровых форм обучения, наглядного материала (таблиц, иллюстраций, предметных и тематических картинок).
К окончанию 1 класса Кристина может овладеть умениями и навыками, необходимыми для повседневной жизни, способствующими социальной адаптации и повышению уровня общего развития.
Цель программы:
- формирование и совершенствование практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащегося индивидуального обучения.
Задачи обучения:
- реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение предметов учебного плана для индивидуального обучения;
- систематизировать, формировать и совершенствовать у Кристины необходимые ей навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, подходить к обучающейся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие его развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.
Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания Марка определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
Положительный эффект в воспитании и обучении Кристины может быть достигнут при проведении уроков с использованием следующих принципов:
- воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- систематичности и последовательности;
- связи обучения с жизнью;
- коррекции в обучении;
- наглядности;
- сознательности и активности обучающейся;
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- прочности знаний, умений и навыков.
Методы обучения, применяемые на уроках:
- словесные методы — рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой;
- наглядные методы — демонстрации, виртуальные экскурсии, самостоятельные наблюдения;
- практические методы — устные и письменные упражнения, практические работы.
Требования к усвоению программы:
Марк должен знать:
-программный материал индивидуального обучения;
- свое имя, фамилию, имена родителей и близких родственников;
- правила поведения в семье, в общественных местах;
- правила дорожного поведения;
- назначение магазина, почты, школы, работы.
Марк должен уметь:
- обращаться с вопросом;
- передавать просьбу;
- культурно вести себя в общественных местах;
Марк должен овладеть навыками:
- ухаживать за собой, одеждой, обувью.
Контроль над усвоением знаний, умений и навыков осуществляется посредством самостоятельных работ. Небольшие самостоятельные работы можно проводить по окончании изучения определенной темы и в конце каждой четверти.
Уровень усвоения знаний оценивается по степеням обученности:
Б (базовая степень обученности) – обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, допускает неточности, которые исправляет сам.
МН (минимально-необходимая степень обученности) – обучающийся обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в частичной или постоянной помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может.
Н (низкая степень обученности) – обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Направления коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционной работы на уроках | Ожидаемый результат |
Развитие внимания | Заинтересовывать обучающегося на каждом уроке, давать посильные задания, не требующие от него большого напряжения, часто не менять объекты внимания | Сформирование устойчивости внимания |
Развитие памяти | На каждом уроке работать над развитием памяти, учить приёмам запоминания и припоминания на практических примерах. При воспроизведении учебного материала не переутомлять нервную систему обучающегося. Учитывать у него состояние охранительного торможения | Улучшение памяти |
Развитие зрительного восприятия | Развивать обобщённость восприятия, давать обучающемуся больше времени для восприятия учебного материала, учить избирательности восприятия на конкретном материале, активировать процесс восприятия и руководить им | Соотнести воспринимаемое качество с эталоном |
Развитие мышления | Учить определять связи между частями предмета, анализировать предметы, сравнивать, выделять главное, учить устанавливать причинно-следственные связи, дослушивать инструкцию до конца.Учить критичности. Проводить коррекционные занятия по развитию мыслительных операций | Улучшение наглядно-образное и наглядно-действенное мышление |
Развитие речи | На каждом уроке работать над развитием связной речи обучающегося, обогащать словарный запас, работать над понятийной и лексической стороной речи | Улучшение связной речи |
Развитие мелкой моторики | На каждом уроке проводить пальчиковую гимнастику и массаж пальцев рук | Снижение усталости рук, развитие речи |
Развитие графических навыков | Тренировать навыки письма, чистописания | Улучшение каллиграфии |
Коррекция эмоционально-волевой сферы | Создавать устойчивый интерес к учебной деятельности, учитывать эмоциональное настроение учащегося на уроках, воспитывать волевые качества, не предъявлять непосильные требования к обучающемуся, формирование способности переживать различные настроения | Усидчивость на занятиях |
Повышение работоспособности | Создание оптимального режима обучение, чередование устных и письменных предметов, снижение нагрузки на занятиях, проведение динамических пауз | Повышение работоспособности |
Содержание основного минимума знаний, умений, навыков:
по курсу «Чтение развитие речи»
Для формирования навыков общения у неговорящей обучаемой мною используется альтернативный способ коммуникации (альтернативное чтение, предложенное Л.Б. Баряевой), который помогает обучаемой выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь, а окружающим – общаться, понимать их, осуществлять уход.
Цель курса: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
В программе определены следующие задачи:
- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками.
Требованию к уровню подготовки обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
-осмысливать простые изображения;
-показывать персонажей коротких произведений;
-устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
-самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
-выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой графически оформленное предложение или небольшие тексты.
Обучающаяся должна знать:
-членов своей семьи и ближнего окружения;
-обобщающие слова: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, школьные и гигиенические принадлежности;
профессии людей (учитель, врач);
-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского…
-графические изображения: времени года, явлений природы, времени суток, обобщающих слов.
по курсу «Математика»
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Целью обучения детей математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.
Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и тесно связано с другими учебными предметами.
На уроках математики используется множество дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений.
Требованию к уровню подготовки обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
-выделять 1 и много предметов из группы;
-соотносить количество 1 с количеством пальцев;
-сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;
-различать предметы по цвету, форме, величине;
-соотносить части суток с режимными моментами;
-выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик», «крыша»);
-складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;
-складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;
-чертить прямую, волнистую линию по подражанию;
-понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
-сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.
Обучающаяся должна знать:
-количественные понятия: один, много, поровну;
-цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;
-величину: большой – маленький;
-форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма) и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
-название времени года;
-название, расположение и назначение помещений в доме.
по курсу « Животные »
Занятия по курсу «Животные» направлены на формирование естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. На занятиях продолжается знакомство обучаемой с миром животных.
Обучение направлено на решение следующих задач:
-учить, обучаемую, находить на картинке и называть собаку, кошку, курицу, петуха, лису, волка, выделяя наиболее характерные особенности;
-учить различать и называть некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги);
-обогащать словарь обучаемой существительными, обозначающими домашних животных (кошка, собака, курица, петух); диких животных (лиса, волк) и их детенышей;
-обогащать словарь обучаемой прилагательными, обозначающими величину, цвет предметов (большой, маленький, сладкий, кислый и т. д.).
Требованию к уровню подготовки обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
-находить предметы (животных) по их характеристике (цвету, форме, размеру);
-сравнивать (совместно с учителем) два предмета, находить сходные и отличительные признаки;
-уметь (в силу возможностей) классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции;
-воспроизводить знакомые звукоподражания;
-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам.
по курсу «Растения»
Занятия по курсу направлены на знакомство с миром растений.
Обучение направлено на решение следующих задач:
-учить узнавать и называть цветы, траву, дерево;
-учить находить их отличительные признаки: трава зелёная; дерево высокое, на нем много листьев; цветы бывают разные;
-учить понимать слова обозначающие их. Различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты (наиболее распространенные в данной области), называть их;
-учить учащихся замечать и называть явления природы (идёт дождь, снег, светит солнце);
-обогащать словарь обучаемой: существительными, обозначающими названия растений (дерево, трава, цветы); фруктов (яблоко, груша); овощей (морковь, помидор, огурец);
-обогащать словарь обучаемой прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, маленький, сладкий, кислый и т. д.).
Требованию к уровню подготовки обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
-находить предметы (растение) по их характеристике (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху).
-сравнивать (совместно с учителем) два предмета, находить сходные и отличительные признаки;
-меть (в силу возможностей) классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.
по курсу «Рисование»
Программа направлена на развитие восприятия обучающегося, обогащение его сенсорного опыта, путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Вызывать у обучаемой интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами, красками, фломастерами рисуют.
Обучение направлено на решение следующих задач:
-учить следить за движением карандаша по бумаге. На занятиях учат обращать внимание на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге;
-привлекать внимание обучаемой к изображённым ею на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям;
-вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовала сама;
-развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
-учить различать цвета карандашей, фломастеров;
-учить делать мазки и рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточки, платочки, дорожки, ручейки, сосульки, заборчики и другие;
-формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует ребёнок.
-учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть на место;
-учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше точёного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
-продолжать знакомить с цветами: красный, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, синий.
Требованию к уровню подготовки обучающегося.
Обучающийся должен уметь:
-узнавать (находить) основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный);
-уметь правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
-уметь делать мазки, проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии;
-уметь раскрашивать рисунок (с помощью педагога).
по курсу «Ремесло» Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится ремеслу (трудовому обучению), где они овладевают элементарными трудовыми навыками, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координация движений.
Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются таким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом.
Обучение ремеслу направлено на решение следующих задач:
-воспитание положительных качеств личности обучающейся;
-формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;
-привитие интереса к труду.
Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе.
Обучающаяся должна:
-усвоить основные приемы работы с различными материалами;
-ориентироваться в задании с помощью учителя;
-выполнять изделие с помощью учителя;
-ориентироваться на листе бумаги и подложке;
-знавать и называть основные геометрические формы и тела.
по курсу «Социально-бытовая ориентировка»
В основу занятий по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучаемой системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в обществе.
Целью обучения данному предмету является освоение обучающейся системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Цель уроков СБО – подготовка обучающейся к взрослой жизни через овладение ею навыками самообслуживания, общения, приспособления её к жизни в обществе, воспитания у неё максимального уровня самостоятельности.
На уроках обучающаяся (Быковских Юлия) обучается элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности.
На всех этапах обучения у обучающийся:
- формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
- формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности;
- формируется и вводится в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
Программа «Социально-бытовая ориентировка» включает следующие разделы:
«Личная гигиена» - в данном разделе учащимся дается алгоритм умывания, чистки зубов, расчёсывания;
«Одежда и обувь» - в данном разделе учащиеся учатся узнавать предметы одежды и обуви, и элементарным способам ухода за ними;
«Питание» - в данном отделе учащиеся учатся соблюдению элементарно-гигиенических требований к содержанию посуды и использования продуктов;
«Культура поведения» - в данном разделе даются сведения о том, как вести себя во время приема пищи, как пользоваться приборами и салфетками;
«Жилище» - в данном разделе учащиеся учатся пользоваться средства по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию порядка.
Требования к уровню подготовки обучающейся по данной программе:
Личная гигиена. Обучающийся должен:
- иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека;
- знать последовательность выполнения утреннего туалета;
- знать периодичность и правила чистки зубов
-знать периодичность мытья головы;
Одежда и обувь. Обучающийся должен:
-иметь представление почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте;
-знать виды одежды и обуви,
- знать правила ухода за одеждой и обувью.
Питание. Обучающийся должен:
- иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека;
- иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
- иметь представление о назначение кухонных принадлежностей и посуды;
- иметь представление о санитарно-гигиенические требования к содержанию посуды.
Культура поведения. Обучающийся должен:
- знать правила поведения за столом.
- уметь принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
- уметь правильно вести себя за столом во время приема пищи
(пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Жилище. Обучающийся должен:
- знать виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;
- уметь выполнять элементарные действия по созданию порядка в жилище.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм | |||
1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетные картинки с доступным им содержанием. Времена года. |
|
|
2 | Рассматривание сюжетных картинок: Д/и «Покажи, что я назову» |
|
|
3 | Игры с использованием пиктограмм (дождь, ветер, солнце) |
|
|
«Аудиальное чтение» | |||
4 | Прослушивание аудиокниг. Звуки природы. |
|
|
5 | Чтение сказки «Теремок» |
|
|
6 | Игра - имитация «Теремок» (имитация движений, звукоподражание)
|
|
|
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм | |||
7 | Упражнение на узнавание: овощи, фрукты по их изображению на иллюстрациях (настольная игра «Лото») |
|
|
8 | Рассматривание сюжетных картинок (предметы мебели): Д/И «Найди и покажи» |
|
|
9 | Упр. с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки». |
|
|
«Аудиальное чтение» | |||
10 | Слушание аудиозаписи. Сказка «Зимовье зверей» |
|
|
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах
| |||
11 | Времена года. Основные признаки. Упражнения на рассматривание сюжетных картинок: «Найди такую же картинку», «Покажи, что я назову», Найди одинаковые картинки» |
|
|
12 | Игры с использование пиктограмм. Цвет зимы – белый. |
|
|
13 | Чтение произведения: «Мойдодыр» К.Чуковского. Д/И «Узнай и покажи» (показ предмета по названию) |
|
|
«Аудиальное чтение»
| |||
14 | Слушание аудиозаписей, узнавание разнообразных звуков природу, улицы, голоса животных. |
|
|
15 | Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко», «Травка зеленеет», «Весна-красна…», развитие восприятия речи, внимания, памяти |
|
|
16 | Чтение произведения «Колобок» |
|
|
17 | Чтение произведения А.Сутеева «Кто сказал – мяу» |
|
|
18 | Игра инсценировка: «Кто сказал – мяу» (имитация движений, звукоподражания) |
|
|
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах
19 | Время года – весна. Основные признаки и приметы. Упражнение с пиктограммами: «Покажи-ка, что я назову», «Найди такую же картинку», «Разрезные картинки из 2-х частей» |
|
|
«Аудиальное чтение» | |||
20 | Чтение произведения «Федорино горе» |
|
|
21 | Игра инсценировка: «Машина посуда» (имитация движений, звукоподражания) |
|
|
22 | Чтение произведения «Три медведя» |
|
|
Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Упражнения для тонкой моторики рук | |||
1 | Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статистических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук Пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока», «Ладушки», Бегут пальчики по дорожке», «Пальчик, пальчик, где ты был» |
|
|
2 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров: мячики, втулки, природный материал (желуди, шишки) |
|
|
3 | Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти, последовательно организованных движений и консервативного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами |
|
|
«Рисуночное письмо» | |||
4 | Упражнение с внутренними трафаретами: дерево, осенние листья. |
|
|
5 | Игры с красками (пальчиками): дерево (дуб), листья (клен, дуб) |
|
|
6 | Закрашивание пальчиками, создание цветных пятен: «Осеннее дерево» (дорисовка), «Дождь». |
|
|
7 | Лепка без задания для ознакомления учащихся с основными свойствами теста, пластилина. |
|
|
9 | Освоение учащимися основными приемами работы с тестом, пластилином: раскатывать, прямыми и круговыми движениями. |
|
|
10 | Лепка «Грибы» (раскатывание, скатывание, расплющивание)
|
|
|
Упражнение для развития тонкой моторики рук | |||
11 | Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Спрячь мячик», «Разноцветные счеты», «Бегут пальчики по дорожке» |
|
|
12 | Тренировочные упражнения для кистей рук сопряженно с педагогом, совершенствованием межанализаторного взаимодействия слухового и тактильного: сжимание, разжимание, встряхивание. |
|
|
13 | Развитие двигательных стереотипов и графических способностей. Рисование на манке: «Дорожка», «Дождик», «Ручеек» (горизонтальные, вертикальные, волнистые линии) |
|
|
14 | Обводка по внутреннему трафарету: «Яблоко», «Помидор» |
|
|
15 | Штриховка округлых форм, прямыми линиями: «Яблоко», «Помидор» |
|
|
«Рисуночное письмо» | |||
16 | Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки» |
|
|
17 | Упражнение на нахождение нужных элементов для аппликации. Д/И «Что лишние?» |
|
|
18 | Дорисовка «Дорожка к домику», «Светофор» (пальчиками) |
|
|
19 | Упражнения на закрепление умений изображать линии «Ручеек» (волнистые), «Травка зеленеет…» (прямые, вертикальные) |
|
|
20 | Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки» |
|
|
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математика»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Конструирование. | |||
1 | Выкладывание прямых линий из счётных палочек: «Дорожка короткая и длинная» |
|
|
2 | Выкладывание из шнурков извилистых линий «Плывет кораблик по волнам» |
|
|
3 | Игры с конструктивным материалом (кубики, кирпичики) «Дом с забором» |
|
|
4 | Упражнения с предметными разрезными картинками с вертикальным разрезом. Пазлы из 2-х частей «Осенние листья» (клен, дуб) |
|
|
5 | Игры с мозаикой: «Бусы» |
|
|
Представление о форме. | |||
5 | Рисование на манке – круги. |
|
|
6 | Тактильные и визуальные упражнения по выбору круглых предметов из множества других |
|
|
7 | Рисование на манке - квадрат |
|
|
8 | Конструирование из 2-х частей - квадрат |
|
|
9 | Рисование линий на песке, манке, на бумаге. Выкладывание с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (прямая, извилистая, как волна) |
|
|
Представление о величине. | |||
9 | Дидактические игры и упражнения, направленные на представление о величине: «Большие и маленькие пирамидки» |
|
|
10 | Дидактические игры и упражнения, направленные на представление о величине: «Большой и маленький» (кубик, шарик) |
|
|
11 | Дидактические игры и упражнения, направленные на представление о величине: «Большие и маленькие матрешки» |
|
|
12 | Обводка по опорным точкам: квадрат большой-маленький, дорожка длинная-короткая. |
|
|
13 | Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины: большой-маленький мяч.
|
|
|
Конструирование | |||
14 | Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками на столе и на манке: «Елочка», «Широкая и узкая дорожка», «Забор», «Лесенка» |
|
|
15 | Игры с мозаикой: «Укрась елку», «Гирлянда» |
|
|
16 | Игры со строительным материалом и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой) |
|
|
17 | Игры с конструктивным материалом: «Домик для собачки» |
|
|
18 | Упражнения на складывание разрезных картинок из 2-х частей: «Собери картинку» |
|
|
19 | Рисование по клеточкам: дорожка длинная-короткая, квадрат большой-маленький |
|
|
Количественные представления | |||
20 | Действия с непрерывными множествами. Упражнения на формирование понятия «один-много»: собери кубики в машинку, шарики в коробку. |
|
|
21 | Действия с непрерывными множествами: пересыпание крупы с определением количества (много, мало, нет – пусто) |
|
|
22 | Упражнения на выбор предметов из множества. Игровые ситуации на развитие пространственно-величинных представлений о предметах и объектах контрастного размера: полный стакан – пустой стакан (банка, миска) |
|
|
23 | Количество один и показ одного пальца. Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик. |
|
|
Представления о форме | |||
24 | Рисование линий на песке, манке, на бумаге. Выкладывание с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (прямая, извилистая, как волна) |
|
|
25 | Моделирование геометрических фигур из маленьких квадратиков - один большой, из частей круга – круг. |
|
|
Представление о величине | |||
26 | Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины: большой-маленький мяч, большая-маленькая матрешка. |
|
|
Календарно – тематическое планирование по предмету «Животные»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Признаки осени: похолодание, отлет перелетных птиц. |
|
|
2 | Изменения в природе, жизни животных в осенние месяцы.
|
|
|
3 | Голубь, воробей, синица, ворона, снегирь, сорока, грач. Различение по внешнему виду. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Питание птиц. Польза птиц.
|
|
|
4 | Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц.
|
|
|
5 | Домашние животные: кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, коза. Внешний вид. Польза домашних животных |
|
|
6 | Дикие животные: лиса, волк, медведь, заяц. Внешний вид.
|
|
|
7 | Домашняя птица: курица, петух, гусь, индюк. Внешний вид, польза для людей. |
|
|
8 | Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, тают сосульки, прилёт птиц, появление насекомых.
|
|
|
9 | Домашние животные и их детеныши: корова, собака, кошка. |
|
|
10 | Домашняя птица: курица, петух, гусь, индюк. Внешний вид, польза для людей. |
|
|
11 | Дикие животные и их детеныши: медведь, лиса |
|
|
Календарно – тематическое планирование по предмету «Растения»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Признаки осени: похолодание, осенний листопад, дождь, пасмурно. |
|
|
2 | Изменения в природе, жизни растений в осенние месяцы.
|
|
|
3 | Помидор, огурец, морковь, лук. Внешний вид, способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Употребление в пищу. |
|
|
4 | Яблоко, груша, вишня и т. д. Внешний вид. Способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху.
|
|
|
5 | Комнатные растения. Герань цветущая. Название. Распознавание по внешнему виду. Уход за цветком (полив, рыхление, обмывание листьев). |
|
|
6 | Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц.
|
|
|
7 | Растительный мир. Учить узнавать и называть цветы, траву, дерево. Учить находить их отличительные признаки: трава зелёная; дерево высокое, на нем много листьев; цветы бывают разные. |
|
|
8 | Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, тают сосульки, прилёт птиц, появление насекомых, распускание почек, появление листочков. |
|
|
9 | Первые весенние цветы: мать-и мачеха, одуванчик. |
|
|
10 | Деревья весной: береза, тополь, черемуха, сирень. |
|
|
11 | Деревья весной: береза, тополь, черемуха, сирень. |
|
|
Календарно – тематическое планирование по предмету «Рисование»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «Веселые карандаши» учить детей различать цвета карандашей, учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные)
| 2 | . |
2 | «Кисточка-вошебница» учить делать мазки, подводить детей к рисованию предметов округлой формы (облако, снежный ком, шары, лужи и др.)
| 4 |
|
| Декоративное рисование.
|
|
|
1 | Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов «Шарфик», «Полотенце». | 3 |
|
2 | Рисование с помощью трафарета и шаблона узора из геометрических фигур с опорой на образец «Поднос». | 2 |
|
3 | Рисование узора из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) в разных формах (квадрат, полоса, круг, овал, треугольник) «Платочек», «Косынка для куклы». | 3 |
|
| Рисование с натуры. |
|
|
4 | Рисование с натуры овощей, фруктов, с применением трафаретов, шаблонов и без них (яблоко, груша, апельсин, морковь, лук).
| 5 |
|
5 | Рисование с натуры насекомых (жук, бабочка), с применением трафаретов. | 3 |
|
6 | Рисование с натуры «Цветы и трава» с применением трафаретов.
| 3 |
|
| Рисование на тему. |
|
|
7 | «Времена года» («Осенний день», «Снег идет», «Весна пришла», «Бабочки на лугу»).
| 4 |
|
8 | Иллюстрирование сказок «Репка», «Колобок» с применением трафаретов. | 4 |
|
Календарно – тематическое планирование по предмету «Ремесло»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Работа с пластилином |
|
|
1 | Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины. | 3 |
|
2 | Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. | 2 |
|
3 | Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.). | 3 |
|
4 | Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке). | 3 |
|
| Работа с природным материалом |
|
|
5 | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький). | 2 |
|
6 | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги. | 3 |
|
| Работа с бумагой |
|
|
7 | Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. | 3 |
|
8 | Объемная аппликация "Гусеница" | 2 |
|
9 | Рваная аппликация "Листочек". | 1 |
|
10 | Вырезание геометрических фигур, размеченных по шаблону (совместно с учителем). | 2 |
|
11 | Аппликация «Цветок». | 3 |
|
| Работа с нитками |
|
|
12 | Упражнения в разрывании и резании ниток разной длины | 2 |
|
13 | Связывание и наматывание в клубок
| 2 |
|
14 | Изготовление кисточки из цветных ниток
| 2 |
|
15 | «Шитье по проколам» работа со шнуровкой (совместно с учителем).
| 2 |
|
Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка»»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Личная гигиена |
|
|
1 | Уход за волосами (расчесывание, мытьё) | 3 |
|
2 | Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей. | 3 |
|
3 | Выполнение утреннего туалета: чистка зубов. | 2 |
|
| «Одежда и обувь» |
|
|
4 | Изучение названий одежды уличной. | 1 |
|
5 | Изучение названий одежды домашней. | 1 |
|
6 | Изучение названий обуви уличной. | 1 |
|
7 | Изучение названий обуви домашней. | 1 |
|
8 | Смена одежды по сезонам. | 2 |
|
9 | Смена обуви по сезонам. | 2 |
|
10 | Правила хранения одежды и обуви. | 2 |
|
11 | Ежедневное встряхивание и чистка щеткой своей одежды. | 2 |
|
| «Питание» |
|
|
12 | Элементарно-гигиенические правила хранения продуктов. | 2 |
|
13 | Знакомство с элементарно-гигиеническими требованиями к содержанию посуды. | 1 |
|
14 | Уборка посуды со стола, вытирание стола. | 2 |
|
| «Культура поведения» |
|
|
15 | Правила поведения за столом. | 2 |
|
16 | Культура ношения одежды. | 2 |
|
| «Жилище» |
|
|
17 | Виды жилых помещений. | 1 |
|
18 | Средства по уходу за помещением. | 1 |
|
18 | Ежедневная уборка помещения (вытирание пыли) | 2 |
|
Содержание рабочей программы по курсу «Чтение и развитие речи»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | ||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная | |||||
1. | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм. | сентябрь | Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием «Времена года», «Покажи, что я назову». Учить работать с пиктограммами (дождь, солнце, ветер). | Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. | Воспитывать интерес к занятиям с картинками-пиктограммами. | Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм. | Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи. |
2. | «Аудиальное чтение». | октябрь | Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: звуки природы, сказка «Теремок». | Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, выполнять действия по речевым инструкциям: игра-имитация «Теремок». | Воспитывать интерес к детским сказкам. | MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. | Развитие пассивного словаря: животные –герои сказок. Снятие эмоционального напряжения при прослушивании звуков природы. |
3. | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм. | ноябрь-декабрь | Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: овощи, фрукты, предметы мебели. | Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра «Найди и покажи», «Покажи, что я назову». | Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами. | Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм. | Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. |
4. | «Аудиальное чтение». | декабрь | Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: сказка «Зимовье зверей». | Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения. | Воспитывать интерес к детским сказкам, формирование доступных приемов игровой деятельности (игры-инсценировки с куклами). | MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. | Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами. |
5. | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм. | январь-февраль | Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: времена года «Цвет зимы белый». Знакомство с произведением К. Чуковского «Мойдодыр». | Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра «Узнай и покажи». Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения. | Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами. Воспитывать интерес к детским сказкам. | Набор сюжетных картинок и иллюстрации, набор пиктограмм; произведение «Мойдодыр», фигурки героев сказки. | Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи. |
6. | «Аудиальное чтение». | февраль-апрель | Прослушивание аудиозаписей: звуки природы, голоса животных. Учить устанавливать связь между предметом и его изображением: «Дождик-дождик», «Солнышко-ведрышко». Чтение сказки «Колобок», произведения А.Сутеева «Кто сказал – мяу» | Уметь слушать и проявлять интерес к услышанным звукам; устанавливать связь между предметом и его изображением (речевые игры: звукоподражание и имитация движений). | Воспитывать интерес к детским сказкам, формирование доступных приемов игровой деятельности (речевые игры). | MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. | Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами. |
7. | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограмм. | апрель | Учить осмысленному рассматриванию сюжетных картинок с доступным содержанием: времена года: весна; основные признаки, приметы. | Уметь осмысливать простые изображения. Самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных: дидактическая игра «Покажи-ка, что я назову», «Найди такую же картинку». | Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивость, трудолюбие при работе с пиктограммами. | Набор сюжетных картинок и иллюстрации по теме, набор пиктограмм. | Развитие пассивного словаря в работе с жестово-графическими средствами общения. Развитие восприятия речи. |
8. | «Аудиальное чтение». | май | Знакомить с простыми по содержанию сказками. Прослушивание аудиокниг: сказка «Федорино горе», «Три медведя». | Уметь слушать и проявлять интерес к сказкам, показывать персонажей услышанного произведения. | Воспитывать интерес к детским сказкам. Формирование доступных приемов игровой деятельности (игра-инсценировка «Машина посуда». | MP-плеер, записи с произведениями, фигурки героев сказки. | Развитие пассивного словаря: животные-герои сказок. Развитие мелкой моторики при игре с куклами. |
Содержание рабочей программы по курсу «Графика и письмо»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | ||||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная |
|
| |||||
1. | Развитие мелкой (тонкой) моторики рук. | сентябрь-октябрь | Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?». Проводить самомассаж рук с помощью тренажеров (мячики, втулки, природный материал). Учить выполнять упражнения на развитие двигательной памяти (игры с пирамидками и кубиками-вкладышами). | Выполнять пальчиковую гимнастику; понимать соотносящие и указательные жесты; последовательно выполнять задания по сборке и разборке пирамидок, матрешек, кубиков. | Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы. | Карточки и иллюстрации по теме, демонстрационный материал: матрешки, кубики, пирамидки, набор массажеров. | Развитие мелкой моторики рук. | ||
2. | «Рисуночное письмо» | октябрь-декабрь | Учить работе с внутренними трафаретами. Работа с красками: закрашивание пальчиками, создание цветовых пятен. Учить работать с пластилином: раскатывание круговыми прямыми движениями; лепка «Грибы» - раскатывание, скатывание, расплющивание. | Уметь работать с трафаретами; красками; знать основные приёмы работы с пластилином. | Воспитывать аккуратность при выполнении задания; усидчивости, трудолюбия. | Набор трафаретов, краски, альбом, пластилин, бумажные салфетки. | Развивать мелкую моторику рук; зрительную память, формирование правильной позы тела при рисовании и лепке. | ||
3. | Развитие мелкой (тонкой) моторики рук. | январь-март | Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук «Спрячь мячик», «Разноцветные счеты». Совершенствовать межанализаторное взаимодействие слуховое и тактильное. Развивать графические способности «Дорожка», «Ручеек». Учить работе с трафаретами. | Уметь работать с трафаретами (обводить, штриховать). Выполнять пальчиковую гимнастику. Выполнять упражнения на межанализаторное взаимодействие (сжимание, разжимание, встряхивание рук). Проводить прямые и волнистые линии в разном расположении и различными изобразительными средствами. | Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы. | Карточки и иллюстрации по теме, черная бумага и манка, альбом, цветные карандаши и набор трафаретов. | Развивать мелкую моторику рук; зрительную память. | ||
4. | «Рисуночное письмо». | март-май | Учить рисованию по клеткам «Проведи линию от точки до точки». Учить находить нужные элементы для выполнения аппликации «Что лишнее?». Закрепить умение изображать линии волнистые и прямые «Ручеек», «Травка зеленеет…». | Уметь проводить линию от точки до точки; закрашивать изображение с определенным контуром. Уметь располагать рисунок на листе бумаги и наклеивать предмет по образцу. | Воспитывать усидчивость, трудолюбие; придерживаться правильной позы во время работы. | Карточки и иллюстрации по теме, альбом, цветные карандаши и набор трафаретов, клей, геометрические фигуры из цветной бумаги. | Развитие зрительной памяти, внимания при выполнении инструкций учителя; мелкой моторики рук. |
Содержание рабочей программы по курсу «Математика»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | ||||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная | |||||||
1. | Конструирование | сентябрь | «Дорожка короткая и длинная»; «Плывет кораблик по волнам»; «Дом с забором», «Осенние листья». | Выкладывание прямых линий из счетных палочек по подражанию; выкладывание из шнурков извилистых линий; игры с конструктивным материалом; упражнения с предметными разрезными картинками. | Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. | Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей. | Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук. | ||
2.
| Представление о форме | октябрь-ноябрь | Рисование на манке – круги, квадрат; выбор круглых предметов из множества других; рисование линий на манке, бумаге, выкладывание с помощью ниток, шнуров – прямой и извилистой линий. | Тактильные и визуальные упражнения с методическим материалом. | Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. | Манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки. | Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук. | ||
3.
| Представление о величине | ноябрь-декабрь | «Большие-маленькие пирамидки»; «Большой-маленький кубик»; «Больши е и маленькие матрешки»; квадрат большой-маленький; дорожка длинная-короткая; большой-мальнький мяч. | Дидактические упражнения, направленные на представления о величине; обводка по опорным точкам; обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины. | Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями. | Разные по величине матрешки и пирамидки, кубики, шарики; трафареты. | Развитие мышления, мелкой моторики рук. | ||
4. | Конструирование | январь-февраль | «Ёлочка»; «Широкая и узкая дорожка»; «Гирлянда»; «Укрась ёлку»; «Домик для собачки»; «Собери картинку»; «Дорожка длинная-короткая». | Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками, манкой; игры со строительным материалом; упражнения на складывание разрезных картинок из 2 частей; рисование по клеткам. | Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями; развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. | Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей, манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки. | Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучим материалом. | ||
5. | Количественные представления | март-апрель | Учить действиям с непрерывными множествами: один, много; много, мало, пусто. Развивать пространственно-величинные представления о предметах. Учить соотносить пальцы рук с количеством предметов. | Уметь выделять много и один предмет из группы; соотносить количество предметов с количеством пальцев «Собери кубики в машинку», «Шарики в коробку». | Осуществлять контроль над своими действиями, развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. | Крупа и набор баночек (для пересыпания), кубики, машинка, коробка с шариками, геометрический материал. | Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучими материалами. | ||
6. | Представления о форме | май | Учить моделированию из геометрических фигур: из маленьких квадратов – один большой, из частей круга – круг. Учить рисованию на песке, манке, бумаге и выкладыванию из шнурков и ниток, прямых и извилистых линий. | Уметь составлять из частей целое (моделирование из геометрических фигур), уметь рисовать на песке, манке и бумаге линии (прямые и извилистые). | Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. | Разрезной геометрический материал, цветные шнурки, нитки. | Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук. | ||
7 | Представления о величине | май | Учить обводить и штриховать предметы разной величины: большой-маленький мяч, большая-маленькая Матрёшка. | Уметь различать предметы по величине. | Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. | Демонстрационный материал: мячи разные по величине, набор Матрешек. | Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук. |
Содержание рабочей программы по курсу «Животные»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | ||||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная | |||||||
1. | Признаки осени. | сентябрь | Знать признаки осени в мире животных: похолодание, отлёт перелётных птиц, изменения в жизни животных. | Уметь находить на карточках отличительные признаки изменений в жизни животных и птиц в осенние месяцы. | Воспитание бережного отношения к природе. | Работа с карточками, иллюстрациями, демонстрационный материал: фигурки птиц и животных. | Развитие понятийной речи и активизация пассивного словаря. | ||
2. | Птицы | октябрь | Знакомство с птицами: голубем, воробьём, синицей, вороной, снегирем, сорокой, грачом. Внешний вид птиц, питание, польза. | Уметь различать птиц по внешнему виду. Уметь показывать части тела птиц (голова, два крыла, две ноги, хвост). | Воспитание интереса к предмету и усидчивости при работе с демонстрационным материалом. | Работа с карточками и иллюстрациями по теме. | Проявлять интерес к речевым высказываниям, воспроизводить знакомые звукоподражания. | ||
3. | Признаки зимы. | ноябрь | Знать признаки зимы: холод, мороз, снег; изменения в жизни животных и птиц. Подкормка зимующих птиц. | Уметь находить на карточках отличительные признаки изменений в жизни животных и птиц в зимние месяцы. | Воспитание бережного отношения к природе. | Работа с карточками, иллюстрациями, демонстрационный материал: фигурки птиц и животных. | Развитие понятийной речи и активизация пассивного словаря. | ||
4. | Домашние животные. | ноябрь-декабрь | Знакомство с домашними животными: собакой, лошадью, коровой, к кошкой, свиньёй, овцой, козой. Внешний вид, польза. | Уметь различать домашних животных по внешнему виду. Уметь находить животных по их характеристике. | Воспитание интереса к предмету и усидчивости при работе с демонстрационным материалом. | Работа с карточками и иллюстрациями по теме. | Проявлять интерес к речевым высказываниям, воспроизводить знакомые звукоподражания. | ||
5. | Дикие животные. | декабрь-январь | Знакомство с дикими животными: лисой, волком, медведем, зайцем. Внешний вид, польза. | Уметь различать диких животных по внешнему виду. Уметь находить животных по их характеристике. | Воспитание интереса к предмету и усидчивости при работе с демонстрационным материалом. | Работа с карточками и иллюстрациями по теме. | Проявлять интерес к речевым высказываниям, воспроизводить знакомые звукоподражания. | ||
6. | Домашняя птица. | февраль-март | Знакомство с домашней птицей: курицей, петухом, гусем, индюком. Внешний вид, польза. | Уметь различать птиц по внешнему виду. Уметь показывать части тела птиц (голова, два крыла, две ноги, хвост). | Воспитание интереса к предмету и усидчивости при работе с демонстрационным материалом. | Работа с карточками и иллюстрациями по теме. | Развитие понятийной речи и активизация пассивного словаря, воспроизводить знакомые звукоподражания. | ||
7. | Признаки весны. | март | Знать признаки весны: потеплело, тают сосульки, тает снег, тает лёд. Прилёт птиц, появление насекомых. | Уметь находить на карточках отличительные признаки изменений в жизни животных и птиц в весенние месяцы. | Воспитание бережного отношения к природе. | Работа с карточками, иллюстрациями, демонстрационный материал: фигурки птиц и животных, насекомых. | Развитие понятийной речи и активизация пассивного словаря. | ||
7. | Домашние животные и их детёныши. | апрель | Знакомство с домашними животными и их детенышами (корова, собака, кошка). | Уметь сравнивать животных по их характеристике (размеру, цвету, форме); находить сходные и отличительные признаки. | Воспитание интереса к предмету и усидчивости при работе с демонстрационным материалом. | Работа с карточками, демонстрационный материал: фигурки животных. | Развитие понятийной речи и активизация пассивного словаря; обогащение словаря прилагательными, обозначающими величину предметов (маленький, большой). | ||
8. | Дикие животные и их детёныши. | май | Знакомство с дикими животными и их детенышами (медведь, лиса). | Уметь сравнивать животных по их характеристике (размеру, цвету, форме); находить сходные и отличительные признаки. | Воспитание интереса к предмету и усидчивости при работе с демонстрационным материалом. | Работа с карточками, демонстрационный материал: фигурки животных. | Развитие понятийной речи и активизация пассивного словаря; обогащение словаря прилагательными, обозначающими величину предметов (маленький, большой). |
Содержание рабочей программы по курсу «Растения»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | |||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная | ||||||
1. | Признаки осени. | сентябрь | Знать признаки осени: похолодание, листопад, дождь, пасмурно; изменения в природе, жизни растений. | Уметь находить на карточках отличительные признаки осени. | Воспитание бережного отношения к природе. | Работа с карточками, с природным материалом. | Развитее мелкой моторики рук при работе с природным материалом. | |
2. | Овощи. | октябрь | Знакомство с овощами: помидором, огурцом, морковью, луком. Знать их внешний вид и способ употребления в пищу. | Уметь различать овощи по цвету, форме, величине, вкусу и запаху. | Воспитание усидчивости и интереса к предмету. | Работа с карточками, демонстрационный материал: овощи. | Обогащение пассивного словаря словами-прилагательными. | |
3. | Фрукты | ноябрь | Знакомство с фруктами: яблоком, грушей, вишней. Знать их внешний вид и способ употребления в пищу. | Уметь различать фрукты по цвету, форме, величине, вкусу и запаху | Воспитание усидчивости и интереса к предмету. | Работа с карточками, демонстрационный материал: фрукты. | Обогащение пассивного словаря словами-прилагательными. | |
4. | Комнатные растения | декабрь | Знакомство с комнатными растениями на примере герани. Уход за цветком. | Уметь распознавать растение по внешнему виду, производить полив, рыхление, обмывание листьев. | Воспитание аккуратности и трудолюбия. | Работа с карточками, демонстрационный материал: герань, вода для полива, палочка для рыхления. | Развитие координации движений рук при работе с цветком. | |
5. | Признаки зимы | январь | Знать признаки зимы: холод, мороз, снег. Птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц. | Уметь находить на карточках отличительные признаки зимы. | Воспитание бережного отношения к природе. | Работа с карточками, иллюстрации по теме. | Обогащение пассивного словаря словами-признаками. | |
6. | Растительный мир | февраль | Знать и показывать: цветы, траву, дерево. | Уметь находить на карточках отличительные признаки растений: трава зеленая, дерево высокое, на нем много листьев, цветы разноцветные. | Воспитание усидчивости и интереса к предмету. | Работа с карточками, иллюстрации по теме. | Обогащение пассивного словаря существительными и словами-признаками. | |
7. | Признаки весны | март-апрель | Знать признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, таяние сосулек, прилетают птицы, распускание почек и появление первых листочков. | Уметь находить на карточках отличительные признаки весны. | Воспитание бережного отношения к природе. | Работа с карточками, иллюстрации по теме. | Развитие понимания речи и обогащения пассивного словаря. | |
8. | Деревья весной | май | Изучения изменений деревьев весной на примере берёзы, тополя, черёмухи, сирени. | Уметь находить предметы (деревья) по их характеристике; сравнивать два предмета, находить отличительные и сходные признаки. | Воспитание интереса к предмету и усидчивости. | Работа с карточками, иллюстрациями, демонстрационный материал: веточки деревьев. | Развитие мелкой моторики рук при работе с демонстрационным материалом, обогащение пассивного словаря. |
Содержание рабочей программы по курсу «Рисование»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | |||||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная | ||||||||
1. | «Веселые карандаши», «Кисточка-волшебница». | сентябрь-октябрь | Учить различать основные цвета карандашей, рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные); учить делать мазки, подводить детей к рисованию предметов округлой формы (облако, снежный ком, шары). | Соблюдать последовательность выполнения рисунка | Прививать любовь к рисованию, развивать необходимые навыки в работе с карандашами: усидчивость, внимательность. | Демонстрационные шаблоны, кисти, краски, цветные карандаши. | Развивать мелкую моторику рук; зрительную память, формирование правильной позы тела при рисовании. | |||
2. | Декоративное рисование: «Шарфик», «Полотенце», «Поднос», «Платочек», «Косынка для куклы». | октябрь- декабрь | Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов; рисование с помощью трафарета и шаблона узора из геометрических фигур с опорой на образец; рисование узора из геометрических фигур (разной формы, величины, цвета) в разных формах (квадрат, полоса, круг, овал). | Соблюдать в рисунке пространственное положение предметов относительно друг друга; соблюдать последовательность выполнения рисунка. | Прививать любовь к рисованию, развивать необходимые навыки в работе с красками и карандашами: усидчивость, внимательность, аккуратность | Демонстрационные шаблоны: геометрических фигур, трафареты; кисти, краски, цветные карандаши. | Развивать мелкую моторику рук; зрительную память. | |||
3. | Рисование с натуры. | декабрь - февраль | Рисовать овощи, фрукты, насекомых, с применением трафаретов, шаблонов и без них. | Уметь определять пространственное положение предметов относительно друг друга; соблюдать последовательность выполнения рисунка, передавать форму предмета. | Прививать любовь к рисованию, воспитывать эстетический вкус. | Демонстрационные шаблоны: фруктов, овощей и растительных элементов; кисти, краски, цветные карандаши. | Развивать мелкую моторику рук; зрительную память, формирование правильной позы тела при рисовании. | |||
4. | Рисование на тему: «Времена года», иллюстрирование сказок «Репка», «Колобок». | февраль- май | Знать простые по форме предметы, правила расположения и изображения предметов. | Уметь изображать явления окружающей жизни, правильно передавать величину предметов, иллюстрировать сказки с применением шаблонов. | Прививать любовь к рисованию, воспитывать эстетический вкус. | Демонстрационные шаблоны, репродукции картин, кисти, краски, цветные карандаши | Развивать мелкую моторику рук; зрительную память, творческое воображение, формирование правильной позы тела при рисовании. |
Содержание рабочей программы по курсу «Ремесло»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | |||||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная | ||||||||
1. | Работа с пластилином: лепка по образцу предметов овальной формы; шаровидной формы, овощей и фруктов. | сентябрь- ноябрь | Изготовление лесенки, забора, елки, самолёта из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины; лепка по образцу бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины; лепка по образцу: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т.д.); лепка по образцу: картофеля, огурца, составление композиции «Овощи на тарелке». | Усвоить основные приемы работы с пластилином; выполнять лепку изделия с помощью учителя, учить узнавать основные геометрические формы. | Воспитание положительных качеств обучаемой: формирование доступных приемов трудовой деятельности; привитие интереса к труду. | Демонстрационный материал, пластилин. | Развитие мелкой моторики рук | |||
2. | Работа с природным материалом | ноябрь-декабрь | Наклеивание засушенных листьев на подложку из цветной бумаги (лист большой, лист маленький); наклеивание на подложку засушенных цветов с последующим наклеиванием вазы или горшочка. | Учить соблюдать пространственное положение предметов на листе бумаги, составлять орнаменты из растительных элементов; соблюдать определенную последовательность в их составлении. | Учить элементарному конструированию, воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении работы. | Демонстрационные шаблоны, цветная бумага, клей, растительные элементы. | Развитие мелкой моторики рук при работе с природным материалом. | |||
3. | Работа с бумагой: «Гусеница», «Листочек», «Цветочек». | январь-март | Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки; изготовление объёмной рваной аппликации (совместно с учителем). | Учить работать с бумагой – сгибать и разгибать её по намеченным линиям; уметь различать основные цвета, составлять орнаменты. | Воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность при выполнении работы. | Демонстрационные шаблоны, цветная бумага, клей, салфетки. | Развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой.
| |||
4. | Работа с нитками: «Шитьё по проколам» | апрель-май | Упражнения в разрывании и резании ниток разной длины; связывание и наматывание в клубок; изготовление кисточки из цветных ниток; работа со шнуровкой. | Учить разрезать и разрывать нитки определенной длины; уметь наматывать в клубок; учить работать со шнуровкой. | Воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность при выполнении работы; соблюдать правила безопасности при работе с ножницами. | Демонстрационные шаблоны, клубки с цветными нитками, шнуровки. | Развитие мелкой моторики рук при работе с нитками; учить ориентироваться в задании (анализировать объект работы).
|
Содержание рабочей программы по курсу «Социально-бытовая ориентировка»
№ п/п. | Учебно-методическое планирование | Сроки | Составляющие качества образования | Педагогические условия и средства реализации | Коррекционная работа | |||||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Целостно-ориентационная | ||||||||
1. | Личная гигиена | сентябрь- октябрь | Знать правила ухода за волосами; знать последовательность и правильность выполнения утреннего туалета: мытьё рук, лица, чистка зубов. | Учить совершать утренний туалет в определенной последовательности, правильно причёсываться, чистить зубы. | Развитие аккуратности, трудолюбия; обучение социально-бытовым навыкам самообслуживания. | Работа с карточками, демонстративный материал: расчёска, мыло, зубная щетка, полотенце. | Развитие общей и мелкой моторики рук при выполнении утреннего туалета. | |||
2. | Одежда и обувь | ноябрь-февраль | Изучение названий одежды уличной и домашней; изучение названий обуви уличной и домашней; смена одежды и обуви по сезону; правила хранения одежды и обуви. | Привитие навыков ухода за своей одеждой (ежедневное встряхивание и чистка щеткой). | Воспитание аккуратности, содержание в порядке своих вещей. | Работа с карточками, демонстративный материал: щетка для одежды, для обуви (практические занятия). | Развитие общей и мелкой моторики рук при чистке одежды. | |||
3. | Питание | февраль-март | Знакомство с элементарно-гигиеническими правилами хранения продуктов, требованиями к содержанию посуды; уборка посуды со стола, вытирание со стола. | Учить соблюдению правильного хранения продуктов; знать правила и алгоритм уборки посуды со стола. | Развитие аккуратности, трудолюбия; обучение социально-бытовым навыкам самообслуживания. | Работа с карточками, практические занятия. | Развитие общей и мелкой моторики рук при уборке со стола. | |||
4. | Культура поведения | март-апрель | Знакомство с правилами поведения за столом; культурой ношения одежды. | Учить культурно вести себя за столом, соблюдая все правила; правильно (по сезону и местонахождению) выбирать одежду. | Воспитывать элементарные правила поведения за столом. | Работа с карточками, практические занятия, игра «Одень куклу». | Формирование правильной позы тела при приёме пищи. | |||
5. | Жилище | май | Знакомство с видами жилых помещений; средствами по уходу за ними. | Учить выполнять ежедневную уборку помещения (вытирание пыли). | Развитие аккуратности, трудолюбия; обучение социально-бытовым навыкам содержанию в порядке своего рабочего места. | Работа с карточками, практические занятия. | Развитие общей и мелкой моторики рук при уборке своего рабочего места. |
Список литературы для учителя и обучающейся
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
3. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
4. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
5. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
6. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.