Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по физической культуре для обучения на дому составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов(авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич (М.:Просвещение, 2014)), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и региональными нормативными документами.
Настоящая рабочая программа по физической культуре для обучения на дому разработана в соответствии с нормативными документами:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011;
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре. Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год;
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 02.07 2013г.);
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от04.10.2000г. № 751;
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения ;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р;
О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующие учебники:
1.Лях, В.И. Физическая культура. 8-9 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общей редакцией В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2012.
Характеристика учебного предмета
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма.
Выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля, представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
- словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
-наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия и т.д.);
- метод разучивания материала (в целом и по частям);
- метод развития двигательных качеств (повторный, равномерный, игровой).
Используются современные образовательные технологии:
1.здоровьесберегающие (привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания. Использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений);
2.информационно-коммуникационные технологии (показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры);
3.личностно-ориентированное и дифференцированное обучение (применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья).
Место в базисном и учебном плане школы
В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Йошкар-Олы», учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. В год – 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Здесь представлены те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры:
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым
нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески
применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры:
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения;
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
Знания о физической культуре:
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности:
Выпускник научится:
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
Физическое совершенствование:
Выпускник научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знания о физической культуре
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Содержание урока | Домашнее задание | |
1 | | Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. | Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Комплекс ОРУ без предметов. Упражнения на мышцы брюшного пресса. | Без домашнего задания. | |
2 | | Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), подсчёт частоты сердечных сокращений (ЧСС) История развития ФК. | Способы подсчета ЧСС. ОРУ с мячом. Упражнения для профилактики плоскостопия. | Сообщение по заданной теме. | |
3 | | Упражнения на дыхание, ОРУ, беседа о пользе физических упражнений | Комплекс ОРУ без предметов. Упражнения, лежа на гимнастическом коврике с отягощением. Обучение диафрагмальному дыханию. | Без домашнего задания. | |
4 | | Легкая атлетика в России. История развития. Упражнения для укрепления глазных мышц. | Поиск и систематизация информации об истории Российской легкой атлетики. Комплекс ОРУ с мячом. Просмотр презентации «Легкая атлетика-королева спорта». Комплекс коррегирующей гимнастики для глаз. | Сообщение по заданной теме. | |
5 | | Традиции Российской легкой атлетики. Упражнения для укрепления «мышечного корсета». | Поиск и систематизация информации о знаменитых Российских легкоатлетах. Комплекс ОРУ с гимнастической палкой. Укрепление мышц спины и живота, растягивание мышц. Суставная гимнастика. | Сообщение по заданной теме. | |
7 | | Дыхательные упражнения в ходьбе. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. | Комплекс ОРУ. Дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц спины и живота. | Без домашнего задания. | |
8 | | Российские спортсмены-олимпийцы. Упражнения для профилактики плоскостопия. | Поиск и систематизация информации о Российских спортсменах-олимпийцах. ОРУ с мячом. Комплекс упражнений для укрепления свода стопы. | Сообщение по заданной теме. | |
9 | | Физические качества человека. Упражнения для развития скоростно- силовых качеств. | Характеристика основных физических качеств человека. Прыжковые упражнения. Упражнения для развития мышц рук, живота, спины. Тест «Поднимание туловища из и.п.лежа на спине» | Без домашнего задания. | |
10 | | Виды гимнастики. Легенды Российской гимнастики. Упражнения для развития координационных способностей. | Поиск и систематизация информации о гимнастике. Комплекс упражнений с мячом для развития координации движений, комплекс коррегирующей гимнастики для глаз. | Сообщение по заданной теме. | |
11 | | Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Дыхательные упражнения. Перекаты, перевороты. | Способы страховки и самостраховки. Комплекс дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой. Перекаты в группировке, стойка на лопатках, перевороты в и.п. лежа. | Без домашнего задания. | |
12 | | Упражнения для развития гибкости. Современные оздоровительные системы. | Характеристика современных оздоровительных систем. Упражнения для растягивания мышц. Тест «Показатель гибкости» | Сообщение по заданной теме. | |
13 | | Упражнения для стабилизации эмоционального состояния. | Упражнения из комплекса йоги. Дыхательные упражнения по системе Бутейко. | Без домашнего задания. | |
14 | | Упражнения для развития равновесия. Суставная гимнастика. | ОРУ со скакалкой. Упражнения из комплекса йоги. Упражнения для улучшения работы суставов. | Тест «Гимнастика» | |
15 | | Йога. Основы учения. Упражнения для профилактики плоскостопия. | ОРУ с гимнастической палкой. Характеристика современных оздоровительных систем -йога. Комплекс упражнений для укрепления свода стопы. | Сообщение по заданной теме. | |
16 | | Олимпийские игры-2016. Герои Российской гимнастики на играх в Рио-де-Жанейро. Упражнения для профилактики заболеваний органов зрения. | Поиск и систематизация информации о Российских гимнастах- олимпийцах. Комплекс упражнений для коррекции зрения. | Сообщение по заданной теме. | |
17 | | Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры. Упражнения для коррекции осанки. | Изучение материала курса. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. | Без домашнего задания. | |
18 | | Силовые упражнения с мячом. | Изучение материала курса. Комплекс ОРУ с набивным мячом. | Составить комплекс упражнений с набивным мячом | |
19 | | Статические силовые упражнения. | Изучение материала курса. Комплекс статических упражнений с набивным мячом. | Без домашнего задания. | |
20 | | Баскетбол. История возникновения и развития игры. | Изучение материала курса. Поиск и систематизация информации об истории развития баскетбола. ОРУ с гимнастической палкой. | Составить комплекс упражнений с гимнастической палкой | |
21 | | Основные элементы баскетбола. Дыхательные упражнения. | Изучение материала курса. Имитация ведения мяча. Прием и передача мяча в баскетболе. | Тест «Баскетбол» | |
22 | | . Правила игры в баскетбол. Суставная гимнастика. | Изучение материала курса. Комплекс упражнений для развития гибкости. | Без домашнего задания. | |
23 | | Баскетбол в России. Упражнения для профилактики плоскостопия. | Изучение материала курса. Комплекс упражнений для укрепления свода стопы. | Без домашнего задания. | |
24 | | Волейбол: основные элементы. Силовые упражнения с мячом. | Изучение материала курса. Комплекс упражнений с набивным мячом для укрепления мышц рук, ног. | Без домашнего задания. | |
25 | | Волейбол: правила игры. Упражнения для профилактики заболеваний органов зрения. | Изучение материала курса. Комплекс упражнений для коррекции зрения. | Без домашнего задания. | |
26 | | . Волейбол: ими гордится Россия! | Изучение материала курса. Поиск и систематизация информации о знаменитых Российских волейболистах. | Тест «Волейбол» | |
27 | | Развитие координационных способностей. Олимпиада в Рио- итог волейбольных баталий. | Комплекс упражнений с мячом и скакалкой. Поиск и систематизация информации на заданную тему. | Сообщение по заданной теме. | |
28 | | Развитие ловкости. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость) | Поиск и систематизация информации на заданную тему. ОРУ в парах, с мячом. | Без домашнего задания. | |
29 | | Способы развития гибкости. Правила техники безопасности при занятиях бегом. | Поиск и систематизация информации на заданную тему. Комплекс упражнений на растягивание мышц. Йога. | Без домашнего задания. | |
30 | | Способы развития быстроты. Правила техники безопасности при занятиях прыжками. | Поиск и систематизация информации на заданную тему. Комплекс упражнений для развития быстроты реакции. | Без домашнего задания. | |
31 | | Способы развития выносливости. Правила техники безопасности при занятиях метаниями. | Поиск и систематизация информации на заданную тему. Комплекс упражнений по системе «кросс-фит» | Без домашнего задания. | |
32 | | Способы развития скоростно-силовых качеств. Контроль уровня нагрузки с помощью измерения ЧСС. | Поиск и систематизация информации на заданную тему. Комплекс упражнений по системе «Табата». | Без домашнего задания. | |
33 | | Правила самоконтроля и оценки физической подготовленности. Упражнения для укрепления «мышечного корсета». | Поиск и систематизация информации на заданную тему. Комплекс упражнений для мышц брюшного пресса и спины. | Без домашнего задания. | |
34 | | Подведение итогов учебного года. | Просмотр и обсуждение презентации «Я выбираю здоровье». | Без домашнего задания. | |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Библиотечный фонд (Книгопечатная продукция).
1.1.Примерные программы по физической культуре. 1 – 11 классы.
1.2.Рабочая программа по физической культуре.
1.3.Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников В.И.Ляха, А.А.Зданевич.
1.4.Физическая культура. 8 – 9 классы /В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. ред. В.И.Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений.
1.5.Федеральный закон «О физической культуре и спорте».
2.Демонстрационные печатные учебные пособия.
2.1.Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения РК.
2.2.Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности.
2.3. Тесты
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
Контроль над освоением учебного материала по разделам программы проходит в соответствии с разработанным календарно – тематическим планированием. Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками.
Приложение № 1
Примерный комплекс
общеразвивающих упражнений
на месте
1. И. П. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. Круговые движения руками вперёд и назад, с постепенным увеличением амплитуды. Повторить 10-12 раз.
2. И. П. – то же руки вперёд. 1-3 – пружинящие приседания на всей ступне. 4 – и. п. Повторить 10-12 раз.
3. И. П. – широкая стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – наклон туловища влево, 2 – и. п. 3-4 то же, в другую сторону. По 6-8 раз.
4. И. П. – то же руки опущены. 1-3 – пружинящие наклоны вперёд до касания руками до пола. 4 – и. п. Повторить 8-10 раз.
5. И. П. – основная стойка руки вперёд. 1 – мах правой ногой вперёд, достать носком пальцы рук. 2 – и. п. 3 – то же, махом левой. 4 – и. п. По 6-8 раз.
6. И. П. – выпад правой ногой вперёд, руки на колено. 1-3 – пружинящие покачивания туловищем. 4 – и. п. 5-8 – то же, с выпадом левой. По 6-8 раз.
7. И. П. – упор, лёжа, 1 – согнуть руки, 2 – разогнуть. 4-6 раз.
8. И. П. – стоя, ноги врозь. 1 – подняться на носки, руки вверх (вдох). 2 – и. п.(выдох). 5-6 раз.
9. И. П. – стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, туловище слегка наклонено вперёд. Работа руками, как при беге, с постепенным увеличением амплитуды и темпа. 30-40 секунд.
10. И. П. – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на носках (ноги в коленях не сгибать). 30-40 сек.
11. – Медленный бег на носках с высоким подниманием бедра. 40-50 сек.
12. – С восстановлением дыхания: руки вверх – глубокий вдох, с опусканием рук глубокий выдох.
Приложение № 2
Примерный комплекс
общеразвивающих упражнений
в парах с помощью и сопротивлением партнёра
1. – Сгибание и разгибание рук (20-25 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, Левая нога впереди, правая сзади, расстояние между партнёрами 1 м.
1 – первый сгибает левую руку, оказывая сопротивление руке второго, и одновременно выпрямляет правую руку, преодолевая сопротивление второго.
2 – то же, другой рукой.
2. – Повороты (10-12 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, взяться за руки на уровне плеч.
1 – 2 – поднимая руки через сторону, ученики выполняют разноимённый разворот, поворачиваясь спиной к спине.
3 – 4 – то же, в другую сторону.
3. – Наклоны в стороны (16-18 раз).
И. П. – стоя спиной друг к другу, руки соединены в локтях.
1 – 2 – наклоны влево.
3 – 4 – наклоны вправо.
4. – Повороты в стороны (16-18 раз)
И. П. – стоя спиной друг к другу, руки в стороны на уровне плеч.
1 – 2 – повороты влево.
3 – 4 – повороты вправо.
5. – Наклоны вперёд (18-20 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, положить руки на плечи партнёру.
Сделать полшага назад, наклониться, голову опустить под руки. Выполнять наклоны на каждый счёт.
6. – Наклоны вперёд (12-14 раз).
И. П. – стоя спиной друг к другу, взяться вверху прямыми руками.
1 – полшага вперёд правой ногой, прогнуться.
2 – и. п.
3 – то же, левой ногой.
4 – и. п.
7. – Приседания (15-20 раз).
И. П. – стоя лицом друг к другу, расстояние между партнёрами 0,5 м, тело отклонено назад, держать друг друга за руки.
1 – присесть, сохраняя равновесие.
2 – и. п
Приложение № 3
Примерный комплекс
общеразвивающих упражнений
с гимнастической палкой
1. – Повороты туловища в стороны (16-18 раз).
И. П. – ноги на ширине плеч, прямые руки с палкой вверх.
1 – поворот налево, 2 – поворот направо.
Во время выполнения упражнения не отрывать стопы.
2. – Наклоны туловища в стороны (12-14 раз).
И. П. – ноги шире плеч, палку держать за головой на уровне плеч.
1 – 2 – наклонить влево, выпрямляя вверх руки и сгибая противоположную ногу.
3 – 4 – то же вправо.
3. – Выпады вперёд (12-14 раз).
И. П. – О. С. Руки с палкой на уровне плеч.
1 – поднимая руки с палкой вверх, выполнить широкий шаг левой ногой вперёд, прогнуться.
2 – то же, шаг выполнять правой ногой.
4. – Махи ногами (18-20 раз).
И. П. – О. С. Прямые руки с палкой перед грудью.
1 – мах левой ногой до касания палки.
2 – то же, правой ногой.
Маховую ногу не сгибать, в зависимости от гибкости учеников дифференцировать высоту палки.
5. – Наклоны вперёд (10-12 раз).
И. П. – О. С. Палку держать над головой, руки прямые.
1 – наклониться вперёд до касания лбом коленей.
2 – И. П.
Не сгибать ноги.
6. – Прогибание назад (10-12 раз).
И. П. – О. С. Палка за спиной.
1 – 2 – прогнуться, слегка сгибая ноги.
3 – выпрямиться.
4 – И. П.
7. – Прыжки через палку (30-40 раз).
И. П. – О. С.
Выполнить прыжки через палку боком, толчком двумя ногами.
Прыжки выполнять на каждый счёт.
Приложение № 4
Примерный комплекс
общеразвивающих упражнений
в движении
1. Ходьба с круговыми движениями головой.
2. Ходьба со сменой положения ассиметрично расположенных рук: одна – вперёд, другая в сторону. Одна вверх, другая – в сторону. Одна – вперёд, другая – вниз и т.п.
3. Ходьба в полунаклоне, положив руки на плечи впереди идущему человеку (то же, на носках, на пятках, то же в шеренге).
4. Ходьба с прогибанием туловища назад и поочерёдным подниманием рук и возвращением в и. п.
5. Ходьба с хлопками под коленом согнутой ноги и за спиной.
6. Ходьба с маховой прямой ногой вперёд, касаясь ладонями носка. Руки в различных исходных положениях.
7. Ходьба широким шагом с поворотами туловища и размашистыми движениями рук.
8. Ходьба на носках с махом полусогнутыми ногами вперёд-вверх.
9. Ходьба выпадами.
10. Ходьба на согнутых ногах, поочерёдно касаясь, пола коленями на каждом шагу.
11. Ходьба в приседе, держась за пальцы ног.
12. Пролезание между ног партнёра.
13. Ходьба с наклонами туловища в сторону (наклоны выполнять в сторону шагающей ноги).
14. Передвижение вперёд. Из упора стоя в наклоне перейти в упор лёжа; затем, толчком перенести согнутые ноги, вернуться в и. п.
ЛИТЕРАТУРА
Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 1-11 классы / В.И. Лях, А.А. Зданевич // Физкультура в школе. – 2004. - № 1-8.
Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.:Просвещение, 2014. – 128 с.
Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г.И.Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод.пособие /сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Изд-во АСТ» : ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.
Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для образовательных учреждений РФ // Физкультура в школе. – 2006. - № 6.
Лях, В. И. Физическая культура. 8-9 кл. : учеб.для общеобразоват.учреждений / В. И. Лях, А.А. Зданевич; под общ.ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2012.