самообслуживания и социальной адаптации с одновременной коррекцией основных психических процессов в конкретной
практической деятельности.
Индивидуальная рабочая программа по предметно-практической деятельности 1-й года обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемых. Программа содержит материал, направленный на формирование удетей основ социальной адаптации.
Предметно-практическая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. ППД –предполагает разнообразие видов заданий, обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной(сопряженной), полусопряженной, отраженной и самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами(хватанием, удержанием и другими манипуляциями , собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленном за ними в человеческом опыте.
ППД способствует воспитанию у детей эмоциональности и умения выражать свои чувства, учит терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать другому, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Уроки ППД способствуют развитию и совершенствованию активности и самостоятельности уч-ся, навыков взаимоотношения и опыта совместной деятельности, формируют положительные качества личности. ППД является первым этапом системы трудового обучения.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности
( формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает коррекционную, развивающую, воспитательную и образовательную роль данного учебного предмета.
М.,«Академия», 2003 год.
М.«Владос», 2009г.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
М. «Владос», 2007г.
под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Практические действия и понятия |
| | | | знать | уметь | |
| 1-я четверть |
| | | | |
1 | Пробная совместная предметно-манипулятивная и игровая деятельность. | 1 | 2.09 | - названия простых предметов и игрушек (пассивный словарь) | -слышать обращенную речь; -понимать простые обиходные слова. | - понимать и выполнять простые инструкции. |
3 | Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой. | 1 | 9.09 | - названия любимых игрушек и действия с ними. (пассивный словарь); | - показывать игрушку, выполнять элементарные действия с ней. | - понимать и выполнять простые инструкции. |
4 | Восприятие и предметная деятельность со звучащей игрушкой. | 1 | 16.09 | -название игрушки и действие с ней. (пассивный словарь); | - следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку; -выполнять простые действия с игрушкой; -пытаться звукоподражать | - понимать и выполнять простые инструкции. - использовать простые звукоподражания |
5 | Ориентировка на своем лице и на лице куклы. | 1 | 23.09 | - название частей лица: глаза, нос, рот уши, лоб, щеки. | -рассматривать свое лицо в зеркале; -показывать части лица на себе; на кукле. | - использовать зеркало; - понимать и выполнять простые инструкции. |
6 | Ориентировка на себе и на кукле. | 1 | 30.09 | -название частей лица; - название частей туловища; | -определять части тела на себе и на кукле, -показать на себе(на кукле) части тела по их названию ( пассивный словарь) | -использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений |
7 | « Кто Я?» - идентификация себя по полу. | 1 | 7.10 | внешние отличия девочек и мальчиков отличия по виду деятельности, в игре | различать девочек и мальчиков по внешнему виду: одежде, прическе, по видам деятельности, играм и игрушкам. | -выполнять совместные игровые действия |
8-9 | Выполнение движений по подражанию, по образцу. | 2 | 14,21-10 | - простые движения головы, рук, ног и туловища | -внимательно выполнять движение по подражанию и по образцу | -пользоваться игровыми приемами, -подражать животным. |
10 | Выполнение движений и действий по тексту потешек. | 1 | 28.10 | -простые движения: махать руками, разводить руки в стороны, хлопать в ладоши, топать ногами. | -слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения. | -использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений |
| 2-я четверть | | | | | |
11 | Восприятие предметов. Фиксация взгляда на предмете. Слежение за движущимся предметом. | 1 | 11.11 | -правильная реакция на обращение, понятия: медленно, быстро. | - манипуляция с движущимися игрушками (черепаха, машина) | -использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений |
12 | Обследование предметов (зрительное, тактильное, слуховое) | 1 | 18.11 | -игрушки резиновые звучащие, их названия (определять, показывать жестами). | -фиксировать взгляд на конкретном материале, выбирать нужный предмет, -действовать с предметами: сжимать, разжимать. | -принятие требований взрослого, как обязательных к выполнению. |
13 | Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку. | 1 | 25.11 | -понимать обозначение действий словами с предлогами: «положи в…», «достань из…». | -действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя. | -задания на определение пространственного расположения предметов |
14 | Сборно-разборные игрушки: коробки, матрешки, вкладыши. | 1 | 2.12 | -понятие величины: «большой-маленький» в сравнении; | -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания | -использование игровых приемов |
15 | Нанизывание колец (пирамидка) бочонков. | 1 | 9.12 | -обозначение действий; -цвета (красный, желтый, синий, зеленый) | -различать, сравнивать кольца, бочонки по величине, цвету. | -выполнять действия по словесной инструкции учителя |
16 | Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме. | 1 | 16.12 | - понятие величины - «большой- маленький», цвета, формы (круг, квадрат, треугольник) | -использовать предметы разного цвета, величины, формы. | -выполнять действия по словесной инструкции учителя |
17 | Игра «Найди такой же предмет» | 1 | 23.12 | - одинаковые и разные предметы, их названия (пассивный словарь) | -находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию | -соотносить и различать одинаковые и разные предметы. |
| 3-я четверть | | | | | |
18 | Действия с материалами разных поверхностей. | 1 | 13.01 | - названия простых предметов и игрушек (пассивный словарь) | -различать предметы, слышать обращенную речь; -понимать простые обиходные слова. | - понимать и выполнять простые инструкции. |
19 | Комкание и разглаживание бумаги. | 1 | 20.01 | -свойства бумаги: шуршит, из листа собирается в комок . | -комкать бумагу, разглаживать, повторять действие несколько раз. | - показ с инструкцией. |
20 | Пересыпание сыпучих материалов. | 1 | 27.01 | - понятия много, мало, столько же, поровну | - выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. |
21 | Переливание жидкости. | 1 | 4.02 | - понятия много, мало, столько же, поровну | - выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой. | - понимать и выполнять простые инструкции. |
22 | Вставление вкладышей (стаканчики). | 1 | 11.02 | -понятие величины: «большой- маленький» в сравнении; | -соотносить действия со словами; -выполнять игровые задания | -использование игровых приемов |
23 | Нанизывание крупных бусин. | 1 | 3.03 | -понятие «бусы», «бусинка». | - нанизывать бусины на крупную леску, используя последовательные движения | -показ и совместная деятельность |
24 | Задание с прищепками. | 1 | 10.03 | -название предметов и обозначение действий с ними | выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету | -совместные игровые действия |
25 | Скатывание клубков. | 1 | 17.03 | -свойства клубочка: круглый, катится | - совместно с учителем скатывать клубочек, держать его в руке, | -выполнять действие совместно с учителем |
26 | Задание с мячом «Попади в цель». | 1 | 24.03 | -игра с мячом | - катать, подбрасывать, отбивать об стол. | -совместные игровые действия |
| 4-я четверть | | | | | |
27 | Раскладывание и складывание пирамидки. | 1 | 7.04 | -обозначение действий; -цвета (красный, желтый, синий, зеленый) | -различать, сравнивать кольца, по величине, цвету. | -выполнять действия по словесной инструкции учителя |
28 | Задание с пуговицами разной величины. | 1 | 14.04 | -размер и цвет пуговиц | -раскладывать по порядку, от большего к меньшему и наоборот; разбирать по цвету. | -упражнения в компьютерной игре, по заданию учителя. |
29 | Завязывание и развязывание узелков. | 1 | 21.04 | -понятие узелок. | завязывать шнурки с помощью учителя на простой узел. | -показ и совместная деятельность |
30 | Шнуровка простая. | 1 | 28.04 | - образец шнуровки | -последовательно выполнять шнуровку | использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений |
31 | Задание с лентами. | 1 | 5.05 | - разные по цвету, длине и толщине ленты | -завязывать ленты с помощью учителя на простой узел. | -показ и совместная деятельность |
32 | Разборка и сборка игрушек. | 1 | 12.05 | - часть, целое, детали игрушки. | -соотносить действия со словами; -находить нужные детали. | -показ целой игрушки, совместная разборка и сборка |
33 | «Домик» - подбор деталей. | 1 | 19.05 | названия игрушки (пассивный словарь) – домик и его части | -собирать домик из отдельных деталей; | -показ целой игрушки, совместная разборка и сборка |
34 | «Змейка» из текстильных отходов изготовление набиванием. | 1 | 26.05 | - понятия «змейка» | -набивать носочек текстилем | -использовать совместные действия «рука в руке». |