СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по предмету «предметно-практическая деятельность» 1-го года обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая программа по коррекционному курсу «предметно-практическая деятельность» 1 года обучения  составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по предмету «предметно-практическая деятельность» 1-го года обучения»


Пояснительная записка

Индивидуальная рабочая программа по коррекционному курсу «предметно-практическая деятельность» 1 года обучения составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.



Цель:активное познание окружающей действительности, формирование коммуникативных навыков, элементарного

самообслуживания и социальной адаптации с одновременной коррекцией основных психических процессов в конкретной

практической деятельности.


Задачи:

  • Развитие способности познавать себя;

  • Развитие умения понимать свои потребности и самостоятельно заботиться о себе;

  • Развитие бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности,

санитарно-гигиенических навыков;

  • Развитие способности ориентироваться в окружающем и адекватно воспринимать его;

  • Развитие всех анализаторов зрительного, осязательного, обонятельного;

  • Формирование представлений и понятий о цвете, форме и величине;

  • Развитие общей и мелкой ручной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы;

  • Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;

  • Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.


Индивидуальная рабочая программа по предметно-практической деятельности 1-й года обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемых. Программа содержит материал, направленный на формирование удетей основ социальной адаптации.

Предметно-практическая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. ППД –предполагает разнообразие видов заданий, обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной(сопряженной), полусопряженной, отраженной и самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами(хватанием, удержанием и другими манипуляциями , собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленном за ними в человеческом опыте.

Целью уроков ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разнообразными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природным материалом, элементами конструирования и ручного труда. Уроки ППД создают базу в виде общего и речевого развития уч-ся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам.

ППД способствует воспитанию у детей эмоциональности и умения выражать свои чувства, учит терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать другому, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Уроки ППД способствуют развитию и совершенствованию активности и самостоятельности уч-ся, навыков взаимоотношения и опыта совместной деятельности, формируют положительные качества личности. ППД является первым этапом системы трудового обучения.

Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности

( формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает коррекционную, развивающую, воспитательную и образовательную роль данного учебного предмета.


Методическая литература:

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».

М.,«Академия», 2003 год.

  1. Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».

М.«Владос», 2009г.

  1. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.

С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

М. «Владос», 2007г.

  1. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина г. Переяславль,

  2. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.

  2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. М., «Владос», 2001.



содержание программы:

Содержательные линии

Кол-во

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические средства,

технология решения коррекционных задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический

мониторинг

1

2

16,5

4

5

6

7

1



2





3





4





5

Это –Я!



Мой дом.





Моя семья.





Образ жизни.





Общение с внешним миром.

4



4





4





3





1,5

Развитие собственного чувственного опыта ребенка: сенсорных, тактильных, двигательных ощущений и восприятий.



Формирование произвольных целенаправленных действий с различными предметами.



Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания.



Развитие и коррекция психических процессов: восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления.



Формирование предметно-практической деятельности.



Формирование наглядно -практических представлений о предметах, об окружающей действительности.



Коррекция эмоционально-волевой сферы, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков, навыков самостоятельности, самообслуживания

Игровые методы и приемы:

дидактические игры.



Предметно-практические упражнения.



Использование наглядно-демонстрационных методов: рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции

разнообразной деятельности с предметами



Использование приемов сравнения, сопоставления и противопоставления.



Индивидуальная помощь.



Различные виды стимулирования.



Наблюдение реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.




В связи с речевым диагнозом:

сенсо-моторная-алалия и синдром детского аутизма у

обучаемого

затруднено понимание речи и соответственно все коммуникативные функции речи.



Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды восприятия и удержание внимания.

Сосредоточение возможно на несколько минут.



Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.



Повышено истощаем.

Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.



Контроль уровня самостоятельности и состояния эмоционально-волевой сферы.









календарно-тематическое планирование





Тема

Кол-во

часов

Дата

Обязательный минимум

Практические действия и понятия





знать

уметь



1-я четверть








1

Пробная совместная предметно-манипулятивная и игровая деятельность.

1

2.09

- названия простых предметов и игрушек

(пассивный словарь)

-слышать обращенную речь;

-понимать простые обиходные слова.

- понимать и выполнять простые инструкции.

3

Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой.

1

9.09

- названия любимых игрушек и действия с ними.

(пассивный словарь);

- показывать игрушку, выполнять элементарные действия с ней.

- понимать и выполнять простые инструкции.

4

Восприятие и предметная деятельность со звучащей игрушкой.

1

16.09

-название игрушки и действие с ней.

(пассивный словарь);

- следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку;

-выполнять простые действия с игрушкой;

-пытаться звукоподражать

- понимать и выполнять простые инструкции.

- использовать простые звукоподражания

5

Ориентировка на своем лице и на лице куклы.

1

23.09

- название частей лица:

глаза, нос, рот уши, лоб, щеки.

-рассматривать свое лицо в зеркале;

-показывать части лица на себе; на кукле.

- использовать

зеркало;

- понимать и выполнять простые инструкции.

6

Ориентировка на себе и на кукле.

1

30.09

-название частей лица;

- название частей туловища;


-определять части тела на себе и на кукле,

-показать на себе(на кукле) части тела по их названию

( пассивный словарь)


-использовать совместно с ребенком

сопряженное и отраженное выполнение движений


7

« Кто Я?» - идентификация себя по полу.

1

7.10

внешние отличия девочек и мальчиков

отличия по виду деятельности, в игре

различать девочек и мальчиков по внешнему виду: одежде, прическе, по видам деятельности, играм и игрушкам.


-выполнять совместные игровые действия

8-9

Выполнение движений по подражанию, по образцу.

2

14,21-10

- простые движения головы, рук, ног и туловища

-внимательно выполнять движение по подражанию и по образцу


-пользоваться игровыми приемами,

-подражать животным.

10

Выполнение движений и действий по тексту потешек.

1

28.10

-простые движения: махать руками, разводить руки в стороны, хлопать в ладоши, топать ногами.

-слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения.

-использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений


2-я четверть






11

Восприятие предметов. Фиксация взгляда на предмете. Слежение за движущимся предметом.

1

11.11

-правильная реакция на обращение, понятия: медленно, быстро.

- манипуляция с движущимися игрушками (черепаха, машина)

-использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений

12

Обследование предметов (зрительное, тактильное, слуховое)

1

18.11

-игрушки резиновые звучащие, их названия (определять, показывать жестами).

-фиксировать взгляд на конкретном материале, выбирать нужный предмет,

-действовать с предметами: сжимать, разжимать.


-принятие требований взрослого, как обязательных к выполнению.

13

Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку.

1

25.11

-понимать обозначение действий словами с предлогами: «положи в…», «достань из…».

-действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя.

-задания на определение пространственного расположения предметов

14

Сборно-разборные игрушки: коробки, матрешки, вкладыши.

1

2.12

-понятие величины: «большой-маленький» в сравнении;

-соотносить действия со словами;

-выполнять игровые задания

-использование игровых приемов

15

Нанизывание колец (пирамидка) бочонков.

1

9.12

-обозначение действий;

-цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-различать, сравнивать кольца, бочонки по величине, цвету.

-выполнять действия по словесной инструкции учителя

16

Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме.

1

16.12

- понятие величины - «большой- маленький»,

цвета, формы (круг, квадрат, треугольник)

-использовать предметы разного цвета, величины, формы.


-выполнять действия по словесной инструкции учителя

17

Игра «Найди такой же предмет»

1

23.12

- одинаковые и разные предметы, их названия (пассивный словарь)

-находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию

-соотносить и различать одинаковые и разные предметы.


3-я четверть






18

Действия с материалами разных поверхностей.

1

13.01

- названия простых предметов и игрушек

(пассивный словарь)

-различать предметы, слышать обращенную речь;

-понимать простые обиходные слова.

- понимать и выполнять простые инструкции.

19

Комкание и разглаживание бумаги.

1

20.01

-свойства бумаги: шуршит, из листа собирается в комок .

-комкать бумагу, разглаживать, повторять действие несколько раз.

- показ с инструкцией.

20

Пересыпание сыпучих материалов.

1

27.01

- понятия много, мало, столько же, поровну


- выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

21

Переливание жидкости.

1

4.02

- понятия много, мало, столько же, поровну


- выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции.

22

Вставление вкладышей (стаканчики).

1

11.02

-понятие величины: «большой- маленький» в сравнении;

-соотносить действия со словами;

-выполнять игровые задания

-использование игровых приемов

23

Нанизывание крупных бусин.

1

3.03

-понятие «бусы», «бусинка».

- нанизывать бусины на крупную леску, используя последовательные движения

-показ и совместная деятельность

24

Задание с прищепками.

1

10.03

-название предметов и обозначение действий с ними

выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету

-совместные игровые действия

25

Скатывание клубков.

1

17.03

-свойства клубочка: круглый, катится

- совместно с учителем скатывать клубочек, держать его в руке,

-выполнять действие совместно с учителем

26

Задание с мячом «Попади в цель».

1

24.03

-игра с мячом

- катать, подбрасывать, отбивать об стол.

-совместные игровые действия


4-я четверть






27

Раскладывание и складывание пирамидки.

1

7.04

-обозначение действий;

-цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-различать, сравнивать кольца, по величине, цвету.

-выполнять действия по словесной инструкции учителя

28

Задание с пуговицами разной величины.

1

14.04

-размер и цвет пуговиц

-раскладывать по порядку, от большего к меньшему и наоборот; разбирать по цвету.

-упражнения в компьютерной игре, по заданию учителя.


29

Завязывание и развязывание узелков.

1

21.04

-понятие узелок.

завязывать шнурки с помощью учителя на простой узел.


-показ и совместная деятельность

30

Шнуровка простая.

1

28.04

- образец шнуровки

-последовательно выполнять шнуровку

использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений

31

Задание с лентами.

1

5.05

- разные по цвету, длине и толщине ленты

-завязывать ленты с помощью учителя на простой узел.

-показ и совместная деятельность

32

Разборка и сборка игрушек.

1

12.05

- часть, целое,

детали игрушки.

-соотносить действия со словами;

-находить нужные детали.

-показ целой игрушки, совместная разборка и сборка

33

«Домик» - подбор деталей.

1

19.05

названия игрушки

(пассивный словарь) – домик и его части

-собирать домик из отдельных деталей;


-показ целой игрушки, совместная разборка и сборка

34

«Змейка» из текстильных отходов изготовление набиванием.

1

26.05

- понятия «змейка»

-набивать носочек текстилем

-использовать совместные действия «рука в руке».



Итого:16,5 часов