СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по предмету «сенсорное развитие» 1-го года обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая программа по коррекционному курсу «сенсорное развитие»1 года обучения  составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ) коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М.

« Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по предмету «сенсорное развитие» 1-го года обучения»


Пояснительная записка



Индивидуальная рабочая программа по коррекционному курсу «сенсорное развитие»1 года обучения составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ) коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М.

« Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.



Основной задачей образовательного курса является: преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному усвоению учебных навыков.


Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого обьекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полуфункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психологического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Укомплектование групп для коррекционно-развивающих занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
Программа строится на обучение обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия.

Программа строится на обучение обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
Состав подгрупп имеет подвижный характер: с одними обучающимися класса осуществляется коррекция индивидуально, для других актуальна групповая работа, в что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог, исходя из степени подготовленности детей.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающейся среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы.



Учебно-методический комплекс:


Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная
Антонова С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010ю. – 32. - //Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып.34. – С.4-6.

Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство “гном и Д”, 2006.

Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.

Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: “Ось-89”, 2006


Содержание программы



Название раздела, основной темы

Характеристика раздела, основной темы

Перечень практических работ

Планируемый результат

Примечания

1

Исследование психомоторики и сенсорных процессов

Определение уровня развития психических процессов

Диагностика

Определение подгрупп обучающихся для индивидуальной работы



2

Развитие произвольности психической деятельности

Формирование процессов регуляции и планирование саморегуляции


-понимать простые словесные инструкции учителя;

-ориентироваться в задании по данному плану;

-сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;

-с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе.


3

Развитие движений различных видов праксиса

Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения разных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия исериидействий по инструкции педагога.


-выполнять движения по словесной инструкции;

-плавно переключаться с одного движения на другое;

-ритмично двигаться под музыку, пение речевое сопровождение;

Менять характер,направления движений по условным сигналам;

-повторять за педагогом позу кисти руки;

-шнуровать, завязывать узлы и банты;

-резать ножницами по прямым и кривым линиям.


4

Развитие перцептивно-гностической функции.

Способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

Особое значение придается развитию осязания,т.к. недостатки его развития отрицательно влияют на формирование наглядно-действенного мышдения.


-узнавать предметы на картинках;

-узнавать предметы в «зашумленных» условиях и необычных ракурсах;

-составлять предметы из 2-6 частей;

-находить часть от целого предмета;

-различать и называть основные цвета;

-различать геометрические фигуры и называть их;

-Сравнивать предметы по величине и называть эту величину;

-опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв;

-опознавать на ощупь фактурные качества предметов;

-уметьсравнивать предметы « на глаз» «на ощупь», «на руку»;

-узнавать предметы по словесному описанию.


5

Развитие пространственного восприятия

Способствует формированию у ребенка целостного пространственного образа


-распознавать и называть части тела и лица;

-усвоить основные координаты: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа;

-различать пространственное расположение предметов;

-находить неправильное расположение буквы;

-выполнять графические диктанты с учетом пространственных ориентировок;



6

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительной активности восприятия,его расширение дифференцированность, повышение остроты зрения.


Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.


7

Развитие слухового восприятия




Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов


8

Развитие временных представлений

Формирование у детей временных понятий и представлений:секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года


Усвоить порядок следования дней недели, частей суток времен года;

-знатьмесяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца;

-понимать отношения:вчера-сегодня-завтра-послезавтра,старше-моложе, медленно-быстро;

-знать соотношение мер времени: сутки-неделя-месяц-год; секунда-минута-час.


9

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие чувства эмпатии. Воспитание и формирование волевых качеств.


Узнавать на картинках те или иные эмоциональные выражения, комментировать свое отношение к представленным педагогом ситуаций.


10


Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

Определение уровня развития психических процессов и сенсорного развития


Справка об итогах реализуемого курса



Календарно-тематическое планирование



№ п\п

Тема урока

Кол-во час.

Дата

Требование к результату

Виды контроля







1

Обводка контуров предметных изображений.

1

5.09

Формирование групп и подгрупп коррекционных занятий

Индивидуальные карты обучающихся

2

Пальчиковая игра "Моя семья"

1

12.09

Развитие моторики

Индивидуальные карты обучающихся

3

Формирование сенсорных эталонов.

1

19.09



4

Выделение формы предметов

1

26.09

Называть основные формы предметов


5

Группировка предметов по форме

1

3.10

Знакомство с новыми движениями тела

Индивидуальный

6

Работа с геометрическим конструктором

1

10.10

Находить и выделять часть из целого



7

Развитие внимания. "Найди одинаковые фигуры"

1

17.10


Индивидуальный, карты обучающихся

8

Развитие мышления и логики "Найди вторую половину"

1

7.11

Соотносить части предметов

Индивидуальный

9

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры

1

14.11

Знать направления «лево-право»



10

Развитие внимания "Отгадай, чего нет?"

1

21.11


Групповой

11

Развитие мышления и логики "Что к чему?"

1

28.11

Находить общие признаки предметов



12

Развитие мышления "Что общего?"

1

5.12

Зрительно находить одинаковые элементы


13

Развитие мелкой моторики . Сосчитай и выложи рисунок

1

12.12

Работа с мелкими предметами


14

Группировка предметов по цвету.

1

19.12

Ориентироваться по цветовой гамме


15

Развитие воображения "Песочные замки"

1

9.01

Правила работы с песком


16

Развитие мелкой моторики Оригами""

1

16.01

Различать пространственные расположения предметов








17

Упражнение на развитие мелкой моторики "Колечки"

1

23.01

Повторять за педагогом позу кисти руки


18

Формирование пространственных понятий

1

30.01

Выполнение действий по словесной инструкции, изменение направления движений, содержащие предлоги в, на, под, из, за.


20

Обводка контуров предметных изображений

1

6.02

Знать основные правила штриховки


19

Развитие мелкой моторики. Сложение узоров из зерен

1

13.02

Развитие моторики руки, формирование графических навыков


20

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

27.02

Следовать словесной инструкции педагога


21

Работа с цветной бумагой. Аппликация

1

6.03

Называть основные цвета


22

Штриховка в разных направлениях

1

13.03

Знать основные правила штриховки


23

Развитие пространственных представлений

1

20.03

Понимать расстояния


24

Развитие концентрации внимания "Зачеркни значки"

1

3.04

Понимать простые словесные инструкции учителя


25

Произвольное торможение действий . Игра "Замри"

1

10.04

Выполнять движения по показу и словесной инструкции


26

Ритмические упражнения одновременно различными частями тела.

1

17.04

Выполнять движения по показу и словесной инструкции


27

Различие звуков

1

24.04

Воспроизведение ритма по звуковому образцу


28

Развитие слухового восприятия."Моя мелодия"

1

15.05

Запоминать выбранную мелодию


29

Повтори по образцу Копирование

1


Правильно определять контур


30

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением



Повторять движения кистей рук



31

Выкладывание ряда фигур , предметных картинок по словесной инструкции


1


Находить различия в парах предметных и сюжетных картинок


32

Определение предмета по одной его части

1

22.05

Опознавать на ощупь мелкие предметы, геометрические фигуры различать величину сходных предметов



33

Различение звуков, упр. «Лес»

1


Различать звуки по темпу, громкости



34

Развитие тактильного восприятия упр. «Волшебный сундук», «Пушинка»

2


Выражать словесно свойства предмета




35

Различение ощущения тяжести. Упр. «Муравей»

1


Знать основные свойства предметов



36

Классификация по различным признакам: цвет, масса, размер

1




Использовать помощь в словесном описании предметов


37

Схематическое изображение пространственных отношений

1





Ориентация на листе бумаги


38

Игры на развитие внимания и саморегуляции « Конвеер», «Быстрые ладошки»

1


Развитие реакции


39

Противоположные качества предметов

1




Сравнение предметов по величине, форме


40

Моделирование расположения различныхобьектов по отношению друг к другу


1


Ориентировка в помещении


41

Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций

1






42

Рисование по инструкции с различным пространственным расположении предметов

1


Движение в заданном направлении


43

Конструирование с передвижением предметов в пространстве

1


Обозначение

словам направление движения


44

Выполнение заданий, связанных с изменение направления движений

1




Соблюдать пространственное расположениепредметов


45

Развитие мышления упр. «Закончи предложение»

1




Уметь закончить мысль


46

Определение предмета по словесному описанию

1




Словесно выражать мысль


47

Рисование ряда предметов и изображений по памяти


1


Воспроизводить и удерживать в памяти ряд из 4-6 предметов


48

Безотрывная обводка сложных силуэтов


2


Концентрировать внимание на неотрывной обводке


49

Диагностика сенсорных процессов

1





Развитие пространственного восприятия «Лево, право»


1



Знать направления «лево-право»




Развитие пространственного восприятия «Верх, низ»


1



Групповой


Развитие мышления «Что лишнее?»

1


Находить общие признаки предметов




Развития внимания упражнение «Бабочка»

1


Зрительно находить одинаковие элементы



Развитие мелкой моторики. Рисунок из зерен

1


Работа с мелкими предметами



Развитие временного восприятия, «Вчера, сегодня»

1


Ориентироваться во времени (дни)



Развитие зрительного восприятия «Кляксы », монотипия


1





Развитие слухового восприятия «Моя мелодия»


1


Воспроизведение ритма по звуковому образцу



«Повтори по образцу»

1


Выполнение действий по словесной инструкции, изменение направления движений, содержащие предлоги в, на, под, из, за.



Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

2


Повторять за педагогом позу кисти руки









Работа с цветной бумагой аппликация «Лебедь»

1


Развитие моторики руки, формирование графических навыков



Штриховка в разных направлениях «Домик»

1


Знать основные правила штриховки



Формирование временных представлений о частях суток

2


Уметь определить часть суток использую слова-утро, день ,вечер, ночь



Формирование временных представлений о временах года

2


Соотносить картинку к называемому времени года



Развитие временных представлений. Месяцы, годы.

1


Называть месяца



Развитие пространственного восприятия. Игра «Зеркало»

1


Различать пространственные расположения предметов









7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!