« Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого обьекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полуфункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психологического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Укомплектование групп для коррекционно-развивающих занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
Программа строится на обучение обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия.
Программа строится на обучение обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
Состав подгрупп имеет подвижный характер: с одними обучающимися класса осуществляется коррекция индивидуально, для других актуальна групповая работа, в что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог, исходя из степени подготовленности детей.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающейся среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание – М.: Просвещение, 2011.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство “гном и Д”, 2006.
Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: “Ось-89”, 2006
№ | Название раздела, основной темы | Характеристика раздела, основной темы | Перечень практических работ | Планируемый результат | Примечания |
1 | Исследование психомоторики и сенсорных процессов | Определение уровня развития психических процессов | Диагностика | Определение подгрупп обучающихся для индивидуальной работы | |
2 | Развитие произвольности психической деятельности | Формирование процессов регуляции и планирование саморегуляции | | -понимать простые словесные инструкции учителя; -ориентироваться в задании по данному плану; -сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах; -с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе. | |
3 | Развитие движений различных видов праксиса | Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения разных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия исериидействий по инструкции педагога. | | -выполнять движения по словесной инструкции; -плавно переключаться с одного движения на другое; -ритмично двигаться под музыку, пение речевое сопровождение; Менять характер,направления движений по условным сигналам; -повторять за педагогом позу кисти руки; -шнуровать, завязывать узлы и банты; -резать ножницами по прямым и кривым линиям. | |
4 | Развитие перцептивно-гностической функции. | Способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания,т.к. недостатки его развития отрицательно влияют на формирование наглядно-действенного мышдения. | | -узнавать предметы на картинках; -узнавать предметы в «зашумленных» условиях и необычных ракурсах; -составлять предметы из 2-6 частей; -находить часть от целого предмета; -различать и называть основные цвета; -различать геометрические фигуры и называть их; -Сравнивать предметы по величине и называть эту величину; -опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв; -опознавать на ощупь фактурные качества предметов; -уметьсравнивать предметы « на глаз» «на ощупь», «на руку»; -узнавать предметы по словесному описанию. | |
5 | Развитие пространственного восприятия | Способствует формированию у ребенка целостного пространственного образа | | -распознавать и называть части тела и лица; -усвоить основные координаты: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа; -различать пространственное расположение предметов; -находить неправильное расположение буквы; -выполнять графические диктанты с учетом пространственных ориентировок; | |
6 | Развитие зрительного восприятия | Развитие зрительной активности восприятия,его расширение дифференцированность, повышение остроты зрения. | | Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. | |
7 | Развитие слухового восприятия | | | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов | |
8 | Развитие временных представлений | Формирование у детей временных понятий и представлений:секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года | | Усвоить порядок следования дней недели, частей суток времен года; -знатьмесяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца; -понимать отношения:вчера-сегодня-завтра-послезавтра,старше-моложе, медленно-быстро; -знать соотношение мер времени: сутки-неделя-месяц-год; секунда-минута-час. | |
9 | Развитие эмоционально-волевой сферы | Развитие чувства эмпатии. Воспитание и формирование волевых качеств. | | Узнавать на картинках те или иные эмоциональные выражения, комментировать свое отношение к представленным педагогом ситуаций. | |
10 | Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов | Определение уровня развития психических процессов и сенсорного развития | | Справка об итогах реализуемого курса | |
№ п\п | Тема урока | Кол-во час. | Дата | Требование к результату | Виды контроля |
| | | | | |
1 | Обводка контуров предметных изображений. | 1 | 5.09 | Формирование групп и подгрупп коррекционных занятий | Индивидуальные карты обучающихся |
2 | Пальчиковая игра "Моя семья" | 1 | 12.09 | Развитие моторики | Индивидуальные карты обучающихся |
3 | Формирование сенсорных эталонов. | 1 | 19.09 | | |
4 | Выделение формы предметов | 1 | 26.09 | Называть основные формы предметов | |
5 | Группировка предметов по форме | 1 | 3.10 | Знакомство с новыми движениями тела | Индивидуальный |
6 | Работа с геометрическим конструктором | 1 | 10.10 | Находить и выделять часть из целого | |
7 | Развитие внимания. "Найди одинаковые фигуры" | 1 | 17.10 | | Индивидуальный, карты обучающихся |
8 | Развитие мышления и логики "Найди вторую половину" | 1 | 7.11 | Соотносить части предметов | Индивидуальный |
9 | Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры | 1 | 14.11 | Знать направления «лево-право» | |
10 | Развитие внимания "Отгадай, чего нет?" | 1 | 21.11 | | Групповой |
11 | Развитие мышления и логики "Что к чему?" | 1 | 28.11 | Находить общие признаки предметов | |
12 | Развитие мышления "Что общего?" | 1 | 5.12 | Зрительно находить одинаковые элементы | |
13 | Развитие мелкой моторики . Сосчитай и выложи рисунок | 1 | 12.12 | Работа с мелкими предметами | |
14 | Группировка предметов по цвету. | 1 | 19.12 | Ориентироваться по цветовой гамме | |
15 | Развитие воображения "Песочные замки" | 1 | 9.01 | Правила работы с песком | |
16 | Развитие мелкой моторики Оригами"" | 1 | 16.01 | Различать пространственные расположения предметов | |
| | | | | |
17 | Упражнение на развитие мелкой моторики "Колечки" | 1 | 23.01 | Повторять за педагогом позу кисти руки | |
18 | Формирование пространственных понятий | 1 | 30.01 | Выполнение действий по словесной инструкции, изменение направления движений, содержащие предлоги в, на, под, из, за. | |
20 | Обводка контуров предметных изображений | 1 | 6.02 | Знать основные правила штриховки | |
19 | Развитие мелкой моторики. Сложение узоров из зерен | 1 | 13.02 | Развитие моторики руки, формирование графических навыков | |
20 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | 27.02 | Следовать словесной инструкции педагога | |
21 | Работа с цветной бумагой. Аппликация | 1 | 6.03 | Называть основные цвета | |
22 | Штриховка в разных направлениях | 1 | 13.03 | Знать основные правила штриховки | |
23 | Развитие пространственных представлений | 1 | 20.03 | Понимать расстояния | |
24 | Развитие концентрации внимания "Зачеркни значки" | 1 | 3.04 | Понимать простые словесные инструкции учителя | |
25 | Произвольное торможение действий . Игра "Замри" | 1 | 10.04 | Выполнять движения по показу и словесной инструкции | |
26 | Ритмические упражнения одновременно различными частями тела. | 1 | 17.04 | Выполнять движения по показу и словесной инструкции | |
27 | Различие звуков | 1 | 24.04 | Воспроизведение ритма по звуковому образцу | |
28 | Развитие слухового восприятия."Моя мелодия" | 1 | 15.05 | Запоминать выбранную мелодию | |
29 | Повтори по образцу Копирование | 1 | | Правильно определять контур | |
30 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | | | Повторять движения кистей рук | |
|
31 | Выкладывание ряда фигур , предметных картинок по словесной инструкции | 1 | | Находить различия в парах предметных и сюжетных картинок | |
32 | Определение предмета по одной его части | 1 | 22.05 | Опознавать на ощупь мелкие предметы, геометрические фигуры различать величину сходных предметов | |
33 | Различение звуков, упр. «Лес» | 1 | | Различать звуки по темпу, громкости | |
34 | Развитие тактильного восприятия упр. «Волшебный сундук», «Пушинка» | 2 | | Выражать словесно свойства предмета | |
35 | Различение ощущения тяжести. Упр. «Муравей» | 1 | | Знать основные свойства предметов | |
36 | Классификация по различным признакам: цвет, масса, размер | 1 | | Использовать помощь в словесном описании предметов | |
37 | Схематическое изображение пространственных отношений | 1 | | Ориентация на листе бумаги | |
38 | Игры на развитие внимания и саморегуляции « Конвеер», «Быстрые ладошки» | 1 | | Развитие реакции | |
39 | Противоположные качества предметов | 1 | | Сравнение предметов по величине, форме | |
40 | Моделирование расположения различныхобьектов по отношению друг к другу | 1 | | Ориентировка в помещении | |
41 | Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций | 1 | | | |
42 | Рисование по инструкции с различным пространственным расположении предметов | 1 | | Движение в заданном направлении | |
43 | Конструирование с передвижением предметов в пространстве | 1 | | Обозначение словам направление движения | |
44 | Выполнение заданий, связанных с изменение направления движений | 1 | | Соблюдать пространственное расположениепредметов | |
45 | Развитие мышления упр. «Закончи предложение» | 1 | | Уметь закончить мысль | |
46 | Определение предмета по словесному описанию | 1 | | Словесно выражать мысль | |
47 | Рисование ряда предметов и изображений по памяти | 1 | | Воспроизводить и удерживать в памяти ряд из 4-6 предметов | |
48 | Безотрывная обводка сложных силуэтов | 2 | | Концентрировать внимание на неотрывной обводке | |
49 | Диагностика сенсорных процессов | 1 | | | |
| Развитие пространственного восприятия «Лево, право» | 1 | | Знать направления «лево-право» | |
| Развитие пространственного восприятия «Верх, низ» | 1 | | | Групповой |
| Развитие мышления «Что лишнее?» | 1 | | Находить общие признаки предметов | |
| Развития внимания упражнение «Бабочка» | 1 | | Зрительно находить одинаковие элементы | |
| Развитие мелкой моторики. Рисунок из зерен | 1 | | Работа с мелкими предметами | |
| Развитие временного восприятия, «Вчера, сегодня» | 1 | | Ориентироваться во времени (дни) | |
| Развитие зрительного восприятия «Кляксы », монотипия | 1 | | | |
| Развитие слухового восприятия «Моя мелодия» | 1 | | Воспроизведение ритма по звуковому образцу | |
| «Повтори по образцу» | 1 | | Выполнение действий по словесной инструкции, изменение направления движений, содержащие предлоги в, на, под, из, за. | |
| Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 2 | | Повторять за педагогом позу кисти руки | |
| | | | | |
| Работа с цветной бумагой аппликация «Лебедь» | 1 | | Развитие моторики руки, формирование графических навыков | |
| Штриховка в разных направлениях «Домик» | 1 | | Знать основные правила штриховки | |
| Формирование временных представлений о частях суток | 2 | | Уметь определить часть суток использую слова-утро, день ,вечер, ночь | |
| Формирование временных представлений о временах года | 2 | | Соотносить картинку к называемому времени года | |
| Развитие временных представлений. Месяцы, годы. | 1 | | Называть месяца | |
| Развитие пространственного восприятия. Игра «Зеркало» | 1 | | Различать пространственные расположения предметов | |