СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная траектория развития младшего школьника с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель построения индивидуальной траектории развития младшего школьника с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная траектория развития младшего школьника с ОВЗ»

В.А.Васильева,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №9»


Индивидуальная траектория развития

младшего школьника с ОВЗ


И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н.Толстой


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших задач является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

Кроме этого ФГОС НОО предполагает:

- достижение социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:

- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;

- взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только специальные условия, но и некую систему для развития ребёнка.

Для осуществления данной задачи необходимо выбрать временной промежуток, в течение которого будет развиваться ребёнок, и определить назначение индивидуальной работы с младшим школьником:

- развитие ребёнка с ослабленным здоровьем;

- развитие ребёнка с низкой учебной мотивацией;

- развитие ребёнка с ОВЗ;

- развитие одарённого или высокомотивированного ребёнка и т.д.

Наибольший эффект будет достигнут, если при организации индивидуальной траектории развития младшего школьника будет осуществляться интегрирование двух компонентов:

- персонифицированной системы воспитания;

- индивидуального образовательного маршрута.


Индивидуальный образовательный маршрут подразумевает изменение учебных материалов под запросы и особенности ученика – дифференцированное обучение и личностно-ориентированный подход.

При этом учитываются:

- степень усвоения предшествующего материала;

- индивидуальный темп обучения ребёнка;

- степень сформированности социальных и познавательных мотивов;

- степень сформированности уровня учебной деятельности;

- индивидуально-типологические особенности (темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).


Персонифицированная система воспитания направлена на создание благоприятных условий для развития конкретной персоны ребёнка и его самовыражения и подразумевает одновременное включение всех воспитательных компонентов, влияющих на развитие ребёнка, – внеурочная деятельность, посещение кружков, секций, музыкальной или художественной школы. Субъектами персонифицированной системы могут быть учителя, педагоги дополнительного образования, старшеклассники (шефы), классный руководитель и т.д.


Модель индивидуальной траектории развития:


I. Формирование цели развития младшего школьника.

II. Структурирование содержательного компонента индивидуальной траектории развития:

- составление системы заданий, последовательное выполнение которых позволит младшему школьнику повысить свой интеллектуальный, образовательный и воспитательный уровень;

- подбор обучающих и развивающих игр (исследовательских, проектных, творческих);

- интеграция учебного материала и материала внеурочной деятельности.

III. Этапы:

1. Подготовительный:

- анализ имеющихся ресурсов;

- изучение мотивационной готовности ученика;

2. Организационный (подготовка плана индивидуального развития ребёнка);

3. Основной (реализация плана действий);

4. Аналитический (сбор и анализ информации, оценка эффективности и качества работы, мониторинг учебных и личностных достижений, динамика индивидуальных достижений обучающихся в процессе реализации индивидуальной траектории развития).

Условия успешного осуществления

индивидуальной траектории развития


1. Вера в ребёнка. Каждый ребенок может научиться всему, но для этого необходимо разное количество времени и усилий как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога или иного лица, осуществляющего развитие ребёнка.

2. Создание ситуации успеха. Уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Оценивая работу ребенка, обращать внимание на то, что уже получилось.

3. Психологический комфорт. Доброжелательный тон на занятии. При этом оценочные суждения педагога должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности.

4. Индивидуальный темп работы. Целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая задания, которые по силам ребёнку.

5. Регулярный мониторинг уровня развития ребёнка. Педагог должен знать:

а) что ребенок теперь может сделать самостоятельно;

б) что ребёнок может сделать с помощью учителя;

в) в чем должна выражаться помощь ребёнку, если она необходима.

7. Опираться на «сильные» стороны в развитии младшего школьника, выявленные в процессе диагностики.


Чтобы наглядно показать работу по реализации индивидуальной траектории развития младшего школьника, я представлю свой опыт работы в данном направлении.

В 2019-2020 учебном году я взяла 1 класс в составе 28 человек. К каждому из ребят я стараюсь подходить индивидуально, поскольку дети отличаются друг от друга темпераментом, темпом работы, степенью готовности к школьному обучению, социальным статусом семьи, общим развитием и т.д. Изучая личные дела, я обратила внимание на девочку с ОВЗ. В заключении ПМПК говорилось, что ребёнок имеет задержку психического развития, плохое зрение, проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Кроме того, по социальному статусу девочка являлась сиротой и воспитывалась бабушкой-опекуном. Ребёнку, несомненно, захотелось помочь.

На этапе подготовки к реализации плана индивидуальной траектории развития совместно с опекуном девочки была сформирована цель: повышение интеллектуального уровня развития ребёнка.

Сроки реализации индивидуальной траектории развития – первое полугодие 2019-2020 учебного года (адаптационный период).

На подготовительном этапе была проведена психолого-педагогическая диагностика:

- психосоциальная готовность к школьному обучению Н.И.Гуткиной;

- изучение уровня учебной мотивации Н.Г.Лускановой;

- исследование познавательной сферы;

- исследование уровня развития графомоторных навыков;

- исследование уровня развития учебных навыков: умения писать, читать, считать.

Результаты исследования показали, что у ребёнка хороший потенциал – есть желание учиться, достаточно хорошо развиты социальные навыки.

Организационный этап включал в себя содержательный компонент, т.е. план индивидуального развития ребёнка. Планировалось следующее:

1. Занятия с педагогом-психологом, направленные на развитие мышления, внимания и памяти.

2. Занятия с учителем-логопедом по развитию речи и постановки отдельных звуков.

3. Посещение школьной танцевальной студии с целью развития координации.

4. Подбор индивидуальных учебных заданий, способствующих лучшему усвоению пройденного учебного материала.

5. Активное включение девочки в жизнь школы и класса, направленное на скорейшую адаптацию ребёнка к школьному обучению.

На основном этапе индивидуальной траектории развития ребёнка был реализован план действий:

- проводились занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом;

- занятия со школьным хореографом;

- индивидуальные занятия с учителем;

- участие ребёнка в театральной инсценировке (эпизодическая роль), в школьном этапе олимпиады «Наше наследие»;

- подготовка проектов «Тайна моего имени», «Достопримечательности Смоленска», «В мире цифр»;

- посещение музея, камерного театра и цирка совместно с классом.

Аналитический этап показал, что наблюдается положительная динамика в развитии девочки. Ребёнок стал свободнее общаться, значительно улучшилась речь, стал богаче словарный запас, улучшился почерк, к окончанию I полугодия достаточно высокий темп чтения – 43 слова в минуту, в тетрадях соблюдается орфографический режим, ребёнок понимает и выполняет задание учителя на уроке.


Таким образом, индивидуальную траекторию развития можно разработать, как говорилось ранее, для любого ребёнка. Будут отличаться цель, диагностика, содержание основного этапа. Останется неизменным главное – развитие ребёнка.