СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуально-дифференцированный подход в условиях инклюзивного обучения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвещена тому, как построить работу с классом и учеником с особыми образовательнвми портебностями.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуально-дифференцированный подход в условиях инклюзивного обучения на уроках географии»

Лукьянова И.О.,

(учитель географии МБОУ «Усть-Абаканская СОШ», р.п. Усть-Абакан, Республика Хакасия)

Индивидуально-дифференцированный подход в условиях инклюзивного обучения на уроках географии

Волею судьбы я столкнулась с тем, что в общеобразовательном классе с 6 по 9 класс обучался ученик с особыми образовательными потребностями. Ребята класса обучаются по ФГОС второго поколения общеобразовательная программа УМК «География» А.А. Летягина, И.В.Душиной, В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней для 5-9 классов, в классе на всех уроках присутствует ученик с умственной отсталостью (VIII вида), обучаемый по индивидуальной адаптированной рабочей программе. Он работает по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы (раздел «География 6-9 классы» автор Т.М. Лифанова, ФГОС первого поколения).

Стоит дать краткую характеристику ученика. Его обучение по адаптированным программам ведётся с 6 класса по рекомендациям ПМПК и ППк. Особенности развития: все познавательные процессы имеют невысокий уровень развития. Не сформирована способность длительной концентрации внимания. Ученик испытывает сложности при сравнении, обобщении, анализе, классификации полученной информации (словесно-логическое мышление развито слабо). Замедлен темп мыслительной деятельности. Интеллектуальное развитие не соответствует возрастной норме (гораздо ниже). Низкий словарный запас. Быстро теряет интерес к деятельности, может утомляться. Слабо заинтересован в оценке своей деятельности (т.е. ему все равно «2» или «5»). Учебная мотивация, самоконтроль, умение планировать сформированы плохо.

Обучение предмету велось четыре года. У ребенка наблюдались психофизические отклонения, которые затрудняют овладение предметом. Для решения таковых проблем был определен практический характер изучения курса географии: предусмотрены работы по составлению схем, таблиц, разнообразные упражнения с картами, карточками и т.п.

Из-за низкой сопротивляемости нервной системы на уроках ученику предлагались задания для развития мелкой моторики, развития умения находить причинно - следственные связи, развития памяти, мышления и т.д. Учитывается быстрая утомляемость, поэтому эффективна смена видов деятельности.

В этих условиях важно реализовать личностно-ориентированный принцип, осуществить дифференцированный подход при организации учебной деятельности. Этот подход отражен в каждом поурочном плане. Строится параллельно две траектории: для класса и индивидуально для одного ученика, причем есть необходимость на некоторых этапах урока траектории пересекать т. к. это способствует развитию коммуникативных навыков, сплочению классного коллектива, созданию ситуации успеха для учащегося, имеющего особенности развития, восприятию учащегося как равного в классном коллективе. Трудность построения уроков заключается еще и в том, что класс изучает материки и океаны на ступени 7 класса, а ученик с особыми образовательными потребностями географию России. В 8 и 9 классе класс учит географию России, а ученик с особыми образовательными потребностями географию материков

Для решения проблем я использовала такие приемы:

  • При изучении климатических поясов Земли, когда класс по группам готовит рассказ об особенностях климата каждого пояса, ученик с особыми образовательными потребностями составляет картинку-пазл, где изображена природа тундры и взаимосвязь компонентов природы (тема «Особенности природы тундр»). После защиты групповой работы каждой из групп, ученик на примере субарктического пояса разворачивает взаимосвязь компонентов природы, опираясь на имеющее изображение. Класс приобретает пример взаимосвязи компонентов природы, ученик развивает мелкую моторику рук, погружается в ситуацию успеха, что способствует развитию коммуникации.

  • При изучении разных типов поселений, для разделения признаков городских и сельских населенных пунктов всем раздаю карточки, на которых записаны признаки, имеющие отношения к одному из них. Нужно ознакомиться с предложенным описанием, определить тип населенного пункта, объяснить, почему так решили. Задание несложное, ученик с особыми образовательными потребностями справляется с ним наравне с одноклассниками.

  • В курсе обучения у ученика с особыми образовательными потребностями была обязательно рабочая тетрадь под редакцией Лифановой. Она содержит ребусы, контурные карты, в работе с которыми могут помочь одноклассники. Поэтому практикую работу в парах, когда у отдельной пары свой вид работы по материалам рабочей тетради. Это способствует развитию взаимопонимания, взаимовыручке.

  • Задания на тренировку умения работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой. Весь класс работает с неподписанными шаблонами: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида), А учащиеся с ОВЗ выполняют это задание с подписанными шаблонами)

  • Для облегчения работы учащихся важно, на мой взгляд, использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера.

В курсе общеобразовательной программы тоже есть сложные темы, к которым и относится «Климат». Опыт показывает, что учащиеся класса испытывают трудности в усвоении закономерностей размещения климатических поясов на Земле и, особенно, механизм формирования переходных климатических поясов, действие климатообразующих факторов. Мультимедийный урок позволяет визуализировать процесс повторения, изучения и закрепления нового материала, активизировать познавательную деятельность учащихся, проверить результаты деятельности учащихся, реализовать личностно-ориентированный принцип, осуществить дифференцированный подход при проверке усвоения материала.

Исходя из всего, перечисленного выше, эти особенности отражены в каждом поурочном плане класса. Строится параллельно две траектории: для класса и индивидуально для одного ученика, причем есть необходимость на некоторых этапах урока траектории пересекать, т. к. это способствует развитию коммуникативных навыков, сплочению классного коллектива, созданию ситуации успеха для учащегося, имеющего особенности развития, восприятию учащегося как равного в классном коллективе. Трудность построения уроков заключается еще и в том, что класс изучает материки и океаны, а ученик географию России.

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

7 класс (общеобразовательная программа)

Тема урока: «________»

Тип урока: ________

Цель урока: ________

Задачи урока:

Личностные:

  • ________

Коммуникативные:

- ________

Регулятивные:

- ________

Познавательные (предметные):

  • ________

7 класс (адаптированная программа)

Тема урока: «________»

Тип урока: ________

Цель урока: ________

Задачи урока:

________

Необходимое оборудование и материалы: ________

ХОД УРОКА.

Общеобразовательная программа

Адаптированная программа