МОУ «Половинская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуально-образовательная программа
Полянской Юлии
Обучающейся 11 класса
МОУ «Половинская средняя общеобразовательная школа»,
Курганской области
Тема: Подготовка победителя или призера муниципального этапа олимпиады по технологии, к участию в региональном этапе олимпиады.
(Культура дома и декоративно-прикладное искусство)
Составитель: Кузьмина А.А.
учитель технологии.
2021г.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов, она ориентирована на формирование общей культуры, связана с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами основного образования, задачами социализации.
Решение рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения предмета. Она призвана способствовать интеллектуальному развитию учащихся; Цели и задачи подготовки к олимпиаде:
Основная цель:
- сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных заданий различного уровня сложности.
Задачи:
- сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы при решении олимпиадных заданий;
- повысить мотивацию учащихся в обучении предмету;
- развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
Система подготовки участников олимпиад:
Выявление затруднений при решении олимпиадных заданий.
Базовая школьная подготовка по предмету.
Самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.).
4. Целенаправленная подготовка к участию в муниципальном, региональном этапах олимпиады под руководством учителя.
Срок | Решаемая задача | Методы решения |
Октябрь (вторая половина). | Выбор победителей школьного этапа. | 1.Проведение школьного этапа олимпиады по технологии. |
Ноябрь (первая половина). | Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по технологии. | 1.Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи. 2.Мозговой штурм: обсуждение решений. 3. Подсказка: разбор заданий предыдущих лет с последующим самостоятельным решением. 4.Консультации: консультация учителя. |
Ноябрь (вторая половина). Декабрь. | Развитие способностей. | 1.Участие на муниципальном уровне олимпиады. 2.Анализ результатов муниципального этапа олимпиад по технологии. 3.Разбор решений заданий муниципального этапа олимпиад. 4. Выбор темы проекта, работа над проектом. |
Январь. | Подготовка и участие в региональном этапе олимпиады по технологии. | 1.Индивидуальная работа с участником при решении заданий, предлагаемых на региональном уровне. 2. Самоподготовка. 3.Подготовка презентации проекта. 4. Консультация учителя. |
Содержание программы
Содержания программы «Технология» (культура дома и декоративно-прикладное творчество). Рассматривается три задания теоретический (тест), практическое задание, защита творческого проекта.
Первое задание теоретическое (тесты). Для этого берутся тесты, в соответствии с заданиями прошлых лет, олимпиады. Задание должно соответствовать возрастной группе учащихся.
В связи с этим в тестах представлены основные разделы программы:
«Кулинария».
Санитария и гигиена. Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Сан. требования к помещению кухни и столовой; к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов. Правила мытья посуды. Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, с колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах. Физиология питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов. Физиологические основы рационального питания. Витамины и минеральные вещества, содержание их в пищевых продуктах. Продукты для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании. Способы нарезки продуктов для бутербродов, украшение. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Правила хранения чая, кофе, какао. Технология приготовления, требования к качеству. Блюда из круп бобовых и макаронных изделий. Понятие о пищевой ценности овощей о влиянии экологии окружающей среды на качество овощей. Блюда из овощей. Овощи, используемые в кулинарии. Содержание в них питательных веществ, сохранность этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Использование овощей для приготовления блюд, оформление. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки. Значение яиц в питании человека, использование их в кулинарии, способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд. Подготовка их к варке. Технология приготовления. Сервировка стола. Этикет. Особенности сервировки стола к завтраку. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Основные теоретические сведения. Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность человека в минеральных солях и микроэлементах. Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах. Первичный технологический процесс разделывания мяса. Основные приёмы тепловой обработки мяса. Первые блюда. Виды бульонов. Правила варки. Знать точное исполнения операций технологического процесса. Ознакомить с термическим состоянием мяса. Ознакомить с видами бульонов и правилами варки бульонов. Ознакомить с прозрачностью бульона с помощью оттяжки. Как сварить качественную кашу. Блюда из отварных овощей и гарниры. Дать характеристику пассерования и припускания. Правильно и по порядку закладывать овощи. Изделия из песочного теста и дрожжевого теста. Ознакомить с приготовлением заварного теста, песочного теста и дрожжевого теста
2)«Материаловедение».
Основные теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драгоценность ткани. Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Практические работы. Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений. Варианты объектов труда: образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
3) «Машиноведение».
Основные теоретические сведения. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Практические работы. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка. Варианты объектов труда: швейная машина, образцы машинных строчек.
4) «Рукоделие».
Знакомство с различными видами декоративно прикладного искусства нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и ткани. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края. Инструменты и приспособления. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно- прикладного искусства. Понятие о статической и динамической композиции, о стилизации реальных форм. Орнамент и символика в орнаменте, цветовые сочетания в орнаменте, гармонические цветовые композиции. Создание графической композиции орнамента. Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Материалы для лоскутной техники. Изготовление узоров и изделий. Овладение средствами и формами графического отображения. Рисунки, орнаменты, цветовая гамма.
5) «Технология обработки текстильных материалов». Технология ручных и машинных работ. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Основные операции при ручных работах: приметывание, выметывание. Основные машинные операции: притачивание, обтачивание. Обработка припусков на шов перед вывертыванием. Классификация машинных швов: соединительных (обтачной шов с расположением шва на сгибе и в кант). Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образца ручных и машинных работ.
6). «Проектирование и изготовление изделий».
Конструирование швейных изделий. Инструменты и приспособления. Снятие мерок и запись результатов. Изготовление выкроек. Технология изготовления швейных изделий. Ручные стежки и строчки. Подготовка ткани к раскрою, инструменты и приспособления. Машинные швы. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Изготовление выкроек. Построение чертежа изделия. Определение размеров швейного изделия.
7) «Домашняя экономика и основы предпринимательства».
Уровень благосостояния семьи. Кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике между предприятиями, фирмами, государством и домашними хозяйствами. Предпринимательская деятельность. Практика: игра - диагностика на выявление предпринимательских качеств личности учащихся «Падение самолета ». Потребности семьи. Иерархия человеческих потребностей. Практика: тест на выявление уровня самооценки и притязаний. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Обязательные платежи. Налоги. Практика: пакет задач по расчету платы за коммунальные услуги (отопление, газ, вода, радио, телефон). Разработка проекта снижения затрат. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. Постоянные, переменные и непредвиденные расходы. Практика: создание личной бухгалтерской книги «Финансы поют романсы». Трудовые отношения в семье. Права и обязанности членов семьи. Практика: тест на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности. Расходы на питание и составление меню. Требования к рациональному питанию. Значение пищевых веществ. Ассортимент товаров общественного питания. Практика: 1. Составление примерного меню рационального питания школьника в сутки. 2. Оценка стоимости питания учащегося за неделю. Информационные технологии в домашней экономике. Электронные таблицы Microsoft Excel. Ведение дневника доходов и расходов в виртуальном варианте. Техника безопасности при работе за компьютером. Практика: 1. Запуск электронной таблицы Microsoft Excel и заполнение ее следующими продуктами: хлебом, картофелем, молоком, бананами, колбасой, творогом. Подсчет общей стоимости всех продуктов. 2. Распечатка на принтере результатов подсчета. Коммуникации в домашней экономике. Устные, печатные и технические средства передачи информации.
8) «Технология основных сфер профессиональной деятельности».
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. Сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности.
Практика. Подготовка к профессиональной деятельности. Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Практика. Выбор и обоснование индивидуального творческого проекта. Подбор необходимого материала. Практика. Анализ собранной информации. Составление плана поэтапного выполнения творческого проекта. Выполнение необходимых эскизных работ в цвете.
9) «Интерьер жилого дома».
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Практические работы. Выполнение эскиза интерьера. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др. Варианты объектов труда: интерьер кухни; прихватки, салфетки, полотенца. Основные теоретические сведения. Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки. Практические работы. Влажная уборка дома.
10) «Компьютерная графика, черчение»
Краткие сведения позволяющее ввести обучающихся в принципы современных технологий двумерной графики и ее применения, прививает навыки визуализации, эскизирования и создания графических документов с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием графических редакторов, а также систем автоматизированного проектирования (САПР). 11) «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» Краткие сведения включает в себя содержание, посвященное изучению основ трехмерного моделирования, макетирования и прототипирования, освоению навыков создания, анимации и визуализации 3D-моделей с использованием программного обеспечения графических редакторов, навыков изготовления и модернизации прототипов и макетов с использованием технологического оборудования. 12) «Робототехника» включает в себя содержание, касающееся изучения видов и конструкций роботов и освоения навыков моделирования, конструирования, программирования (управления) и изготовления движущихся моделей роботов. 13) «Автоматизированные системы» направлен на развитие базовых компетенций в области автоматических и автоматизированных систем, освоение навыков по проектированию, моделированию, конструированию и созданию действующих моделей автоматических и автоматизированных систем различных типов.
14) «Производство и технологии» включает в себя содержание, касающееся изучения роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, причин и последствий развития технологий, изучения перспектив и этапности технологического развития общества, структуры и технологий материального и нематериального производства, изучения разнообразия существующих и будущих профессий и технологий, способствует формированию персональной стратегии личностного и профессионального саморазвития
Второе задание практическое.
практическая работа по разделу Моделирование, Обработка швейного изделия, подготовлена для 10-11 классов по одному из основных разделов курса «Технология».
Практические задания построено, чтобы при их выполнении обучающицся максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный им в процессе обучения. Степень сложности задания должна соответствовать уровню теоретической и практической подготовки учащихся. Практические задания по конструированию и моделированию должны включать в себя эскиз модели, описание модели и чертеж основы швейного изделия. Внимательно рассмотрев предложенный эскиз и прочитав описание модели, учащиеся должны выполнить моделирование, нанести новые линии фасона на чертеж основы, и подготовить выкройку изделия к раскрою, нанеся на нее все необходимые обозначения. Результаты этого должны наглядно демонстрировать сформированность технологических умений по владению ручным инструментом и навыками работы на швейной машине, умения читать и применять в работе технологическую документацию, применять на практике знания по материаловедению, правильные безопасные приемы работы.
Третье задание выполнение творческого проекта.
Обязательно на региональном этапе.
На защиту учебных творческих проектов – каждый участник олимпиады представляет выполненное изделие и пояснительную записку, готовит презентацию проекта. Учащиеся представляют разнообразные проекты по виду доминирующей деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, творческие, игровые. Работа проводится по следующим критериям: - социальная значимость, актуальность выдвинутых проблем, их адекватность представленной проблемной ситуации;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- самостоятельность выполнения проекта;
- оригинальность конструкции, качество исполнения, практическая значимость;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, интеграция знаний разных областей;
- доказательность принимаемых решений, прогнозирование последствий принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- рассмотрение альтернативных вариантов решений, критерии выбора вариантов решений;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности;
- экологическая и экономическая оценка изделия.
Тематическое планирование с указанием часов
№ п.п | Раздел | Количество часов |
| Кулинария | 2 |
| Материаловедение | 2 |
| Машиноведения | 2 |
| Рукоделие | 2 |
| Технология обработки текстильных материалов | 2 |
| Проектирование и изготовление изделий | 2 |
| Домашняя экономика и основы предпринимательства | 2 |
| Домашняя экономика и основы предпринимательства | 2 |
| Технология основных сфер профессиональной деятельности | 2 |
| Интерьер жилого дома | 2 |
| Компьютерная графика, черчение | 2 |
| 3D-моделирование, прототипирование и макетирование | 1 |
| Робототехника | 1 |
| Автоматизированные системы | 1 |
| Производство и технологии | 1 |
| Второе задание практическое. Моделирование | 4 |
| Третье задание защита творческого проекта. | 4 |
| Итог: | 34 |
Учебно-методический комплект
Учебник «Технология. Технология ведения дома. 5 класс», авторы: Н.В.Синица,В.Д.Симоненко Вентана-Граф 2018 г.
Учебник «Технология. Технологии ведения дома. 6 класс», авторы: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко Вентана-Граф 2018 г.
Учебник: «Технология: 7 класс», авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Вентана-Граф 2020 г.
Учебник: «Технология: 8 класс», авторы В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров. Вентана-Граф 2016 г.
Цифровые образовательные ресурсы
Источники
vos.olimpiada.ru
haibroo.ucoz.ru
yola.edu12.ru
edu.tatar.ru
www.ronomal.kaluga.ru
nv2ww.nnuxezleouxhe5i.cmle.ru
egroo81.narod.ru
lensky-kray.ru
rcokio.ru
rc-kazachinsk.ru
dbroo.ucoz.ru
www.klgd.ru
kem-talant.ru
olympmo.ru
edu-nv.ru
umcro.edusite.ru
vstep4.stavropolschool.ru
kurchgmk.ucoz.net
uo-sormovo.narod.ru
gorizont.edusite.ru
uobeya.ru
donoyabrsk.yanao.ru