ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕНИКА 5 КЛАССА
С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ПРЕДМЕТУ:
ЧТЕНИЕ
(34 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065-П от 10.04.2002 г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от _________________2014г.
Цели курса:
Продолжить последовательное знакомство со звуками и буквами.
Задачи курса:
- развитие у ребенка слухового внимания, умения слушать учителя.
-расширение представлений об окружающей действительности;
-развитие и коррекция познавательных процессов;
-воспитание интереса к родному языку;
Базовые ценности:
Патриотизм и социальная солидарность будет реализовываться через сказки и стихи о родном крае.
Гражданственность будет реализовываться через чтение сказок о взаимоотношениях между людьми и досуге детей.
Семья будет реализовываться через темы: фольклорный материал.
Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Чтение» мимических движений, Знакомство со сказками «Мужик и медведь», «Липунюшка».
Природа будет реализовываться через темы: Рассказывание р.н.сказки «Дуб и орешник», Различение звуков окружающей действительности, Чтение стиха А.Барто «Кто как кричит».
Обоснование программы:
Чтение и рассказывание являются недоступными видами интеллектуальной деятельности для данного ребенка, поэтому уроки направлены на развитие понимания речи взрослого, на знакомство ребенка со звуками и буквами.
Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащегося, а так же осуществления тесной преемственности между уроками: русский язык, изо.
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-понимание понятия «Дуть - выдох»;
-выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе речевых игр и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение различать окружающие предметы,
-умение слушать не большую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
-умение стараться произносить совместно с учителем звуки.
-умение работать с книгой: рассматривать крупные иллюстрации.
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы по чтению
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Звуки речевые и неречевые. Знакомство с рассказами, сказками, стихами детских писателей. | Развитие слухового восприятия. Рассказывание произведений детских писателей с демонстрацией сюжетных картинок. | Развивать фонематический слух и восприятие. Постановка дыхания. Сопровождать слушание двигательными действиями. Подбор картинок к слову и предложению. | Эмоционально реагировать на речевые и неречевые звуки. Эмоционально реагировать на знакомые сюжеты. |
Чтение (8 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1. Различение звуков окружающей действительности. | Гудение, жужжание. Игра «Что гудит?» Труба гудит, жук жужжит. |
2.Чтение стиха А.Барто «Слон». | Рассматривание игрушки – слон. Чтение стиха. Работа с эмоциями – грусть, радость. |
3.Рассказывание р.н.сказки «Мужик и медведь». | Рассматривание иллюстраций сказки. Рассказывание сказки. «Посмотри, где медведь?» |
4.Чтение стиха А.Барто «Самолет». | Внесение игрушек: самолет, мишка, зацчик. Чтение стихотворения. Сопровождение чтения показом действий игрушек. |
5.Рассказывание р.н.сказки «Лиса и кувшин». | Рассматривание иллюстраций сказки. «Посмотри, где лиса?». Рассказывание сказки. |
6.Чтение стиха А.Барто «Грузовик». | Иллюстрации в книжке – рассматривание. Чтение стиха. Игра с машинкой. |
7.Рассказывание р.н.сказки «Петушок и бобовое зернышко». | Как кричит петушок? Рассматривание иллюстраций книги. Рассказывание сказки. |
8.Чтение стиха А.Барто «Лошадка». | Внесение игрушки лошадки, чтение стихотворения, обыгрывание. |
Чтение (8 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Рассказывание р.н.сказки «Ворона и рак». | Как кричит ворона? Рассматривание иллюстраций книги. Рассказывание сказки. |
2.Чтение стиха А.Барто «Погремушка». | Внесение погремушки, рассматривание.. Чтение стихотворения. Сопровождение чтения показом действий игрушек. |
3.Рассказывание р.н.сказки «Волк и коза». | «У-у-у» - воет волк, коза кричит: «Ме-е-е». Слушание сказки. |
4.Чтение стиха А.Барто «Фонарик». | Внесение фонарика, рассматривание. Чтение стихотворения. Сопровождение чтения показом действий игрушек. |
5.Рассказывание р.н.сказки «Лиса и козел». | Рассматривание иллюстраций сказки. Рассказывание сказки. «Посмотри, где лиса, козел?» |
6.Чтение стиха А.Барто «Прогулка». | Внесение куклы. Чтение стихотворения. Сопровождение чтения показом действий игрушек. |
7.Рассказывание р.н.сказки «Коза-дереза». | Как кричит коза? Рассматривание иллюстраций книги. Рассказывание сказки. |
8.Чтение стиха А.Барто «Козленок». | Внесение игрушки козленка, чтение стихотворения, обыгрывание. |
Чтение (10 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1.Рассказывание р.н.сказки «Лиса и журавль». | Иллюстрации в книжке – рассматривание. Рассказывание сказки взрослым. |
2.Чтение стиха А.Барто «Флажок». | Внесение флажка, чтение стихотворения, обыгрывание. |
3.Рассказывание сказки Л.Н.Толстого «Липунюшка». | Рассматривание иллюстраций сказки. Рассказывание сказки. «Посмотри, где мальчик?» |
4.Чтение стиха А.Барто «Барабан». | Внесение игрушек-мишка, барабана. Чтение стихотворения. Сопровождение чтения показом действий игрушек. |
5.Рассказывание р.н.сказки «Лиса и дрозд». | Рассматривание иллюстраций сказки. Рассказывание сказки. «Посмотри, где лиса, дрозд?» |
6.Чтение стиха А.Барто «Кораблик». | Рассматривание игрушки – кораблик. Чтение стиха. Работа с эмоциями – грусть, радость. |
7.Инсценирование сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк» - куклы би-ба-бо | Рассматривание кукол. Обыгрывание сказки взрослым. Рассматривание иллюстраций. |
8.Чтение стиха А.Барто«Помощница». | Внесение игрушки, чтение стихотворения, обыгрывание. |
9.Рассказывание сказки Л.Н.Толстого «Воробей». | Рассматривание иллюстраций сказки. Рассказывание сказки. «Посмотри, где воробей?» |
10.Рассказывание р.н.сказки «Дуб и орешник». | Рассматривание иллюстраций сказки. «Посмотри, где дуб?». Рассказывание сказки. |
Чтение (8 ч.) IV четверть
Тема | Содержание |
1. Различение звуков окружающей действительности. | Игра «Что звенит, стучит?» Колокольчик звенит, молоточек стучит. |
2.Чтение стиха А.Барто «Страшная птица». | Иллюстрации в книжке – рассматривание. Чтение стиха. Обыгрывание с помощью мягких игрушек. |
3.Рассказывание сказки Л.Н.Толстого «Мыши». | Как пищат мыши? Рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций. |
4.Чтение стиха А.Барто «Кто как кричит». | Внесение игрушки-мишки, шишек. Чтение стихотворения. Сопровождение чтения показом действий игрушек. |
5.Рассказывание сказки Л.Н.Толстого «Девочка и разбойники». | Стук, звон. Игра «Где стучит?» Молоток стучит, колокольчик звенит, |
6.Чтение стихов А.Барто «Мой пес», «Котенок». | Иллюстрации в книжке – рассматривание. Чтение стихов. Обыгрывание с помощью мягких игрушек. |
7.Инсценирование сказки Л.Н.Толстого «Волк и собака» - куклы би-ба-бо | Театр би-ба-бо. Посмотри, кто это: волк, это собака. Послушай сказку про них. Работа с эмоциями – грусть, радость. |
8.Чтение стиха А.Барто «Ути-ути». | Внесение игрушки утки, чтение стихотворения, обыгрывание. |