ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ как условие для достижения планируемых результатов
ИОСО ориентирована:
- На индивид (темперамент, мотивы, способности)
- На индивидуальную работу учителя с учащимся при одновременной работе с классом
- На интеграцию с другими образовательными технологиями
Основная идея ИОСО
Принципы ИОСО
- Открытости
- Универсальности
Принципы ИОСО
Открытости
Календарно-тематический план соответствует принципу открытости. Каждый ученик имеет представление какая тема будет на уроке и место этой темы в изучении данного раздела. Так же известны сроки и примерное содержание контрольных и проверочных работ. Для учеников нет неожиданности и чувства страха перед данными работами.
Универсальности
Учтен трёхуровневый подход в организации обучения по теории Гальперина - поэтапное формирование умственных действий (понимание, усвоение, применение).
Методы и формы обучения
- Работа по Индивидуально-ориентированным учебным планам
- Работа в группах
- Работа в парах
- Работа в парах сменного состава
- Схематизация учебного материала
- Работа по методике Ривина
тесты
Результаты
- Целостный, а не мозаичный образовательный процесс (актировки, пропуски по болезни)
- Личные достижения ребёнка
- Формирование ключевых компетентностей
- Коммуникативной компетентности
- Новых способов умственной деятельности
7
Творческая группа
ИОУП
Тема урока
Наша речь и наш язык. Виды речи и ее назначение.
Характеристика деятельности учащихся
Наша речь и наш язык. Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Составление текста по рисунку.
«3»
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результат своей деятельности.
Текст (повторение и углубление представлений о тексте).
С. 7
№ 3
Р.т. с.3
№ 3
«4»
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке.
Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.
Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).
Оценивать результат своей деятельности.
Текст (повторение и углубление представлений о тексте).
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста и обосновывать правильность их выделения.
Работать с информационной таблицей «Типы текстов». Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять по заголовку тип текста и его содержание.
Оценивать результат своей деятельности.
С. 8
№ 5, 8
Р. т с. 3
№ 1,2
«5»
С. 7
№ 4
С. 12
№ 11
Р.т. с 5
№ 8
С. 9
№ 9
Р.т. с.4
№ 5
контроль
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта.
Оценивать результат своей деятельности.
С. 9
№ 10
Р.т. с.4
№ 6
оценка
С. 12
№ 12
С. 14
№ 14
Р. т с. 5
№ 7
С. 14
№ 15
С 14
№ 16
Три варианта построения ИОУП
- «Накопление»
- «Право выбора»
- «Побалльная система»
Методика обучения схематизации
1. Отличие рисунка от схемы
2. Чтение схем
3. Этапы и техника построения схем
4. Применение полученных знаний
Отличие рисунка от схемы
Чтение схем
Построение схем
Алгоритм
1. Прочитай 1 абзац.
Нарисуй условными значками героев. Как нарисовал деда, бабку и Колобка?
2. Прочитай 2 абзац. Что произошло с Колобком? Как ты изобразишь это действие?
Нарисуй это в тетради.
3. Прочитай 3 абзац. Кого встретил Колобок на пути? Каким значком ты нарисуешь Зайца?
Как можно нарисовать разговор героев? Нарисуй это в тетради.
4. Прочитай 4 абзац. Кого встретил колобок на пути? Каким значком ты нарисуешь Волка?
5. Прочитай 5 абзац. Кого встретил Колобок на пути?
Каким значком ты нарисуешь Медведя? Нарисуй это в тетради.
6. Прочитай 6 абзац. Кого встретил Колобок на пути? Каким значком ты нарисуешь Лису?
Нарисуй это в тетради.
7. Соедини последовательно все части рисунка.
8. Найди пару, сравните составленные рисунки, внесите в них необходимые изменения.
9. Перескажите текст друг другу по составленному рисунку.
Результаты
Схематизировать текст
В лесу с ветки на ветку прыгала белочка. Вдруг на поляне она заметила грибы. Белочка спустилась на землю. Вдруг из травы выскочила лиса. Белочка мигом взвилась по стволу сосны и скрылась под кроной. Лиса спряталась под куст. Белочка хотела перепрыгнуть на другое дерево, но промахнулась. Она упала за куст, под которым пряталась лиса. Лиса испугалась и пустилась бежать. Белочка прыгнула на сосну, с сосны на березку и скрылась в лесу.
Алгоритм
1. Прочитайте 1 часть текста. Подумайте, как можно с помощью знаков изобразить белочку, лес, деревья, ветки, поляну, грибы. Договоритесь в паре и засхематизируйте 1 часть.
2. Прочитайте 2 часть текста. Договоритесь в паре, какими знаками изобразите лису, траву, кусты, испуг, мигом, скрылась. Составьте схему 2 части.
3. Перескажите по схеме содержание текста друг другу .
Методика Ривина
Памятка
1. Получи текст. Прочитай его внимательно.
2. Найди первого партнера для работы в паре и прочитай ему первый абзац своего текста вслух.
3. Вместе с партнером попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац.
4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь.
5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе с темой партнера в той же последовательности.
6. После окончания работы с абзацем первого партнера, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый.
7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3–6.
8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.
Цели: - У учащихся формируются умения извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать абзац. - Данная технология формирует у учащихся хорошее запоминание стержневых (основных) мыслей текста. — У учащихся формируются умения передавать содержание абзацев своими словами. Предлагаем прочитать тексты по методике Ривина.
Спасибо за внимание