СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Индивидуальное и семейное психологическое консультирование"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

1.Сущность психологического консультирования и его от­личия от психокоррекции и психотерапии.

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и приклад­ных программ оказания психологической помощи психиче­ски и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на ин­формационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психоло­гическое консультирование.

Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилак­тика, работа с деструктивными формами общения, нерацио­нальными способами организации деятельности - тем, что приводит к травмам, а в последствие и к болезням.

Просмотр содержимого документа
«"Индивидуальное и семейное психологическое консультирование"»

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

1.Сущность психологического консультирования и его от­личия от психокоррекции и психотерапии.

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и приклад­ных программ оказания психологической помощи психиче­ски и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на ин­формационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психоло­гическое консультирование.

Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилак­тика, работа с деструктивными формами общения, нерацио­нальными способами организации деятельности - тем, что приводит к травмам, а в последствие и к болезням.

Психотерапия - не единственный источник психологиче­ского консультирования. Другим таким источником является психологическое знание в строго научном смысле этого сло­ва - основанное на результатах эмпирических исследований, организованных по экспериментальному плану, значимость выявленных закономерностей в котором подтверждена мето­дами математической статистики.

Психологическое консультирование ориентировано более на использование в процессе работы с клиентом достижений современной науч­ной психологии, чем на психотерапию в западном смысле этого слова.

Термин же «психокоррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности.

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность ука­занного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

1. Более широкая сфера применения по сравнению с кли­нической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало ис­пользоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

2. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

3. Работа преимущественно с ситуационными проблема­ми, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психо­терапии.

4. Большая субъект-субъектность, диалогичность обще­ния психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать боль­ше ответственности за свою жизнь.

5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, призна­ние прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезнен­ных явлений.

6. Ориентация на большую активность и самостоятель­ность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутрен­них ресурсов человека.

7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных мо­делей деятельности психолога-консультанта, чем в психотера­пии..

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному - в зависимости от того подхода к пси­хологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.

2. Подходы к психологическому консультированию в оте­чественной психологии.

Ю.Е. Алешина (1994) основной целью психологического консультирования определяет оказание психологической помощи человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с ок­ружающими. Применительно к этой цели выдвигаются сле­дующие задачи:

1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

2. Облегчение эмоционального состояния клиента, т. е. благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.

3. Принятие клиентом ответственности за происходя­щее с ним.

4. Помощь психолога в определении того, как и что имен­но можно изменить в ситуации.

Г.С. Абрамова (2001, с. 186) определяет целью психологи­ческого консультирования культурно-продуктивную лич­ность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различ­ные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различ­ных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в кото­рых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответст­вии с возможностями культуры.

На близких позициях находится Р.-А.Б. Кочюнас (1999). Целью психологического консультирования, с его точки зре­ния, является появление у клиента черт зрелой личности. Пер­воочередная задача здесь - появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. Эти черты Р.-А. Б. Кочюнас подробно описывает (1999, с. 25-32). Во многом появление этих черт у консультанта Р.-А.Б. Кочюнас связывает с разнообразием стиля личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта .

Н.Н. Обозов (1993) цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь бу­дет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну - изучение индивидуально-психологических особенно­стей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять. В связи с этим Н.Н. Обозов заложил основы типоло­гии клиентов, наметил адекватные способы поведения по от­ношению к разным типам клиентов психологов-консультан­тов.

Т.А. Флоренская (1994) свой подход к психологическому консультированию назвала духовно ориентированным подхо­дом. В качестве основной задачи, стоящей перед психологом-консультантом, она называет помощь клиенту осознать реаль­ность своего «Духовного Я». В структуре личности Т.А. Флорен­ская выделяет два образования:

1. «Эмпирическое обыденное Я» - средоточие прижизнен­но приобретенных личностью качеств.

2. «Духовное Я» - некий врожденный голос совести, интуиции человека, сосредоточие нравственной и творче­ской интуиции, подсказывающее человеку, что и как, ка­ким образом необходимо делать, что нравственно, эстетич­но, а что нет.

А.Ф. Копьев (1992, 1991) свой подход к консультированию назвал диалогическим. Целью работы с клиентом в рамках этого подхода, как это видно из работ А.Ф. Копьева, является достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем. Обсуждение становится при этом исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к наиболее глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межлич­ностного общения.

Первой задачей на пути к этому является достижение «диа­логического прорыва», т. е. момента, когда происходит пре­одоление болезненной самозамкнутости личности в отноше­нии существенных сторон бытия.

С.А. Капустин (1993) основную цель психологического кон­сультирования видит в разрушении полярности оценочной по­зиции. Оценочная позиция - пристрастное отношение челове­ка к своей жизни, задающее ее целевую направленность, субъективную значимость реализации для самого человека тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной пози­ции означает, что человек признает для себя реализацию толь­ко каких-то одних жизненных требований и обесценивает реа­лизацию противоположных. Полярность оценочной позиции чаще всего бывает навязана человеку его социальным окруже­нием, она не является результатом его свободного самоопреде­ления. При этом человек отказывается от свободного самоопре­деления в жизни, сознательно отвергает оппозиционные по отношению к оценочной позиции требования жизни.

П.П. Горностай и СВ. Васьковская (1995) определяют свой подход к психологическому консультированию как проблем­ный. Цель работы психолога-консультанта они видят в реше­нии клиентом своих психологических проблем. Акцент здесь делается на слове «проблемы». Проблемы ставятся в центр ра­боты и рассматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Человек, имеющий психологиче­ские трудности, преимущественно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и пережива­ний. Он ощущает дискомфорт и стремится от него избавиться. Он зачастую далек от мыслей о том, что возможно в том, что он столкнулся с проблемой, имеется положительный для него смысл. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту найти этот смысл.

Б.М. Мастеров (1998) свой подход к психологическому кон­сультированию называет реконструктивным. Первоочеред­ной задачей психолога-консультанта в рамках этого подхода является реконструкция в ситуации «здесь и теперь» фраг­мента субъективной картины мира клиента, имеющей отно­шение к его проблеме. Следующей задачей психолога-кон­сультанта является обращение внимания клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира и опыта, кото­рые он ранее не замечал, не анализировал, не рассматривал. Это помогает клиенту получить новый опыт в реконструиро­ванной реальности, что можно определить в рамках данного подхода как цель консультирования.

А.В. Юпитов (1995) выдвинул интересную цель для психо­логического консультирования применительно к особенностям психологического консультирования в вузе - воздействие на сферу ценностно-смысловых ориентации личности, опосредо­вание текущих инструментальных действий в разных ситуаци­ях в опоре на ведущие ценности личности и коррекция текуще­го поведения в соответствии с этими ценностями.

В.Ю. Меновщиков (1998) цель психологического консуль­тирования определяет как адаптацию к жизни за счет актива­ции жизненных ресурсов. Психологическое консультирование он определяет как решение задачи, ориентированной на мыш­ление.

3. Первый этап консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы.

Длительность данного этапа 5-10 мин при средней продол­жительности одной консультативной беседы 45 мин -1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант вы­полняет следующие действия:

  • Можно встать навстречу клиенту или встретить его в две­рях кабинета, что будет восприниматься клиентом как де­монстрация доброжелательности и заинтересованности.

  • Желательно подбадривать клиента словами типа «Прохо­дите, пожалуйста», «Усаживайтесь удобнее».

  • После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45-60 с.

  • После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть? » После этого необходимо представиться кли­енту. Представляться лучине всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.

  • Как пишет Р.-А.Б. Кочюнас (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс кон­сультирования вполне осознанно. До начала процесса консультирования психолог-консультант обя­зан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оп­лате за консультирование, о приблизительной продол­жительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске времен­ного ухудшения состояния клиента в процессе консуль­тирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать его до начала консультирования по­током информации. Но некоторые вопросы, например вопрос об оплате, психологу-консультанту целесообраз­но поднять самому. Не следует вселять в клиента надеж­ду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Ре­зультатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультиро­вания. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и невербальном уровнях.

  • Важно заранее согласовать с клиентом возможности ау­дио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало односто­роннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это ис­ключается.

  • Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от консультирования. Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, пи­сать письма, приглашать на консультацию, т. е. не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как вмеша­тельство психолога-консультанта по просьбе клиента в ча­стную жизнь других людей.

  • После решения всех перечисленных выше вопросов мож­но переходить к распросу клиента, что будет означать на­чало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая по­зволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не расте­ряться неожиданно под впечатлениями первого знаком­ства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне?» С произнесения этой фразы начина­ется следующий этап психологического консультирова­ния.

4.Второй этап консультативной беседы: распрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез.

Длительность данного этапа 25-35 мин при средней продол­жительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. Дан­ный этап можно условно разбить на два подэтапа:

1. Формирование консультативных гипотез.

2. Проверка консультативных гипотез.

Деятельность психолога-консультанта на подэтапе

«Формирование консультативных гипотез»

  1. Эмпатическое слушание. Обычно когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко вос­принимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эмпатии традиционно связывается с развертыванием про­цесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с. 8-10). Способность к эмпатии формируется по мере раз­вития опытности консультанта. Начинающему консультанту достаточно хотя бы желать и внешне демонстриро­вать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое про­изнесение слов типа «конечно», «угу», «да-да».

  2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать от­ветную защитную реакцию.

  3. Структурирование беседы. Первый прием: задавая ка­кой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре. Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же. Кроме того, клиент полу­чает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Клиент получает стимул еще раз про­верить себя, обдумать, действительно ли это так.

  4. Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких кон­сультативных гипотез. Слово «гипотеза» происходит от греч. hypothesis - основание, предположение. Гипотеза - предположительное суждение о закономерной (причин­ной) связи явлений. В экспериментальной психологии принято выделять две составляющие гипотезы - зависи­мую переменную (испытывающую влияние) и независи­мую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в психологическом консультиро­вании - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психологическую консультацию. Однако психологу-консуль­танту необходимо выявить суть этих затруднений, сфор­мулировав их как психологическую проблему. В данном случае мы понимаем словосочетание «психологическая проблема» так, как понимает смысл этой понятийной еди­ницы А.Ф.Ануфриев (1995, с. 112). Формулировка психо­логической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей кон­сультативной гипотезы.

Каждая гипоте­за — это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных пози­ций в ситуации, вероятные способы переориентации кли­ента в его отношении к своим проблемам. Чем больше ги­потез возникает у консультанта при столкновении с ситуа­цией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом ги­потеза является интерпретацией.

На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, по­буждая клиента к активному и довольно спонтанному (само­произвольному, без участия воли психолога и клиента) расска­зу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и фор­мулировать консультативные гипотезы. Когда у него формиру­ется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - задавать конкрет­ные вопросы, направленные на проверку консультативных ги­потез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки.

Деятельность психолога-консультанта на подэтапе

«Проверка консультативных гипотез»

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-кон­сультант может избрать два алгоритма:

  • Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточ­нение возникших у консультанта идей.

  • Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спро­сить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипо­теза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и пережива­ний, т. е. она максимально индивидуализируется.

Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза кон­сультанта

подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:

  1. тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;

  2. типичны для жизни клиента;

  3. желательно развернуты, описывать негативные, позитив­ные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе от­печатков субъективности, односторонности, тем больше воз­можностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают дей­ствительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежа­щих в основе проблем.

После того как психолог-консультант проверит свои гипоте­зы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

5. Третий этап консультативной беседы: оказание воздей­ствия.

Продолжительность данного этапа - 5-10 мин при сред­ней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1 ч 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два под этапа:

  1. Коррекция установок клиента.

  2. Коррекция поведения клиента.

Деятельность психолога-консультанта на подэтапе

«Коррекция установок клиента»

Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет вы­полнена, если в сознании клиента обозначится следующая це­почка событий:

а) чувство или переживание клиента, дли­тельно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценно­сти прожитой жизни и т. д.);

б) неадекватные средства, изби­раемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях;

в) негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Мы ставим клиента перед фактом: вот чего он хочет, желает, вот что он делает, а вот к чему это реально приводит.

Мы выстраиваем в его сознании цепочку событий. Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал их неэффективность, чтобы начал искать более эффективное пове­дение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента цепочку событий, психолог-консультант мо­жет использовать разные средства, приемы. Перечислим неко­торые из них.

  1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, т. е. подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, ана­лизируемыми.

  2. Переформулирование и переструктурирование ок­ружающей клиента реальности при помощи комментариев- интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.

  3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собст­венное поведение.

  4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктив­ными действиями, если ничто иное не в силах пробить его много­численные психологические защиты, а его поведение наносит вред окружающим.

  5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помог­ла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изме­нить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее за­дание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

  6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, час­тые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигу­рирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель - создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

  7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, ин­терпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

  8. Самораскрытие психолога-консультанта, которое пред­полагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его за­труднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консульти­рования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установ­ка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реали­ям возникшей ситуации способов поведения. Переход собствен­но к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на подэтапе

«Коррекция поведения клиента»

На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычно­му поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента явля­ется наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет осо­бое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэ­тапе был детально разработанный план позитивного реагиро­вания клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близ­ких.

Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы это была именно его альтернатива, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы кли­енту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирова­ния клиента предполагает, что в психологической консуль­тации психолог и клиент детально спланируют, где и ко­гда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуж­дены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

6.Четвертый этап консультативной беседы: завершение беседы.

Продолжительность этапа - 5-10 мин при средней продол­жительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что повто­ренное в конце беседы запоминается лучше.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших от­ношений клиента с консультантом или другими необходи­мыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть ос­нования полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следу­ет проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть кли­ента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

С.А. Капустин (1993) полагает, что после хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации неопределенности выбора - решать проблему или продолжать жить как раньше. И то и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие желанию клиента решать свои проблемы:

1. Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощуще­ние определенной осмысленности его существования, прежней целевой направленности, прежних идеалов, об­раза жизни.

2. Начиная решать свои проблемы объективно, клиент вынужден признать свою вину за те, может быть, очень тра­гичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуваже­ния.

3. Приступая к решению своих проблем, клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тра­тить на это усилия, время.

Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбо­ра длится от нескольких секунд до нескольких дней и гово­рит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, рас­каяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Это может быть и состояние задум­чивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитиро­вать.

По мнению С.А. Капустина (1993) достижение состояния неопределенности выбора само по себе является показате­лем качества работы психолога-консультанта. Клиенту дан шанс. В консультации или дома он со временем может выра­ботать реалистичное, соответствующее его личностным ре­сурсам решение. Психолог здесь ограничен наличием или отсутствием встречной активности клиента. Исход консуль­тирования в конечном счете зависит от воли и желания кли­ента.

Следует отметить, что несмотря на весомость при­веденных выше аргументов, большинство психологов-кон­сультантов предпочитают, чтобы клиент уходил от них со светлым и радостным выражением лица. На это и направлена их активность на заключительном этапе консультативной бесе­ды.