Индивидуальное коррекционно-развивающее
занятие с безречевым ребенком.
Тема: «Дикие птицы».
Цель: подготовить речедвигательный аппарат к восприятию и воспроизведению звукосочетаний, развивать речевую инициативу, создавать мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.
Задачи:
- формирование навыка у ребенка активной подражательной речевой деятельности;
- развитие речевых навыков (развитие звукосочетаний, глагольной формы);
- формирование пассивного и активного словарного запаса по теме;
- развитие зрительной памяти, произвольного внимания, логического мышления;
- формирование произвольного речевого выдоха;
- развитие силы голоса;
- развитие общей моторики, мелкой моторики;
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям;
- формирование у ребёнка навыка совместной работы;
- закрепление представлений о диких птицах.
Ход занятия
Карточка «Приветствие»
Эмоциональное приветствие логопеда «Здравствуй, (имя ребенка)» с одновременным пожатием руки ребенка.
Логопед: «Кто ко мне пришел?» побуждая к жесту «Я», если необходимо, берет руку ребенка и показывает на него.
Логопед обращается к ребёнку с приветствующим жестом (протягивает руку и побуждает ребёнка к ответному действию (жесту)), говорит: «Имя ребенка, привет!" Привет, привет, привет!".
Карточка «Артикуляционная гимнастика»
Выполнить соответствующее картинке артикуляционное упражнение (каждое от 1-5 раз). На столе перед ребенком лежат перевернутые вниз картинки, ребенок переворачивает их по просьбе логопеда и выполняет соответствующие артикуляционные упражнения. После выполнения убирает картинку в корзину по просьбе логопеда «Убери!», «Клади!»
Карточка «Дикие птицы» (соответствует лексической теме).
Логопед по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с картинкой. «Это воробей. Найди воробья. Ребенок соотносит игрушку и картинку, ставя игрушку на картинку. Педагог задает вопросы: Покажи, где воробей? Педагог добивается выполнения задания по речевой инструкции, формирования указательного жеста. Выполнение «рука в руке»: педагог берет руку ребенка в свою, указательным пальцем ребенка, показывая на картинку и игрушку кошку, говорит: «Вот воробей».
Аналогично выполняется задание с другими игрушками и картинками.
После каждого выполнения задания педагог хлопает ладонь о ладонь и дает карточку – смайлик «Молодец!», говорит «Имя, ты - молодец».
Игра на понимание речи, закрепление частей тела. Побуждать ребенка к звукоподражанию, повторению слов.
Села птичка и запела: «Чик-чирик». Как поёт птичка? Чик-чирик. Давай посмотрим на птичку, что есть у птички? Логопед называет и рукой ребёнка поглаживает называемые части тела. Голова, глаза, клюв, тело покрыто перьями, крылья, хвост, ноги. Побуждать ребенка повторять за логопедом названия частей тела птицы. Молодец!
Карточка «Пальчиковая гимнастика»
Игра: «Покорми птичку»
Давай накормим нашу птичку. Птичка любит клевать желтые зёрнышки. Ой! Посмотри, у нас все зёрнышки перепутались. Тут и желтые, спелые зёрнышки, и зелёные, недозрелые. Прежде чем накормить нашу птичку, нам надо зёрнышки перебрать. Давай в эту тарелочку положим желтые зёрнышки, а в эту – зелёные. Молодец! Все зёрнышки перебрала, кушай птичка зёрнышки.
Клю-клю-клю,
Клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю!
Птичка зёрнышки поклевала и говорит: «Спасибо, чик-чирик».
Карточка «Дуть»
Выполняем дыхательную гимнастику «Сдуй перышки с варежки». Упражнение для развития речевого выдоха с использованием перьев.
Игра на развитие просодических компонентов речи «Кто как поет».
Определение голоса птички по звукоподражанию (показ на картинке).
Кар-кар-кар - ворона
Чик-чирик, чик-чирик – воробей
Ух-ух – сова.
Двигательное упражнение «Птичка».
Имитация движений: прыжки, взмахи руками, наклоны.
Дидактическая игра «Где сидит птичка » (картинка).
Покажи птичку, которая сидит на дереве, под деревом, на крыше, на кормушке.
Карточка «Буквы»
Упражнение «Звуки» (закрепление правильного произношения звуков А, О, У, И).
Руки так: А-А-А! (медленно поднимаем обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой)
И вот так: О-О-О! (постепенно опускаем руки, делая полукруг)
Выше, выше: У-У-У! (поднимаем обе руки перед собой вверх, ладошками вниз)
Ниже, ниже: И-И-И! (опускаем руки вниз, в исходное положение)
Руки так: АО-АО-АО (соединяем обе руки перед собой, слегка округляя их в локтях, сцепив пальцы замочком, поднимают обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спинку)
Вместе, вместе ОА-ОА-ОА! (медленно опускаем сцепленные руки вниз и слегка наклоняются вперёд)
Отдохнули: ОУА-ОУА-ОУА! (постепенно поднимаем руки над головой)
Итог.
Рефлексия. Любимая игра ребенка.
Логопед подводит итог занятия, хвалит ребенка. Звенит звонок, занятие окончено.
Карточка «Прощание».