СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР - Iур

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнять в правильном произношении звука "Р".

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР - Iур»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.


Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

  • Образование существительных, обозначающие названия профессий;

  • Знать артикуляционные упражнения;

  • Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;

  • Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);

  • Знать графический образ буквы Р;

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух

  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза

  • Развивать целостное восприятие

  • Развитие мелкой и общей моторики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.


2. Артикуляционная гимнастика.

- Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.

  • Упражнение «Чистим зубки»

1.Улыбнуться

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы


  • Упражнение «Барабанщик»

1.Улыбнуться

2.Открыть рот

3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).


  • Упражнение «Маляр»

1.Губы в улыбке

2.Приоткрыть рот

3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад


- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).

- Так на чём мы поедем?

- На автобусе.

- Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).


3. Характеристика звука [Р].

- Какой звук произносим? Какой он - звук [Р]?

- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.


4. Автоматизация звука.

1) в слогах

- Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)

Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.

- Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

- Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:


пра - 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3


- Молодец!


2) в словах

- На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?

- Да.

- Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.


3) в предложениях

- Что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

- Правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.


Игра с мячом «Бывает, не бывает»

– Дровами рубят топор.

– Сахар грызёт Иру.

– Дорога едет по грузовику.


5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

- Во время представления громко играет цирковой оркестр.

- Посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назовите инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

- Как назовём человека, который играет на гармошке?


6. Динамическая пауза

-(Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

7. Позиция звука в слове.

- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.

- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).


8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].


Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Ры – ры – ры – шары в руках у детворы

Ра – ра – ра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.


(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).


9. Мелкая моторика рук.

-фишками мозаики выложим букву Р.


10. Итог занятия.

- Пора возвращаться домой.

- А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).