СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период" для учащихся 9-х классов. Урок проводился с использованием ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период»

Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриональный период.

Цели: формирование представлений об этапах индивидуального развития, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков.

Задачи: Сформировать знания о закономерностях эмбрионального развития организмов.

2.Углублять и систематизировать знания об онтогенезе.

3.Применять знания в работе с разными формами заданий ЕГЭ и ОГЭ.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, путеводители.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей конференции.

II.Организация проверки изученного на прошлом уроке: Гаметогенез.

Задание на соответствие (слайд 2)

1.Соотнеситеособенности спермато- и овогенеза , проставив около каждой буквы соответствующую цифру.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕСС

А)Протекает в семенниках 1)Сперматогенез

Б)Протекает в яичниках 2)Овогенез

В)Начинается у эмбриона

Г)В результате образуются 4 полноценные гаметы

Д)Начинается в подростковом возрасте

Е)Завершается образованием одной полноценной гаметы


А

Б

В

Г

Д

Е







Задание на последовательность (слайд 3)

2.Установите последовательность развития сперматозоидов

А)созревание.

Б)размножение.

В)рост.

Г)формирование.







Задание на определение хромосомного набора. (слайд 4)


3.Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления, в конце телофазы мейоза I и в конце телофазы мейоза II? Объясните результаты в каждом случае.


Число хромосом

Число ДНК

Интерфаза



профаза 1



метафаза 1



анафаза 1



телофаза1






профаза 2



метафаза 2



анафаза 2



телофаза 2





Задания на выбор трех верных ответов из шести. (слайд 5)



4.Какие процессы происходят в клетке в интерфазе

А)удвоение молекул ДНК

Б)спирализация хромосом

В)разрушение ядерной оболочки

Г)синтез молекул белков, липидов, углеводов

Д)образование веретена деления

Е)синтез АТФ




5.В процессе мейоза происходит (слайд 6)

А)конъюгация хромосом.

Б)формирование прокариотических клеток.

В)уменьшение числа хромосом вдвое.

Г)сохранение диплоидного набора.

Д)образование двух дочерних клеток.

Е)образование четырех клеток.






Задание на соответствие (слайд 7)

6.Распределите события в соответствии с фазами

Фазы События

А)Интерфаза 1)синтез белков и удвоение хромосом

Б)Профаза 2)расположение хромосом по экватору

В)Метафаза 1 3)образование новых ядер

Г)Анафаза 1 4)расхождение хромосом к полюсам

Д)Телофаза1 5) кроссинговер

А

Б

В

Г

Д










III. Актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная беседа. Слайд 9.

1.Что такое оплодотворение.

2.Какой набор хромосом несут половые клетки?

3.Какой набор хромосом имеет зигота?

4.Как вы считаете, какова тема нашего урока?

III.Изучение нового материала. (слайд 10)



1.Работа над термином Онтогенез.

Онтогенез- процесс индивидуального развития особи, с момента образования зиготы до конца жизни организма. Его делят на два этапа (слайд 11-12):

  1. Эмбриональный период-с момента образования зиготы до рождения или вылупления из яйцевых оболочек.

  2. Постэмбриональный период- с момента рождения или вылупления до смерти организма.









Записи делают в путеводителях (приложение 1). Отмечают основные этапы развития эмбриологии.

2.Информационная карта

Основателем современной научной эмбриологии по праву считается К.Бэр, который в 1928г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных сформулировал закон зародышевого сходства. Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит А.Ковалевскому и И.Мечникову.

3.Организация самостоятельной работы с учебником.(пар.32)

Вопросы:

1.Какие стадии развития различают в эмбриональном периоде?

2.С чего начинается развитие организма?

В эмбриональном периоде различают 3 стадии (слайд 14):

1.Дробление.

2. Гаструляция.

3. Органогенез.


Дробление- это последовательное деление зиготы, без последующего роста. Слайд 6.

Работа в путеводителях- отмечаем стадии дробления:

зигота Стадия 2 стадия 4 морула бластула

бласт-ов бласт-ов

Бластула- это однослойный зародыш (слайд 15-16). Он состоит из:

1.Бластоцеля- первичная полость тела.

2.Бластомеров- мелкие клетки бластулы, которые образуются в результате митоза.




Гаструляция- это совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы (слайд 19).





Гаструла- это двухслойный зародыш, состоящий из эктодермы и энтодермы. У многих животных (кроме губок и кишечнополостных) образуется третий зародышевый слой- мезодерма. Начинается дифференцировка клеток - это процесс возникновения и нарастания структурно-функциональных различий между клетками.

Работа в путеводителях: отметить на рисунке зародышевые листки.


Органогенез-процесс возникновения и формирования органов. Закладываются осевые органы: нервная трубка, хорда, кишечная трубка. Слайд 20.






Работа в путеводителях: отметить на рисунке зародышевые листки, нервную трубку и хорду.

Каждый зародышевый слой дает начало определенным органам:

Эктодерма-нервная система, органы чувств, эпидермис кожи, кожные железы. Слайд 21.





Энтодерма-пищеварительная система и пищеварительные железы, дыхательная система. Слайд 22.




Мезодерма-скелетная система, мышечная, половая, выделительная, кровеносная дермальный слой кожи. Слайд 23.






IV. Закрепление изученного проводим используя разные формы тестовых заданий ЕГЭ:

1.Задание на соответствие (слайд 25)

Работа в путеводителях.





2.Задание на последовательность (слайд 26)

Работа в путеводителях.




3.Определить два термина «выпадающих» термина (слайд 27).

Работа в путеводителях.




4.Работа с выбором правильно обозначенных подписей к рисунку (слайд 28).

Работа в путеводителях.







V. Домашнее задание: пар.32,вопросы на с.161



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!