СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное задание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное задание»

Родной русский язык


Типы речи


Описание

Повествование

Рассуждение

статичная «картина», не изменяющаяся во времени, это мир в покое

рассказ об изменяющихся во времени событиях, последовательно сменяющих друг друга действиях. Можно понять, что было вначале, потом, в итоге. Это мир в движении.

Это мысли о мире, а не сам мир. Доказательства, размышления, объяснения.

Каков? Какой предмет?


Что? Где? Когда? С кем произошло?

Что происходит?

Почему автор утверждает что-то?

Как быть? Почему так, а не иначе? Почему это произошло (происходит?) Почему человек поступает именно так?

Почему предметы (поступки) такие?

1) общее представление

2) отдельные признаки предмета

  • завязка (начало событий);

  • развитие действия;

  • кульминация;

  • развязка (итог событий)

  • тезис;

  • аргументы;

  • примеры;

  • вывод

Слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия)

Глаголы, особенно формы прошедшего времени

Все части речи


Стили речи


стили речи

цель употребления

сфера употребления

жанры речи

языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Термины, профессионализмы

Публицисти-ческий

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая  деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма

Проза

поэзия

Все богатства лексики



  1. Прочитайте слова и расставьте в них ударения

Прозорливый, убрала, довезенный, квартал, кремень, окружит, донизу, оптовый, отбыла, создала, подняв, центнер, насорит, новостей, диспансер, корысть, ненадолго, из кремня, послала, наверх, включен, балованный, заперта, средства, лекторов, налила, загнутый, обострить, избалованный, свекла, согнутый, лгала.


  1. Поставьте существительные в форму множественного числа.

Опытные (инженер)________________, талантливые (конструктор) _________________, утерянные (адрес) _______________, толковые (инженер)__________________, любимые (профессор)_______________, новые (выбор)________________, уважаемые (директор) _____________, молодые (бухгалтер)_________________, старые (пропуск)____________ на предприятие, знаменитые (тренер)______________, часовые (пояс)_____________, все (возраст)________________, хорошие (доктор)_____________________, здоровые (десна)_____________, мощные (компьютер)_____________________, (дно)_____________ кастрюль, почётные (титул)_______________, быстрые (катер) _____________________, горячие (суп)________________, все (офицер)________________, главные (редактор)_______________, лучшие (повар)______________, внимательные (сторож) ______________, великие (тенор)________________, навалены (ворох) __________мусора, золотые (купол)________________, подписанные (договор)_________________, звонят (колокол) __________________.


  1. Прочитайте фрагмент книги Д.С.Лихачёва «Заметки о русском».

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной осёдлости, для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

...Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой.


  1. Определите тип речи.

  2. Определите стиль речи.

  3. О какой экологии идёт речь в тексте?

  4. Как вы понимаете термин «нравственная экология», предлагаемый Лихачёвым.

  5. Сформулируйте основную мысль текста.

  6. Можно ли считать, что сохранение основных традиций русского речевого этикета относится к задачам нравственной экологии? Изложите свою точку зрения в виде сочинения-рассуждения.