СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добро и зло в русских сказках

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №17 г.Феодосии Республики Крым» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ Добро и зло в русских сказках Работу выполнила ученица 9-Б класса Сидорова Дарья Руководитель проекта: Згодько Людмила Анатольевна Учитель русского языка и литературы. Г. Феодосия 2020 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №17 г.Феодосии Республики Крым»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Добро и зло в русских сказках

Работу выполнила ученица 9-Б класса

Сидорова Дарья

Руководитель проекта: Згодько Людмила Анатольевна

Учитель русского языка и литературы.

Г. Феодосия

2020 год

ВВЕДЕНИЕ  Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, содержащее глубокий библейский, евангельский, православный смысл. В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.  Еще недавно русская народная сказка имела огромное значение в жизни людей. На сказках учили понимать что такое добро, а что такое зло. Но с развитием технологий распространения информации русская народная сказка постепенно утрачивает свое значение, не выдерживая конкуренции.  Некоторые сказки дошли до нас неизменными, другие - прошли обработку. Со временем они меняли содержание, смысл, персонажей и, даже, понятие и представление о добре и зле.  Я докажу это, рассмотрев 3 русские русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка», «Гуси-Лебеди». Русская  народная сказка

ВВЕДЕНИЕ

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, содержащее глубокий библейский, евангельский, православный смысл. В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков. Еще недавно русская народная сказка имела огромное значение в жизни людей. На сказках учили понимать что такое добро, а что такое зло. Но с развитием технологий распространения информации русская народная сказка постепенно утрачивает свое значение, не выдерживая конкуренции. Некоторые сказки дошли до нас неизменными, другие - прошли обработку. Со временем они меняли содержание, смысл, персонажей и, даже, понятие и представление о добре и зле. Я докажу это, рассмотрев 3 русские русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка», «Гуси-Лебеди».

Русская народная сказка

«Курочка Ряба» — русская народная сказка

«Курочка Ряба» — русская народная сказка

Русская народная сказка «Царевна-лягушка »

Русская народная сказка «Царевна-лягушка »

Сказка «Гуси-лебеди»

Сказка «Гуси-лебеди»

Проблема: Взаимоотношение и баланс добра и зла в сказках и в реальной жизни.  Гипотеза: Добро и зло находятся в конфликте, но добро, постоянно побеждая зло, не может уничтожить его окончательно.  Предмет исследования: Русские народные сказки.  Объект исследования: Добро и зло в русских народных сказках.  Цель работы: Научиться различать добро и зло в русских сказках и в реальной жизни.

Проблема: Взаимоотношение и баланс добра и зла в сказках и в реальной жизни. Гипотеза: Добро и зло находятся в конфликте, но добро, постоянно побеждая зло, не может уничтожить его окончательно. Предмет исследования: Русские народные сказки. Объект исследования: Добро и зло в русских народных сказках. Цель работы: Научиться различать добро и зло в русских сказках и в реальной жизни.

Задачи : 1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу. 2.Выявить сильные и слабые стороны добрых и злых поступков. 3.Обработать и проанализировать полученные результаты. 4.Подробно изучить внешний вид и действия добрых и злых персонажей русской сказки. 5.Сформировать представление о добре и зле. 6.Подготовить проект к защите. 7.Провести опрос среди людей разной возрастной категории на тему «Ваше отношение к персонажам народных сказок».
  • Задачи :
  • 1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
  • 2.Выявить сильные и слабые стороны добрых и злых поступков.
  • 3.Обработать и проанализировать полученные результаты.
  • 4.Подробно изучить внешний вид и действия добрых и злых персонажей русской сказки.
  • 5.Сформировать представление о добре и зле.
  • 6.Подготовить проект к защите.
  • 7.Провести опрос среди людей разной возрастной категории на тему «Ваше отношение к персонажам народных сказок».
Методы исследования: сравнение, анализ статистики, опрос, изучение СМИ, литературы и интернет-ресурсов. Ожидаемый результат: Изучены имеющиеся литературные источники по данному вопросу, выявлены сильные и слабые стороны добрых и злых поступков, обработаны и проанализированы полученные результаты, подробно изучены внешний вид и действия добрых и злых персонажей русской сказки, сформированы представление о добре и зле.

Методы исследования: сравнение, анализ статистики, опрос, изучение СМИ, литературы и интернет-ресурсов.

Ожидаемый результат: Изучены имеющиеся литературные источники по данному вопросу, выявлены сильные и слабые стороны добрых и злых поступков, обработаны и проанализированы полученные результаты, подробно изучены внешний вид и действия добрых и злых персонажей русской сказки, сформированы представление о добре и зле.

Оглавление __________________________________________________ Введение………………………………………………… 3 ГЛАВА I. Добро в русских сказках. ГЛАВА II. Зло в русских сказках. ГЛАВА III. Взаимоотношение добра и зла. Таблица 1………………………………………………11 Таблица 2………………………………………………..14 Результаты опроса……………………………………19 Заключение……………………………………………..20

Оглавление

__________________________________________________

Введение………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Добро в русских сказках.

ГЛАВА II. Зло в русских сказках.

ГЛАВА III. Взаимоотношение добра и зла.

Таблица 1………………………………………………11

Таблица 2………………………………………………..14

Результаты опроса……………………………………19

Заключение……………………………………………..20

ГЛАВA I. Добро в русских сказках.    Добро - это моральная ценность народа. Нравственность в сказках направлена на то, что добру противопоставляется зло. Оно критикуется, высмеивается, осуждается и в конечном итоге побеждается.  Основные потребители сказок-дети. Маленький ребенок должен видеть четкую границу между добром и злом, уметь понимать, что хорошо, а что плохо. Добро в сказках выглядит ярко и красиво.  Сюжет множества русских народных сказок - противостояние добра и зла. И всегда добро одерживает победу над злом.

ГЛАВA I.

Добро в русских сказках. Добро - это моральная ценность народа. Нравственность в сказках направлена на то, что добру противопоставляется зло. Оно критикуется, высмеивается, осуждается и в конечном итоге побеждается. Основные потребители сказок-дети. Маленький ребенок должен видеть четкую границу между добром и злом, уметь понимать, что хорошо, а что плохо. Добро в сказках выглядит ярко и красиво. Сюжет множества русских народных сказок - противостояние добра и зла. И всегда добро одерживает победу над злом.

Характеристика положительных героев русских народных сказок . Персонажи Курочка Ряба Поступки Баба-яга Внешний вид Снесла яйцо. Иван-царевич Рябой окрас Черты характера Помогла Ивану-царевичу. Рассказала ему, где смерть кощея. Решение трудных ситуаций Сестрица Баба-яга -костяная нога Идет спасать свою жену. Щедрость Отправляется на поиски брата. Пообещала деду и бабе снести новое золотое яйцо. Доброта, бескорыстие Младший брат. Речь Верность, преданность Старшая сестра. Бескорыстно помогает Ивану-царевичу. — Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не простое , а золотое! Упорство Рискует жизнью, борется с сильным врагом. — Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? Рискует жизнью, преодолевает трудные препятствия — Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет! Девочка поскорее съела и спасибо сказала.

Характеристика положительных героев русских народных сказок .

Персонажи

Курочка Ряба

Поступки

Баба-яга

Внешний вид

Снесла яйцо.

Иван-царевич

Рябой окрас

Черты характера

Помогла Ивану-царевичу. Рассказала ему, где смерть кощея.

Решение трудных ситуаций

Сестрица

Баба-яга -костяная нога

Идет спасать свою жену.

Щедрость

Отправляется на поиски брата.

Пообещала деду и бабе снести новое золотое яйцо.

Доброта, бескорыстие

Младший брат.

Речь

Верность, преданность

Старшая сестра.

Бескорыстно помогает Ивану-царевичу.

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не простое , а золотое!

Упорство

Рискует жизнью, борется с сильным врагом.

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

Рискует жизнью, преодолевает трудные препятствия

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Девочка поскорее съела и спасибо сказала.

Персонажи сказок с добрыми намерениями, делающие добрые поступки, очень похожи на нас. Их внешность зачастую схожа с человеческой.  У них, как правило, благозвучные имена, правильная русская речь. Положительные герои в сказках обладают такими чертами характера: решительность, щедрость, доброта, отзывчивость, благородство, поддержка, взаимовыручка. Эти черты характера схожи с теми, которые прививают детям с раннего детства. Именно они помогают добру одержать победу над злом. «Добру» приписываются те действия, которые в будущем хотелось бы видеть в жизни людей.

Персонажи сказок с добрыми намерениями, делающие добрые поступки, очень похожи на нас. Их внешность зачастую схожа с человеческой.

У них, как правило, благозвучные имена, правильная русская речь. Положительные герои в сказках обладают такими чертами характера: решительность, щедрость, доброта, отзывчивость, благородство, поддержка, взаимовыручка. Эти черты характера схожи с теми, которые прививают детям с раннего детства. Именно они помогают добру одержать победу над злом. «Добру» приписываются те действия, которые в будущем хотелось бы видеть в жизни людей.

ГЛАВА II. Зло в русских сказках.     Зло имеет могучую силу и власть, навеивает на всех героев страх и ужас. Создает чувство полной беззащитности и подавленности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы.  В русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. Герои либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью добрые, великодушные, готовые в любой момент прийти на помощь.

ГЛАВА II.

Зло в русских сказках. Зло имеет могучую силу и власть, навеивает на всех героев страх и ужас. Создает чувство полной беззащитности и подавленности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. В русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. Герои либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью добрые, великодушные, готовые в любой момент прийти на помощь.

Характеристика отрицательных героев русских народных сказок. Персонажи Мышка Поступки Кощей бессмертный Внешний вид Разбила яйцо Баба-яга Маленькая, серая Черты характера Заколдовал царевну, разрушил семью Решение трудных ситуаций Лебеди Кощей-худой, тощий человек, ходячий скелет. Организовала похищение ребёнка Озорство Украли ребёнка Уничтожает достижения других Жестокость Злой дух в обличии безобразной старухи Речь Жестокость, двуличие Длинные крылья Заколдовал царевну Молчание Беспринципность Ест людей Отсутствие реплик Идут на преступление — Садись покуда кудель прясть. Отсутствие реплик

Характеристика отрицательных героев русских народных сказок.

Персонажи

Мышка

Поступки

Кощей бессмертный

Внешний вид

Разбила яйцо

Баба-яга

Маленькая, серая

Черты характера

Заколдовал царевну, разрушил семью

Решение трудных ситуаций

Лебеди

Кощей-худой, тощий человек, ходячий скелет.

Организовала похищение ребёнка

Озорство

Украли ребёнка

Уничтожает достижения других

Жестокость

Злой дух в обличии безобразной старухи

Речь

Жестокость, двуличие

Длинные крылья

Заколдовал царевну

Молчание

Беспринципность

Ест людей

Отсутствие реплик

Идут на преступление

— Садись покуда кудель прясть.

Отсутствие реплик

Зло в сказках всегда проигрывает, потому что оно всегда считает себя добром. Это заблуждение приводит к тому, что злу начинают противостоять и ненавидеть, а правда всегда побеждает.  Отрицательные герои сказок имеют отталкивающую, не человеческую внешность: 3 головы, худоба, большой нос, зелёный цвет кожи. Естественно, что читатель не хотел бы быть похожим на них.  Отрицательные герои в сказках обладают такими чертами характера: жестокость, агрессивность, алчность, эгоистичность, самовлюблённость. Кроме того, зло часто молчаливо.  Исходя из этого, злые поступки повторять не хочется, потому что их результатом являются негативные эмоции, потери и разочарование.

Зло в сказках всегда проигрывает, потому что оно всегда считает себя добром. Это заблуждение приводит к тому, что злу начинают противостоять и ненавидеть, а правда всегда побеждает.

Отрицательные герои сказок имеют отталкивающую, не человеческую внешность: 3 головы, худоба, большой нос, зелёный цвет кожи. Естественно, что читатель не хотел бы быть похожим на них.

Отрицательные герои в сказках обладают такими чертами характера: жестокость, агрессивность, алчность, эгоистичность, самовлюблённость. Кроме того, зло часто молчаливо.

Исходя из этого, злые поступки повторять не хочется, потому что их результатом являются негативные эмоции, потери и разочарование.

ГЛАВА III. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА. Взаимоотношение добра и зла в русских сказках бескомпромиссно. Добро и зло находятся постоянном состоянии конфликта. Стороны готовы нанести друг другу невосполнимые потери: мышка разбивает яйцо вдребезги, колобка съедают.  Добро и зло действуют одними и теми же методами – уничтожают друг друга, при этом они провозглашают абсолютно разные цели. При этом добро говорит про понятные и доступные для читателя цели, а зло выражается нагло.

ГЛАВА III.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА.

Взаимоотношение добра и зла в русских сказках бескомпромиссно. Добро и зло находятся постоянном состоянии конфликта. Стороны готовы нанести друг другу невосполнимые потери: мышка разбивает яйцо вдребезги, колобка съедают.

Добро и зло действуют одними и теми же методами – уничтожают друг друга, при этом они провозглашают абсолютно разные цели. При этом добро говорит про понятные и доступные для читателя цели, а зло выражается нагло.

 Сюжет большинства русских народных сказок очень похож друг на друга: обычная жизнь, проявление зла, победа добра. Для того чтобы в конце сказки состоялась победа добра, ему приходится «пускать в дело кулаки». Это всегда оправдано, аргументировано и результативно.  Читатель относится к одним и тем же действиям добрых и злых персонажей по-разному. Когда братья-царевичи сбрасывают Ивана-царевича в пропасть, читатель осуждает их. Когда Иван ломает смерть Кощея – иглу, читатель восторгается его поступком. Объясняется это тем, что давление со стороны добра служит ответом на зло.

Сюжет большинства русских народных сказок очень похож друг на друга: обычная жизнь, проявление зла, победа добра. Для того чтобы в конце сказки состоялась победа добра, ему приходится «пускать в дело кулаки». Это всегда оправдано, аргументировано и результативно.

Читатель относится к одним и тем же действиям добрых и злых персонажей по-разному. Когда братья-царевичи сбрасывают Ивана-царевича в пропасть, читатель осуждает их. Когда Иван ломает смерть Кощея – иглу, читатель восторгается его поступком. Объясняется это тем, что давление со стороны добра служит ответом на зло.

 Основным потребителем сказок был и остаётся ребёнок-человек с несформировавшейся картиной мира. Для современных детей сказки заменили мультфильмами. В некоторых из них когда-то положительные герои стали отрицательными и наоборот.  Так, в фильме «Последний богатырь» Баба-яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч помогают главному герою победить злую силу-русского богатыря Добрыню Никитича и его помощницу княгиню Варвару.

Основным потребителем сказок был и остаётся ребёнок-человек с несформировавшейся картиной мира. Для современных детей сказки заменили мультфильмами. В некоторых из них когда-то положительные герои стали отрицательными и наоборот.

Так, в фильме «Последний богатырь» Баба-яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч помогают главному герою победить злую силу-русского богатыря Добрыню Никитича и его помощницу княгиню Варвару.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА* «Ваше отношение к персонажам народных сказок». *В опросе принимали участие люди разной возрастной категории  ВЫВОД: Наши предки росли на сказках, в которых положительные для современного поколения персонажи , были отрицательными, и наоборот. Отсюда появляется кардинальное различие во мнениях, конфликт поколений и недопонимание.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА*

«Ваше отношение к персонажам народных сказок».

*В опросе принимали участие люди разной возрастной категории

ВЫВОД: Наши предки росли на сказках, в которых положительные для современного поколения персонажи , были отрицательными, и наоборот. Отсюда появляется кардинальное различие во мнениях, конфликт поколений и недопонимание.

Заключение  С появлением информационных технологий устное народное творчество не выдерживает конкуренции и уступает телевидению и интернет-ресурсам. При этом меняется и сказка. Меняется представление о добре и зле, о плохих и хороших поступках. А ведь именно на сказках в продолжении многих веков детей учат подражать добрым героям. Они имеют человеческую внешность и обладают важными и правильными для человека моральными качествами и ценностями. Но не только поэтому они побеждают зло. Им присущи ум, изобретательность, ловкость, решительность. Со временем люди, как и всё вокруг них меняется. А значит, меняется и сказка. Добрые герои становятся злыми, а злые-добрыми, меняются их цели и задачи. Добро и зло находится в вечном конфликте. Они по очереди побеждают друг друга, мстят и не хотят остановиться. И не остановятся до тех пор, пока существует человек.

Заключение

  • С появлением информационных технологий устное народное творчество не выдерживает конкуренции и уступает телевидению и интернет-ресурсам. При этом меняется и сказка. Меняется представление о добре и зле, о плохих и хороших поступках. А ведь именно на сказках в продолжении многих веков детей учат подражать добрым героям. Они имеют человеческую внешность и обладают важными и правильными для человека моральными качествами и ценностями. Но не только поэтому они побеждают зло. Им присущи ум, изобретательность, ловкость, решительность.
  • Со временем люди, как и всё вокруг них меняется. А значит, меняется и сказка. Добрые герои становятся злыми, а злые-добрыми, меняются их цели и задачи. Добро и зло находится в вечном конфликте. Они по очереди побеждают друг друга, мстят и не хотят остановиться. И не остановятся до тех пор, пока существует человек.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ