Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска « Средняя общеобразовательная школа №158»
К ЗАЩИТЕ
Директор МБОУ СОШ№158
Д. В. Фролов
«___»_________ 20__г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Предметная область: Обществознание
Тема: «Мое представление об идеальных взаимоотношениях родителей и детей.»
Исполнитель
Учащийся 9 «Б» ________________ С.А. Мельникова
(подпись, дата)
Руководитель ___________________ Л.М. Дегтярева
(подпись, дата)
Нормоконтроль ________________ (Н.В. Спирина)
(подпись, дата)
Новосибирск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритическая база исследования определения понятия «Конфликт и сущность семейных конфликтов родителей и детей в РФ»……………………………………………………………………………………4
1.1. Определения понятия «конфликт»…………………….………………..4
1.2. Сущность семейных конфликтов родителей и детей в РФ………….....5
1.3 Стили отношений в семье………………………………………………..
Глава 2. Практическая часть исследования……….……………………...….7
2.1. Анализ исследования…………………………………………………….7
2.2. Методики предотвращения конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми……………..………………………………………………...10
Заключение………………………..…………………………………….…...11
Список использованной литературы и источников……………..………..12
ВВЕДЕНИЕ
В каждой семье должны быть хорошие отношения. Родители должны любить своих детей и помогать им. Отношения ребенка и родителя очень важны для благополучия семьи. В некоторых семьях отсутствует взаимопонимание между взрослыми и детьми, это очень плохо, родители не могут понять свое чадо, а это очень давит на ребенка.
Таким образом, разрушается сама атмосфера семьи, родители как будто вдалеке от ребенка. Поэтому тема взаимоотношений в семьях очень важна. Эта тема должна коснуться всех членов семьи. Если положительных результатов не наблюдается в семье, то надо что-то менять. Чем и обосновывается актуальность темы исследования.
Цель: разобраться какие отношения в семье можно назвать идеальными.
Задачи:
Рассмотреть определения понятия «Конфликт»;
Определить, почему отношения в семьях могут быть напряженные;
Нахождение маленькой подсказки решения конфликта;
Осуществить анализ наиболее часто встречаемых причин семейных конфликтов и способов их разрешения в современном обществе;
Изучить методики предотвращения конфликтных ситуаций и определить наиболее оптимальные для учащихся.
Методы исследования: в своей работе я использовала общенаучные методы, такие как метод аналитический и статистический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сейчас я и мои сверстники находимся в подростковом возрасте, в котором очень часты конфликтные ситуации между родителями и детьми. Поэтому данный острый вопрос , а главное нахождение путей его решения будут иметь практическую значимость как для детей моего возраста , так и для родителей.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из 2 глав, разбитых на 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ И СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В РФ»
1.1 Определения понятия «конфликт»
Конфликт – это очень просто и очень сложно. Просто по определению: противостояние и сложно по многообразию. Начиная от мелкого непослушания, заканчивая крупными скандалами.
«Конфликтология» в психологии - дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития конфликта.
Определения понятия «конфликт»:
1. Столкновение двух или более сильных мотивов [8].
2. Состояние нерешительности, неуверенности, сопровождаемое внутренним напряжением [3].
3. Ситуация, когда человек или фирма выступают одновременно в нескольких лицах, цели которых при этом не совпадают [4].
4. Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил [5].
Вывод по разделу 1.1:
Наиболее актуальными определениями для специалистов по конфликтологии является определение под номером четыре.
1.2 Сущность семейных конфликтов родителей и детей в РФ
Каждое поколение родителей жертвует собой во имя того, что бы их дети были счастливы. Родители считают, что могут передать опыт своим детям, опыт своего личного счастья. Но правы ли родители, нужно ли это их детям? [1].
В детстве почти каждый ребенок пока не использует предметы цивилизации, не сравнивает себя с другими и мало интересуется тем, как они оценят его [2]. Он положительно относится к себе и родителям. Но происходит такая ситуация. Родители начинают думать, что надо внушить ему, что он бывает и «плохим» [2]. Можно спросить, зачем им это? В ответ услышим «А чтобы слушался» [2]. И вот они раз за разом бьют по здоровой душе своего чада. Они могут сделать все что угодно ради этого «послушания»: лишить любви, подавить злостью и добить ненавистью. До тех пор, пока в душе его не появится рана.
Тогда родители будут довольны. Им будет достаточно слегка надавить на своего ребенка, и он сделает все, что они скажут. Потом такие дети вырастают, но раны, полученные в детстве (и не только) не заживляются, они остаются и напоминают о себе [2]. Это чувство остается у человека на всю жизнь, ему с самого детства внушили, что он плохой и теперь этого не исправить. Родители думают, что они нашли выход из своей «проблемы», ребенок их слушает [2].
Тогда эта проблема может не разрастись, если ребенок очень сильно подавлен и сломлен. Родители довольны, а ребенок разбит. Но если ребенок попробует пойти против их, создается конфликт. Дочь или сын заявляют родителям, что они не правы и так поступать плохо. Но родители не хотят его/ее слушать и еще больше ломают своего ребенка. От этого последствий еще хуже, еще больше усугубляется конфликт. Родители не могут понять детей, а дети родителей.
Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок воспринимает как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и долго переживает [7].
Вывод по разделу 1.2:
Детская психика восприимчива и ранима. И поэтому травма, наносимая родителями ребенку в детстве, надолго оставляет свой след на его, неокрепшей психике.
1.3 Стили отношений в семье
Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.
В литературе принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит и два стиля воспитания и социализации: «авторитарный» (традиционный) и «свободный» (современный). Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционного стиля к современным образцам семейного воспитания.
Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы «снизу», подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С. Макаренко характеризовал «авторитет подавления» как «самый страшный сорт авторитета».
Родители в таких семьях, не замечая успехов детей, наказывают их неуважением за любую неудачу. Ведут с ними воспитательные беседы, не давая высказать свою точку зрения. Постоянно требуют совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов:
Ребёнок таких родителей начинает чувствовать своё бессилие, при этом его охватывают обида и ярость. На грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случится несчастье, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Будьте терпимее, постарайтесь восстановить доверие и уважение к своему подростку. Найдите и развивайте в нём те достоинства, которые свойственны его натуре. Вместо унижения оказывайте поддержку. Уверьте ребёнка в том, что он никогда не лишится любви родителей, что вы гордитесь его качествами, которых недостаёт в вас. Помните, ему тоже трудно.
Другой конфликт между подростком и его родителями: когда ребёнок находится на ранней стадии развития и закладывается его доверие или недоверие к миру. Если в младенчестве была испытана боль, отчуждение, в нём остаётся недоверие. Проявляется замкнутость, необщительность, неуверенность в себе. Из-за того, что мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка, договориться с ним бывает очень сложно.
Подобные виды конфликтов проявляются у подростка впадением из крайности в крайность. Новые интересы и круг общения, резкая смена привычек (манера разговаривать, мимика, жесты, поведение).
Дети, привыкшие доверять родителям, будут дружелюбны и общительны с другими взрослыми, с ними можно будет договориться. Если родители не оказывают лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не вызывает у подростка лишних переживаний и желания делать все наперекор.
Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; 2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.
Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе «современных» детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников. П. Бюхнер, Г.-Г. Крюгер и М. Дюбуа в своей работе «Современный ребенок» в Западной Европе» пишут: «Дестандартизация уклада жизни сопровождается ослаблением поддержания нормативных традиций семейной жизни и проведения досуга и усилением ориентации на ценность самореализации в противовес исполнению обязанностей перед другими».
Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.
Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг, в том числе в системе государственных образовательных учреждений, - все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.
Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. "Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда".
Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: 1) многие семьи заражены аномией и девиантным поведением; 2) даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Анализ исследования
Я провела анонимный, письменный опрос среди учеников и их родителей, среди 8 и 9 классов своей школы.
Диаграмма 1- Причина конфликтов между подростком и родителями.
Из диаграммы 1 мы видим, что подростки считают проблемой конфликтов, в первую очередь, учебу, далее же идут гаджеты, а затем домашние дела и хобби. Родители, считают так же.
Диаграмма 2 -Как чаще всего решаются конфликты
Из диаграммы 2 нам становиться ясно, что и родители, и дети решают свои конфликты беседой в кругу семьи.
Диаграмма 3 - Последствия конфликта чаще всего.
Как мы видим из диаграммы 3 последствия конфликта, чаще всего, какую-либо из сторон не удовлетворяют.
Чтобы как-то помочь в разрешении этой проблемы, в первую очередь родители должны научиться понимать, уважать мнение своих детей. Ведь в век новых информационных данных, которые дети получают из интернета, они порой не могут отличить плохое от хорошего. В связи с этим у родителей и детей идет еще больше обострения конфликтов. Поэтому нужно, чтобы родители больше внимания отдавали общению со своими детьми.
Ведь общение это не только то, что говориться словами, это язык поступка, шагов друг к другу, какой-то ритуал или развлечение. Переживания присуще каждому человеку и каждый человек страдает от его отсутствия.
Близкий человек – это тот, кто нас понимает, может нас выслушать подсказать какой-то выход из ситуации. Понимать другого человека, ребенка или взрослого это довольно трудно. Если человек найдет то, в чем полнее раскроется его сущность, что более всего отвечает его запросам, тем больше удовлетворения он получит сам и с большим желанием отдаст свою доброту другим людям. В семье нужно, что бы между родителями и детьми был язык общения.
Вывод по разделу 2.1:
В семье между родителями и детьми обязательно должно быть взаимопонимание. Родители должны проявлять любовь и уважение к своим детям.
2.2 Методики предотвращения конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми
Рассмотрим методики решения конфликта между родителями и детьми [6]:
1. Распределение трудовых обязанностей в семье (мытье посуды, уборка, поход по магазинам и так далее)
2. Формирование совместных увлечений (Ходьба на лыжах; поход в кино, на выставки; настольные игры)
3. Если что-то вы обещали ребенку, значит, должны это выполнить. Только тогда вы будите вправе требовать того же и от ребенка
4. Заинтересованность внутренним миром ребенка, его проблемами, переживаниями, эмоциями, увлечениями, старайтесь понять, что хочет ваш ребенок;
5. За хорошее поведение вашего ребенка не забывайте его хвалить;
6. Пытайтесь уменьшать количество “нельзя” на “можно”, в пределах разумного;
7. Если наказываете – не забывайте о справедливости.
Вывод по разделу 2.2:
Для того чтобы разрешить конфликты в семье - нужно время, об этом необходимо помнить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди, особенно дети, хотят тепла и близости, но у них порой этого не хватает. Нужно дарить больше тепла и любви. Нужно при общении с ребенком, понять его внутренний мир, сделать его человеком сильным и добрым. Дайте ему больше самостоятельности, поверьте ему. Научить его (но не навязывать) твердо стоять на ногах и идти по своему пути.
1. Наиболее актуальными определениями для специалистов по конфликтологии является определение под номером четыре.
2. Детская психика восприимчива и ранима. И поэтому травма, наносимая родителями ребенку в детстве, надолго оставляет свой след на его, неокрепшей психике.
3. В семье между родителями и детьми обязательно должно быть взаимопонимание. Родители должны проявлять любовь и уважение к своим детям.
4. Для того чтобы разрешить конфликты в семье - нужно время, об этом необходимо помнить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Н. И. Козлов. О свободе и нравственности. М: АСТ-ПРЕСС. – 1997.
- 425с.
2. Н. И. Козлов. Как относиться к себе и к людям. М: АСТ-ПРЕСС. – 1999. – 312с.
3. В Словаре Аналитической психологии. [Электронный ресурс]: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/296334.html (Дата обращения : 29.01.2019)
4. В Словаре экономических терминов. [Электронный ресурс]: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/296334.html (Дата обращения : 29.01.2019)
5. Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. [Электронный ресурс]: https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/296334.html (Дата обращения : 29.01.2019)
6. Профилактика конфликтов в отношениях родителей и детей. [Электронный ресурс]: http://bugachevskaya.ru/psychology-of-relationships/profilaktika-konfliktov-v-otnosheniyah-roditeley-i-detey/ (Дата обращения: 30.01.2019)
7. Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте. [Электронный ресурс]: http://fobiya.info/psihologicheskaya-travma-detstva (Дата обращения: 30.01.2019)
8. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс]: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2534 (Дата обращения : 29.01.2019)