СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска « Средняя общеобразовательная школа № 158»

К ЗАЩИТЕ

Директор МБОУ СОШ№158

Д. В. Фролов

«___»____­_____ 20__г.





ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Предметная область: культурология

Тема: Тайные смыслы шедевров Сальвадора Дали и Пабло Пикассо





Исполнитель

Учащийся 9 «А» ________________ (М. О. Трубицына)

(подпись, дата)

Руководитель ________________ (Л.М. Дегтярева)

(подпись, дата)

Нормоконтроль ________________ (Н.В. Спирина)

(подпись, дата)



Новосибирск 2020

Содержание:

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1.Творческий путь гениев XX века: Пабло Пикассо и Сальвадора Дали ………………………………………………………………………………4

1.1 Художественные стили: сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, постимпрессионизм................................................................................................4

1.2 Пабло Пикассо........................................................................................6

1.3 Сальвадор Дали.......................................................................................7

Глава 2. Тайные смыслы шедевров Пабло Пикассо и Сальвадора Дали………………………………………………………………………………10

2.1 Творчество Сальвадора Дали............................................................10

2.2 Творчество Пабло Пикассо...............................................................14

Заключение..................................................................................................19

Список использованной литературы........................................................20

















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность выбранной мной темы обуславливается хронологическими рамками исследования и продолжением развития художественных стилей в современном обществе.

Цель: определить место и значение творчества художников-сюрреалистов в современном обществе.

Задачи:

  1. Познакомиться с творческим и жизненным путем Пабло Пикассо.

  2. Познакомиться с творческим и жизненным путем Сальвадора Дали.

  3. Изучить художественные стили: сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, постимпрессионизм.

  4. Проанализировать основные шедевры творчества Сальвадора Дали.

  5. Проанализировать основные шедевры творчества Пабло Пикассо.

  6. Определить влияние творчества художников-сюрреалистов на современное общество.

Методы исследования. В своей работе я использовала общенаучные методы.

Практическая значимость исследования. популяризация знаний о современном искусстве.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, разбитых 2 главы на 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.





ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ГЕНИЕВ XX ВЕКА: ПАБЛО ПИКАССО И САЛЬВАДОРА ДАЛИ

    1. Художественные стили: сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, постимпрессионизм


Сюрреализм дословно обозначает «совмещение сна и реальности». Направление искусства, ставящее своей целью возвышение духа и отделение его от материального [7]. Основоположником сюрреализма в искусстве в целом принято считать Андре Бретона - французского поэта и прозаика, который написал первый манифест сюрреализма. Бретон был настоящим лидером, который не только словом, но и делом продвигал идеи сюрреализма, не столько в литературе, сколько в живописи. Он постоянно устраивал выставки художников-сюрреалистов по всему миру[6].

КУБИЗМ -од­но из на­прав­ле­ний аван­гар­диз­ма 20 в. Воз­ник­ло в Па­ри­же около 1907 в ре­зуль­тате экс­пе­риментальных на­чи­на­ний Пабло Пи­кас­со и Жоржа Бра­ка; На­ча­ло ему бы­ло по­ло­же­но по­лот­ном «Авинь­он­ские де­ви­цы» Пи­кас­со (1907), где сце­на в бор­де­ле пе­ре­да­ёт­ся рез­ки­ми из­ло­ма­ми форм. Название “кубизм” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “bizarreriescubiques”, что в переводе с французского означает “кубические причуды”.

В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма:

I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости.

II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства.

III стадия: синтетический кубизм (1913 – 1914) – с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.Автор использует при этом искажениепреувеличениепримитивизм и фантазию, а также яркое,резкое и даже динамичное применение формальных элементов.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;

  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;

  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;

  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ-направление в живописи, возникшее во Франции в конце XIX и начале XX вв. П. наследовал живописные приемы импрессионистов, хотя и вышел за пределы их чисто оптического восприятия окружающей действительности.

Течение возникло в 80-х годах XIX века. В полотнах есть место символам, нередко используются широкие раздельные мазки, как у импрессионистов. Цветовая гамма сочная, но она не режет глаз, а успокаивает — это главное отличие от полотен экспрессионистов. Картины хорошо смотрятся в интерьере. Важное отличие импрессионистов и постимпрессионистов: первые старались поймать мгновенное впечатление, вторые — выразить длительное состояние. В их картинах нет ощущения мимолетности момента.


1.2 Пабло Пикассо


Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге. Его родители- Мария Пикассо Лопес и Хосе Руис Бласко. В семье было четверо детей, Пабло был старшим. В 1895 году семья переехала в Барселону, где Пикассо начал учиться, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. Вскоре он понял, что Академия ничего ему не даст, и вернулся в Барселону, где организовал собственную студию. Ему исполнилось тогда всего 16 лет. Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась в 1900 году. В 1904 году Пикассо перебрался в Париж. В 1904 году Пикассо приобрел студию в ветхом доме, расположенном в районе Бато-Лавуа. В течение следующих пяти лет он жил в этой студии. Именно здесь молодой художник познакомился с натурщицей Фернандой Оливье, ставшей его любовницей. Он не раз изображал Фернанду на своих картинах. В 1917 году Пикассо посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке русского балетмейстера Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. Они поженились в 1918 году. С молодой женой он переехал в роскошную квартиру. В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль. Однако их брак счастливым не назовешь. По сути, он кончился в январе 1927 года, когда Пикассо увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер. Самому Пикассо было 45. В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей. Брак Пикассо с Ольгой был заключен по испанским законам и не мог был быть 6 расторгнут. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть по смерти Ольги в 1955 году. Не сложились и отношения Пикассо с Мари-Терез. Они прекратились уже в 1937 году, когда ее место в сердце художника заняла фотограф Дора Маар. В 1943 году Пикассо расстался с Дорой, в его жизни появилась новая муза- 21-летняя Франсуаза Жило. С ней он прожил 10 лет. У них родились дети: в 1947 году сын Клод, а в 1949 году дочь Палома. Франсуаза Жило оставила Пикассо в 1953 году, забрав с собой Клода и Палому. Ее место быстро заняла Жаклин Рок. В 1961 году Жаклин и Пикассо поженились. Пикассо стал героем многочисленных книг, выставок и фильмов еще при жизни. При этом сам художник в последние свои годы крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь в обществе Жаклин. Он умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старинном замке Вовенарг, где жил и работал в 1958-1961годах[1].


1.3Сальвадор Дали


Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе. Его отец, которого так же звали Сальвадор, служил нотариусом. Ребенка назвали Сальвадором не только в честь отца, но, в первую очередь, в память об их первом ребенке, умершем, не дожив до двух лет, в октябре 1903 года. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке- в родном Фигерасе. В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного- Дали уже тогда считал себя выше своих учителей. Но мадридская жизнь пошла ему на пользу- в столице он познакомился с молодыми интеллектуалами, среди которых были Луис Бунюэль, впоследствии знаменитый кинорежиссер, и не нуждающийся в особом представлении Федерико Гарсиа Лорка. В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили- на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. В 1925 году у Дали была первая сольная выставка в барселонской галерее Далмау, выставка очень понравилась посетившему ее Пикассо.

В 1928 году Дали работал в сотрудничестве с Бунюлем над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пес». В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению. В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов 20 века. Гала и Дали испытывали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни. В 1934 году Дали сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной- Нью-Йорк, Барселона, Лондон.

Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивленная публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине –сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он просил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, все обошлось, и гаечный ключ вовремя нашелся. Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Все это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: ‟SalvadorDali- AvidaDollars”(«Гребущий доллары»). Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Гала тоже была нездорова. Она умерла первой, в 1982 году. После чего Дали покинул Порт-Льигат, чтобы никогда больше туда не возвращаться. Он жил в купленном в 60-е годы замке Пуболь, а после пожара в 1986 году переехал в Фигерас. Дали уже не вставал с постели. Скончался он 23 января 1989 года, в возрасте 84 лет[2].


























ГЛАВА 2. ТАЙНЫЕ СМЫСЛЫ ШЕДЕВРОВ ПАБЛО ПИКАССО И САЛЬВАДОРА ДАЛИ

2.1 Творчество Сальвадора Дали


Постоянство памяти- одна из известных работ Сальвадора Дали. Написана в 1931году. История создания: Однажды вечером художник ужинал мягким сыром камамбер. Тогда сыр и навел его мысли о мягкости материи. Прежде чем лечь спать, Сальвадор еще раз взглянул на полотно, над которым он работал. На полотне был изображен пустынный мрачный пейзаж. Дали думал над тем как оживить этот пейзаж, и тут же, как бы увидел перед глазами расплавившиеся часы. Спустя два часа Дали закончил картину. Художник сумел создать незабываемое полотно, ставшее классикой сюрреализма. Описание картины: хочется начать с обрубленного дерева, которое зачастую считается символом обновления и возрождения. Свисающие с ветки часы напоминающие формой человеческий язык, это одно из причудливых превращений которые так обожал Дали. Группа муравьев ползающих по часам, они являются частыми персонажами в картинах Дали[2]. В данной картине они символизируют неуловимость хода времени. В центе картины расположена странная фигура, похожая на человеческое лицо, многие люди полагают, что это автопортрет Сальвадора Дали.

Рисунок 1 - Постоянство памяти


Христос св.Иоанна Креста, название картины исходит от жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного восторга написал распятие. Сам Дали вспоминал о рождении шедевра так: « Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную,- Христа! Благодаря отцу Бруно, монарху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника». Для того что бы изобразить Христа, Дали поставил натурщика на этаж ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане, Дали позаимствовал у художников XVII века, фигуру справа с рисунка Диего Веласкеса, фигуру слева с картины Луиса ле Найна[2]. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата.

Рисунок 2 - Христос св.Иоанна Креста




Автопортреты-Дали, будучи очень самовлюбленным человеком, часто делал самого себя героем своих картин. Некоторые автопортреты были очень реалистичными, как, например "Автопортрет с рафаэлевой шеей" написанной в 1922 году. Название этой картины отсылает зрителя к известному автопортрету Рафаэля[2]. В других работах Сальвадор Дали изображает себя более скрытно- примером может служить картина "Сон" написанная в 1937 году, где изображено странное существо с чертами напоминающими черты художника.


Рисунок 3 - Сон



Рисунок 4 – Автопортрет с рафаэлевой шеей


Образы Галы- Любимой моделью Дали была его супруга Гала. Сальвадор Дали часто изображал на полотнах свою жену. Большинство картин были сюрреалистичны, писались на религиозную или мистическую тематику. Дали писал не только узнаваемые, почти реалистические образы Галы, как, например, на "Портрете Галы с лангустом" написанной в 1949 году, но помещал ее лицо и в картины религиозного содержания и полуабстрактные композиции- такие , как "Апофеоз доллара" написанная в 1965 году и "Галатея сфер" написанная в 1952 году. Так в картине "Галатея сфер" Дали изобразил лицо супруги из множества малаленьких-сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов придает картине трехмерный вид. Галатея, словно маленькая вселенная, состоящая из атомов, окруженная атомами, распадающаяся на сотни маленьких кусков. Работа выполнена преимущественно в сине-голубых тонах, оттенках космоса, неба, невесомости[5].


Рисунок 5 – Галатея сфер


Три знаменитые загадки Галы- это таинственное и полное тайного смысла полотно было написано в 1982 году. Взглянув впервые на картину, нельзя точно сказать, что на ней изображено. Мы видим три расплывчатых силуэта серебристого и золотистого цвета, слегка напоминающие причудливые складки ткани. Если повернуть голову вправо, то можно увидеть три женских профиля в горизонтальном положении. Нет никаких сомнений, что на картине изображена жена Дали- Гала. А если посмотреть на полотно сверху вниз. Так Дали изображает свои этапы жизни с Галой. Верхнее изображение самое маленькое и нечеткое, это время их первых лет совместной жизни. Второе изображение находится на плоской поверхности, на своеобразном пьедестале, этим показана бескрайняя любовь и преданность Дали. Третье изображение отличается цветом, также оно словно разрезано золотой линией. Так показано осознание художником внутреннего мира Галы, всех её желаний и прелестей. Именно такая Гала - настоящая, без фальши. Каким бы ни был скрытый смысл картины, только сам Дали мог точно раскрыть его, ведь писал о женщине, которая была для него идеалом и смыслом жизни[3].


Рисунок 6 – Три знаменитые загадки Галы


2.2 Творчество Пабло Пикассо

Фрейлины после Веласкеса- Картина была написана в 1957 году. Пабло Пикассо сохранил композицию одноименной картины Веласкеса. На картине мы видим в правом верхнем углу - Стоящую у Веласкеса в дверном проеме фигуру, Пикассо заменил черным силуэтом придав тем самым картине налет нереальности. Веласкес едва намечает окна- Пикассо "раскрывает" их, изображая скорее не сами окна, а их схему. В нижнем левом углу мы можем увидеть руки, протянутые к принцессе одной из фрейлин, значительно увеличенные в размерах. Маленькая принцесса в центре картины представляет собой серию плоских геометрических фигур, её уменьшенная голова, в частности, написана в виде маленького круга[1].


Рисунок 7 – Фрейлины после Веласкеса


Натюрморт с плетеным стулом- написан в 1912 году. Картина была первой, относящаяся к синтетическому кубизму[1]. Картина полна несоответствующих между собой элементов: в правой части изображено подобие бокала и половина лимона, а слева просматривается черенок трубки. Как и надлежит синтетическому кубизму, в этом натюрморте присутствуют буквы JOU (от слова Journal). Буква J полностью принадлежит бумаге: она находится, как и буква O, в плоском положении. Но буква U заметно отличается от них. Она выбивается из строя и подвластна собственному движению. Чуть ниже расположился узорчатый линолеум, который по фактуре похож на плетеный стул. Благодаря теням и полосам, которые покрывают кусок линолеума, зритель перестает воспринимать его в том же плоском положении, что и буквы[4]. Натюрморт обрамлен овальной рамой, которая сделана из веревки.


Рисунок 8 – Натюрморт с плетеным стулом


Ребенок с голубем- Картина написана в 1901 году. На картине изображена маленькая девочка с рыжими волосами в белом платье.

На ее талии бантом завязан темно-синий пояс. Девочка прижимает к груди белого голубя. Рядом лежит мячик, с ярким рисунком. Вполне вероятно, что Пикассо изобразил на холсте свою младшую сестру Кончиту, умершую в 1895 году от дифтерии. В картине видны его теплые искренние чувства к девочке[8].

Рисунок 9 – Ребенок с голубем


Женщина за глажкой- написана маслом на холсте в 1904 году. На картине изображена молодая женщина, склонившаяся над столом и разглаживающая утюгом белье. На её лицо упали волосы, и она выглядит утомленной после многих часов работы. Её удлиненные пропорции и угловатые контуры напоминают стилистику картин Эль Греко, которым Пикассо не переставал восхищаться. Образ женщины окрашен в серые безрадостные тона, что вызывает у зрителя сочувствие к ней[1].


Рисунок 10 – Женщина за глажкой


Обезьяна с малышом- бронзовая скульптура созданная в 1952 году. В скульптуре изображена обезьяна, стоящая на ногах и держащая потомство[1].


Рисунок 11 – Обезьяна с малышом





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сальвадор Дали и Пабло Пикассо являются ярким отражением таких художественных стилей как: сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, постимпрессионизм.

Самыми яркими картинами Сальвадора Дали являются: Постоянство памяти; Христос св.Иоанна Креста; Образы Галы; Три знаменитые загадки Галы.

Яркими картинами Пабло Пикассо являются: Фрейлины после Веласкеса; Натюрморт с плетеным стулом; Ребенок с голубем; Женщина за глажкой.

Сюрреализм, кубизм, экспрессионизм и постимпрессионизм положительно отразились на современном искусстве. Так как множество современных художников подражают представителям данных стилей в своих картинах.

Актуальность картин Сальвадора Дали и Пабло Пикассо заключается в том что сюжеты которые они рассматривают в своем творчестве актуальны и по сей день, их работы являются зеркальным отражением социо-культурного пространства того времени.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ


1. Художественная галерея/сост. Griffin House -De Agostini UK Ltd/ под общ .ред. А.Панфилова.- Москва,2004. -№16.-С 3-13;

2. Художественная галерея/сост. Griffin House -De Agostini UK Ltd/под общ.ред. А.Панфилова.- Москва,2004.- №12.-С 3-13;

3. Описание картины Сальвадора Дали «Три загадки». [Электронный ресурс]: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-salvadora-dali-tri-zagadki/ (Дата обращения:15.12.2019);

4. Описание картины Пабло Пикассо «Натюрморт с плетеным стулом». [Электронный ресурс]: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pablo-pikasso-natyurmort-s-pletenym-stulom/ (дата обращения:29.12.2019) 5. Описание картины Сальвадора Дали «Галатея сфер».[Электронный ресурс]: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-salvadora-dali-galateya-sfer (дата обращения:15.12.2019) 6. Что такое сюрреализм на самом деле? [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/athwart/chto-takoe-siurrealizm-na-samom-dele-5d066fcac030570d67802d7d ( дата обращения:30.11.2019) 7. Сюрреализм: это простыми словами. [Электронный ресурс]: https://fin-book.ru/syurrealizm-eto-prostymi-slovami (дата обращения: 30.11.2019) 8.Пабло Пикассо «Ребенок с голубем» [Электронный ресурс]: http://picasso-picasso.ru/pablo-pikasso-rebenok-s-golubem(дата обращения:29.12.2019)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!