Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»
Пасхальная открытка
Практико-ориентированный проект с элементами исследования Выполнила: Юнусова Наргиз, 9 класс, 15 лет
Руководитель: Клювиткина Людмила Владимировна учитель ИЗО МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
Огнева Заимка 2021
Паспорт проекта
Название проекта: «Пасхальная открытка»
Учебный предмет: ИЗО ФИО обучающегося, класс -
Юнусова Наргиз, 15 лет
Руководитель: Клювиткина Людмила Владимировна
Тип проекта: Практико-ориентированный с элементами исследования
Цели проекта:
Исследование роли поздравительных пасхальных открыток в прошлом и в настоящее время.
Создание авторских открыток на праздник Светлой Пасхи.
Задачи проекта:
Изучить и проанализировать историю пасхальных открыток.
Разработать анкету и провести анкетирование среди сверстников и взрослых (родителей, учителей), с целью изучения востребованности открыток в современном мире.
Сделать открытки своими руками.
Провести мастер-класс с одноклассниками на тему «Пасхальная открытка.
Продолжительность – краткосрочный
Предполагаемый продукт проекта – пасхальные открытки
Необходимое оборудование – материалы для творчества.
Практико-ориентированный проект « Пасхальная открытка» рекомендован учителям общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий.
Содержание
| Введение | 4 |
1 | Основная часть | 6 |
1.1. | Интересные факты из истории открытки | 6 |
1.2. | Первые русские иллюстрированные открытки к Пасхе | 7 |
1.3. | Дореволюционные открытки "Ко Христову дню" – от самых известных русских художников | 8 |
1.4. | Сюжеты пасхальных поздравительных открыток | 10 |
1.5. | Актуальность открыток в наши дни. | 11 |
2 | Практическая часть | 11 |
2.1. | Исследование роли поздравительной открытки в наши дни | 11 |
2.2. | Этапы изготовления пасхальной открытки | 12 |
2.3. | Мастер-класс «Пасхальная открытка» | 12 |
| Заключение. | 13 |
| Информационный справочник 14 | |
| Приложение 15 | |
Введение
Актуальность темы. Сегодня вряд ли можно найти человека, который ни разу в своей жизни не получал в подарок от родных, близких, друзей и знакомых яркие открытки или не дарил их сам. Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода – можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать ваше отношение к тому или иному человеку или событию.
Традиция дарить открытки существует почти полтора столетия. Во многих семьях до сих пор, словно реликвия, бережно хранятся почтовые открытки, полученные 20, 30 лет назад...
Открытки с теплыми пожеланиями дарят и сегодня, хотя это уж скорее редкость, чем правило. С приходом инновационных технологий, скоростных вариантов передачи информации мода на открытки постепенно уходит в прошлое, все больше и больше людей предпочитают виртуальные послания «настоящим» письмам. И то, что еще недавно было одним из главных атрибутов праздника, теперь становится музейным экспонатом.
Хотя сейчас ассортимент открыток в магазинах очень богат. Есть открытки строгие и авангардные, классические и "новомодные", плоские, объемные и многослойные. Ко дню рождения, новому году, годовщине свадьбы, рождению ребенка, окончанию школы… Многообразие открыток не перестает удивлять. И на этом великолепном фоне особую ценность приобретает авторская открытка – разработанная и сделанная в единственном экземпляре для конкретного человека.
Так у меня возникла идея сделать авторские пасхальные открытки и подарить их своим близким и друзьям.
Почему пасхальная открытка? Потому, что именно пасхальными были первые русские иллюстрированные открытки, которые появились в 1898 году.
А еще я захотела узнать, востребована ли авторская открытка в наше время, или легче открытку приобрести в магазине.
Результатом моего исследования стал мастер-класс с одноклассниками на тему «Пасхальная открытка».
Так я определили цели своей исследовательской работы.
Цели:
Исследование роли поздравительных открыток в прошлом и в настоящее время.
Создание авторских открыток на праздник Светлой Пасхи.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать историю пасхальной открытки.
Разработать анкету и провести анкетирование среди сверстников и взрослых (родителей, учителей), с целью изучения востребованности открыток в современном мире.
Сделать открытки своими руками.
Провести мастер-класс с одноклассниками на тему «Пасхальная открытка».
Объект исследования: история и значение открыток.
Предмет исследования: открытка к празднику.
Гипотеза исследования. Начиная своё исследование, я предположила что:
Авторскую открытку, сделанную своими руками, приятней получить, чем открытку из магазина.
Пробудить интерес к православному наследию русского народа.
Методы исследования: анализ, работа с источниками информации, анкетирование, интервьюирование, социологический опрос.
Этапы работы:
Изучение литературы об истории создания пасхальных открыток, анализ полученных сведений.
Собственное исследование истории открыток.
Изготовление пасхальной открытки.
Подготовка материала для мастер-класса «Пасхальная открытка».
Обобщение полученных сведений.
Ожидаемые результаты.
Работа над проектом будет способствовать:
Систематизации знаний об истории пасхальных открыток.
Использованию полученной информации на практике.
Обобщению и распространению информационного материала через мастер-класс и дарение открыток.
Прикладная ценность проекта:
Изготовлены и подарены открытки;
опробован новый для меня метод исследования – анкетирование, интервьюирование;
проведён мастер-класс с одноклассниками «Пасхальная открытка»;
информация об открытках может быть использована на уроках ИЗО, технологии и внеклассных мероприятиях.
1. Основная часть.
1.1. Интересные факты из истории открытки.
Знакомые нам с детства открытки, в XIX веке назывались открытыми письмами, да и выглядели они совсем иначе. В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Появление открытых писем во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, они являлись одним из видов почтовой связи.
Это были карточки из плотной серовато-белой бумаги. На одной стороне открытого письма писали адрес и наклеивали марку, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает".
В мае этого же года, для удобства сортировки, открытые письма начали печатать на бумаге разного цвета. Появилось три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние.
Открытые письма предназначались для коротких письменных сообщений, но очень скоро текст начали сопровождать рисунками. Эта идея была оперативно воспринята коммерсантами.
Иллюстрированная почтовая карточка шагнула сначала в быт горожанина, а затем и сельского жителя. Её популярности способствовали и низкая цена, и то, что с её помощью можно было отправить поздравление с праздником своим близким, родным и друзьям. Красочные карточки бережно хранили, и не только хранили, их коллекционировали.
Интерес к собиранию открытых писем появился сразу же после начала их выпуска. Примечательно, что одной из немаловажных причин, по которой в феврале 1904 года Всемирный почтовый союз, членом которого была и Россия, решил изменить правила размещения информации на открытках, причиной этому явилось обращение в него коллекционеров. Они сетовали на то, что размещение сообщений на свободном поле иллюстрированной стороны открыток портит изображение и снижает интерес к открытке как предмету коллекционирования.
С февраля 1904 года оборот, то есть адресная сторона, делится пополам: левая часть — для письма, правая — для адреса и марки. Лицевая сторона остаётся полностью свободной для фантазий художника. Приблизительно в этот период сформировалось и более короткое название открытого письма - открытка.
В русско-японскую войну 1905—1907 годов и позднее, в Первую мировую войну, российское военное ведомство напечатало солдатские открытки с готовым текстом, который следовало лишь подписать и отправить на адрес получателя. Текст казённого напечатанного сообщения выглядел так: « Сообщаю, что жив, здоров. Адреса не предоставляю, потому что не знаю, где буду находиться завтра, но ваши письма дойдут до меня, если верно перепишете всё, что оттиснуто на почтовом штемпеле. Кланяюсь всем родным и знакомым».
1.2. Первая русская иллюстрированная открытка к Пасхе.
Первая русская иллюстрированная открытка к Пасхе появляется в 1898 году. В этом же году начинается деятельность по изданию открыток «Общиной Святой Евгении», самого крупного в этой области дореволюционного издательства в России.
Интересна история возникновения этой общины: однажды известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, из ее рассказов он узнал, что она бывшая сестра милосердия, так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 г. они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию, и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление, и он не остался безучастным к судьбе этих женщин.
Вернувшись в Петербург, Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован "Санкт-Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного креста". Инициаторами его создания явились российские деятели искусства. Заботу об этой благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь своей покровительницы организация получила название "Община Святой Евгении".
Создателем первых отечественных художественных пасхальных почтовых карточек, которые были иллюстрированы четырьмя "весенними" акварелями, являлся русский художник-баталист и писатель Николай Каразин - популярнейший человек своего времени. Один из лучших в России рисовальщиков, самобытный, неподражаемый художник, учредителей Общества русских акварелистов, академик живописи.
Первый тираж пасхальных открыток Николая Каразина имел огромный успех, открытки разошлись моментально и пользовались большим спросом. Все доходы от их продажи направили на благотворительность.
Позже к процессу создания поздравительных открыток привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. Среди них объявлялись конкурсы, устраивались выставки, выпускались каталоги. Известно, что к созданию отечественных открыток были причастны такие известные художники, как Елизавета Бём, И.Я.Билибин, Илья Репин, А Бенуа, Л. Бакст, Борис Кустодиев и многие другие. Как правило, они даже подписывали свои произведения, как картины. В создании открыток принимали участие и царские особы. Так Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, которая неплохо рисовала, лично делала рисунки к открыткам.
Каждая открытка была настоящим произведением искусства, маленьким полиграфическим шедевром. Причем, первые десять рисунков были выполнены художниками абсолютно бесплатно!
Тираж каждой открытки составил не менее 10000 штук. Но так как все открытки раскупили в течение недели, то пришлось печатать дополнительные экземпляры.
Дореволюционные открытки "Ко Христову дню" – от самых известных русских художников.
Среди создателей первой русской открытки был Николай Николаевич Каразин. Природа наградила его выдающимися способностями живописца. Им создано около четырех тысяч рисунков и акварелей, написано около сотни картин, из них – семь больших полотен, иллюстрировано несколько десятков книг. О нем говорили: «Для него нет такой темы, которой он не мог бы трактовать в рисунке».
Первые отечественные художественные открытки, созданные Н Н. Каразиным, которые были выпущены Общиной Святой Евгении, это четыре акварели на весенние сюжеты "Пахарь", "У часовни", "Тройка летом", "Весна". Они были выпущены специально к Пасхе. За ними последовали и другие открытки на пасхальные сюжеты. Что более всего вдохновляло мастера? В первую очередь — тема русского села. Акварели, созданные для таких карточек, несут в себе отчётливое желание творца познакомить своего зрителя с жизненным укладом простого русского люда, продемонстрировать уважение к его тяжёлому труду
Елизавета Меркурьевна Бём, самобытная художница и рисовальщица, владела уникальной и редчайшей техникой рисования.
Две первые открытки, нарисованные Елизаветой Бём, и их издание в 1989 году оказалось настолько удачным коммерческим проектом, что сотрудничество издательства и художницы начало активно расширяться. Многие ее открытки неоднократно перепечатывались крупными тиражами. Всего « Община Святой Евгении» издала по эскизам Елизаветы Бём 88 открыток. Сотрудничество Бём с издательством продолжалось в течение многих лет.
Рассматривая открытки или как их еще называли «поздравишки» Елизаветы Бём трудно спутать с работами других художников. Ее неповторимый стиль и манера художественного письма легко узнаваемы и запоминаемы. Основные персонажи, которых изображала художница, практически всегда одни и те же – это крестьянские дети, представленные в тех или иных жанровых сценках.
Умилительные сюжеты она сопровождала соответствующими им по духу незатейливыми рифмованными строчками, например: «Христос воскрес, Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!», «Кого люблю, тому дарю», «Курица Федорка, да петух Егорка с праздником поздравляют, счастья желают!», «Где кулич и тесто тут и наше место» или «За горами, за лесами, далеко живем. Вас же помним, поздравляем и поклоны шлем!».
Среди интеллигенции особенно популярна была созданная Елизаветой Бём серия открыток, на которых дети были изображены в виде черных силуэтов, как в театре теней. Художник Иван Крамской отзывался о них так: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». А Илья Репин заявил: «Ее черненьких я люблю больше многих-многих беленьких».
Для Общины святой Евгении Иван Яковлевич Билибин, в своем особом "билибинском" стиле в 1900–1916 годы создал 62 открытки, в том числе и пасхальные. После Февральской революции И.Я. Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России.
В одной из московских коллекций хранится пробный контурный оттиск его открытки "Пасхальный дед" с авторской раскраской, отличающийся от изданной впоследствии открытки.
Свищевский Константин Дмитриевич также был известным живописцем того времени. Из его картин немногие дошли до наших дней. Хорошо сохранились только почтовые открытки. Среди ранних открыток работа 1908 года: крестьянская девочка несет огромное пасхальное яйцо (на парной открытке – такое же большое пасхальное яйцо, которое держит мальчик-гимназист). На фоне красных пасхальных яиц изображены простонародные персонажи.
Борис Васильевич Зворыкин - еще один признанный мастер открыточных миниатюр, русский художник, график-орнаменталист. Он был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек. Также он получил известность и как художник открытых писем, выполнив акварелью серии открыток на темы "Смутное время", "Нашествие Наполеона 1812 года", "Русские дети", "Русские былины", "Охота", а в годы Первой Мировой войны – на патриотические темы. Каждая его открытка была настоящим полиграфическим шедевром.
1.4. Сюжеты пасхальных поздравительных открыток.
Рассматривая сегодня ретро-открытки можно определить неповторимый стиль признанных мастеров в создании изысканных произведений, рассказывающих о празднике, через связанные с ним традиции.
Можно сказать, сложился своеобразный канон «поздравишки». Открытка должна быть высокохудожественной и в то же время простой, яркой, веселой, как сам праздник. Пасха была главным христианским праздником у русского человека, ее почитали даже больше, чем Рождество. Ведь для верующего человека возрождение духовного важнее физического. "Христос воскресе!"- этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими.
Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. По сути, «поздравишки» отображали богатый традициями русский христианский быт. Открытки являлись художественной иллюстрацией, запечатлевшей для истории празднование Пасхи и пасхальные традиции. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Так, на одних открытках люди бережно несут из храма четверговый огонь, на других — звонят в колокола. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Но чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе, и в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись
После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось.
1.5. Актуальность открыток в наши дни.
Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки. Зато поздравительная открытка радует нас все новыми видами конструкций, вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир.
Если мы сравним оборотную сторону открыток, выпущенных сегодня и лет 20 назад, то увидим изменения: в современных открытках «отсутствует конкретный автор», возможно, это связано с применением компьютерной оргтехники. Лицевая сторона современных открыток,несомненно, более яркая. Полиграфия не стоит на месте! Заглянем в саму открытку: и там присутствует изображение, да и текст уже заготовлен, к тому же часто с юмором.
Однако рукотворные открытки и текст, написанный лично, до сих пор пользуются большим спросом, ценятся и хранятся дольше.
Теперь Вы знаете богатую и интересную историю происхождения открытки. И когда Вы в следующий раз соберетесь на праздник, не забудьте купить или сделать поздравительную открытку своими руками.
2.Практическая часть.
2.1. Исследование роли поздравительной открытки в наши дни.
Анкетирование. Чтобы проверить свою гипотезу: Является ли открытка, сделанная своими руками, актуальной в наше время. Мы составили анкету, «Изучение актуальности магазинной открытки и открытки, сделанной своими руками»1.
В анкетировании приняли участие обучающиеся и учителя МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ». Всего в опросе участвовало 20 человек. Возраст опрашиваемых: 6-14 лет (1 чел.), 15-18 лет (17 чел.) и категория 17 и старше (2 чел.).
И вот какие результаты были получены.
Дарите ли вы открытки, в том числе сделанные своими руками?
Узнав мнение людей разного возраста, мне стало ясно, что открытки дарят 60% от опрошенных респондентов. И 30% делали открытки своими руками.
Любите ли вы получать открытки, получали ли вы авторскую открытку?
По данным опроса открытки приятно получать 80% опрошенным, и 36% получали авторскую открытку.
После анализа анкет и бесед с разными людьми, мы пришли к выводу, что открытку, сделанную своими руками гораздо приятней получать, чем открытку, купленную в магазине. И не менее приятно её дарить.
Можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Как выяснилось из анкетирования, авторская открытка актуальна в наше время, и её хотели бы получить большинство опрашиваемых респондентов.
2.2. Этапы изготовления пасхальной открытки
Узнав много интересного о поздравительных открытках, я решила сделать авторскую открытку для своих родных и друзей.
Анализируя анкеты, я сделала вывод, что и мои одноклассники хотят научиться делать открытки своими руками. Поэтому я решила провести мастер-класс на тему « Пасхальная открытка».
Мастер-класс «Пасхальная открытка»
Целью моего мастер-класса: заинтересовать одноклассников авторской открыткой.
Передо мной стоял выбор, в какой технике выполнить открытку?
Я выбирала из нескольких техник, которыми уже владела.
Для изготовления пасхальной открытки я выбрала технику скрапбукинга. Открытки, выполненные в этой технике, получаются оригинальными и современными.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Бумага, картон, пуговицы, ленточки, стразы, клей.
Фигурные дыроколы, ножницы, канцелярский нож.
Готовая надпись «Со светлой Пасхой!»
Технология изготовления пасхальной открытки.
Выбор сюжета для открытки.
Выполнение эскиза открытки.
Изготовление шаблонов, отдельных деталей открытки
Подборка материалов и элементов декора
Сборка шаблонов в композицию, художественно-эстетическое оформление, декорирование.
Заключение
В результате проделанной работы я узнали много интересного из истории создания открыток. В процессе работы над проектом мне понадобились разные Интернет-источники. Я научилась сравнивать, анализировать, классифицировать полученную информацию.
Итогом моей работы стал мастер-класс на тему «Пасхальная открытка».
Начиная исследование, мы предположили, что: «Авторскую открытку, сделанную своими руками, приятней получать, чем открытку из магазина». В ходе исследования эта гипотеза подтвердилась. Действительно, авторская открытка предназначается конкретному человеку. Открытка, сделанная своими руками, означает, что человек вложил в нее свои умения, внимание и душевную теплоту. А еще фантазию, чтобы придать ей особый смысл, красиво ее преподнести. Обладатель такой открытки может быть уверен в ее индивидуальности.
Практическая часть моей работы помогла мне проявить фантазию, применить на практике навыки работы с различными материалами и инструментами, оказала положительное влияние на формирование художественно-эстетического вкуса.
Информационный справочник
http://www.domotvetov.ru/holiday/a/41325_212.html - Интересные факты из истории поздравительной открытки.
http://www.diy.ru/yourself/Hobbies/hand-made/pozdravitelnaya-otkryitka-svoimi-rukami - поздравительная открытка своими руками.
http://angel-27.ucoz.ru/publ/9-1-0-53 - дизайн открытки в ожидании праздника.
http://cards.flagmana.net/history.htm
http://evolutsia.com/content/view/1319/28/
История обычных вещей: Пасхальные открытки в России. Автор Наталья Горюшкина.
http://provizorii.ru/index.php/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0
Приложение 1.
Анкета.
Дорогой друг!
Для изучения актуальности открыток в современном мире,
просим вас ответить на несколько вопросов.
1. К какой возрастной группе вы относитесь? | а) 6-14 лет; б) 14-18 лет; в) 18 и старше. |
2. Часто ли вы дарите открытки? | а) часто; б) иногда; в) не дарю. |
3. Дарите ли вы открытки, сделанные своими руками? | а) да; б) нет; |
4. Любите ли вы получать открытки? | а) да; б) нет; в) никогда не получал |
5. Любите ли вы получать авторскую открытку? | а) да; б) нет; в) никогда не получал |
6. Хотели бы сделать открытку сами? | а) да; б) нет; |
Спасибо за ответы.
1 Приложение 1. «Изучение актуальности авторской открытки».