СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект по химии "Химия вокруг нас"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

выявить доказательства необходимости химии для жизнедеятельности человека. Доказать, что «чудо» можно увидеть своими глазами.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект по химии "Химия вокруг нас"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Становская средняя общеобразовательная школа»









Индивидуальный итоговый проект

по химии

Химия вокруг нас





Выполнил: обучающийся 10 класса

Гладких Василий Вячеславович

Руководитель: учитель химии

ГОЛОЛОБОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ



с. Становое, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Химия вокруг нас …………………………………………………

1.1. Химия и вещества……………………………………………………….

1.2. Химия на кухне и в быту. Питьевая сода…………………………..…

1.3. Опыты на кухне……………………………………………………...….

1.Опыт с содой и уксусом «Вулкан»……………………………….……

2.Опыт с содой и уксусом «Надуй шар»…….............................................

3.Опыт «Лава лампа»……………………………………………………..

4.Опыт с молоком и красками…………………………………………....

5.Опыт « Фейерверк в банке»……………………………………………..

6.Опыт с молоком «Невидимые чернила»...……………………………..

Вывод ………………..……………………………………………………....

Заключение…………………………………………………………………...

Список используемой литературы………………………………………....

Приложение…………………………………………………………………..













Введение

ХИМИЯ – это область чудес,

в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума

будут сделаны именно в этой области.

М. Горький

Все мы в детстве читали немало сказок о добрых феях и волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооружённые знаниями. Наука - вот истинная волшебница. Химия – наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в Древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб… А ведь всё это – химические явления. Химия – наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стала всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн. Чудесные превращения я предлагаю в своём проекте, расскажу о удивительном и чудесном, о химии.

Что же такое химия? Химия – это наука о веществах, её называют «индустрией чудесных превращений». Это одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. Сама природа является объектом естествознания. Таким образом, химия относится к естественным наукам. Она тесно связана с физикой, биологией, геологией и другими науками о природе. Велика роль химии практически во всех сферах деятельности человека. Она настолько пронизывает всю нашу жизнь, что современный человек не быть знакомым с ней просто не может. Благодаря работам учёных и специалистов-практиков химия достигла огромных результатов, но многое предстоит ещё исследовать.

Актуальность данной темы мы видим, что химия – удивительная наука, полная разнообразных чудес. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё, что происходит с нами, можно рассматривать с точки зрения химии. Мы познакомимся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, на кухне, в промышленности. Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Мой проект не только существенно расширяет кругозор, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину природы.

Цель исследования: выявить доказательства необходимости химии для жизнедеятельности человека. Доказать, что «чудо» можно увидеть своими глазами.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Собрать материал о химических явлениях в природе и в жизни.

  • Исследовать, как и в каких целях используются продукты химической промышленности.

  • Осуществлен поиск информации о химических веществах, которые есть в нашем быту.

  • Проведены несложные химические опыты.

Объект исследования: связь человека с химическими продуктами и явлениями.

Предмет исследования: химические опыты.

Гипотеза исследования: предполагается, что в условиях высокого уровня развития цивилизации, человек не может обходиться без химии.

Методы исследования:

  • Экскурсия в библиотеку, знакомство с литературой по химии.

  • Организация мини лаборатории в домашних условиях.

  • Оформление выполненных исследований.

  • Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Итак, мы начинаем путешествие по безбрежным океанам глубоких познаний в химии, готовы постичь тайну всех земных и неземных превращений, готовы с головой окунуться в бушующее море интересных фактов нашей повседневной жизни!































  • Химия вокруг нас



  • Химия и вещества



Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – пластмасса, резина, стекло и другие.

Например, вода - это вещество удивительным образом может иметь три агрегатных состояния – жидкое, твёрдое, газообразное.

Именно на кухне я проследил все её состояния.

Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар – газ. Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лёд. При этом лёд занимает большой объём, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, следует наливать воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке.

Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям – строителю, фермеру, домохозяйке, повару и врачу.







1.2 Химия на кухне и в быту.

Так как я узнал, что химия – это наука о веществе, то разумно было бы предположить, что на кухне много разных веществ.

Интересно, чем же кухня напоминает научную лабораторию?

Раскроем кухонный шкаф. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал. Ничего химического, скажете вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут-то – было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия. Например, соль – это хлорид натрия; пищевая сода – гидрокарбонат натрия; уксус – уксусная кислота; сахар – сахароза; крахмал – полисахарид; молоко – лактоза.

С П Л О Ш Н А Я Х И М И Я!

Я остановился на пищевой соде. Химическая формула пищевой соды - NaHCO3.

- это белый порошок;

- без цвета и запаха, вкус солоновато – мыльный;

- хорошо растворима в воде;

- при нагревании не горит и не меняет цвет.

Человечеству были известны полезные свойства пищевой соды ещё полторы – две тысячи лет назад. Первые сведения о пищевой соде появились ещё в древней цивилизации Египта. Именно в тех краях были распространены несколько озёр, содержащих природные источники соды. При пересыхании эти озёра отдавали соду в виде белого порошка, а люди её собирали. Использовалась она египтянами в качестве одного из компонентов при изготовлении средств мумификации. Формула пищевой соды тогда ещё известна не была.

В 1791 году французский химик–технолог Николя Леблан придумал способ производства пищевой соды.

Благодаря своим способностям хорошо растворяться в воде, а также вступать во взаимодействие с кислотами, образуя в результате реакции углекислый газ, сода находит применение:

- при выпечке различных изделий;

- в медицине для приготовления антибиотиков;

- в производстве стекла;

- лаков, красок;

- для косметологических целей.

Пищевая сода избавляет от неприятных запахов (например, в холодильнике, шкафчике для обуви или в ведре для мусора). Также сода содержится во всех чистящих средствах (например, Пемолюкс, Пемолюкс сода эффект). При помощи этих средств можно легко очистить эмалированную посуду, изделия из нержавеющей стали, ванны, умывальники, кафельную плитку, канализационные стоки. Хорошо решает вопрос с цветением воды в бассейнах, при помощи соды восстанавливает кислотно–щелочной баланс. Также сода может мгновенно погасить огонь, если возгорание произошло при готовке еды.









  • . Опыты на кухне

Настало время провести ряд химических опытов на кухне. Самое главное – соблюдать правила техники безопасности»!!!



1.Опыт с уксусом и содой «Вулкан»

Пищевая сода – это гидрокарбонат натрия NaHCO3.

Уксус – бесцветная жидкость с резко – кислым вкусом и ароматом. Он содержит уксусную кислоту.

При их смешивании происходит химическая реакция – выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта – смесь пузырится и начинает увеличиваться в объёме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.

Применение: Такое свойство соды и уксуса применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку – пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называют « гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто и выпечка становится воздушной и пористой.

Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же надо выпекать, так как химическая реакция быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) – если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно. Описание опыта в приложении 1







2.Опыт с содой и уксусом «Надуй шар»

Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик. Описание опыта см. в приложении 2



3.Опыт «Лава – лампа»

Жидкости разделяются слоями, т.к. имеют разную плотность – масло, как менее плотное, будет сверху, краситель – снизу. Шипучая таблетка содержит лимонную кислоту и соду. Вещества таблетки, реагируют с водой и в результате химической реакции, выделяется углекислый газ, который подхватывая частицы красителя, стремится кверху. Далее газ благополучно покидает стакан, а частицы красителя возвращаются обратно вниз. И так далее.

Именно из–за этого постоянного круговорота жидкости получается интересная и очень красивая, эффектная лава. ( Приложение 3)



4.Опыт с молоком и красками

Молоко – это жидкость, в которой содержатся различные вещества, в том числе и жир. Моющее средство атакует жир в молоке и происходит химическая реакция между жиром и моющим средством Ферри.

Химическая реакция – это процесс смешивания разных веществ, в результате которого образуются новые вещества, при этом они становятся другого цвета, либо выделится газ, либо выделится энергия.

В моём случае выделилась энергия, которая двигает краски. (Приложение 4)

5.Опыт «Фейерверк в банке»

Суть опыта в том, что масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, она же тяжелее масла.

Выглядит это всё, как маленькие цветные взрывы - отсюда и название «фейерверк в банке». Описание опыта см. в приложении 5



6.Опыт «Невидимые чернила»

В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда я прогладил лист бумаги утюгом, то нагрел молоко до температуры +100*С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый. ( Приложение 6)



Вывод

В практической части нашей работы мы познакомились с кухонным шкафом. Уксус, пищевая сода, растительное масло, сахар, мука, соль, молоко, крахмал. Познакомились с химическими названиями этих веществ. Далее мы проводили разные опыты, связанные с пищевой содой.






Заключение

Изучив литературу, проделав опыты, я убедился в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне и в быту – это химические явления.

Значит, наша гипотеза подтвердилась – химия действительно важный помощник и друг человека, за нею будущее. Кухня – химическая лаборатория.

В процессе данного проекта, с поставленными целями и задачами я успешно справился. Я провел химические опыты с различными продуктами. Тем самым доказал, что кухня – это целая химическая лаборатория.

Знакомство с яркими, эффективными химическими опытами имеет важное познавательное значение и оказывает большое эмоциональное воздействие , во многом способствует формированию интереса к химии – очень интересной и важной науки.

И в заключении, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь мир состоит из чудес и всё живое – уже великое чудо. В своём проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершать наука, но жизнь непременно ещё много раз будет сталкивать нас с такими волшебными явлениями как химия.

ХИМИЯ УДИВИТЕЛЬНА, в этом мы убедились точно!























СПИСОК используемой литературы:

  • В.А. Крицман , В.В. Станцо Энциклопедический словарь юного химика., испр. М: Педагогика 1990г.

  • О.Ольгин Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии. М.: Дет. Лит. 2002 – 175 с.: ил.-(Знай и умей).

  • wwwHYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml".HYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"alhimikHYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"/HYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"ruHYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"/HYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"teleclassHYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"/HYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"azbukaHYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"/HYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"lglHYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"/HYPERLINK "http://www.alhimik/ru/teleclass/azbuka/lgl/shtml"shtml - электронная версия химической азбуки из газеты «Химия» издательство дома «Первое сентября».

  • Н.М. Зубкова «Научные ответы на детские «почему?». Опыты и эксперименты для детей. Издательство Речь 2013г.

  • www.labx.narod.ru

  • www.himiyadoma.ru

  • Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель», режиссёр Александр Дашко.

























ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

1.Опыт с уксусом и содой «Вулкан».

Мои действия:

1. Отрезал горлышко от пластиковой бутылки – это основа вулкана.

2. Снизу горлышка налепил пластиллин и поставил на поднос

3. Насыпал внутрь бутылки 2 ст.л. соды и добавил красную пищевую краску для красоты вулкана

4.Пока вулкан спит.

5.Налил сверху в горлышко бутылки уксус смешанный с небольшим количеством Фейри

6.Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой



Приложение № 2

2.Опыт с содой и уксусом « Надуй шар».

Мои действия :

1.Налил воду в бутылку и растворила 5ст.л. пищевой соды .

2.В отдельном стакане смешал сок лимона с уксусом и вылил в бутылку

3.Очень быстро надел шарик на горлышко. Наблюдал, как шарик надувался





Приложение №3

3.Опыт «Лава лампа»

Мои действия:

1.Наливаю воду в сосуд, примерно на 2/3 объёма.

2. В сосуде с водой разбавляю красный пищевой краситель .

3.Оставшуюся часть сосуда заполняю растительным маслом. Немного жду, пока через некоторое время слои жидкостей разделятся, т.е. между ними будет видна чёткая граница .

4. Бросаю в ёмкость шипучую таблетку. После этого наблюдаю красивейший эффект лавы .





Приложение № 4

4.Опыт с молоком и красками.

Мои действия:

1. В ёмкость налил молоко.

2. Добавил 2 вида пищевой краски – красный цвет, синий цвет. Получились красивые узоры

3. Взял ватную палочку и намочил в средстве для посуды

4. Опустил эту ватную палочку в ёмкость с молоком и красками.

5. В результате краски « убежали» от ватной палочки в стороны. Пока держу палочку в молоке, краски постоянно расплываются от неё в разные стороны, получаются очень красивые узоры и завихрения.

Пиложение № 5

5.Опыт «Фейерверк в банке».

Мои действия:

1.Большой прозрачный сосуд наполнил тёплой водой.

2.В блюдце налил 3 ст.л. растительного масла и капнул в него пищевые красители разных цветов

3.Перемешал масло и красители вилкой, чтобы получились мелкие разноцветные капли – вода с маслом не смешается.

4.Аккуратно вылил масло с краской в воду и начал следить, что происходит

5.Пищевой краситель начинает медленно растворяться в воде, образуя цветные потёки, а потом смешивается и вновь создаёт новые цвет.



Приложение № 6

6. Опыт «Невидимые чернила»

Мои действия:

1.Налил молоко в ёмкость.

2.Взял лист бумаги и ватную палочку

3.Намочил ватную палочку в молоке и начал писать на бумаге «молочными чернилами»

4.Получились невидимые надписи на бумаге

5.Дал высохнуть молоку 10 минут

6.Прогладил лист бумаги с молочными записями утюгом

7.В результате проявилась фраза коричневого цвета. В моём случае – «Химия на кухне»