СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект выпускника 9 кл " Биология в профессиях"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект выпускника 9 кл " Биология в профессиях"»



Бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарногского муниципального района Вологодской области

«Илезская основная школа»








Индивидуальный итоговый проект




Биология в профессиях











Выполнила:

Бакшеева Анна Сергеевна

ученица 9 класса

Куратор проекта :

Кузнецова Елена Юрьевна

учитель биологии







2019











Оглавление

Введение        

Глава  1. Биология как наука, ее роль в жизни человека.

1.1.Что такое биология?...................................................................................5

1.2. Роль биологии в жизни человека……………………………………….6

1.3. Биология в профессиях.        

Глава 2. Исследовательская часть

2.1. Учебные заведения Вологодской области.        

2.2. Социологический опрос учащихся 5-9 классов

2.3.Консультация в Центре занятости населения по Тарногскому району.

Заключение        

Литература        

Приложение        





















































План работы над исследовательским проектом



Этап

Дата

Содержание деятельности

1 Выбор темы исследования, разработка исследования


Май 2019

Формулировка темы, определение объекта исследования, формулировка цели, задач

2. Работа с источниками

Июль – август 2019

Изучение интернет источников по выбранной теме

3.Консультация в Центре занятости населения по Тарногскому району

Сентябрь 2019

Оформление информации

4. Социологический опрос учащихся 5-9 кл.

Сентябрь 2019

Составление диаграммы

соц. опроса

5.Подготовка продукта проектной деятельности

Октябрь 2019

Оформление стенда «Биология в профессиях»

6. Оформление выводов, заключения

Октябрь 2019

Формулировка выводов,

заключения

7. Подготовка к защите результатов исследования

Ноябрь 2019

Составление текста защиты, презентации, тренировка навыков защиты

8.Выступление перед учащимися школы

5 декабря 2019 г

Публичная защита, представление продукта проекта, презентации

9. Защита проекта

Декабрь 2019

Публичная защита, представление продукта





















Введение


Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут,  и где будут работать. От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь.
        Выбирая будущую профессию, нужно принимать во внимание не только ее финансовую перспективность (хотя это, разумеется, немаловажный фактор), но и то, готовы ли вы посвятить свою жизнь выбранному направлению деятельности. Поэтому при выборе профессии следует опираться на то, какие предметы вам наиболее интересны. Скажем, если вы любите биологию, нужно узнать, какие существуют профессии, связанные с биологией.

Мне стало интересно, что это за профессии? Какое они имеют значение в нашей жизни? Сколько же людей хотят связать свою жизнь с биологией?

Цель:  знакомство с профессиями, связанными с биологией; углубление знаний о значении биологии в жизни людей.

Задачи:

  • изучить материалы о профессиях, связанных с биологией;

  • провести опрос среди учащихся;

  • изучить потребность нашего района в людях с профессиями  биологического направления.

Гипотеза:  с биологий связано большое количество профессий, которые очень востребованы в обществе.

Объект: профессии

Предмет:  профессии, связанные с биологией

Методы исследования:

-работа с литературой;

-работа с Интернет-ресурсами;

-поисковый метод;

-диагностический.

Практическая значимость данного проекта в том, что учащиеся выпускных и предвыпускных классов смогут на классных часах, уроках биологии ознакомиться с профессиями, для освоения которых требуются знания по биологии. Также ребята узнают о необходимости таких специалистов на территории нашего района.

Ожидаемые результаты

Созданный проект поможет учителю биологии, а также классным руководителям привлечь внимание учащихся к данным профессиям. Я считаю, что проект будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета.

Основная часть


1.1. Что такое биология?

Биология — это наука, изучающая живые организмы и взаимодействие между ними. Область биологии, которая занимается изучением растений, — ботаника. Животных изучает зоология. Биологи изучают все живые организмы, начиная от простейших амеб, которые состоят всего из одной клетки, и заканчивая человеком. Одним из древнейших биологов был Аристотель, который первым стал препарировать животных — разрезать и изучать их строение — и классифицировать их. Более 1000 лет биология почти никого не интересовала, и только в эпоху Возрождения такие ученые, как Леонардо да Винчи, стали пытаться понять, как устроены живые существа, как они развиваются. В XVII веке Уильям Харви описал движение крови внутри тела. Изобретение микроскопа открыло для биологов массу новых возможностей. Они смогли узнать больше о животных и растительных клетках — мельчайших «кирпичиках», из которых состоят живые организмы. Изучение других микроскопических организмов — бактерий помогло Луи Пастеру узнать больше о болезнях и лучше справляться с ними. В XIX веке английский натуралист Чарльз Дарвин произвел революцию в биологии — он создал теорию эволюции живых организмов. Сейчас биология делится на множество различных направлений.[1]

1.2. Роль биологии в жизни человека.

Разобравшись в том, что же такоебиология возникает вопрос: какую роль она играет в жизни людей?

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.[3]

Так как потребность людей в биологии растет, то можно ответить на вопрос: где используется данная наука?

Биология лежит в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи, например: производство питания. Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, как: рак, СПИД, болезни сердечнососудистой системы.





1.3. Биология в профессиях

Биология — это наука, которая изучает живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. На первый взгляд ответ на вопрос, «Какие профессии связаны с биологией?» кажется очевидным: разумеется, это профессия биолога! Однако это нисколько не проясняет ситуацию: существует множество биологических дисциплин, с каждой из которых связана группа профессий, и все эти профессии можно объединить общим названием «биолог».

С таким предметом,  как биология в основном связаны профессии человек – природа и человек – человек,но мы будем разбираться во всех сферах.

Растения и растениеводство

Сюда относятся различные профессии, начиная от агронома, заканчивая озеленителем. Самые необычные профессии это: виноградарь, обработчик соков, озеленитель.

Агроном. Знать и приумножать природу, создавать новые сорта сельскохозяйственных культур, выращивать хлеб и защищать растения – обязанности агронома, самой распространенной профессии растениеводов. Агроном свою деятельность основывает, прежде всего, на знаниях биологии и агрономии. Разновидностей агронома достаточно много. Подготовку агронома с высшим образованием осуществляют высшие сельскохозяйственные учебные заведения, а со средним образованием – сельскохозяйственные техникумы.  В процессе обучения в высшем учебном заведении он может получить специальность агроном – почвовед, агроном по защите растений, агроном – агрохимик. Так же есть агроном – семеновод, агроном – плодоовощевод, агроном по хранению сельскохозяйственной продукции.

Инженер лесного хозяйства — человек, заботящийся о лесе — специалист, который занимается восстановлением лесных запасов, принимает решения о вырубке определенных участков, следит за пожарной и санитарной безопасностью на отведенной лесной территории. Разбивка городских парков, скверов и другоголандшафтного строительства требует планирования, оценки и реализации со стороны таких профессионалов. Инженер лесного хозяйства принимает непосредственное участие в проведении инвентаризации, ведет кадастрового учет ландшафтов, обеспечиваетбесперебойное, рациональное, восполнимое использование лесных ресурсов для народного хозяйства.


Животные и животноводство

Здесь в основном название профессии соответствует тому, чем будет заниматься человек. Например: оператор машинного доения. Здесь так же есть и профессии, про которые никто бы и не подумал. Например: кроликовод, оленевод, тренер лошадей и многие другие профессии.

Ветеринарный врач. И.П. Павлов: «Медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач – человечество». Ветеринарный врач – активный деятель ветеринарно-санитарного надзора. Цель этого контроля – предотвращение и пресечение нарушений санитарных правил, и обеспечение выпуска доброкачественных продуктов и животного сырья. Получить специальность можно в ветеринарном вузе и на ветеринарных факультетах сельскохозяйственных вузов.



Наука о живом

Сюда относятся профессии, которые требуют огромного труда и усидчивости. Эти профессии ответственные и требуют концентрации внимания. К ним относятся биохимик, микробиолог и вирусолог, цитолог, эмбриолог, генетик, эколог. Учат на эти профессии на биологических факультетах, в университетах, институтах, вузах.

Эколог – человек, занимающийся изучением взаимодействия объектов окружающей среды между собой и влияния на них деятельности человека. Они разбираются во всех катаклизмах и их причинах, работают над внедрением технологий для охраны природы, еесохранением для будущих поколений. . Эта профессия тесно связана не только с биологией, но и химией, физикой, экологией. Ученые считают, что в будущем профессия«Эколог» станет неотъемлемой в каждой сфере деятельности.

Экологом можно стать, отучившись по любой из специальностей, связанной с охраной окружающей среды и/или рациональнымиспользованием природных ресурсов.


Лесное хозяйство. Список этих профессий мал, но очень важен. Лесник и техник - инженер лесного хозяйства.

Инженер лесного хозяйства — человек, заботящийся о лесе — специалист, который занимается восстановлением лесных запасов, принимает решения о вырубке определенных участков, следит за пожарной и санитарной безопасностью на отведенной лесной территории. Разбивка городских парков, скверов и другоголандшафтного строительства требует планирования, оценки и реализации со стороны таких профессионалов. Инженер лесного хозяйства принимает непосредственное участие в проведении инвентаризации, ведет кадастрового учет ландшафтов, обеспечиваетбесперебойное, рациональное, восполнимое использование лесных ресурсов для народного хозяйства.

Ландшафтный дизайнер — человек, занимающийся проектированием парков, скверов, садов и околодомовых территорий. В деятельности объединены знания из растениеводства, дизайна, экологии, архитектуры. Готовят таких специалистов в колледжах, университетах.

Биология нужна даже в сфере переработки продукции сельского хозяйства.Сюда относятся такие разделы, как:  мукомольно–элеваторное производство, хлебопекарное, макаронное, молочное, маслодельное, сыродельное, мясных продуктов, переработка рыбы, производство сахара, кондитерское, микробиологическое. [6]

Мало кто знал, что кондитерская и производство сахара, абсолютно разные разделы. Профессии, которые сюда относятся, тоже весьма интересны и необычны. Дозаторщик, тестовод, прессовщик полуфабриката макаронных изделий, маслодел-мастер, изготовитель натуральной колбасной оболочки и многие другие интересные профессии.

Оказывается в таких профессиях, как повар, тоже нужна биология.  Кондитеры тоже не могут без нее обойтись. Выучится на эти профессии, можно в техникумах, институтах, профессионально-технических училищах, вузах пищевой промышленности.

Здоровье

Врач.  Не стоит забывать про самую распространенную профессию, связанную с биологией. Во время учебы в медицинском вам придется столкнуться с различными отраслями этой науки, среди которых будут не только анатомия и физиология, но и микробиология, биохимия, гистология, генетика и многие другие дисциплины. Биологические знания очень важны для любого медика. Профессия врача – одна из самых древних в мире. Его задача – использовать свои знания для предупреждения и лечения различных заболеваний. Кроме того, врач должен укреплять иммунитет человека и сохранять его здоровье. Практикующий специалист занимается профилактикой, диагностикой и терапией болезней и травм. Врач своевременно оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь пациентам. Кроме того, он осуществляет санитарно-просветительные работы среди населения.[6]

Фармацевт. Также биология необходима тем, кто хочет работать в фармацевтической промышленности, то есть в сфере разработки и производства лекарств. Причиной многих заболеваний являются микроорганизмы, и для того чтобы с ними бороться, нужно знать особенности их жизнедеятельности. А жизнедеятельность организмов — это как раз то, на чем специализируются биологи.

2.1. Учебные заведения Вологодской области

Я  выяснила,  в каких колледжах ,институтах можно получить образование, чтобы связать свою жизнь с биологией. Выпускники нашей школы предпочитают учиться в учебных заведениях города Вологды.

( смприложение)












        

2.2. Социологический опрос

Я провела опрос среди учащихся 5- 9 классов и задала следующие вопросы:

  • Какие вы знаете профессии,  связанные с биологией?

  • Хотите ли вы связать свою жизнь с биологией?

Всего в опросе приняло участие 12 респондента.


И вот какие результаты мы получили:



%

1

Сфера образования

6

50

2

Врач

9

91

3

Сельское хозяйство

7

58

4

Лесное хозяйство

5

48

5

Иные профессии

3

25


Я сделала вывод, что в основном учащиеся знают профессию врача и   работников сельского хозяйства. Связать свою жизнь с биологией хочет всего лишь 16% опрошенных учащихся, а не хочет 50%. 33% учащихся еще не определились с выбором профессии. Если бы будущие выпускники знали больше о профессиях, то и количество желающих изучать биологию возросло.

В ходе беседы с начальником отделения занятости населения по Тарногскому району Вологодской области Вячеславовой Галиной Генадьевной, я выяснила, что в районе острая нехватка таких специалистов как: врачи, фельдшера, ветврачи, технологи пищевой промышленности, зоотехники. В Вологодской области реализуются социальные программы для поддержки молодых специалистов «Земский доктор», «Земский фельдшер». С 2020 года в нашей области стартует программа «Земский учитель»

Таким образом, я думаю, что профессии, связанные с биологией, нужно продвигать и рекомендовать выпускным классам.

Заключение

Я пришли к выводу, что биология - это нужная наука. Благодаря ей,  люди получают продукты питания и медицинскую помощь, но не только это. Зачастую мы даже не понимаем, что нас окружает, и разобраться в этом нам помогает биология. Биология в жизни человека очень значима.

Проведя опрос в 5-9 классах, я обнаружила, что самые известные профессии среди учащихся -  это врач и  работники сельского хозяйства. А связать свою жизнь с биологией хочет всего лишь 16% опрошенных учеников. Я считаю, что нужно пропагандировать эти профессии,  и тогда наше будущее в надежных руках. Также я узнала, в каких заведениях  Вологодской области можно выучиться на специальности и что рекомендовать интересующимся.

Исходя из этого, я подтвердила свою гипотезу и доказала, что с биологий связано большое количество профессий, которые очень востребованы в обществе.

Список литературы

  1. http://s-konda.ru/ex/biology9_1.htm

  2. http://sprashivalka.com/otvechator/q/540457

  3. http://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-svyazannye-s-biologiey

  4. http://anydaylife.com/post/1507

  5. http://tagilcity.ru/company/education/vuz/

  6. Левина С.Н., «Мир профессий», издательство «Молодая гвардия», 1985, 356 с.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Учебные заведения города Вологды

Вологодский педагогический колледж.

Специальность: Преподавание в начальных классах

Квалификация: Учитель начальных классов

Специальность Дошкольное образование

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста



Адрес: г Вологда, ул. Батюшкова 2

Вологодский кооперативный колледж

Специальность «Организация обслуживания в общественном питании»

Квалификация: менеджер

Специальность "Технология хлеба,  кондитерских и макаронных изделий"

Квалификация: техник-технолог

Специальность «Технология продукции общественного питания »

Квалификация: техник-технолог

Специальность «Поварское и кондитерское дело»

Квалификация: специалист по поварскому и кондитерскому делу

Адрес: г Вологда, ул Горького 93

Вологодский областной медицинский колледж

«Лечебное дело» (фельдшер ФГОС-2014) ;

«Сестринское дело» (медицинская сестра/медицинский брат ФГОС-2014);

«Фармация» Адрес: г. Вологда, ул. Герцена 60

Вологодский аграрно-экономический колледж

« Ветеринария»

Адрес: г. Вологда, ул Горького 140


 Вологодский промышленно-технологический техникум

« Кинолог»

Адрес: г. Вологда, ул. Ильюшина д 23

Великоустюгский медицинский колледж имени Н.П. Бычихина
« Лечебное дело»

« Сестринское дело»

Адрес: г. Великий Устюг, ул. Павла Покровского 2А

Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова

« Лечебное дело»

« Сестринское дело»

Адрес: город Череповец, улица Данилова, дом 30

Сокольский педагогический колледж

Специальность Дошкольное образование

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Адрес: г. Сокол, ул Суворова 6

Вологодская молочная академия им. Верещагина

Специальность: Факультет агрономии и лесного хозяйства

Лесное дело профиль "Лесное дело"

Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производствпрофиль "Лесоинженерное дело"

Агрономия профиль "Агрономия"

Садоводство профиль "Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн"

МАГИСТРАТУРА:

Лесное дело магистерская программа "Лесовосстановление"

Агрономия магистерская программа "Инновационные технологии в растениеводстве"






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!