Утверждаю
Директор МКОУ СОШ
им.М.Х. Барагунова
с.п.Урожайное _________ Э.С.Гучакова Приказ № 67 от «30» 08 2022 г.
Индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут
на ребенка - инвалида в средней группе
на 2022 – 2023 учебный год
Воспитатель: Хатухова Н.М.
Индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут на ребенка - инвалида МКОУ СОШ
им.М.Х. Барагунова с.п.Урожайное на 2022 – 2023 учебный год
Фамилия, имя ребенка: Хагаров Алинур Анзорович
Дата рождения: 12.11.2018г.
Дата заполнения: 30.08.2022 г.
Состояние здоровья: ребенок -инвалид
Выписка из заключения ПМПК: Умственная отсталость на фоне РЭП, синдром аутизма.
Группа: средняя
Цель работы: осуществление коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с умственной отсталостью на фоне РЭП, синдром аутизма, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие
- владеет основными способами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);
- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
- переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Познавательное развитие
- обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;
- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному гаданию);
- самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
- владеет элементарными математическими представлениями - количество в пределах пяти, знает цифры 0, 1—5 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не
- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей).
Речевое развитие
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
- объясняет значения знакомых многозначных слов;
- пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
- обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.
Художественно – эстетическое развитие (из примерной программы)
- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
- владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.);
- знает основные цвета и их опенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская и богородская);
- умеет определять умысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности;
- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
- имеет элементарные представления о видах искусства;
- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
- сопереживает персонажам художественных произведений.
Физическое развитие
- выполняет основные виды движений и упражнения по ело весной инструкции взрослых;
- выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
- выполняет разные виды бега;
- сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
- знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
№ | Неделя | Образовательная область | Содержание работы | Задачи |
Декабрь |
1 | 3 | Физическое, речевое | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение «Нарисуй по образцу». | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Развитие произвольной моторики пальцев рук. Формировать умение ребенка обводить контур рисунка пальчиком, затем повторять рисунок пальчиком в воздухе, называть предмет. |
2 | 3 | Познавательное, физическое, речевое | 1. Упражнение «Нарисуй по образцу». 2. Д/игра «Фрукты, овощи». | 1. Продолжать формировать умение ребенка обводить контур рисунка пальчиком, затем повторять рисунок пальчиком в воздухе, называть предмет. 2. Формировать умение называть муляжи и объединять их в одну группу (Фрукты и овощи). Четко и громко произносить названия. |
3 | 4 | Познавательное, физическое, речевое | 1. Игровое упражнение: «Что растет на нашей грядке». 2. Пальчиковая гимнастика «Паучок». | 1. Формировать умение называть муляжи и объединять их в одну группу (Фрукты и овощи). Четко и громко произносить названия. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
4 | 4 | Познавательное, художественно-эстетическое развитие | 1. Пальчиковая гимнастика «Паучок». 2. К.И. Чуковский «Телефон». | 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 2. Формировать умение внимательно слушать произведение, воспроизводить последовательность событий (появления героев). |
Январь |
5 | 2 | Физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение «Нарисуй по точкам». | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Формировать умение ребенка обводить контур рисунка по точкам, называть предмет, закрашивать рисунок в одном направлении. |
6 | 2 | Физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег». | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Формировать умение запоминать стихотворение, опираясь на картинки «мнемотехника», развивать память, интонационную выразительность речи. |
7 | 3 | Речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое | 1. Заучивание стихотворения Я. Акима «Первый снег». 2. Шнуровка «Снежинки». | 1. Формировать умение, опираясь на картинки «мнемотехника», рассказывать стихотворение Я. Акима, развивать память, интонационную выразительность речи. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
8 | 3 | Познавательное, физическое, речевое | 1. Д/игра «Разрезные картинки «Времена года». 2. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой | 1. Формировать умение, опираясь на картинки выкладывать картинку из частей. Активизировать словарь по теме «Времена года». 2. Формировать умение ребенка катать шишку между пальцами. |
9 | 4 | Познавательное, физическое, речевое | 1. Д/игра «Разрезные картинки «Времена года». 2. Беседа по картинке «Зима». | 1. Формировать умение, опираясь на картинки выкладывать картинку из частей. Активизировать словарь по теме «Времена года». 2. Формировать умение ребенка составлять небольшие рассказы по картине с помощью воспитателя. Активизировать словарь. |
10 | 4 | Физическое, речевое | 1. Физминутка «Ветер». 2. Беседа по картинке «Зима». | 1. Развитие крупной моторики. Формировать умение действовать в соответствии с текстом. 2. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы по картине с помощью воспитателя. Активизировать словарь. |
Февраль |
11 | 1 | Познавательное, физическое, речевое | 1. Пальчиковая гимнастика «Бабушка». 2. Д/игра «Ассоциации». | 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 2. Формировать умение подбирать предметные картинки по образцу. Называть единое целое одним словом. |
12 | 1 | Физическое, речевое | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика «Бабушка», «Моя семья». | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
13 | 2 | Познавательное, речевое | 1. Д/игра «Где прячется кукла?» 2. Беседа «Кукла на прогулке» | 1.Формировать умение ориентироваться в пространстве. Активизировать словарь (понятия: верх, низ, спереди, сзади). 2. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь (одежда, погода и т.д.). |
14 | 2 | Речевое, художественно-эстетическое, физическое | 1.Беседа «На прогулке» 2. Рисование по точкам «Погода за окном» | 1. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь (одежда, погода и т.д.). 2. Формировать умение ребенка обводить контур рисунка по точкам, называть предмет, закрашивать рисунок в одном направлении. |
15 | 3 | Речевое, художественно-эстетическое, познавательное | 1.Чтение РНС «Зимовье» 2. Игра со строительным материалом «Дом для зверей» | 1. Формировать умение внимательно слушать произведение, воспроизводить последовательность событий (появления героев). 2. Развитие крупной моторики. Воспитывать заботу о животных. |
16 | 3 | Речевое, познавательное, физическое | 1. Игра со строительным материалом «Дом» 2. Пальчиковая игра «Зайка» | 1. Развитие крупной моторики. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
17 | 4 | Речевое, познавательное | 1. Артикуляционная гимнастика 2. Д/игра «Найди пару» | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Продолжать формировать умение находить соответствующую картинку, называть ее. Активизировать словарь по теме «Профессии». |
18 | 4 | Речевое, познавательное | 1.СР/игра «Покорми куклу Машу» 2. Словесная игра «Назови ласково» | 1. Формировать умение подбирать материал для игры, вести несложный диалог. 2. Формировать умение уменьшительно – ласкательные слова от производных существительных. |
Март |
19 | 1 | Речевое, познавательное, физическое | 1. Артикуляционная гимнастика 2. Словесная игра «Назови ласково» | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Формировать умение уменьшительно – ласкательные слова от производных существительных и прилагательных. |
20 | 1 | Речевое, познавательное, физическое | 1. Шнуровка «Ручеек» 2. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 2. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь. |
21 | 2 | Речевое, художественно-эстетическое, физическое | 1.Рассказывание по картине «Кошка с котятами» 2. Художественное творчество/лепка «Котенок» | 1. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь. 2. Продолжать формировать умение распределять пластилин на картоне, не выходя за контур. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
22 | 2 | Речевое, познавательное, физическое | 1.Пальчиковая гимнастика «Мама» 2. Беседа «Моя мама» | 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 2. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы о маме, используя монолог. Активизировать словарь «ласковых» слов. Воспитывать любовь и положительные эмоции с маме. |
23 | 3 | Речевое, художественно-эстетическое, физическое | 1.Художественное творчество/рисование «Весна» 2. Пальчиковая игра «Дождик» | 1. Продолжать формировать умение выбирать необходимые цвета для рисования. Воспитывать эстетический вкус. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
24 | 3 | Речевое, познавательное, физическое | 1.Словесная игра «Помоги Незнайке» 2. П/игра «День - ночь» | 1. Закрепить знание детьми времен года и частей суток. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. 2. Формировать умение реагировать на словесный сигнал. Соблюдать правила игры. |
25 | 4 | Речевое, художественно-эстетическое, физическое | 1.Артикуляционная гимнастика 2. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок» | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Формировать умение запоминать стихотворение, опираясь на картинки «мнемотехника», развивать память, интонационную выразительность речи. |
26 | 4 | Речевое, художественно-эстетическое, физическое | 1. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок» 2. П/игра «День - ночь» | 1. Формировать умение, опираясь на картинки «мнемотехника», рассказывать стихотворение, развивать память, интонационную выразительность речи. 2. Формировать умение реагировать на словесный сигнал. Соблюдать правила игры. |
Апрель |
27 | 1 | Речевое, познавательное, физическое | 1.Словесная игра «Где, чей дом?» 2. Игра со строительным материалом «Дом» | 1. Работа по формированию лексико-грамматических категорий «Чей? Чья? Чьё?» 2. Развитие крупной моторики. |
28 | 1 | Речевое, познавательное, физическое | 1. Домино «Животные» 2. Словесная игра «Где, чей хвост?» | 1.Соблюдать правила игры. 2. Продолжать работу по формированию лексико-грамматических категорий «Чей? Чья? Чьё?» |
29 | 2 | Речевое, познавательное | 1.Беседа «Природные явления» 2. Аппликация из пшена «Солнышко» | 1. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь (снег, дождь, град, погода и т.д.). 2. Формировать умение работать с сыпучим материалом. |
30 | 2 | Речевое, физическое | 1.Д/игра «Третий лишний» 2. Мозаика «Полянка» | 1. Упражнять ребенка в умении находить общий признак или свойство предмета, объединяя их в однородные группы. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
31 | 3 | Речевое, физическое | 1.Артикуляционная гимнастика 2. Д/игра «Третий лишний» | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Упражнять ребенка в умении находить общий признак или свойство предмета, объединяя их в однородные группы. |
32 | 3 | Речевое, познавательное, физическое | 1.Д/игра «Где находится?» 2. Шнуровка «Геометрические бусы» | 1.Упражнять ребенка в назывании пространственных положений предметов. 2. Упражнять детей в зрительном восприятии величины, формы, цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
33 | 4 | Речевое, познавательное | 1.Д/игра «Форма, цвет, размер» 2. Д/игра «Где находится?» | 1. Упражнять детей в зрительном восприятии величины, формы, цвета, пропорций, пространственных отношений предметов. 2. Упражнять ребенка в назывании пространственных положений предметов. |
34 | 4 | Речевое, художественно-эстетическое, познавательное | 1.Художественное творчество/лепка «Солнышко» 2. Беседа «Явления неживой природы» | 1.Продолжать формировать умение работать с пластилином. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 2. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь (солнце, небо и т.д.). |
Май |
35 | 1 | Речевое, познавательное | 1.Беседа «Явления неживой природы» 2. Д/игра «Где находится?» | 1. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь (солнце, небо и т.д.). 2. Упражнять ребенка в назывании пространственных положений предметов. |
36 | 1 | Речевое, познавательное, физическое | 1. Артикуляционная гимнастика 2. Заучивание стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы» | 1. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. 2. Формировать умение рассказывать стихотворение, развивать память, интонационную выразительность речи. |
37 | 2 | Речевое, познавательное | 1. Д/игра «Четвертый лишний» 2. Заучивание стихотворения Т. Белозерова «Праздник Победы» | 1. Упражнять ребенка в умении находить общий признак или свойство предмета, объединяя их в однородные группы. 2. Вырабатывать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и их подвижность. |
38 | 2 | Речевое, художественно-эстетическое, физическое | 1. Художественное творчество/рисование «Салют» 2. Кинетический песок | 1.Формировать умение выбирать яркие краски для работы, вызывать положительные эмоции. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
39 | 3 | Речевое, познавательное, художественно-эстетическое | 1. Д/игра «Подскажи словечко» 2. Нарисуй по точкам «Лето» | 1.Упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов и предметов. 2. Формировать умение ребенка обводить контур рисунка по точкам, называть предмет, закрашивать рисунок в одном направлении. |
40 | 3 | Речевое, художественно-эстетическое, физическое | 1.Пальчиковый театр «Теремок» 2.Беседа «Летний пейзаж» | 1. Формировать умение эмоционально передавать речь животных. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 2. Закреплять умение ребенка составлять небольшие рассказы с помощью воспитателя. Активизировать словарь (солнце, небо и т.д.). |
41 | 4 | Речевое, познавательное, физическое | 1. Физминутка «Земляничка» 2. Мозаика «Цветы» | 1. Развитие крупной моторики. Формировать умение действовать в соответствии с текстом. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
42 | 4 | Речевое, физическое | 1. Кинетический песок 2. Д/игра «Подскажи словечко» | 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук 2. Упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов и предметов. |
Работа с родителями
- Консультации «Домашняя игротека», «Учимся составлять короткие рассказы».
- Индивидуальная работа: словесные игры по рекомендациям, беседы – консультации по выполнению домашних заданий, усвоению программы ДОУ.
16