Индивидуальный образовательный маршрут«Воспитание театром». Театр.
Обучающейся МБОУ «СШ№2-многопрофильная» Резник Кирилл. Возраст 9 лет. Срок реализации – 3 года Автор – составитель Березина Л.Р.. Педагог дополнительного образования г. Нижневартовск.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание. Обществу нужны одарённые люди, и наша задача (как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей.
Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальный образовательный маршрут (или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его способностей и преодоления трудностей в обучении. В этой ситуации педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
В основе индивидуального образовательного маршрута «Воспитание театром» лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие актёрских способностей.
Для выявления более способных учащихся была продиагностирована группа 2016-2017 учебного года. В ходе диагностирования в группе Резник Кирилл проявил себя как более способный обучающейся, показавший самый высокий уровень природных актёрских данных. Для продолжения занятий разработана программа, учитывающая его возрастные и индивидуальные возможности, был сформирован учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию актёрской одарённости.
Цель маршрута: создание условий для развития творческих способностей обучающегося в области театрального искусства.
Задачи:
- исследовать феномен актёрской одаренности обучающегося;
- разработать индивидуальную программу образовательного маршрута;
- развить актерские способности, умения и навыки в процессе освоения индивидуального образовательного маршрута «Актер с рождения»;
- создать условия для формирования внутренней мотивации актёрской деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления творческой личности;
- разработать методы дальнейшего развития актёрской одаренности в ходе дальнейшего воспитательно-образовательного процесса;
- развить познавательную активность, эмоционально-волевые качества, коммуникативные навыки;
-воспитать нравственно-эстетических качеств, необходимых для участия в театральной деятельности;
- наладить взаимодействие с родителями по вопросам обеспечения условий для занятий.
Условия реализации индивидуального маршрута. Программа индивидуального маршрута рассчитана на 3 года обучения. Всего в году 68часов занятий по 2 академического часа в неделю. Кирилл занимается второй год по индивидуальному образовательному маршруту «Актёр с рождения».
В реализации индивидуального образовательного маршрута большая роль отводится родителям одарённого обучающегося. Развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребёнок в свободное от занятий время, - одна из основных задач педагога дополнительного образования. При необходимости проводятся индивидуальные консультации для родителей. Такая совместная работа педагога и родителей, творческая атмосфера и истинная заинтересованность самой обучающейся обеспечивают успех в занятиях. В связи с этим возрастает положительная мотивация занятиям, повышается своя самооценка. Кирилл становится успешным не только в театральном творчестве, но и в других сферах его жизни.
Формы, методы, приемы обучения. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Формы обучения применяются с учетом характерных возрастных и творческих особенностей личности обучающегося. Предусмотрена индивидуальная работа, главная роль в спектакле, индивидуальные упражнения над дыханием, над дикцией и артикуляцией, актёрский тренинг, изучение основ сценического мастерства, инсценирование прочитанного произведения, коррекция страхов, развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции, развитие воображения, драматургического мышления. Для контроля и анализа выступлений обучающейся используются видеозаписи. С помощью видеоматериала проводится анализ работы занятий, выступлений на концертах и конкурсах. Особое место в обучении актерскому мастерству занимает работа над сценической культурой особенно в период подготовки к конкурсам. Планируется участие в мастер-классах.
Основным методом выступают образно-игровые этюды (показ, выразительное исполнение, беседа – диалог, разучивание). Углублению понимания героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют различные формы и методы работы: подвижные игры с текстами, дыхательные гимнастики, этюды. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Большая роль отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Тренинг пробуждает творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.
Ожидаемые результаты.1-й год обучения. Обучающейся должен грамотно извлекать звуки, научиться правильно дышать, овладеть верной артикуляцией и дикционным звукопроизношением.
2-й год обучения. Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
3-й год обучения обучающейся должен получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления мимикой.
Результаты работы по индивидуальному образовательному маршруту.
2017г. - городской конкурс «Самотлорские роднички» г. Нижневартовск.
– Диплом 1степени;
2018г. - городской конкурс «Самотлорские роднички» г. Нижневартовск.
– Лауреат II степени.
Ожидаемые результаты.
1. Содержание планируемого результата индивидуального образовательного маршрута в следующем году нацелено на максимально полное раскрытие личностного потенциала обучающего.
2. Устранение недостатков в дикции, артикуляции.
3.Формирование публичного выступления в качестве ведущего мероприятий.
4.Правильное владение дыханием, фразировкой в сценическом тексте.
6.Успешное выступление обучающегося на конкурсных мероприятиях.