СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный научно-исследовательский проект "Буллинг. Влияние на социализацию", 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный научно-исследовательский проект "Буллинг. Влияние на социализацию", 10 класс»

Муниципальный орган управления образованием

городского округа Красноуфимск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9»






Буллинг.

Влияние на социализацию.

(научно-исследовательский проект)



Исполнитель:

обучающаяся 10 класса

Аристова Анна


Руководители:


учитель русского языка и литературы

Селиверстова Виктория Викторовна,


школьный психолог

Шестакова Ирина Викторовна





Красноуфимск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3-4


ТЕЗАУРУС

5-7


ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА



1.1.

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА


8-9

1.2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА


10-13

1.3.

ВИДЫ БУЛЛИНГА


12-13

1.4.

ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА

14-15


ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА


16-17


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ БУЛЛИНГА С ПОМОЩЬЮ АНКЕТИРОВАНИЯ



2.1.

СТРУКТУРА БУЛЛИНГА В 7-9 КЛАССАХ


18-22

2.2.

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА

23-26



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

28


ПРИЛОЖЕНИЕ

29













ВВЕДЕНИЕ


Что такое буллинг - знает в нашей стране, наверное, каждый, хотя само это слово слышали пока что немногие. Буллингом называют травлю, организованную одними членами общества в отношении других. Проявляется это явление в самых разных социальных группах: в школе, на работе, в коллективе сверстников и, конечно же, в армии, где буллинг именуется дедовщиной. Этот термин в широкий обиход ввёл норвежский психолог Дан Ольвеус. Он подробно описал этот вид насилия на примере детей - подростков.

Буллинг (англ. слово) – это травля, агрессивное преследование одного человека другими. Он может выражаться как в непристойных шутках, так в оскорблениях и даже избиениях.

В настоящее время многие дети сталкиваются с травлей. Необычное поведение, внешность и даже увлечения – все это может стать причиной насмешек и оскорблений. Дети часто не принимают тех, кто хоть немного отличается от остальных. В современном образовательном пространстве о буллинге говорят все больше. Благодаря исследования Национального исследовательского института было выявлено, что с травлей во всем мире сталкивается примерно 35% детей, а в России статистика ещё хуже.

Следовательно, актуальность темы не вызывает сомнения, ведь травля как проявление агрессии – это очень распространенная проблема среди современных подростков, почти все сталкивались с буллингом в качестве жертвы или наблюдатели. Не все подростки обладают крепкой психикой, способной выдержать травлю и жить после этого, будто ничего и не было.

Отсюда вытекает проблема: между школьниками часто происходит недопонимание, вследствие чего возникают конфликты, которые могут сопровождаться буллингом, что негативно сказывается на физическом и психическом здоровье школьников.

Цель проекта: обнаружить факты буллинга в среде подростков и выяснить, как подростковый буллинг может повлиять на социализацию и формирование личности.

Гипотеза: буллинг оказывает негативное влияние на формирование личности.

Объект исследования: буллинг

Предмет: влияние буллинга на формирование и социализацию личности.

Задачи:

- найти и изучить литературу по теме;

- выяснить причины возникновения подросткового буллинга;

- выявить последствия буллинга для жертвы;

- провести опрос подростков нашей школы с целью выявления фактов буллинга, проанализировать его и сделать выводы;

- дать рекомендации классным руководителям по профилактике буллинга.

Продукт проектной деятельности: модельповедения классного руководителя по выявлению буллинга среди подростков

Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросы в форме анкетирования.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование можно будет использовать в каждом школьном коллективе, чтобы выявить и предотвратить случаи буллинга.

Травля – болезнь коллектива. Чтобы её избежать, надо кардинально перестроить отношения в группе и сделать их поддерживающими и позитивными. Учителя часто не умеют этого делать и, что скрывать, иногда не хотят. Попробуем разобраться в этой проблеме. Но сначала разберемся с понятиями и терминологией.





















ТЕЗАУРУС (Словарь терминов по теме «Буллинг»)


Абьюз (от англ. abuse — «злоупотребление» и «плохое обращение») — проявление физического или психологического насилия по отношению к человеку, независимо от возраста и гендерной принадлежности.

Абьюзер – человек, который совершает насилие, манипулирует жертвой и принуждает ее к каким-либо реакциям и действиям вопреки собственным желаниям.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.

Акцентуация характера (англ. character accentuation ) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы , граничащий с психопатией .

Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным — когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен — так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.

Бодишейминг — публичное осуждение людей за недостатки их внешности, такие как вес, фигура, размер бёдер и т. д; дискриминация тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты красоты.

Боссинг — психологическое, а иногда и физическое насилие, которому представитель руководства компании подвергает своих подчиненных.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц – директора, учителей, других работников школы, учеников, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов.

Буллер (булли) – инициатор буллинга.

Виктимность (от лат. victima — жертва) — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.

Гендерное насилие – любые насильственные и дискриминационные действия, осуществляемые на гендерной почве, в том числе по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека. Может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия, в его основе лежит дисбаланс сил и гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Дискриминация – предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака.

Интернет-травля — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

Кибербуллинг — использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений.

Киберсталкинг — использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.

Клевета — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Моббинг (англ. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.

Насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.

Проксимальность – свойство личности легко признавать другого человека «своим», стремиться понять и принять его в своё окружение, а также готовность оказать ему при необходимости помощь.

Психологическое насилие – совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.

Сексуальное насилие — принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия.

Сталкинг — (от англ. stalking — преследование) — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей.

Стигма – социальный ярлык, имеющий негативный оттенок и приводящий к неодобрению или неприятию человека.

Стигматизация — предвзятое отношение к человеку, связанное с наличием у него каких-либо свойств, признаков, которые в данном сообществе или в обществе в целом считаются нежелательными, неприемлимимы в силу распространенных стереотипов.

Травля — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

Троллинг (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения; речевая провокация с целью эскалации коммуникативного конфликта.

Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.

Флейминг – агрессивное речевое взаимодействие, смысл которого состоит исключительно в развитии агрессивного, оскорбляющего диалога и полилога, часто является результатом тролллинга.

Хейзинг (от англ. hazing – «принуждение совершать унизительные действия») — неформальные ритуальные насильственные обряды.

ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1.ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГА

Одной из основных проблем для изучения буллинга является отсутствие четкого определения данного явления, что достаточно сильно затрудняет разработку эффективных средств для борьбы с травлей. Самым точным считается определение, которое предложил Д. Ольвеус: «Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становится целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников».Долгое время об этой проблеме предпочитали молчать. Первые публикации на тему школьной травли появились не так давно. У истоков изучения травли стояли такие ученые, как Д. Ольвеус, А. Пикас, П. Хейнеманн, которые привели первые теоретические исследования по теме. Все современные научные исследования буллинга основаны на работах Д. Ольвеуса, который в своих исследованиях уделял большое внимание окружению жертвы. Он считал, что окружение является главным фактором давления на более слабых сверстников.

В 1974 году появляются первые научные исследования в Великобритании. Исследователь Д.А. Лейн сделал акцент на структуру процесса травли и ее возникновения среди сверстников. В 80-х годах Д. Ольвеус провел большое систематическое исследование программы вмешательства в издевательства. Эта программа оказалась настолько успешной, что ей заинтересовалось правительство Норвегии (где на тот момент находился и преподавал ученый). Проект внедрили во всех норвежских начальных и средних школах (сейчас она широко известна как OBPP - Olweus Bullying Prevention Program - программа предотвращения издевательств Ольвеуса). По одной из версий, причиной повышенного интереса к программе оказался резонансный случай суицида троих школьников (из-за отношений в школе).

В России свое начало исследования буллинга берут в 2002 году. Баева Ирина Александровна в своей монографии по исследованию безопасности отмечает, что во многих случаях отказ ребенка посещать образовательное учреждение связан с агрессивным отношением одноклассников. Это могут быть насмешки, психологическое давление, физическое насилие. Большинство российских ученых в своих работах дают буллингу оценку как социальному процессу, отмечая, что данная проблема изучается психологами, но практический опыт борьбы в школах почти отсутствует. Среди российских методик оценивания буллинга только для одной приведена оценка психометрических свойств. Опросник риска буллинга (ОРБ), который направлен на оценку уровня травли в школьной среде. ОРБ включает в себя четыре шкалы: небезопасности, благополучия, разобщенности и равноправия. Также коллективом авторов под предводительством Д.А. Александрова создан опросник школьного климата. Он состоит из шести пунктов. Отношения с учителями, общие отношения в коллективе класса, агрессивность среды, академическая культура, дисциплина.

Отечественные ученые А.А. Бочавер и К.Д. Хломов выделяют три основных подхода к изучению буллинга:

1. Диспoзициoнальный – в этом подходе внимание концентрируется больше на участниках буллинга, на их индивидуальных особенностях, внутриличностных предпосылках, которые приводят к тому, что человек оказывается в них жертвой или агрессором.

2. Тeмпoральный – подход изучает несбалансированную реализацию рисков на протяжении жизненного пути человека, а также подчеркивает существование периодов повышенной чувствительности в связи с событиями жизни, при переживании которых повышается уязвимость человека и возрастает риск освоения им роли агрессора или жертвы в ситуациях буллинга.

3. Кoнтeкстуальный – в этом подходе отмечается важность среды, микроклимата группы и общей атмосферы в коллективе.

Можно сделать вывод, что в современном мире проблема травли приобрела глобальный характер. Исследования школьного буллинга проводятся по всему миру, а его профилактика требует большой работы и внимания, ведь последствия травли могут ужасно сказаться на будущем не только жертвы, но и агрессора.

Создание благоприятных условий для жизни детей, их развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является главной задачей социальной государственной политики. Любое насилие в отношении ребенка не имеет оправдания, и любое насилие может быть предупреждено. Однако подрастающее поколение во всем мире сталкивается с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных учреждениях.




1.2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА


Исследования показали, что буллинг наиболее правильно рассматривать как социальное явление, в которое включены не только агрессор и жертва, но и все окружающие. Чаще всего у агрессоров возникают проблемы с развитием эмпатии, что грозит привести к девиантному и криминальному поведению.

Для того, чтобы лучше понять психологические особенности тех, кто принимает участие в буллинге, нужно понять, какие позиции они занимают и какие роли играют. Наиболее популярной является классификация П. Смит и К. Ананиаду: инициатор (преследователь), помощник инициатора, защитник жертвы, жертва и наблюдатели (нейтральные участники).

«Жертва». Часто жертвами буллинга становятся те подростки, которые чем-либо отличаются от остальных. У жертв повышенный уровень тревожности, закрытый характер. Для людей, подвергающихся травле, очень важно чувствовать себя нужными и «нормальными», поэтому жертвы всегда нуждаются в поддержке близких людей, которой часто не оказывается.

«Инициатор». Это всегда люди, склонные к лидерству и доминированию в группе. Как правило, агрессор имеет опыт общения в семье или социуме, который укрепил в нём мнение, что травля – это нормальное явление. Зачинщик травли обладает характерными личностными чертами: импульсивностью, неумением контролировать себя, бесконтрольной агрессивностью, отсутствием эмпатии. Человек не чувствует боли, которой причиняет людям.

«Помощник инициатора». Это активная поддержка агрессора, которая подключается к травле. Как правило, это друзья инициатора или трусливые люди, которые восприимчивы к чужому мнению и очень зависят от него, несамостоятельны.Они боятся зачинщика травли: им страшно самим оказаться на месте жертвы, если они не будут подпевать агрессору.

«Защитник жертвы». У защитников преобладает внутреннее чувство справедливости, обычно это люди с благополучной обстановкой в семье. Нередко защитниками становятся подростки, которые сами подвергались травле, особенно от того же обидчика.

«Наблюдатели». Наблюдатели — равнодушные и пассивные участники процесса, которые не препятствуют травле, соблюдая нейтралитет. Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые: педагоги, сотрудники школы. Им свойственно испытывать страх, стыд, вину и даже чувство облегчения. Позицию наблюдателя могут занимать бывшие жертвы или дети из неблагополучных семей, которых травят дома или в другом коллективе. Поэтому они не сострадают потерпевшим от буллинга. Реакция наблюдателей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже небольшое ее одобрение свидетелем (например, смех и поддерживающий взгляд) служит вознаграждением для агрессоров, подкрепляет их веру в собственную безнаказанность. Зато сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают преследователя от дальнейшего насилия, даже если это только признак несогласия.

Особенности участников буллинга изучались множеством учёных, но в целом можно сказать, что у жертв проблемы следующие: низкая самооценка, плохая обстановка в семье, отсутствие друзей. У агрессоров высока вероятность криминального будущего. Некоторые психологи уделяют внимание не столько индивидуальным свойствам ребенка, сколько его положению в группе. Тех детей, которые активно не включены в общегрупповые процессы, держатся особняком, менее общительные (иногда более одаренные и талантливые) не любят в группе. В таких случаях находится кто-то, кто берет на себя роль агрессора. В результате возникает травля.

Роли жертвы и агрессора в психологической литературе исследованы куда лучше, чем роли помощников, наблюдателей и защитников.

Таким образом, в настоящее время в школьной подростковой среде достаточно распространены различные формы конфликтов и проявлений агрессии, становится все более актуальной проблема насилия. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами издевательств со стороны сверстников. В этот возрастной период воздействие любого вида насилия накладывает на личность свой отпечаток. Усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение "жертвы", подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация влияет не только на "жертв", но и на "преследователей", так как у них возникают проблемы с развитием эмпатии по отношению к другим людям, что грозит привести к криминальному и девиантному поведению. Невольные свидетели, «наблюдатели», не подвергаются непосредственной агрессии, но доказано, что в результате ощущения собственной беспомощности их самооценка резко снижается. 


1.3.ВИДЫ БУЛЛИНГА

Д. Ольвеус предлагает выделять следующие виды буллинга: вербальный буллинг, буллинг, направленный на изоляцию, физические издевательства, травля с помощью лживых слухов, намеренная порча вещей, угрозы и расистский буллинг. Часто выделяют только два типа буллинга:

Прямой (физический и вербальный)

Косвенный (сплетни, заговоры и тд.)

Но в последнее время социологи и исследователи стали выделять новый вид травли, такой как кибербуллинг. Он встречается среди всех возрастных групп и проявляется во взломе страниц, распространении смешных или обидных фотографий, отправку негативных сообщений и комментариев. Данный вид буллинга редко воспринимают всерьез, что совершенно неправильно. К сожалению, кибербуллинг может повлиять на психику подростка так же негативно, как и все остальные виды буллинга.

Прямой буллинг включает в себя физическую агрессию, которая может стать причиной травм и иногда даже смерти.

Косвенный буллинг используется куда чаще, из-за чего жалобы подростков на это явление часто игнорируются. Сплетни, обсуждение за спиной и распространение ложных слухов – это все проявление косвенного буллинга, который нельзя поддерживать, ведь он может легко перерасти в прямой буллинг.

Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание.

Кибербуллинг- это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).

Психологический буллинг- насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можноотнести:

- вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов ит.д.);

- обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершатьчто-либо);

- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всемклассом);

- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либоукрасть);

- повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещейжертвы).

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети.

Групповая агрессия в отношении жертвы имеет более сильный и пролонгированный эффект, влияние на психику ребенка сильнее, чем при индивидуальном буллинге.

Самые тяжелые последствия наступают для подвергшихся травле детей и подростков, поскольку взрослые люди гораздо меньше подвержены психологическому насилию и могут за себя постоять, в том числе и путем обращения в правоохранительные органы. Дети, как правило, боятся просить защиты или не высказывают свои переживания взрослым из чувства ложной гордости или порядочности.

1.4. ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА


Подростковый возраст является одним из самых сложных этапов становления в человеческой жизни. В этот период происходит развитие всех основных характеристик человека, в том числе личностных и психологических. Девочки и мальчики проживают этот период по-разному. Мальчики в этот период становятся более агрессивными, начинают бороться за лидерство в компании, у них появляется уверенность в себе и желание быть лучше своих друзей и знакомых.

Девочки становятся более эмоциональными, просыпается потребность во взаимодействии с внешним миром, своей внешностью. На первый план выходит коммуникация со сверстниками, общение, близкая дружба и желание поделиться секретами с подругой, что может перерасти в сплетни и распускание лживых слухов.

У девочек подростков больше преобладает вербальная агрессия, подозрительность и сильная раздражительность. Они стараются выражать свое недовольство и агрессию в скрытой или словесной форме, хотя и бывают исключения. Мальчики же склонны к проявлению физической агрессии. Предполагается, что это связано с общественным одобрением агрессивного поведения мальчиков и резким осуждением такого поведения у девочек.

Одной из причин возникновения буллинга является комплекс неполноценности, который возникает вместе с желанием быть вместе с «крутыми» подростками. Желание мальчиков стать главным в компании тоже играет роль, ведь часто агрессоры – это те подростки, которые являются предводителями в большой компании.

Девочки, выполняющие роль агрессора, создают ситуации травли через высмеивание, создание интриг против жертвы, распространяют слухи, сплетни. Те девочки, которые находятся в компаниях мальчиков, чаще проявляют физическую агрессию.

Общая картина представляет собой такие причины буллинга, как переживание переходного возраста, проблемы в семье, желание выделиться, показаться сильнее сверстников.

На основании этого можно рассмотреть индивидуальные факторы, выделенные Мальцевой, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде.

К индивидуальным факторам относятся:

- Внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе.

- Копирование агрессивного поведения ближайшего окружения - семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения.

- Низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания.

На основании этого можно рассмотреть индивидуальные факторы, выделенные Мальцевой, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде.

То есть, причины буллинга связаны в основном с психологическими изменениями подростка, его переживаниями. Это оказывает большое влияние на эмоциональное состояние подростка, что может привести к его становлению, как агрессора. Или наоборот, подросток может замкнуться в себе и стать жертвой более уверенных в себе сверстников.

Проблема буллинга существовала всегда, и на всех этапах жизни человека, как в детском возрасте в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на работе. Подростковый возраст является самым сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности.

На данном этапе происходит физические и психологические изменения, происходит половое созревание, поиск своего «Я». Учеба уходит на второй план и для подростка референтной группой становятся его сверстники, происходит борьба за лидерство, конфликты.

Несмотря на то, что участие подростка в конфликтах является вполне нормальным, проблема буллинга заключается в том, что травля происходит продолжительное время. В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться на фоне другого сверстника, и начинается травля.

«Жертве» очень сложно сменить свой статус, она подвергается постоянным нападкам со стороны «обидчика» и его друзей. Важно предупреждать и пресекать любые попытки проявления насилия среди подростков.



1.5. ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА


Буллинг негативно влияет на всех, кто принимает в нем участие, а не

только на жертв. При чем влияет не только в момент, когда происходит сам буллинг, данное явление может оставить отпечаток в психике, тем самым отравляя всю дальнейшую жизнь человека даже после взросления.

Вот к чему может привести травля:

- Депрессии, повышенной тревожности.

- Острому или посттравматическому стрессовому расстройству.

- Нарушениям сна, ночным кошмарам.

- Бруксизму: бразильские ученые выявили, что повреждения зубов из-за ночного скрежетания выявляются у жертв буллинга почти в 4 раза чаще;

- Расстройствам пищевого поведения у подростков.

-Низкой самооценке.

- Снижению или полной потере интереса к любимым занятиям (и это один из признаков депрессивного расстройства).

- Снижению успеваемости в школе, прогулам, отказам учиться.

- Саморазрушительному поведению: нанесению себе травм, побегам из дома.

Кроме того, одно из последствий буллинга – это скулшутинг. Часто причиной стрельбы в школах становится желание жертвы отомстить своимобидчиками.

Изучив причины вышеупомянутых случаев стрельбы в школах, можно сделать вывод, что почти везде причиной является травля или малое количество общения в подростковый период.

Люди, когда-либо подвергавшиеся травле, всегда испытывают те или иные последствия. У них встречаются проблемы с физическим и психологическим здоровьем. Самая распространенная проблема – стресс. Следствиями стресса становятся: головная боль, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, тревожность, депрессия. Дети, подверженные буллингу, чаще склонны к развитию психотических симптомов. Жертвы буллинга в дальнейшей жизни испытывают проблемы в социальной жизни. Уже во взрослом возрасте у бывших жертв травли наблюдается низкий уровень самооценки, они чаще страдают от депрессии, одиночества и тревожности. Также у них намного чаще проявляется антисоциальное поведение. Психологи в Дании обнаружили, что у мужчин, которые подвергались травле в детстве, гораздо чаще диагностировали депрессию в возрасте от 30 до 50 лет.

Психолог С. Кривцова отмечает, что что по данным опроса, проведенным ею и её коллегами из 1900 опрошенных школьников 149 учеников, были определены, как дети, имеющие высокий риск самоубийства. Все 149 детей, имеющие высокий риск самоубийства указали буллинг, как причину их эмоционального стресса.

Агрессоры тоже сталкиваются с проблемами в будущем. По данным исследований, у них намного выше риск наркотической и алкогольной зависимости, а также участия в драках и вандализма. Чаще всего эти люди остаются без хорошего образования, у них повышен риск получить судимость. В одном из исследований ученых Норвегии, в котором участи принимали 2700 человек, выяснилось, что эпизоды буллинга в подростковом возрасте влияют на успешность в поиске работы и повышают риск проблем с законом, здоровьем.

Подростки, которые являются наблюдателями, и не могут или не хотят помешать травле, тоже сталкиваются с последствиями. Чувство вины может ужасно сказаться на дальнейшей жизни, эксперты отмечают, что у свидетелей буллинга часто повышенный риск проблем с психическим здоровьем, различных зависимостей (наркотики, алкоголь), проблемы с получением высшего образования и образования в целом.

Рано или поздно последствия буллинга в подростковом возрасте могут коснуться каждого, но, конечно, бывают и исключения.

Чрезвычайно актуальна проблемы профилактики буллинга. Она заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам». Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете – кибербуллинг.

Есть и более трагические последствия травли, которые привели к гибели подростков. В ПРИЛОЖЕНИИ 1 нами представлены несколько случаев стрельбы в школах, причиной которых стал буллинг.

Таким образом, современным подросткам, являющимися «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни.





ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ БУЛЛИНГА С ПОМОЩЬЮ АНКЕТИРОВАНИЯ

2.1 СТРУКТУРА БУЛЛИНГА В 7-9 КЛАССАХ



Нами было проведено анкетирование на предмет наличия буллинга среди учащихся 7-9 классов с целью выявления случаев буллинга и риски возникновения буллинга, Результаты анкетирования таковы.

В анкетировании приняли участие обучающихся в 7-9 классах. Было опрошено 52 человека. Возраст опрошенных 13-16 лет.

Это тот возраст, который является наиболее важным в становлении личности человека. Именно в этом возрасте закладываются моральные нормы, взгляд, формируются модели поведения в разных жизненных ситуациях. Анкета состояла из 9 вопросов, на которые нужно было дать максимально честный ответ.

На основе анкетирования мы поняли следующее:


Первый вопрос позволил нам выяснить, что большая часть опрошенных не подвергалась буллингу со стороны одноклассников, однако есть и те, кто испытывал травлю. Это самый маленький процент из участников анкетирования, остальные ответить затрудняются. Возможно, эти люди не уверены, что они испытали на себе негативное влияние.

Второй вопрос позволил нам понять, что для большей части опрошенных важнее личностные качества человек, а не его внешность. Они в первую очередь оценивают характер и поступки человека.

Третий вопрос показал, что среди опрошенных есть подростки, которые считают, что вызывают неприятные чувства у некоторых одноклассников. Хотя их меньшинство, это все равно является важной проблемой, такие неуверенные в себе подростки находятся в группе риска.

Благодаря этому вопросу нам удалось выяснить, что среди опрошенных есть несколько ребят, которые считают себя хуже других. Такое восприятие может возникать из-за страха, такая психологическая особенность присуща роли жертвы.

Большая часть опрошенных никогда не принимали участие в травле. Значит, процент тех, кто может стать агрессором, невелик. Но тревожит тот факт, что среди опрошенных есть инициаторы или помощники инициаторов «агрессии»

Ответы на данный вопрос показывают, что большинство ребят считает свой класс дружным, однако есть исключения. Также можно сделать вывод, что в каждом классе есть как минимум один человек, который задирает других и мешает создавать дружескую атмосферу в коллективе.

Большинство опрошенных желают проводить больше времени с одноклассниками. Это положительный момент, ведь совместное времяпрепровождение позволит сплотиться коллективу, снизить возможность возникновения конфликтов.

Анализ следующего вопроса показал, что большая часть опрошенных (60%) никак не отреагирует на происходящую травлю. Такой результат указывает на возможность напряжения между отдельными группами обучающихся.


Ответы на данный вопрос показывают, что большая часть опрошенных (89%) не испытывает страха перед одноклассникам. Это говорит о том, что преимущественно ученический коллектив не видит в классе явных агрессоров, создающих ситуации буллинга.

Можем говорить о том, что обучающиеся, способные занять позицию агрессора, в классе присутствуют, но в состояние системной травли не переходят.

Исходя из результатов, полученных после анкетирования, можно сказать, что в целом атмосфера среди обучающихся 7-9 классов достаточно спокойная, хотя и есть некоторые исключения. Большая часть опрошенных не считает себя жертвой или человеком, который неприятен остальным одноклассникам. Можно сделать вывод, что большинство опрошенных ребят в ситуации буллинга станут наблюдателями, что подтверждают ответы на 8 вопрос. При чем мы выявили следующую закономерность: чем младше опрошенные, тем чаще ответ на вопрос был положительным. Так обучающиеся 7 и 8 класса больше склонны вмешаться в ситуацию травли, чем обучающиеся 9 класса. Вопрос номер 5 показал, что среди опрошенных, возможно, есть агрессоры, 4 из 52 опрошенных дали положительный ответ на этот вопрос. К сожалению, исходя из ответов на вопросы 1, 3 и 4, можно сказать, что среди опрошенных есть около десяти человек, которые либо уже стали жертвой буллинга, либо находятся в зоне риска.


2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА.


Модель деятельности классного руководителя по профилактике буллинга среди подростков состоит в помощи подросткам в самостоятельном преодолении влияния индивидуальных и групповых факторов, способствующих возникновению буллинга в классе, улучшения взаимоотношений между сверстниками и развития сплоченного классного коллектива.

Субъектами деятельности являются классный руководитель, подростки - потенциальные участники буллинга и школьный класс. Подростки, проявляющие типы девиантного поведения и классный коллектив выступают субъектами собственного саморазвития.

Педагог занимает позицию в сопровождении данного процесса и содействии в организации деятельности подростков по решению проблем, связанных с буллингом.

Основные принципы, на которые должен опираться классный руководитель в процессе профилактики буллинга:

- опора на личные силы и потенциальные возможности личности;

- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

- совместность, сотрудничество, содействие; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- принцип движения коллектива; принцип параллельного действия. Целью профилактики буллинга будет являться содействие обучающимся подросткового возраста в предупреждении и преодолении индивидуальных и групповых факторов возникновения буллинга. Этапы являются характерными для педагогического процесса в целом и представляют собой следующие:

диагностический,

программный,

деятельностный,

рефлексивный.

Диагностический этап, включает в себя деятельность подростка в виде определение наличия в собственном поведении агрессивных, конформных поступков. Классный руководитель и педагог-психолог должны помочь подростку в выявлении причины отклоняющегося поведения и понимании характера затруднений во взаимодействии с другими. На данном этапе можно использовать такие методы как самонаблюдение, самоанализ, самоотчет.

Предлагаем использовать «Анкету для изучения психологического климата в классе (Л.Г. Федоренко)» и «Метод незаконченных предложений (С. Леви)» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и3)

Классный руководитель совместно с педагогом-психологом также работает над выявлением характеристик девиантного поведения потенциальных участников буллинга и определяет групповые характеристики школьного класса, способствующих возникновению в нем буллинга.

С помощью таких методов диагностики как опросы, проективные методы, метод психолого-педагогического консилиума и социометрия.

Классный руководитель совместно со всем классом должны определить наличие конфликтов в коллективе, выявить участников конфликтов и определить причины конфликтов, с помощью групповой рефлексии.

Результатом данного этапа является социально-педагогический диагноз. Диагноз формулируется и на его основе выстраивается следующий этап профилактики.

На этапе проектирования подростки должны принять существующие проблемы и осознать важность решения данных проблем, совместно с классным руководителем и педагогом-психологом выбрать направление и способы решения данных проблем. Методы, которые могут им в этом помочь: самопринятие, моделирование собственной личности.

Классный руководитель с педагогом-психологом помогают подросткам в выборе направления решения проблем и производят подбор необходимых программ профилактики.

На классном часу классный руководитель вводят правила поведения в коллективе, определяют направления коллективной деятельности, придумывают совместные мероприятия, просоциальную коллективную деятельность и распределяют обязанности членов группы относительно выбранной деятельности. На данном этапе можно использовать методы: дискуссия, мозговой штурм, проектирование.

Деятельностный этап содержит в себе активное участие подростков в программе и мероприятиях, направленных на профилактику буллинга, выстраивание нормальных взаимоотношений со сверстниками и знакомство со способами решения конфликтных ситуаций.

Данные мероприятия проводит классный руководитель и педагог-психолог, их главной задачей является воспитать в потенциальных «обидчиках» моральные и гуманистические ценности, толерантность, научить их понимать свои эмоции и реализовывать их в социально-приемлемых формах.

При работе с потенциальными «жертвами» классный руководитель и педагог-психолог должны создавать необходимые условия для формирования адекватной самооценки снизить уровень тревожности, развивать эмоциональную устойчивость и коммуникативные навыки.

Работая со «свидетелями» буллинга необходимо развивать просоциальную активность и социальную ответственность. На данном этапе при работе с потенциальными членами ситуации буллинга можно использовать такие методы как беседа, воспитывающие ситуации, тренинг, игры, метод социальной пробы.

Классный руководитель должен организовывать совместную коллективную деятельность, создавать условия для самоопределения личности в группе и поддерживать благоприятный социальнопсихологический климат в коллективе подростков. При работе с классом классный руководитель и педагог-психолог могут использовать метод перспективных линий, методика КТД, тренинг по сплочению коллектива и на выявление лидера.

Класс на данном этапе должен развивать формальные и неформальные взаимоотношения и создавать необходимые условия для развития позитивного социально-психологического климата в классе. Работа с каждым отдельным потенциальным участником буллинга и работа со всем классом вместе взаимосвязаны между собой так, что действия одного субъекта находятся в поле внимания других. На этапе рефлексии все субъекты профилактики осуществляют диагностику и соотносят полученные результаты с необходимыми – насколько развиты социальная и коммуникативная компетенции. После этого выстраивают план дальнейшей работы, ставят новые цели.

Потенциальные «обидчики», «жертвы» и «свидетели» используют методы самонаблюдения, самоанализа и самоотчета.

Классный руководитель и педагог-психолог используют метод рефлексивного дневника, и вместе с классом используется метод групповой рефлексии.

Данная модель педагогической поддержки потенциальных участников буллинга в подростковой среде, основанная на идеях образования сплоченного и педагогики поддержки, принципиально отличается от привычных подходов к профилактике буллинга в классе. Главное отличие заключается в том, что данная модель основывается на предельной индивидуализацией воспитательной деятельности, ориентированной на ситуацию «здесь и теперь», на индивидуальности каждого подростка и школьного класса в целом.

Модель педагогической поддержки структурирована и раскрывает содержание деятельности каждого субъекта профилактики буллинга, охватывает классного руководителя, работающего совместно с педагогомпсихологом и всех участников буллинг структуры. Она имеет научнообоснованную, спланированную и целенаправленную систему взаимодействия обучающихся, классного руководителя и всего класса. Педагогическая поддержка потенциальных участников буллинга позволяет предупредить буллинг и создать условия для самореализации всех участников группы в деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели методы работы профилактики буллинга. Профилактика проводится как в образовательной организации в целом, так и в каждом отдельном классе.



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью теоретического анализа мы определили, что буллинг является насилием, которое осуществляется систематически продолжительное время, одним человеком или группой лиц, по отношению к человеку, который не может себя защитить.

Основными причинами буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в детско-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».

Важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными

«обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.

В ходе практического исследования была проведена диагностика на наличие буллинга в классах, на выявление потенциальных «жертв».

В связи с этим коллективу педагогов предложена программа по профилактике буллинга среди подростков, которая включала в себя задачи по формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижение агрессивных реакций, оптимизацию межличностных отношений, развитие толерантности.

Поставленная цель исследования была достигнута. Явных случаев буллинга в классах, опрошенных нами, не выявлено. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга и его профилактики в подростковой среде были выполнены. Была проведена диагностика и предложена программа по профилактике буллинга среди подростков, которая должна помочь коллективу школы решать проблему травли. Гипотеза исследования была подтверждена







ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследования и культурный феномен. – Журнал высшей школы экономики. Психология., 2013, т. 10, №3, с. 149- 159

2. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // «Вестник Мининского университета». – 2016. – № 2. – С. 3-9.

3. Горлова И. Ю., Кузнецова О. З. Буллинг в образовательных учреждениях //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – Спецвыпуск № 6.

4. Кривцова, С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С. В. Кривцова. – М.: ФИРО. – 2011.

5. Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России. Образовательная политика, т. 3, №73, 2016, с. 2-25.

6. Норкина Е. Г. Методика на выявление «буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 3(8). – С. 170-174.

7. Травля — Википедия (wikipedia.org)

8. Шапкина А.Н. Из опыта антибуллинговой работы в Германии. / А.Н. Шапкина – М.: Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2015 (3), том 2. – С. 59 – 68.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1



28.04.1999

14-ти летний Тодд Смит Кэмерон открыл стрельбу в коридоре старшей школы Майерса (Канада).

1 человек погиб, 1 человек получил ранение.

Травля в школе.



14.12.2012

20-ти летний Адам Лэнза совершил нападение на начальную школу «Сэнди-Хук»

28 погибших, из которых 20 – дети   6-7 лет, 2 человека ранены.

По словам бывших одноклассников Лэнзы, он был замкнутым, избегал общения с людьми. У Лэнзы был диагностирован синдром Аспергера. У людей с этим синдромом слабо развиты социальные способности.



21.03.2005

16-ти летний Джеффри Уиз устроил массовое убийство в школе Ред-Лейка (Миннесота, США).

За 9 минут успел убить 9 человек и ранить еще 5.

Травля в школе.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Анкета для изучения психологического климата в классе (Л.Г. Федоренко)

Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающий Ваше мнение.

1. С каким настроением Вы обычно идете в школу?

1)Всегда с хорошим настроением;

2)с хорошим чаще, чем с плохим;

3)с равнодушием;

4)с плохим чаще, чем с хорошим;

5)всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли Вам люди, которые учатся вместе с Вами?

1)Да, нравятся;

2)многие нравятся, некоторые - нет;

3)безразличны;

4)некоторые нравятся, но многие - нет;

5)никто не нравится.

3. Бывает ли у Вас желание перейти в другой класс?

1)Никогда не бывает;

2)редко бывает;

3)мне все равно где учиться;

4)часто бывает;

5)думаю об этом постоянно.

4. Устраивает ли Вас учеба в школе?

1)Учебой вполне доволен;

2)скорее доволен, чем недоволен;

3)учеба для меня безразлична;

4)скорее недоволен, чем доволен;

5)совершенно недоволен учебой.

5. Как, по Вашему мнению, относится к Вам классный руководитель? 1)Очень хорошо;

2)хорошо;

3)безразлично;

4)скорее недоволен;

5)очень плохо.

6. В какой форме обращаются к Вам чаще преподаватели?

1)Убеждают, советуют, вежливо просят;

2)чаще в вежливой форме, иногда грубо;

3)мне это безразлично;

4)чаще в грубой форме, иногда вежливо;

5)в грубой форме, унижающей достоинство.

Обработка результатов: За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам.

6-12 баллов - школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.

13-18 баллов - человеку скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.

19-30 баллов - учащийся оценивает психологический климат в классе как очень плохой.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Метод незаконченных предложений (С. Леви)

«Неоконченные предложения»

Я не люблю, когда мои одноклассники …

Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе …

Мне грустно, когда в классе …

Мне плохо, когда мои одноклассники …

Я хочу, чтобы наш класс…

Я переживаю, когда в классе…

Меня не устраивает в классе …

Мне радостно и хорошо в классе, когда …

Мне нравится, когда мои одноклассники …

Я бы посоветовал (а) своим одноклассникам …

Я уважаю своих одноклассников, когда …

Я боюсь, что одноклассники ...

Мне нравится, когда наш класс…

Я горжусь своим классом, когда …

Я хочу, чтобы наш класс …


20