Мунициппальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3
Тутаевского муниципального района
Ярославской области
Индивидуальный образовательный маршрут
( программа дефектологического сопровождения)
обучающегося 6 Г класса
……………………………………………..
Учитель-дефектолог: Наборщикова Е.В
г.Тутаев 2020
Пояснительная записка
Актуальность программы. По результатам психолого-медико-педагогического обследования ребенок имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Таким образом, учащийся является ребенком с ограниченными возможностями здоровья в соответствие со ст. 2 гл. I. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ». ………………….рекомендована адаптированная общеобразовательная программа с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка.
Дефектологическое обследование в начале учебного года показало, что у мальчика общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация в пределах возрастной нормы, знания о временах года сформированы достаточно, кругозор неограничен. Сформированность понятия числа, числовой последовательности: навык сформирован до 1000 и более. Вычислительный навык сформирован частично: допускает ошибки при вычитании и сложении многозначных чисел, при делении и умножении многозначного числа на трехзначное требуется помощь учителя. Навык решения задач: задачи с двумя, тремя действиями решает с помощью учителя, требуется направляющая помощь. Навык орфографического письма под диктовку: допускает не большое количество ошибок. Грамматическое задание выполнил с ошибками , имеются синтаксические и пунктационные ошибки. Темп чтения сформирован, техника чтения остаточная для возрастной нормы (70 слов). Способ чтения словесный. Навыки работы с текстом сформированы достаточно, выделяет главную мысль, может озаглавить текст и разделить его на смысловые части. Общая характеристика учебной деятельности: учебная мотивация средняя, самостоятельную работу осуществляет, способность к волевому усилию сформирована достаточно.
Адресат программы. Учащийся 6 класса.
Дата рождения: 07.09.2008 г.
Форма обучения: очная
Направленность программы. Рекомендована организация психолого-медико-педагогической помощи: занятия с дефектологом по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу), практические (тренировочные упражнения) и другие.
Тип занятий: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная.
Объем программы – общее количество часов: 68 часа.
Срок освоения программы: 1 учебный год.
Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительностью по 30 минут.
Цели и задачи программы
Цель: развитие и коррекция недостатков познавательных процессов, представлений об окружающей действительности, способствующее формированию школьно-значимых умений и навыков и приёмов умственной деятельности.
Задачи:
Формирование учебных навыков: чтения, счёта;
Формирование и развитие мыслительных операций;
Коррекция и развитие мышления, внимания, памяти;
Формирование и развитие пространственно-временной ориентировки;
Расширение словарного запаса;
Развитие связной речи;
Воспитание самостоятельности в работе;
Формирование произвольной деятельности.
Учебно-тематический план 38ч
(II полугодие 2020-2021 уч. г)
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Стартовая и итоговая дефектологическая диагностика | 4 |
2 | Развитие и коррекция внимания | 4 |
3 | Развитие и коррекция памяти | 4 |
4 | Развитие и коррекция мышления | 4 |
4 | Формирование учебных навыков: чтения, счёта | 22 |
| Итого | 38 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Стартовая дефектологическая диагностика | 2 | |
Развитие и коррекция внимания(4) |
3 | Упражнения на развитие сосредоточенности внимания. | 1 | |
4 | Упражнения на развитие концентрации внимания. | 1 | |
5 | Упражнения на развитие произвольного внимания. | 1 | |
5 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 | |
Развитие и коррекция памяти(4) |
6 | Тренировка непосредственной и смысловой вербальной памяти. | 1 | |
7 | Пословицы и поговорки. Игра «Запомни сочетание фигур». | 1 | |
8 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | |
9 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». | 1 | |
Развитие и коррекция мышления(4) |
10 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обобщение. | 1 | |
11 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Классификация. | 1 | |
12 | Нахождение закономерностей. | 1 | |
13 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. | 1 | |
| Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта | 22 | |
14 | Нумерация чисел в пределах 1 000 (повторение изученного в 5 классе) .Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек. школа) стр. 4-7 | 2 | |
15 | Нумерация чисел в пределах 1 000 (повторение изученного в 5 классе) .Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек. школа) стр. 8-11 | 2 | |
16 | Нумерация чисел в пределах 1 000 (повторение изученного в 5 классе) .Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек .школа) стр. 12-14 | 2 | |
12 | Нумерация чисел в пределах 10 000 Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек .школа) стр. 14-16 | 2 | |
13 | Нумерация чисел в пределах 10 000 Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек .школа) стр. 17-19 | 2 | |
14 | Арифметические действия над числами в пределах 10 000 Сложение и вычитание многозначных чисел . Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек школа) стр. 20-22 | 2 | |
15 | Арифметические действия над числами в пределах 10 000 Сложение и вычитание многозначных чисел. Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек школа) стр. 20-22 | 2 | |
16 | Арифметические действия над числами в пределах 10 000 Сложение и вычитание многозначных чисел . Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек школа) стр. 23-25 | 2 | |
17 | Арифметические действия над числами в пределах 10 000 Сложение и вычитание многозначных чисел . Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек школа) стр. 26-28 | 2 | |
18 | Арифметические действия над числами в пределах 10 000 Умножение и деление многозначных чисел . Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек школа) стр. 29 - 31 | 2 | |
19 | Арифметические действия над числами в пределах 10 000 Умножение и деление многозначных чисел Тетрадь 6 кл Фадеевой (спец. коррек школа) стр. 31 - 33 | 2 | |
20 | Итоговая дефектологическая диагностика | 2 | |
| Итого | 68 | |
Планируемые результаты программы
В результате усвоения дефектологической программы учащийся научится:
Ориентироваться на сенсорные эталоны;
Узнавать предметы по заданным признакам;
Сравнивать предметы по внешним признакам;
Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости;
Называть обобщающие названия изученных групп предметов;
Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала;
Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала, в том числе с переходом через разряд;
Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике;
Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала;
Составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала;
Сравнивать числа в пределах программного материала;
Составлять и решать задачи в несколько действий;
Сравнивать предмету по величине, цвету, форме;
Знать меры измерения и уметь пользоваться ими;
Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости;
Называть времена года, месяцы времён года, дни недели;
Определять время по часам;
Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
Опосредовать свою деятельность речью.
Условия реализации программы
Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с педагогами и родителями.
К материально-техническим условиям реализации программы относятся:
технические средства обучения (ноутбук),
дидактические пособия,
дидактические игры, наборы сюжетных картинок,
ученическая тетрадь.
Формы контроля
Программа включает в себя обязательную дефектологическую диагностику, которая проводится в начале и в конце учебного года, нацеленную на определение динамики развития учащегося с интеллектуальной недостаточностью.
Список литературы
Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991.
Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006
Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
Жукова Н.С. Букварь : учебное пособие / Н.С. Жукова ; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной. – М.: Эксмо, 2013. – 96 с.: ил. 17.Игнатьева Т.В. Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник/ Т.В. Игнатьева, Л.Е.Тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 190, [2] с.
Талызина Н.Ф. «Формирование приемов математического мышления», 2003.
Фридман Л.М. «Логико- психологический анализ школьных учебных задач», 2002.
Методические рекомендации по созданию условий, способствующих развитию логического мышления [Электронный ресурс]. – http://www.zavuch.info/ component/mtree/nachal/mathemnach/nachmatinoe/rasvit-logic-michl.
Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000 г.
12.Фадеева С.В. Рабочая тетрадь по математике : для учащихся 6 класса специаль-
ных (коррекционных) образовательных учреждений / С.В. Фадеева. —
М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 79 с. : ил.