КОУ "Средняя школа № 4 (очно-заочная)"
Тема выступления: " Индивидуальный образовательный маршрут
как одно из условий повышения качества образования в школе пенитенциарной системы"
Подготовила:
учитель химии
Ракитянская Лариса Геннадьевна
г. Омск
Слайд 1.
Индивидуальный образовательный маршрут
как одно из условий повышения качества образования в школе пенитенциарной системы
Индивидуализация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач каждой образовательной организации.
Слайд 2. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Сравнительный анализ успеваемости и качества образования в нашей школе показал, что за три учебных года успеваемость остается стабильной, а качество образования снизилось.
Главная задача школы – дать качественное образование для всех обучающихся, предложить разнообразные программы и методы обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Большинство обучающихся в нашей школе имеют:
- педагогическую запущенность по всем основным предметам школьной программы;
- длительный перерыв в обучении;
- низкую мотивацию к обучению.
Из выше сказанного, становится понятно, что для повышения качества образования обучающихся-осужденных необходима индивидуализация обучения.
Слайд 3. Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебной деятельности, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование осуществимо с помощью построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)?
Слайд 4. ИОМ - определенная последовательность изучения предмета, выбранная для конкретного обучающегося, учитывающая его возможности и особенности.
ИОМ – это персональный путь реализации личностного потенциала.
ИОМ - способ самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения.
ИОМ - специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку, а значит повысить мотивацию.
ИОМ помогает ученику выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета, анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и искать пути преодоления трудностей, позволяет делать процесс обучения более целенаправленным и осмысленным.
Слайд 5. Проблема в том, как создать индивидуальный образовательный маршрут для ученика?
Универсального рецепта и систематизированной теоретической основы создания индивидуального образовательного маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогической деятельности.
Нашей группой были разработаны ИОМ для обучающихся, дидактический материал, который может быть использован при построении ИОМ. (Демонстрация ИОМ по химии и информатике)
Слайд 6. Создание индивидуального образовательного маршрута предполагает несколько этапов работы.
Диагностический этап.
На этом этапе проводится комплексная диагностика педагогами уровня сформированности компетентностей и различных УУД, связанных с проблемами данного обучающегося.
Изучаются:
- уровень остаточных знаний по предмету на момент поступления в школу (диагностическая работа, входная работа, тестирование по предмету);
- уровень учебной мотивации (педагог-психолог);
- психологические особенности обучающегося (педагог-психолог).
Этап формулировки цели и задач ИОМ.
Исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
- содержание, подлежащее усвоению;
- виды деятельности по усвоению учебного содержания;
- ожидаемые индивидуальные результаты;
- формы контроля.
Этап разработки мероприятий.
На этом же этапе идет планирование ИОМ. Построение маршрута зависит от уровня знаний и компетентностей обучающегося, психологических особенностей (особенности памяти, внимания, работоспособности), уровня познавательной активности, потребности в опеке и внимании со стороны педагога.
Работа по ИОМ.
Обучающийся работает по индивидуальному образовательному маршруту. Изучает опорные конспекты, таблицы, электронные образовательные ресурсы, консультируется по возникающим вопросам у учителя-предметника, выполняет самостоятельные и практические работы, проходит промежуточные тесты. Для обучающегося создаётся брошюра с формулами и формулировками основных понятий. В случае затруднения выполнения заданий определённой тематики в маршрутный лист вносятся корректировки, на изучение сложной темы выделяется дополнительное время, проводятся дополнительные консультации, подбираются облегчённые задания.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть коротким и длинным. У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев. Его можно начать применять в течение всего учебного года, по мере поступления обучающихся в образовательное учреждение. Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять обучающимся возможность выбора. Конечно, в нашу школу приходят ученики с разным уровнем подготовки и разным уровнем развития. Поэтому и ИОМ может быть представлен по разному. Представляю разработанный маршрут урока по теме «Серная кислота».
Индивидуальный образовательный маршрут способен перейти от маршрута устраняющего пробелы, к маршруту выводящему ученика на качественно новый уровень получения образования, он способен перерасти в маршрут готовящий ученика к олимпиадам и конкурсам.
Подведение итогов.
Выполняет итоговую контрольную работу.
Интеграция с другими специалистами.
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов. Необходимо отметить, что данный этап подвижен.
Например, тема «Строение атома» изучается в 7 классе на уроках физики.
7. Рефлексивно-оценочный этап. Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности (в виде схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ученика. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.
Формы подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте могут быть разными. Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся может провести по анкете самоанализа, а учитель - опираясь на оценочные таблицы.
Слайд 7. Таким образом, составление индивидуальных образовательных маршрутов направлено в первую очередь на то, чтобы:
создать условия, при которых каждый ученик, используя свои познавательные возможности, сможет получать нужные знания;
вызвать у учащихся желание активно добывать знания, развивать познавательные мотивы;
показать учащимся различные способы «добычи» знаний, обогатить способами познавательной деятельности.
Слайд 8. Ожидаемые результаты применения
индивидуальных образовательных маршрутов
Применение индивидуальных образовательных маршрутов позволит:
Для обучающихся:
устранить пробелы в знаниях, повысить уровень заинтересованности в обучении;
продвинуться во всех образовательных областях;
поставить собственную цель в изучении конкретной темы;
выбрать оптимальную форму и темп обучения;
осуществить оценку и корректировку своей деятельности.
Для педагогов:
овладеть технологией проектирования и реализации ИОМ;
использовать индивидуальное обучение не эпизодически, а в системе.
Для школы:
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
6