СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Индивидуальный образовательный маршрут как одно из условий повышения качества образования в школе пенитенциарной системы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Индивидуальный образовательный маршрут как одно из условий повышения качества образования в школе пенитенциарной системы"»

КОУ "Средняя школа № 4 (очно-заочная)"












Тема выступления: " Индивидуальный образовательный маршрут

как одно из условий повышения качества образования в школе пенитенциарной системы"











Подготовила:

учитель химии

Ракитянская Лариса Геннадьевна













г. Омск


Слайд 1.

Индивидуальный образовательный маршрут

как одно из условий повышения качества образования в школе пенитенциарной системы


Индивидуализация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий на сегодняшний день являются одной из приоритетных задач каждой образовательной организации.

Слайд 2. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Сравнительный анализ успеваемости и качества образования в нашей школе показал, что за три учебных года успеваемость остается стабильной, а качество образования снизилось.

Главная задача школы – дать качественное образование для всех обучающихся, предложить разнообразные программы и методы обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.

Большинство обучающихся в нашей школе имеют:

- педагогическую запущенность по всем основным предметам школьной программы;

- длительный перерыв в обучении;

- низкую мотивацию к обучению.

Из выше сказанного, становится понятно, что для повышения качества образования обучающихся-осужденных необходима индивидуализация обучения.

Слайд 3. Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебной деятельности, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование осуществимо с помощью построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)?

Слайд 4. ИОМ - определенная последовательность изучения предмета, выбранная для конкретного обучающегося, учитывающая его возможности и особенности.

ИОМ – это персональный путь реализации личностного потенциала.
ИОМ -
способ самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения.
ИОМ - специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку, а значит повысить мотивацию.

ИОМ помогает ученику выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета, анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и искать пути преодоления трудностей, позволяет делать процесс обучения более целенаправленным и осмысленным.

Слайд 5. Проблема в том, как создать индивидуальный образовательный маршрут для ученика?

Универсального рецепта и систематизированной теоретической основы создания индивидуального образовательного маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогической деятельности.

Нашей группой были разработаны ИОМ для обучающихся, дидактический материал, который может быть использован при построении ИОМ. (Демонстрация ИОМ по химии и информатике)

Слайд 6. Создание индивидуального образовательного маршрута предполагает несколько этапов работы.

  1. Диагностический этап.

На этом этапе проводится комплексная диагностика педагогами уровня сформированности компетентностей и различных УУД, связанных с проблемами данного обучающегося.

Изучаются:

- уровень остаточных знаний по предмету на момент поступления в школу (диагностическая работа, входная работа, тестирование по предмету);

- уровень учебной мотивации (педагог-психолог);

- психологические особенности обучающегося (педагог-психолог).

  1. Этап формулировки цели и задач ИОМ.

Исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:

- содержание, подлежащее усвоению;

- виды деятельности по усвоению учебного содержания;

- ожидаемые индивидуальные результаты;

- формы контроля.

  1. Этап разработки мероприятий.

На этом же этапе идет планирование ИОМ. Построение маршрута зависит от уровня знаний и компетентностей обучающегося, психологических особенностей (особенности памяти, внимания, работоспособности), уровня познавательной активности, потребности в опеке и внимании со стороны педагога.

  1. Работа по ИОМ.

Обучающийся работает по индивидуальному образовательному маршруту. Изучает опорные конспекты, таблицы, электронные образовательные ресурсы, консультируется по возникающим вопросам у учителя-предметника, выполняет самостоятельные и практические работы, проходит промежуточные тесты. Для обучающегося создаётся брошюра с формулами и формулировками основных понятий. В случае затруднения выполнения заданий определённой тематики в маршрутный лист вносятся корректировки, на изучение сложной темы выделяется дополнительное время, проводятся дополнительные консультации, подбираются облегчённые задания.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть коротким и длинным. У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев. Его можно начать применять в течение всего учебного года, по мере поступления обучающихся в образовательное учреждение. Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять обучающимся возможность выбора. Конечно, в нашу школу приходят ученики с разным уровнем подготовки и разным уровнем развития. Поэтому и ИОМ может быть представлен по разному. Представляю разработанный маршрут урока по теме «Серная кислота».

Индивидуальный образовательный маршрут способен перейти от маршрута устраняющего пробелы, к маршруту выводящему ученика на качественно новый уровень получения образования, он способен перерасти в маршрут готовящий ученика к олимпиадам и конкурсам.

  1. Подведение итогов.

Выполняет итоговую контрольную работу.

  1. Интеграция с другими специалистами.

Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов. Необходимо отметить, что данный этап подвижен.

Например, тема «Строение атома» изучается в 7 классе на уроках физики.

7. Рефлексивно-оценочный этап.  Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности (в виде схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ученика. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.

Формы подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте могут быть  разными. Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся может провести по анкете самоанализа, а учитель - опираясь на оценочные таблицы.

Слайд 7. Таким образом, составление индивидуальных образовательных маршрутов направлено в первую очередь на то, чтобы:

  • создать условия, при которых каждый ученик, используя свои познавательные возможности, сможет получать нужные знания;

  • вызвать у учащихся желание активно добывать знания, развивать познавательные мотивы;

  • показать учащимся различные способы «добычи» знаний, обогатить способами познавательной деятельности.





Слайд 8. Ожидаемые результаты применения

индивидуальных образовательных маршрутов



 Применение индивидуальных образовательных маршрутов позволит:

Для обучающихся:

устранить пробелы в знаниях, повысить уровень заинтересованности в обучении;

продвинуться во всех образовательных областях;

поставить собственную цель в изучении конкретной темы;

выбрать оптимальную форму и темп обучения;

осуществить оценку и корректировку своей деятельности.

 Для педагогов:

овладеть технологией проектирования и реализации ИОМ;

использовать индивидуальное обучение не эпизодически, а в системе.

Для школы:

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 


6