«Одаренность человека – это
маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Индивидуальный образовательный маршрут, как средство
выявления и развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и самореализации личности.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость индивидуально-дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам (индивидуальным образовательным маршрутам, далее - ИОМ).
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми, основанных на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Нормативно-правовая база ИОМ:
Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.09 2012 № 02-02-82/ 5598 «Об организации системной работы с одаренными детьми»;
Постановление правительства Свердловской области от 11.10.2010г. № 1472-ПП об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015 годы.
Отличительные характеристики одаренных детей:
активны, интересуются разными сферами жизни, задают много вопросов;
быстро запоминают услышанное или прочитанное;
на занятиях всё схватывают на лету;
отличаются оригинальностью мышления, предлагают неожиданные решения;
имеют способность к одному или нескольким видам деятельности, где достигают гораздо более высоких результатов, чем сверстники.
легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Принципы выявления одаренных детей:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
использование тренинговых методов;
подключение к оценке одаренного ребенка специалистов (психолог, логопед, инструктор ФК).
Виды одарённости:
Таблица №1.
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | Общая одаренность (интеллектуальная; творческая) Специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности | творческая; академическая; психомоторная коммуникативная |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития | С нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная) |
По степени сформированности | актуальная; потенциальная |
Форма проявления | явная; скрытая |
Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны в таблице № 2.
Таблица №2
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Для каждого вида существует свой набор методик диагностики.
Для выявления одарённости можно использовать различные методики:
Оценка общей одаренности А. И. Савенкова;
«Карта одарённости» А. И. Савенкова;
"Карта одаренности" Хаана и Каффа;
Определение интенсивности познавательной потребности по В. С. Юркевичу;
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А. А. Лосевой и другие
Определить уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:
Беседа с ребенком - самый простой и элементарный способ узнать о его способностях и склонности к музыке. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Можно поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки.
Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).
Беседа с ребенком должна преследовать две цели:
1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов. Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.
2) Определить интерес ребенка к музыке и творчеству:
• Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?
• Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?
• Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультфильма или фильма)?
• Какие мультфильмы или фильмы он любит смотреть и почему?
• Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?
• Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.
Так можно определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.
Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).
Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.
О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:
• повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;
• явное проявление интереса к звучанию музыки;
• яркое эмоциональное проявление радости во время звучания любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);
• ребенок любит слушать разную музыку, не только детские песни.
Важно для достижения успеха:
• интерес, склонность ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.
Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.
Определение музыкальности у детей в дошкольном возрасте
Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 4-7 лет.
1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:
• Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.
2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.
• Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).
• Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта.
Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.
3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.
Индивидуальный образовательный маршрут одарённых детей должен строиться на следующих принципах:
обучать на более высоком уровне трудности, на занятиях давать более сложные задания, чем остальным детям;
не наставлять, а помогать;
поощрять проявление инициативы;
учить анализировать и самостоятельно решать проблемы;
учить использовать межпредметные связи для решения задач;
создавать обогащённую предметную и образовательную среду;
обеспечивать ребёнку психолого-педагогическую поддержку;
применять новые образовательные технологии
Этапы построения индивидуального маршрута одарённого ребёнка
Этап наблюдения
Этап диагностики
Этап разработки
Этап реализации
Этап диагностики
Построение индивидуального маршрута одарённого ребёнка
Проанализировав результаты диагностики, принимается решение о привлечении к работе с данным ребенком логопеда, психолога, инструктора по физкультуре – таким образом происходит интеграция с другими специалистами. Каждый задействованный в реализации маршрута специалист планирует свою работу для достижения общей цели. В ИОМ включается работа с родителями, мероприятия по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, по взаимодействию с социальными партнёрами. ИОМ включает в себя определение целей, задач маршрута и времени, которое будет затрачено на их реализацию. Разрабатывается календарно-тематический план, подбираются темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели, формы занятий, приемы и методы, а так же формы определения итогов.
Индивидуальный образовательный маршрут
для музыкально одарённого ребёнка (вокал)
1. Титульный лист:
ФИО ребенка. Иванова Аня
Возраст ребенка (год, месяц).
2. Характеристика ребёнка, включая черты характера, сведения о семье, медицинское заключение.
3. Диагностика одаренности:
по широте проявлений: специальная одаренность
по типу предпочитаемой деятельности: творческая (вокальная)
по интенсивности проявлений: повышенная способность к обучению (способная)
по темпу психического развития: с нормальным темпом психического развития
по возрастным особенностям проявления: стабильная
по степени сформированности: актуальная
форма проявления: явная
4. Результаты психологической диагностики.
5. Результаты педагогической диагностики.
У девочки ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонирует, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Умения в вокальной деятельности:
Критерии | Показатели | Уровень |
Особенности голоса | Сила звука | Голос не очень сильный, но может петь непродолжительное время достаточно громко |
Особенности тембра | Голос звонкий |
Певческий диапазон | Диапазон в пределах возрастной нормы |
Развитие дыхания | Продолжительность дыхания (на звук -м-) | 13-15 сек. |
Задержка дыхания на вдохе | 14-15 сек. |
Развитие звуковысотного слуха | Точность интонирования | Чисто поет отдельные фрагменты мелодии на фоне общего направления движения мелодии |
Различение звуков по высоте | Различает по высоте в пределах 6 и 5 |
Вокально-хоровые навыки | Певческая установка | Удерживает правильную позу без напоминания |
Звуковедение | Поет естественным голосом, без напряжения |
Дикция | Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении. |
Дыхание | Дыхание произвольное, не всегда берется между фразами |
Умение петь в ансамбле | Старается петь вместе с товарищами, быстро реагирует на замечания. Не выкрикивает. |
Выразительность | Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций, чувствуется небольшая зажатость |
6. Цель и задачи ИОМ:
Конкретный ИОМ создан для ребёнка с высоким уровнем развития вокальных навыков и певческих умений, высоким уровнем развития музыкальности.
Цель индивидуального образовательного маршрута
Интенсификация развития вокальных навыков и певческих умений, поддержка интереса ребёнка к пению, развитие музыкальных (певческих) способностей.
Задачи индивидуального образовательного маршрута
1. На основе изучения детских песен, разных вокальных произведений, современных эстрадных песен расширять знания ребёнка о певческой культуре, вокальном разнообразии, обогащать слуховой опыт.
2. Развивать в комплексе музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
3. Освоить основы исполнительской выразительности, вокальной выразительности, сценической культуры, пения в коллективе.
4. Развивать индивидуальные творческие способности ребёнка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приёмы вокального исполнения.
5. Обеспечить потребность в вокальной музыке. Создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности и самореализации для ребёнка.
7. Основные принципы работы
Активизация познавательной, коммуникативной, музыкально-художественной и практической деятельности ребёнка; равноправный диалог педагога с ребёнком; учёт потребностей и интересов одарённого ребёнка; создание ситуаций успешности, подкрепление достижений ребёнка.
8. Формы и методы работы
Побуждать к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире; приучать посильно преобразовывать окружающее, совершенствовать культуру своего поведения; создавать ситуации, побуждающие к творческим проявлениям и практическим действиям.
9. Средства обучения
Музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями ребёнка; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; CD диски.
Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости, художественной выразительности и событийности песенного репертуара. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место широкое варьирование. (Указывается основной репертуар для пения.)
Маршрут рассчитан на два года.
Возраст ребёнка: 5–7 лет.
Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25 минут.
Форма: индивидуальные занятия (могут приобретать разнообразные форматы).
10. Планируемый результат
Повышенный интерес к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению: пение соло, участие в концертах.
Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата.
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности: вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении.
Участие в конкурсах и концертах, способность двигаться под музыку.
Умение исполнять длительные и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм.
Выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры.
Самостоятельно давать оценку качеству пения.
Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Долгосрочная цель сопровождения:
- создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей; формирование успешности, креативности в разных видах музыкальной деятельности; формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, развитие творческих проявлений.
Задачи:
- научить выразительному пению без лишнего напряжения мышц – петь свободно, легким подвижным звуком (с «движением вперед»), петь плавным напевным звуком (ощущение полной свободы голосового аппарата).
- научить правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный короткий вдох), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.
- максимально расширить диапазон посредством упражнений.
- научить петь в ансамбле
- развитие музыкальных способностей ребенка;
- совершенствование и расширение системы дополнительного образования;
- вовлечение в конкурсы на различном уровне;
- создание насыщенной предметно-развивающей музыкальной среды
- совместно с родителями разработать план сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей и поддержки сильных сторон личности ребенка;
- повышение самооценкии уверенности в себе.
11. Субъекты воспитательно-образовательного процесса, задействованных в реализации ИОМ.
Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения
(логопед, психолог, инструктор по физической культуре, родители).
Музыкальный руководитель |
Содержание работы | Формы работы | Сроки проведения |
- Составление перспективного планирования. - Организация участия в конкурсах и праздниках. - Диагностика развития музыкальных способностей. - Работа с родителями. - Постановка целей и задач на следующий год. | Индивидуальные и групповые занятия | Планирование, дополнительно 1 раз в неделю |
Родители |
Содержание работы | Формы работы | Сроки проведения |
- поддержка интересов ребенка - создание индивидуальных условий для творчества - помощь в подготовке к конкурсам, пошив костюмов, - посещение театров, выставок, концертов - дополнительное образование – танцевальная студия. | Беседы Совместная деятельность | В течение года |
Ребенок |
Содержание работы | Формы работы | Сроки проведения |
- участие в праздниках и развлечениях - участие в конкурсах - выступление в танцевальной и вокальной студии | Индивидуально | В течение года |
Специалисты |
12. Проектирование индивидуальной образовательной траектории
Основные направления развития ребёнка | Формы, приёмы и методы работы | Предполагаемый результат | сроки |
Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма. Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений. | Игры - упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных; Дидактические игры; Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией; Распевки; Пальчиковые и подвижные игры; Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов; Подготовка к вокальным конкурсам; Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями; Индивидуальные консультации для родителей; Совместное проведение мастер-классов для родителей; | Наличие интереса к вокальному искусству; Стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); Проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; Умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. Пение в ансамбле. | В течение года |
13. Календарно-тематический план
месяц | Этапы работы | Содержание |
сентябрь | 1. Подбор диагностических методик. 2. Изучение индивидуаль- ных особенностей и интересов дошкольника. 3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка на НОД. 4. Знакомство с певческой установкой. 5. Развитие певческого дыхания 6. Работа над правильным звукообразованием 7. Овладение навыками пения легато. 8. Подготовка буклета «Способные дети – особое внимание!» | Дыхательные упражнения без звука, звуковые. Фонопедические упражнения Артикуляционная гимнастика Игры с пением Музыкально - ритмические движения Песня «Пешки-ложки» Сл. В. Приходько Муз. Ю. Турнянского |
Октябрь | - Расширять диапазон и силу звучания голоса. Тренировать свободу звучания с мягкой атакой. -Выступление на осеннем утреннике - Участие в конкурсе «Звездочки» - Анкета для родителей | - Игра «звукоподражания» - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.) - Знакомство с нюансами и динамикой - Фонопедические упражнения В.Емельянова - Детский фольклор - музыкальные игры и загадки. - Презентация «Календарные песни » - Песня «Осенняя песенка» Т.Агафонова |
Ноябрь | - работа над певческой дикцией и артикуляцией; - работа над чувством ритма -Выступление на конкурсе «А ну-ка,девочки» - Консультация для родителей «Одаренный ребенок в семье» | Прохлопывание ритма Узнавание попевок по графическому изображению Пение по ритмическим картинкам Ритмический аккомпанемент Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Игра «Чики-чики-чикалочки» Инсценирование песни - Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой» Песня: «Дочки и сыночки» ,автор неизвестен |
Декабрь | -Развивать опору звучания на мягкой атаке. - пение в ансамбле - Работа над темпом Выступление на новогоднем утреннике - Привлечение родителей к участию в творческой группе в работе с одаренными детьми ДОУ. | -Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти - Фонопедические упражнения - Телесные игры - Попевки на скорость движения -Электронная музыка для релаксации и медитации -«Полька» А.Жилинский -Скороговорки: Щетинка – у чушки… - Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера - песня “Медвежий сон ” муз А.Варламова |
Январь | - Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений - Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением - Предложить приемы и методы, используемые в работе с одаренными детьми в домашних условиях. | -Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти -Дыхательные упражнения – звукоподражания -пластическое интонирование -Музыка для ритмической гимнастики -Скороговорки: Ткет ткач -Песня: «Снеговик» муз.Л.Петряшевой |
Февраль | -Развитие движений в пространстве сцены - Формирование сценической культуры - Работа над выразительностью | -Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти - Фонопедические упражнения - Этюды на звукоподражание - Воссоздание особенностей речи героев сказок - Озвучивание картин -Скороговорки: Гравер Гаврила. Шли сорок мышей. -Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко» Песня: «Детская дружба» муз.Я.Жабко. |
Март | - Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании - Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям -Участие в конкурсе «Амурские зори» - Участие родителей в музыкальной сказке «Кошкин дом» | -Этюды на пять органов чувств по сказкам «Дюймовочка», «Золушка» -Ритмопластика: Осенние листья Снежинки -Жесты и - Ритмодекламация -Презентация: «Мой оркестр» о разных видах оркестров -игра на шумовых инструментах - А.Джойс «Осенний вальс» -П.Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера. Р.н.п «Во поле берёза стояла» Русская народная прибаутка « Бай, качи-качи» в обр. М.Магиденко «Полька» муз. М.Глинки Русская народная плясовая Песня: «Люблюка» Л.Кнорозова |
Апрель | -Работа над интерпретацией разученных песен - Проявление творческой активности, инициативы | -Дыхательные упражнения - звукоподражания -Упражнение на дыхание - Вокализация при слушании музыки Д.Шостакович «Романс» -П.Чайковский Арабский танец из балета «Щелкунчик» «Болезнь куклы « муз. П.Чайковского -Скороговорки: Полпогреба репы… -Русская народная плясовая Песня: «Солнечный зайчик» муз. Мурадели |
май | - Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей - Проектирование дальнейшего развития музыкальности - Консультация с родителями о целесообразности развития музыкальных способностей в дальнейшем (поступление в музыкальную школу, вокальный коллектив) | -Пластическое интонирование -К.Сен-Санс «Умирающий лебедь» -Скороговорки: Повар Павел… У четырех черепашек -Песня: «Звездный дождь» сл. И муз. С.Ярушина |
14. Достигнутые результаты за всё время действия программы
показ достижений;
выставка работ;
участие в концерте, театрализованной постановке, утреннике;
тест;
конкурсы и фестивали различных уровней;
создание портфолио достижений ребёнка;
открытое занятие.
Заключение.
Дети, имеющие задатки музыкальной одарённости, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – они с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Подводя итог, подчеркну, что одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, создавая новое в различных сферах жизни.