СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут, как средство выявления и развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет педагогам составить ИОМ в работе с одаренным ребенком

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут, как средство выявления и развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях детского сада.»

«Одаренность человека – это

маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе особого внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.


Индивидуальный образовательный маршрут, как средство
выявления и развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях детского сада.


Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и самореализации личности.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость индивидуально-дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам (индивидуальным образовательным маршрутам, далее - ИОМ).

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми, основанных на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Нормативно-правовая база ИОМ:

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.09 2012 № 02-02-82/ 5598 «Об организации системной работы с одаренными детьми»;

  • Постановление правительства Свердловской области от 11.10.2010г. № 1472-ПП об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011-2015 годы.

Отличительные характеристики одаренных детей:

  • активны, интересуются разными сферами жизни, задают много вопросов;

  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;

  • на занятиях всё схватывают на лету;

  • отличаются оригинальностью мышления, предлагают неожиданные решения;

  • имеют способность к одному или нескольким видам деятельности, где достигают гораздо более высоких результатов, чем сверстники.

  • легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

  • существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

  • стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

  • высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Принципы выявления одаренных детей:


  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

  • использование тренинговых методов;

  • подключение к оценке одаренного ребенка специалистов (психолог, логопед, инструктор ФК).



Виды одарённости:

Таблица №1.


Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная

коммуникативная

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

По степени сформированности

актуальная;

потенциальная

Форма проявления

явная;

скрытая


Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны в таблице № 2.

Таблица №2

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Для каждого вида существует свой набор методик диагностики.



Для выявления одарённости можно использовать различные методики:

  • Оценка общей одаренности А. И. Савенкова;

  • «Карта одарённости» А. И. Савенкова;

  • "Карта одаренности" Хаана и Каффа;

  • Определение интенсивности познавательной потребности по В. С. Юркевичу;

  • Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А. А. Лосевой и другие


Определить уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком;

  • Диагностика музыкальных способностей;

  • Наблюдение;

  • Беседа с родителями.



Беседа с ребенком - самый простой и элементарный способ узнать о его способностях и склонности к музыке. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Можно поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Беседа с ребенком должна преследовать две цели:

1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов. Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определить интерес ребенка к музыке и творчеству:

• Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?

• Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?

• Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультфильма или фильма)?

• Какие мультфильмы или фильмы он любит смотреть и почему?

• Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?

• Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.

Так можно определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

• повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;

• явное проявление интереса к звучанию музыки;

• яркое эмоциональное проявление радости во время звучания любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

• ребенок любит слушать разную музыку, не только детские песни.

Важно для достижения успеха:

• интерес, склонность ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.

Определение музыкальности у детей в дошкольном возрасте

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 4-7 лет.

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:

• Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.

• Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).

• Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта.

Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

Индивидуальный образовательный маршрут одарённых детей должен строиться на следующих принципах:

  • обучать на более высоком уровне трудности, на занятиях давать более сложные задания, чем остальным детям;

  • не наставлять, а помогать;

  • поощрять проявление инициативы;

  • учить анализировать и самостоятельно решать проблемы;

  • учить использовать межпредметные связи для решения задач;

  • создавать обогащённую предметную и образовательную среду;

  • обеспечивать ребёнку психолого-педагогическую поддержку;

  • применять новые образовательные технологии

Этапы построения индивидуального маршрута одарённого ребёнка

  • Этап наблюдения

  • Этап диагностики

  • Этап разработки

  • Этап реализации

  • Этап диагностики

Построение индивидуального маршрута одарённого ребёнка

Проанализировав результаты диагностики, принимается решение о привлечении к работе с данным ребенком логопеда, психолога, инструктора по физкультуре – таким образом происходит интеграция с другими специалистами. Каждый задействованный в реализации маршрута специалист планирует свою работу для достижения общей цели. В ИОМ включается работа с родителями, мероприятия по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, по взаимодействию с социальными партнёрами. ИОМ включает в себя определение целей, задач маршрута и времени, которое будет затрачено на их реализацию. Разрабатывается календарно-тематический план, подбираются темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели, формы занятий, приемы и методы, а так же формы определения итогов.

Индивидуальный образовательный маршрут

для музыкально одарённого ребёнка (вокал)

1. Титульный лист:

ФИО ребенка. Иванова Аня

Возраст ребенка (год, месяц).

2. Характеристика ребёнка, включая черты характера, сведения о семье, медицинское заключение.

3. Диагностика одаренности:

по широте проявлений: специальная одаренность

по типу предпочитаемой деятельности: творческая (вокальная)

по интенсивности проявлений: повышенная способность к обучению (способная)

по темпу психического развития: с нормальным темпом психического развития

по возрастным особенностям проявления: стабильная

по степени сформированности: актуальная

форма проявления: явная

4. Результаты психологической диагностики.

5. Результаты педагогической диагностики.

У девочки ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонирует, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.

Умения в вокальной деятельности:

Критерии

Показатели

Уровень

Особенности голоса

Сила звука

Голос не очень сильный, но может петь непродолжительное время достаточно громко

Особенности тембра

Голос звонкий

Певческий диапазон

Диапазон в пределах возрастной нормы

Развитие дыхания

Продолжительность дыхания (на звук -м-)

13-15 сек.

Задержка дыхания на вдохе

14-15 сек.

Развитие звуковысотного слуха

Точность интонирования

Чисто поет отдельные фрагменты мелодии на фоне общего направления движения мелодии

Различение звуков по высоте

Различает по высоте в пределах 6 и 5

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка

Удерживает правильную позу без напоминания

Звуковедение

Поет естественным голосом, без напряжения

Дикция

Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении.

Дыхание

Дыхание произвольное, не всегда берется между фразами

Умение петь в ансамбле

Старается петь вместе с товарищами, быстро реагирует на замечания. Не выкрикивает.

Выразительность

Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций, чувствуется небольшая зажатость



6. Цель и задачи ИОМ:

Конкретный ИОМ создан для ребёнка с высоким уровнем развития вокальных навыков и певческих умений, высоким уровнем развития музыкальности.

Цель индивидуального образовательного маршрута

Интенсификация развития вокальных навыков и певческих умений, поддержка интереса ребёнка к пению, развитие музыкальных (певческих) способностей.

Задачи индивидуального образовательного маршрута

1. На основе изучения детских песен, разных вокальных произведений, современных эстрадных песен расширять знания ребёнка о певческой культуре, вокальном разнообразии, обогащать слуховой опыт.

2. Развивать в комплексе музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально­-слуховые представления, чувство ритма.

3. Освоить основы исполнительской выразительности, вокальной выразительности, сценической культуры, пения в коллективе.

4. Развивать индивидуальные творческие способности ребёнка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приёмы вокального исполнения.

5. Обеспечить потребность в вокальной музыке. Создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности и самореализации для ребёнка.

7. Основные принципы работы

Активизация познавательной, коммуникативной, музыкально­-художественной и практической деятельности ребёнка; равноправный диалог педагога с ребёнком; учёт потребностей и интересов одарённого ребёнка; создание ситуаций успешности, подкрепление достижений ребёнка.

8. Формы и методы работы

Побуждать к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире; приучать посильно преобразовывать окружающее, совершенствовать культуру своего поведения; создавать ситуации, побуждающие к творческим проявлениям и практическим действиям.

9. Средства обучения

Музыкально-­дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями ребёнка; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; CD ­диски.

Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости, художественной выразительности и событийности песенного репертуара. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место широкое варьирование. (Указывается основной репертуар для пения.)

Маршрут рассчитан на два года.

Возраст ребёнка: 5–7 лет.

Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25 минут.

Форма: индивидуальные занятия (могут приобретать разнообразные форматы).

10. Планируемый результат

Повышенный интерес к вокальному искусству; стремление к вокально-­творческому самовыражению: пение соло, участие в концертах.

Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата.

Проявление навыков вокально-­хоровой деятельности: вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении.

Участие в конкурсах и концертах, способность двигаться под музыку.

Умение исполнять длительные и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм.

Выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры.

Самостоятельно давать оценку качеству пения.

Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Долгосрочная цель сопровождения:

- создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей; формирование успешности, креативности в разных видах музыкальной деятельности; формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, развитие творческих проявлений.

Задачи:

- научить выразительному пению без лишнего напряжения мышц – петь свободно, легким подвижным звуком (с «движением вперед»), петь плавным напевным звуком (ощущение полной свободы голосового аппарата).

- научить правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный короткий вдох), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.

- максимально расширить диапазон посредством упражнений.

- научить петь в ансамбле

- развитие музыкальных способностей ребенка;

- совершенствование и расширение системы дополнительного образования;

- вовлечение в конкурсы на различном уровне;

- создание насыщенной предметно-развивающей музыкальной среды

- совместно с родителями разработать план сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей и поддержки сильных сторон личности ребенка;

- повышение самооценкии уверенности в себе.

11. Субъекты воспитательно-образовательного процесса, задействованных в реализации ИОМ.

Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения

(логопед, психолог, инструктор по физической культуре, родители).



Музыкальный руководитель

Содержание работы

Формы работы

Сроки проведения

- Составление перспективного планирования.

- Организация участия в конкурсах и праздниках.

- Диагностика развития музыкальных способностей.

- Работа с родителями.

- Постановка целей и задач на следующий год.

Индивидуальные и групповые занятия

Планирование, дополнительно 1 раз в неделю

Родители

Содержание работы

Формы работы

Сроки проведения

- поддержка интересов ребенка

- создание индивидуальных условий для творчества

- помощь в подготовке к конкурсам, пошив костюмов,

- посещение театров, выставок, концертов

- дополнительное образование – танцевальная студия.

Беседы

Совместная деятельность


В течение года

Ребенок

Содержание работы

Формы работы

Сроки проведения

- участие в праздниках и развлечениях

- участие в конкурсах

- выступление в танцевальной и вокальной студии

Индивидуально

В течение года

Специалисты



12. Проектирование индивидуальной образовательной траектории

Основные направления развития ребёнка

Формы, приёмы и методы работы

Предполагаемый результат

сроки

Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.

Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.

Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений.


Игры - упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;

Дидактические игры;

Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией;

Распевки;

Пальчиковые и подвижные игры;

Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;

Подготовка к вокальным конкурсам;

Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;

Индивидуальные консультации для родителей;

Совместное проведение мастер-классов для родителей;


Наличие интереса к вокальному искусству; Стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

Проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

Умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Пение в ансамбле.

В течение года







13. Календарно-тематический план


месяц

Этапы работы

Содержание

сентябрь

1. Подбор диагностических методик.

2. Изучение индивидуаль-

ных особенностей и интересов дошкольника.

3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка на НОД.

4. Знакомство с певческой установкой.

5. Развитие певческого дыхания

6. Работа над правильным звукообразованием

7. Овладение навыками пения легато.

8. Подготовка буклета «Способные дети – особое внимание!»

Дыхательные упражнения без звука, звуковые.

Фонопедические упражнения

Артикуляционная гимнастика

Игры с пением

Музыкально - ритмические движения

Песня «Пешки-ложки» Сл. В. Приходько Муз. Ю. Турнянского

Октябрь

- Расширять диапазон и силу звучания голоса. Тренировать свободу звучания с мягкой атакой.

-Выступление на осеннем утреннике

- Участие в конкурсе «Звездочки»

- Анкета для родителей

- Игра «звукоподражания»

- Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.)

- Знакомство с нюансами и динамикой

- Фонопедические упражнения В.Емельянова

- Детский фольклор

- музыкальные игры и загадки.

- Презентация «Календарные песни »

- Песня «Осенняя песенка» Т.Агафонова

Ноябрь

- работа над певческой дикцией и артикуляцией;

- работа над чувством ритма

-Выступление на конкурсе «А ну-ка,девочки»

- Консультация для родителей «Одаренный ребенок в семье»

Прохлопывание ритма

Узнавание попевок по графическому изображению

Пение по ритмическим картинкам

Ритмический аккомпанемент

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игра «Чики-чики-чикалочки»

Инсценирование песни

- Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой»

Песня: «Дочки и сыночки» ,автор неизвестен

Декабрь

-Развивать опору звучания на мягкой атаке.

- пение в ансамбле

- Работа над темпом

Выступление на новогоднем утреннике

- Привлечение родителей к участию в творческой группе в работе с одаренными детьми ДОУ.


-Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти

- Фонопедические упражнения

- Телесные игры

- Попевки на скорость движения

-Электронная музыка для релаксации и медитации

-«Полька» А.Жилинский

-Скороговорки: Щетинка – у чушки…

- Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера

- песня “Медвежий сон ” муз А.Варламова

Январь

- Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений

- Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением

- Предложить приемы и методы, используемые в работе с одаренными детьми в домашних условиях.


-Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти

-Дыхательные упражнения – звукоподражания

-пластическое интонирование

-Музыка для ритмической гимнастики

-Скороговорки: Ткет ткач

-Песня: «Снеговик» муз.Л.Петряшевой

Февраль

-Развитие движений в пространстве сцены

- Формирование сценической культуры

- Работа над выразительностью

-Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти

- Фонопедические упражнения

- Этюды на звукоподражание

- Воссоздание особенностей речи героев сказок

- Озвучивание картин

-Скороговорки: Гравер Гаврила. Шли сорок мышей.

-Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко»

Песня: «Детская дружба» муз.Я.Жабко.


Март

- Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании

- Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям

-Участие в конкурсе «Амурские зори»

- Участие родителей в музыкальной сказке «Кошкин дом»

-Этюды на пять органов чувств по сказкам «Дюймовочка», «Золушка»

-Ритмопластика: Осенние листья

Снежинки

-Жесты и

- Ритмодекламация

-Презентация: «Мой оркестр» о разных видах оркестров

-игра на шумовых инструментах

- А.Джойс «Осенний вальс»

-П.Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик»

«Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.

Р.н.п «Во поле берёза стояла»

Русская народная прибаутка « Бай, качи-качи» в обр. М.Магиденко

«Полька» муз. М.Глинки

Русская народная плясовая

Песня: «Люблюка» Л.Кнорозова


Апрель

-Работа над интерпретацией разученных песен

- Проявление творческой активности, инициативы


-Дыхательные упражнения - звукоподражания -Упражнение на дыхание

- Вокализация при слушании музыки

Д.Шостакович «Романс»

-П.Чайковский Арабский танец из балета «Щелкунчик»

«Болезнь куклы « муз. П.Чайковского

-Скороговорки: Полпогреба репы…

-Русская народная плясовая

Песня: «Солнечный зайчик» муз. Мурадели

май

- Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей

- Проектирование дальнейшего развития музыкальности

- Консультация с родителями о целесообразности развития музыкальных способностей в дальнейшем (поступление в музыкальную школу, вокальный коллектив)


-Пластическое интонирование

-К.Сен-Санс «Умирающий лебедь»

-Скороговорки: Повар Павел… У четырех черепашек

-Песня: «Звездный дождь» сл. И муз. С.Ярушина




14. Достигнутые результаты за всё время действия программы

  • показ достижений;

  • выставка работ;

  • участие в концерте, театрализованной постановке, утреннике;

  • тест;

  • конкурсы и фестивали различных уровней;

  • создание портфолио достижений ребёнка;

  • открытое занятие.

Заключение.

Дети, имеющие задатки музыкальной одарённости, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – они с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Подводя итог, подчеркну, что одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, создавая новое в различных сферах жизни.