СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка»

Практическое занятие 1. Проектирование и реализации индивидуального образовательного маршрута

1 Изучите теоретические вопросы, используя литературные источники и лекционный материал:

1 Законодательные и социальные предпосылки использования индивидуальный образовательный маршрут в образовательной практике.

2 Связь понятий «индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа».

3 Классификация индивидуальных образовательных маршрутов.

4 Выбор индивидуального образовательного маршрута в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.

5 Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута.

6 Документальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута.

7 Роль тьютора в проектировании индивидуального образовательного маршрута.


На основе изучения обозначенных выше вопросов выполните задания:

2. Заполните таблицу Цели применения ИОМ


Возрастная группа

Цели ИОМ

Дошкольный возраст

 Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Младший школьный возраст

Формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Преодоление отклонений в развитии у детей, испытывающих трудности в обучении и их социальной адаптации. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, психолого – педагогическая поддержка учащегося.

Младший подростковый возраст

Углубление знаний психофизиологических особенностей младшего подростка, психолого-педагогическая поддержка ребенка, нуждающегося в создании ИОМ по причине личных особенностей. Повышение уровня учебной мотивации, адаптации в окружающей среде.

Подростковый возраст

Осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального самоопределения; совершенствование в избранной сфере деятельности; повышение функциональной грамотности в предмете; развитие образовательной потребности в предметном обучении; организация деятельности одаренного подростка или организация деятельности подростка с девиантными формами поведения.

Юношеский возраст

Выбор траектории дальнейшего самоопределения жизненного пути, исходя из личностных индивидуальных особенностей. Создание условий для реализации целей выбора.


3 Продумайте и охарактеризуйте основные документы, сопровождающие проектирование и реализацию ИОМ. Результаты оформите в таблицу

Название документа

Краткая характеристика

Кто разрабатывает и контролирует

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Министерство Просвещения РФ. Контролирующие органы на местах: Департамент образования, администрация учреждения.

Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы

Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Министерство труда и социальной защиты РФ

Министерство Просвещения РФ.

Контролирующие органы на местах: Департамент образования, Департамент социальной защиты населения, администрация учреждения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам общего образования"

 Регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Министерство Просвещения РФ. Контролирующие органы на местах: Департамент образования, администрация учреждения.

Письмо Заместителя министра Минобрануки России ИР-535/07 от 07.06.2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Минобрнауки РФ

Контролирующие органы на местах: Департамент образования, администрация учреждения.

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".


ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р 














Министерство труда и социальной защиты РФ

Департамент образования, Департамент социальной защиты населения,

Департамент образования, администрация учреждения.

План ИОМ



Целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.

Администрация образовательного учреждения. совместно с учреждениями ДО.

Контроль осуществляет ответственный за реализацию плана: администрация учреждения.

ИОП

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Педагог.

Контроль осуществляет ответственный за реализацию плана: администрация учреждения.


4 Проанализируйте этапы проектирования и реализации ИОМ. Продумайте, какие затруднения могут возникнуть на каждом этапе у субъектов образовательного процесса и какими способами можно их преодолеть. Результаты оформите в таблице

Субъект ОП

Этап ИОМ

Трудности

Способы их решения

Педагог

Анализ результатов диагностики, характеризующей возможности учебного

заведения и потребности конкретных обучающихся.


Анализ результатов диагностики, характеризующей возможности конкретных обучающихся может быть частично объективным, что составляет определенные трудности при выборе ИОМ.

Проведение дополнительных диагностик, привлечение специалистов ПМПК, школьного психолога, логопеда-дефектолога.

Определение необходимых

компонентов модели

и

их

содержательное наполнение.


Возможности учебного заведения не всегда могут соответствовать требованиям к созданию ИОМ для конкретного обучающегося. Содержательное наполнение компонентами модели ИОМ может быть на уровне частично достигаемого.

Создание условий для полноценной реализации ИОМ с опорой на учреждения по аналогичному профилю, на учреждения ДО, медицинские учреждения по профилю заболевания обучающихся с ОВЗ.

Определение

педагогического

алгоритма,

который

устанавливая

функциональные связи между компонентами модели, обеспечивает реализацию

индивидуального образовательного маршрута обучающегося.


Трудности в выстраивании объективной полноценной модели реализации ИОМ из-за специфических особенностей каждого обучающегося, который нуждается в создании ИОМ.

Проведение дополнительных диагностик, привлечение специалистов ПМПК, школьного психолога, логопеда-дефектолога.

Специалистов по работе с программой « Доступная среда образования»

Определение условий необходимых для эффективной реализации

индивидуального образовательного маршрута обучающегося.


Отсутствие или частичные возможности для создания необходимых условий учреждения образования для реализации ИОМ. Отсутствие финансирования части мер по реализации ИОМ.

Создание условий для полноценной реализации ИОМ с опорой на учреждения по аналогичному профилю, на учреждения ДО, медицинские учреждения по профилю заболевания обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся

Определение потребностей и мотива деятельности.

Недостаточная инициатива при решении собственных проблем, пассивное восприятие жизненной ситуации, малоосознанный мотив деятельности.

Создать условия для повышения мотивации обучающегося. Создание почвы для развития познавательной сферы обучающегося. Привлечение специалистов для работы по формированию положительной мотивации.

Постановка цели и задач работы.

Трудности в постановке целей и задач собственной деятельности, отсутствие необходимых знаний и умений для определения конкретных целей и задач обучения и развития.

Совместное определение педагога и обучающегося конкретных целей и задач деятельности. Создание почвы для развития познавательной сферы обучающегося. Привлечение специалистов для работы по формированию положительной мотивации.

Определение сроков реализации: ближайшая перспектива, отдаленная перспектива.

Возрастные, личностные особенности,

создающие препятствия для выстраивания ближайшей и дальнейшей перспективы развития.

Определение перспектив с педагогом-наставником

(тьютером), привлечение специалистов.

Решение задач ИОМ.

Затруднения в выборе стратегии решения задач. Возрастные и личностные особенности препятствующие самостоятельному решению задач.

Помощь педагога-наставника, администрации школы, педагога-психолога, при необходимости тьютера.

Родители

Обозначение круга проблем, которые необходимо решать в процессе работы семьи и школы в ИОМ ребенка.

Выбор проблем ребенка для решения первостепенных и вторичных задач.

Нехватка или отсутствие знаний родителей по проблеме. Отсутствие нужных специалистов в школе, городе, районе.

Прохождение необходимых курсов, помощь специалистов школьного уровня и учреждений ДО. Помощь медицинских работников.

Создание условий со стороны семьи для реализации части задач ИОМ ребенка.

Затруднение создания определенной части условий в связи с личностными особенностями семьи, жилплощади, занятости родителей на работе..

Обращение за помощью к учреждениям профилирующимися на решении опреденной части проблем ребенка. Помощь волонтеров, службы Милосердия.

Контроль за исполнением работы в ИОМ ребенка.

Частичная возможность отследить за тем как ИОМ реализуется в образовательном учреждении. Невозможность семьи осуществлять полноценный контроль за выполнением ИОМ в связи с болезнью, работой и т.п.

Более тесный контакт и сотрудничество со школой и специалистами школы по выявлению особенностей реализации ИОМ у данного ребенка.

Анализ результатов, выводы, определение дальнейшей перспективы развития.

Необъективность результатов, затруднения в определении дальнейшей перспективы в связи с необъективностью результатов, нехваткой специалистов и т.п.

Обращение за помощью в образовательное учреждение, к профильным специалистам, к мед.работникам за определением дальнейшего маршрута.


Практическое занятие 2-3. Индивидуальный образовательный маршрут

для различных категорий обучающихся

1 Изучите теоретические вопросы, используя литературные источники и лекционный материал:

1 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольном образовательном учреждении.

2 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе.

3 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования.

4 Показатели готовности субъектов образовательного процесса к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов.

5. Критерии эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов.


На основе изучения обозначенных выше вопросов выполните задания:

1 Продумайте и выделите особенности разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для разных категорий обучающихся. Оформите результаты в таблицу

Категория обучающихся

Особенности

обучающийся с признаками одаренности

Подбор индивидуальных методов работы с одаренным ребенком по ИОМ при добавлении

традиционных методов из базовой программы школы или учреждения ДО. Учет личностных индивидуальных особенностей с выбором профиля развития в той или иной области науки и знаний, творческих проявлений. Совместная разработка ИОМ с профильными специалистами. Подбор дополнительных часов по предметным дисциплинам из инвариантного учебного плана школы. Планирование подготовки к участию в олимпиадах всероссийского и международного значения, онлайн-площадок.

обучающийся с задержкой психического развития

Введение специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования у нормально развивающихся  сверстников, разработка   «пошагового» обучения, подбор специфических средств обучения, качественная индивидуализация обучения (программы индивидуального обучения, обучение на дому, программы для умственно-отсталых детей с привлечением специалистов) – разработка «особой среды» в образовательной организации и вне ее, пролонгированное обучение,

командная работа специалистов образовательного учреждения по включению ребенка в образовательный процесс, при взаимодействии с семьей ребенка.


обучающийся с ослабленным здоровьем

Разработка плана дробной выдачи теории с поэтапным отрабатыванием ее на практике, сокращение количества часов в программе по предметным дисциплинам, разработка программного материала с применением дистанционных часов в образовании; индивидуальное обучение, обучение на дому (семейное образование), внесение в план ИОМ отдельных часов по работе с профильными специалистами школы: школьный психолог, социальный педагог. Отдельно – при составлении плана ИОМ сотрудничество с медицинскими учреждениями, где лечится или наблюдается ребенок (с согласия родителей, законных представителей ребенка).

обучающийся с низкой академической успеваемостью

При планировании ИОМ включить в учебные часы дополнительный материал на формирование общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, задания способствующие развитию умения устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами. Разработать систему занятий для постепенного повышения темпа продвижения в темах программы, систему закрепляющих упражнений для сохранения учебного материала в памяти ребенка, добиваться постепенного снижения быстрого распада усвоенных знаний. Включить в ИОМ систему работы со специалистами: школьного психолога, логопеда-дефектолога для вырабатывания уверенности в своих силах, положительного эмоционального настроя на процесс учебы.

Для организации процесса обучения с таким детьми разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание нужно уделять: индивидуализации обучения, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.


обучающийся, нуждающийся в коррекции поведения

Включить в разработку ИОМ создание специальных условий для овладения обучающимся комплексом универсальных правовых действий, структура которых предполагает взаимосвязь личностных и социально-ценностных качеств, определяющих его готовность и способность к естественной адаптации в социуме при решении проблем жизнедеятельности на основе саморазвития, самореализации, взаимопонимания и взаимодействия с другими членами общества правовыми способами. Тесное сотрудничество с семьей ребенка и обучение их способам взаимодействия с ребенком по снижению рисков девиантного поведения в обществе. Привлечение специалистов разных профилей для реализации задач воспитания ИОМ: школьного психолога, работников детской комнаты полиции. Создание условий для положительной мотивации к жизни в обществе посредством планирования в ИОМ работу с учреждениями ДО по развитию индивидуальных творческих качеств личности. Планирование отслеживания динамики поведения обучающегося с целью контроля и коррекции поведения. Построение модели прогнозирования дальнейшего перспективы развития в ИОМ.



2 Заполните таблицу

Субъект ОП

Показатели готовности

Администрация образовательной организации

1.Кадровые условия реализации ИОМ в учреждении

( прохождение срочных курсов для обучения педагогов необходимых при работе с ИОМ, обеспечение специальными кадрами – психолог, логопед-дефектолог, привлечение специалистов извне)

2. Материально-технические условия реализации ИОМ в учреждении (интернет, средства мультимедиа, ТСО, спортинвентарь)

3. Финансово-экономические условия реализации ИОМ в учреждении (дополнительное финансирование индивидуальных образовательных маршрутов, программ)

4. Психолого-педагогические условия ИОМ в учреждении (наличие психолога в учреждении, логопеда-дефектолога), специальных комнат психологической разгрузки и т.п.

5. Информационно-методические условия ИОМ в учреждении (знание программ индивидуальной направленности, наличие специализированной литературы, работа с онлайн-площадками и т.п.)


Педагог

Должен владеть:

1.Знаниями в области преподаваемых дисциплин; ориентироваться в современных исследованиях по учебным дисциплинам; владеть методиками преподавания учебных дисциплин.

2.Теоретическими знаниями в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

3.Уметь педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

4.Уметь проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

5.Владеть навыками использования здоровьесберегающих технологий.

6. Теоретически знать и практически применять организацию учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

7.Практически владеть методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

8. Уметь проектировать и реализовывать программу ИОМ обучения и развития ученика.

9.Владеть методиками и технологиями медиа-образования.

10.Практически владеть приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Обучающийся

1.Стремление ставить цели ближние и дальние (в зависимости от возраста и психологических особенностей ребенка)

2. Умение слушать наставника.

3.Желание изменить ситуацию в лучшую сторону и готовность к работе в этом направлении.

Родитель / законный представитель

1.Признание существующей проблемы и готовность решать ее.

2.Готовность к взаимодействию со специалистами образовательного учреждения и учреждений ДО.

3.Готовность получать дополнительные знания по существующей проблеме через прохождение курсов, взаимодействие с участниками ИОМ.

4.Умение общаться, вносить позитивный настрой в решение существующей проблемы.


3 Составьте перечень критериев оценки эффективности индивидуального образовательного маршрута по конкретной проблеме.


ПРОБЛЕМА (образовательный запрос, трудность, над преодолением которой работаете в ходе реализации ИОМ): ребенок со слабой успеваемостью по русскому языку, литературному чтению, развитию речи, находится на повторном обучении во втором классе. Качество, успешность остаются на низком уровне, без объективных изменений.

КРИТЕРИИ:
1.Наличие цели ИОМ, отвечающей запросам его разработки.

2. Наличие задач ИОМ, отвечающих запросам его разработки.

3. Разработка основных направлений ИОМ соответствующих обозначенной проблеме.

- характеристика содержательного направления (работа по основной программе и дополнительным часам из инвариантного блока часов)

- характеристика деятельностного направления (применение специальных технологий по решению данной проблемы)

- характеристика процессуального направления (организационный аспект в учебной деятельности)

- создание условий для повышения уровня учебной мотивации.

- психолого-педагогическая поддержка ребенка.

4. Наличие в модели ИОМ структурных компонентов.

- нормативно-целевой (разработка нормативной базы осуществления ИОМ, постановка целей и задач, сформированных на основе ФГОС с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка)

- технологического (определение используемых педагогических технологий, методов,

обучения направленных на оказание помощи ребенку по школьным дисциплинам, которые вызывают наибольшие трудности)

-диагностического (определение системы диагностического сопровождения, системы

внешнего мониторинга достижений обучающегося);

-организационно-педагогического (пути достижения педагогических целей);

- результативного (формулирование ожидаемых результатов,

критерии оценки их эффективности).

5. Работа с семьей обучающегося.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!