Практическое занятие 1. Проектирование и реализации индивидуального образовательного маршрута
1 Изучите теоретические вопросы, используя литературные источники и лекционный материал:
1 Законодательные и социальные предпосылки использования индивидуальный образовательный маршрут в образовательной практике.
2 Связь понятий «индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа».
3 Классификация индивидуальных образовательных маршрутов.
4 Выбор индивидуального образовательного маршрута в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.
5 Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута.
6 Документальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута.
7 Роль тьютора в проектировании индивидуального образовательного маршрута.
На основе изучения обозначенных выше вопросов выполните задания:
2. Заполните таблицу Цели применения ИОМ
Возрастная группа | Цели ИОМ |
Дошкольный возраст | Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. |
Младший школьный возраст | Формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Преодоление отклонений в развитии у детей, испытывающих трудности в обучении и их социальной адаптации. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, психолого – педагогическая поддержка учащегося. |
Младший подростковый возраст | Углубление знаний психофизиологических особенностей младшего подростка, психолого-педагогическая поддержка ребенка, нуждающегося в создании ИОМ по причине личных особенностей. Повышение уровня учебной мотивации, адаптации в окружающей среде. |
Подростковый возраст | Осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального самоопределения; совершенствование в избранной сфере деятельности; повышение функциональной грамотности в предмете; развитие образовательной потребности в предметном обучении; организация деятельности одаренного подростка или организация деятельности подростка с девиантными формами поведения. |
Юношеский возраст | Выбор траектории дальнейшего самоопределения жизненного пути, исходя из личностных индивидуальных особенностей. Создание условий для реализации целей выбора. |
3 Продумайте и охарактеризуйте основные документы, сопровождающие проектирование и реализацию ИОМ. Результаты оформите в таблицу
Название документа | Краткая характеристика | Кто разрабатывает и контролирует |
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» | Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. | Министерство Просвещения РФ. Контролирующие органы на местах: Департамент образования, администрация учреждения. |
Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы | Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. | Министерство труда и социальной защиты РФ Министерство Просвещения РФ. Контролирующие органы на местах: Департамент образования, Департамент социальной защиты населения, администрация учреждения. |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам общего образования" | Регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. | Министерство Просвещения РФ. Контролирующие органы на местах: Департамент образования, администрация учреждения. |
Письмо Заместителя министра Минобрануки России ИР-535/07 от 07.06.2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» | Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. | Минобрнауки РФ Контролирующие органы на местах: Департамент образования, администрация учреждения. |
Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм". | ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р | Министерство труда и социальной защиты РФ Департамент образования, Департамент социальной защиты населения, Департамент образования, администрация учреждения. |
План ИОМ | Целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся. | Администрация образовательного учреждения. совместно с учреждениями ДО. Контроль осуществляет ответственный за реализацию плана: администрация учреждения. |
ИОП | Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | Педагог. Контроль осуществляет ответственный за реализацию плана: администрация учреждения. |
4 Проанализируйте этапы проектирования и реализации ИОМ. Продумайте, какие затруднения могут возникнуть на каждом этапе у субъектов образовательного процесса и какими способами можно их преодолеть. Результаты оформите в таблице
Субъект ОП | Этап ИОМ | Трудности | Способы их решения |
Педагог | Анализ результатов диагностики, характеризующей возможности учебного заведения и потребности конкретных обучающихся. | Анализ результатов диагностики, характеризующей возможности конкретных обучающихся может быть частично объективным, что составляет определенные трудности при выборе ИОМ. | Проведение дополнительных диагностик, привлечение специалистов ПМПК, школьного психолога, логопеда-дефектолога. |
Определение необходимых компонентов модели и их содержательное наполнение. | Возможности учебного заведения не всегда могут соответствовать требованиям к созданию ИОМ для конкретного обучающегося. Содержательное наполнение компонентами модели ИОМ может быть на уровне частично достигаемого. | Создание условий для полноценной реализации ИОМ с опорой на учреждения по аналогичному профилю, на учреждения ДО, медицинские учреждения по профилю заболевания обучающихся с ОВЗ. |
Определение педагогического алгоритма, который устанавливая функциональные связи между компонентами модели, обеспечивает реализацию индивидуального образовательного маршрута обучающегося. | Трудности в выстраивании объективной полноценной модели реализации ИОМ из-за специфических особенностей каждого обучающегося, который нуждается в создании ИОМ. | Проведение дополнительных диагностик, привлечение специалистов ПМПК, школьного психолога, логопеда-дефектолога. Специалистов по работе с программой « Доступная среда образования» |
Определение условий необходимых для эффективной реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося. | Отсутствие или частичные возможности для создания необходимых условий учреждения образования для реализации ИОМ. Отсутствие финансирования части мер по реализации ИОМ. | Создание условий для полноценной реализации ИОМ с опорой на учреждения по аналогичному профилю, на учреждения ДО, медицинские учреждения по профилю заболевания обучающихся с ОВЗ. |
Обучающийся | Определение потребностей и мотива деятельности. | Недостаточная инициатива при решении собственных проблем, пассивное восприятие жизненной ситуации, малоосознанный мотив деятельности. | Создать условия для повышения мотивации обучающегося. Создание почвы для развития познавательной сферы обучающегося. Привлечение специалистов для работы по формированию положительной мотивации. |
Постановка цели и задач работы. | Трудности в постановке целей и задач собственной деятельности, отсутствие необходимых знаний и умений для определения конкретных целей и задач обучения и развития. | Совместное определение педагога и обучающегося конкретных целей и задач деятельности. Создание почвы для развития познавательной сферы обучающегося. Привлечение специалистов для работы по формированию положительной мотивации. |
Определение сроков реализации: ближайшая перспектива, отдаленная перспектива. | Возрастные, личностные особенности, создающие препятствия для выстраивания ближайшей и дальнейшей перспективы развития. | Определение перспектив с педагогом-наставником (тьютером), привлечение специалистов. |
Решение задач ИОМ. | Затруднения в выборе стратегии решения задач. Возрастные и личностные особенности препятствующие самостоятельному решению задач. | Помощь педагога-наставника, администрации школы, педагога-психолога, при необходимости тьютера. |
Родители | Обозначение круга проблем, которые необходимо решать в процессе работы семьи и школы в ИОМ ребенка. | Выбор проблем ребенка для решения первостепенных и вторичных задач. Нехватка или отсутствие знаний родителей по проблеме. Отсутствие нужных специалистов в школе, городе, районе. | Прохождение необходимых курсов, помощь специалистов школьного уровня и учреждений ДО. Помощь медицинских работников. |
Создание условий со стороны семьи для реализации части задач ИОМ ребенка. | Затруднение создания определенной части условий в связи с личностными особенностями семьи, жилплощади, занятости родителей на работе.. | Обращение за помощью к учреждениям профилирующимися на решении опреденной части проблем ребенка. Помощь волонтеров, службы Милосердия. |
Контроль за исполнением работы в ИОМ ребенка. | Частичная возможность отследить за тем как ИОМ реализуется в образовательном учреждении. Невозможность семьи осуществлять полноценный контроль за выполнением ИОМ в связи с болезнью, работой и т.п. | Более тесный контакт и сотрудничество со школой и специалистами школы по выявлению особенностей реализации ИОМ у данного ребенка. |
Анализ результатов, выводы, определение дальнейшей перспективы развития. | Необъективность результатов, затруднения в определении дальнейшей перспективы в связи с необъективностью результатов, нехваткой специалистов и т.п. | Обращение за помощью в образовательное учреждение, к профильным специалистам, к мед.работникам за определением дальнейшего маршрута. |
Практическое занятие 2-3. Индивидуальный образовательный маршрут
для различных категорий обучающихся
1 Изучите теоретические вопросы, используя литературные источники и лекционный материал:
1 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольном образовательном учреждении.
2 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе.
3 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования.
4 Показатели готовности субъектов образовательного процесса к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов.
5. Критерии эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
На основе изучения обозначенных выше вопросов выполните задания:
1 Продумайте и выделите особенности разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для разных категорий обучающихся. Оформите результаты в таблицу
Категория обучающихся | Особенности |
обучающийся с признаками одаренности | Подбор индивидуальных методов работы с одаренным ребенком по ИОМ при добавлении традиционных методов из базовой программы школы или учреждения ДО. Учет личностных индивидуальных особенностей с выбором профиля развития в той или иной области науки и знаний, творческих проявлений. Совместная разработка ИОМ с профильными специалистами. Подбор дополнительных часов по предметным дисциплинам из инвариантного учебного плана школы. Планирование подготовки к участию в олимпиадах всероссийского и международного значения, онлайн-площадок. |
обучающийся с задержкой психического развития | Введение специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования у нормально развивающихся сверстников, разработка «пошагового» обучения, подбор специфических средств обучения, качественная индивидуализация обучения (программы индивидуального обучения, обучение на дому, программы для умственно-отсталых детей с привлечением специалистов) – разработка «особой среды» в образовательной организации и вне ее, пролонгированное обучение, командная работа специалистов образовательного учреждения по включению ребенка в образовательный процесс, при взаимодействии с семьей ребенка. |
обучающийся с ослабленным здоровьем | Разработка плана дробной выдачи теории с поэтапным отрабатыванием ее на практике, сокращение количества часов в программе по предметным дисциплинам, разработка программного материала с применением дистанционных часов в образовании; индивидуальное обучение, обучение на дому (семейное образование), внесение в план ИОМ отдельных часов по работе с профильными специалистами школы: школьный психолог, социальный педагог. Отдельно – при составлении плана ИОМ сотрудничество с медицинскими учреждениями, где лечится или наблюдается ребенок (с согласия родителей, законных представителей ребенка). |
обучающийся с низкой академической успеваемостью | При планировании ИОМ включить в учебные часы дополнительный материал на формирование общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, задания способствующие развитию умения устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами. Разработать систему занятий для постепенного повышения темпа продвижения в темах программы, систему закрепляющих упражнений для сохранения учебного материала в памяти ребенка, добиваться постепенного снижения быстрого распада усвоенных знаний. Включить в ИОМ систему работы со специалистами: школьного психолога, логопеда-дефектолога для вырабатывания уверенности в своих силах, положительного эмоционального настроя на процесс учебы. Для организации процесса обучения с таким детьми разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание нужно уделять: индивидуализации обучения, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной. |
обучающийся, нуждающийся в коррекции поведения | Включить в разработку ИОМ создание специальных условий для овладения обучающимся комплексом универсальных правовых действий, структура которых предполагает взаимосвязь личностных и социально-ценностных качеств, определяющих его готовность и способность к естественной адаптации в социуме при решении проблем жизнедеятельности на основе саморазвития, самореализации, взаимопонимания и взаимодействия с другими членами общества правовыми способами. Тесное сотрудничество с семьей ребенка и обучение их способам взаимодействия с ребенком по снижению рисков девиантного поведения в обществе. Привлечение специалистов разных профилей для реализации задач воспитания ИОМ: школьного психолога, работников детской комнаты полиции. Создание условий для положительной мотивации к жизни в обществе посредством планирования в ИОМ работу с учреждениями ДО по развитию индивидуальных творческих качеств личности. Планирование отслеживания динамики поведения обучающегося с целью контроля и коррекции поведения. Построение модели прогнозирования дальнейшего перспективы развития в ИОМ. |
2 Заполните таблицу
Субъект ОП | Показатели готовности |
Администрация образовательной организации | 1.Кадровые условия реализации ИОМ в учреждении ( прохождение срочных курсов для обучения педагогов необходимых при работе с ИОМ, обеспечение специальными кадрами – психолог, логопед-дефектолог, привлечение специалистов извне) 2. Материально-технические условия реализации ИОМ в учреждении (интернет, средства мультимедиа, ТСО, спортинвентарь) 3. Финансово-экономические условия реализации ИОМ в учреждении (дополнительное финансирование индивидуальных образовательных маршрутов, программ) 4. Психолого-педагогические условия ИОМ в учреждении (наличие психолога в учреждении, логопеда-дефектолога), специальных комнат психологической разгрузки и т.п. 5. Информационно-методические условия ИОМ в учреждении (знание программ индивидуальной направленности, наличие специализированной литературы, работа с онлайн-площадками и т.п.) |
Педагог | Должен владеть: 1.Знаниями в области преподаваемых дисциплин; ориентироваться в современных исследованиях по учебным дисциплинам; владеть методиками преподавания учебных дисциплин. 2.Теоретическими знаниями в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. 3.Уметь педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика. 4.Уметь проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). 5.Владеть навыками использования здоровьесберегающих технологий. 6. Теоретически знать и практически применять организацию учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. 7.Практически владеть методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. 8. Уметь проектировать и реализовывать программу ИОМ обучения и развития ученика. 9.Владеть методиками и технологиями медиа-образования. 10.Практически владеть приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик» |
Обучающийся | 1.Стремление ставить цели ближние и дальние (в зависимости от возраста и психологических особенностей ребенка) 2. Умение слушать наставника. 3.Желание изменить ситуацию в лучшую сторону и готовность к работе в этом направлении. |
Родитель / законный представитель | 1.Признание существующей проблемы и готовность решать ее. 2.Готовность к взаимодействию со специалистами образовательного учреждения и учреждений ДО. 3.Готовность получать дополнительные знания по существующей проблеме через прохождение курсов, взаимодействие с участниками ИОМ. 4.Умение общаться, вносить позитивный настрой в решение существующей проблемы. |
3 Составьте перечень критериев оценки эффективности индивидуального образовательного маршрута по конкретной проблеме.
ПРОБЛЕМА (образовательный запрос, трудность, над преодолением которой работаете в ходе реализации ИОМ): ребенок со слабой успеваемостью по русскому языку, литературному чтению, развитию речи, находится на повторном обучении во втором классе. Качество, успешность остаются на низком уровне, без объективных изменений.
КРИТЕРИИ:
1.Наличие цели ИОМ, отвечающей запросам его разработки.
2. Наличие задач ИОМ, отвечающих запросам его разработки.
3. Разработка основных направлений ИОМ соответствующих обозначенной проблеме.
- характеристика содержательного направления (работа по основной программе и дополнительным часам из инвариантного блока часов)
- характеристика деятельностного направления (применение специальных технологий по решению данной проблемы)
- характеристика процессуального направления (организационный аспект в учебной деятельности)
- создание условий для повышения уровня учебной мотивации.
- психолого-педагогическая поддержка ребенка.
4. Наличие в модели ИОМ структурных компонентов.
- нормативно-целевой (разработка нормативной базы осуществления ИОМ, постановка целей и задач, сформированных на основе ФГОС с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка)
- технологического (определение используемых педагогических технологий, методов,
обучения направленных на оказание помощи ребенку по школьным дисциплинам, которые вызывают наибольшие трудности)
-диагностического (определение системы диагностического сопровождения, системы
внешнего мониторинга достижений обучающегося);
-организационно-педагогического (пути достижения педагогических целей);
- результативного (формулирование ожидаемых результатов,
критерии оценки их эффективности).
5. Работа с семьей обучающегося.