Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина»
Индивидуальный образовательный маршрут
учащейся 3 класса
на 2021-2022 учебный год
составил учитель физической культуры МБОУ «Лицей №1
им. А.С. Пушкина»
Дубоносов Денис Викторович
г. Нижневартовск, 2021г.
Пояснительная записка
Актуальность
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Безусловно задатки, склонности, способности- это природно-обусловленные факторы. Однако большую роль в развитии одаренности ребенка играет семья. Как правило, в семьях одаренных детей одной из основополагающих ценностей является образование. Это благотворно влияет на развитие ребенка. Значительную роль в развитии одарённости играет система образования. Современное образование строится на основе принципов дифференциации и индивидуализации обучения и развития. Важно, чтобы выявление, развитие и обучение одаренных детей осуществлялось в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Такая программа предполагает использование множества различных источников информации, анализа процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленная образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, в соответствии с его склонностями, способностями и возможностями, акцентом на ту деятельность, к которой учащийся проявляет больший интерес.
Цель программы – создать условия для оптимального развития детей: выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
отбор средств обучения, способствующих физическому развитию, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
организация разнообразной внеурочной деятельности;
6. социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей, от других людей, имеющих контакт с ребенком.
2-й этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком на уроках, в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
3-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги проводят в середине, конце учебного года диагностику успешности развития одаренности ребенка и организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: итоги соревнований и др.
Формы занятий
Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определённая последовательность основных форм занятий с учащейся:
- беседа, на которой излагается теоретический материал;
-практические занятия, на которых учащаяся осваивает умения и навыки (целеполагание, планирование, исследование, работа с различными источниками информации др.)
- консультации, на которых разбираются проблемные вопросы.
Ожидаемый результат:
успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом;
овладение навыками самостоятельной работы;
развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. |
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | Школьный психолог |
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Классный руководитель |
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог |
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог |
5 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс. | 3-4 неделя ноября | Школьный психолог |
6 | Социометрия. Автор -Дж.Морено. | 3-4 неделя декабря | Школьный психолог |
Разработка индивидуального учебного плана |
1 | Составление индивидуального учебного плана по физической культуре, для работы с ребенком | 1 неделя октября | Учитель физической культуры |
3 | Выбор темы исследовательской работы | 2 неделя октября | Учитель физической культуры |
4 | Составление плана с учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | Учитель физической культуры |
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Учитель физической культуры |
Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы |
Этапы выполнения научно-исследовательской работы | Срок | Консультант | | Первый этап - подготовка к исследованию | Октябрь, | Учитель физической культуры | Второй этап - подготовка и проведение исследования | октябрь- декабрь | Учитель физической культуры | Третий этап - оформление исследовательской работы | январь | Учитель физической культуры | Четвертый этап - подготовка и защита работы | февраль март | Учитель физической культуры | |
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» |
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» |
Примерный план индивидуальной работы с ребенком
на 2021 - 2022 учебный год
Дополнительная и опережающая работа на уроках
Раздел | Тема | Дополнительная и опережающая работа |
Легкая атлетика | Бег | Развитие выносливости и скорости с помощью увеличения нагрузки. |
Прыжки | Различные способы многоскоков, увеличение прыжковых упражнений. |
ОРУ | Различные комплексы специально-беговых и общеразвивающих упражнений. |
Гимнастика | Акробатика | Различные акробатические комбинации. |
Лыжная подготовка | Лыжные ходы | Совершенствовать технику лыжных ходов. |
Диагностическая карта уровня подготовленности
Виды подготовленности | Сильные стороны | Проблемные стороны | Примечания | Средства, методы и направления работы |
Общая физическая подготовленность | Быстрота | Гибкость | Выявлен высокий уровень физической подготовленности. | Работа на поддержание уровня развития физических качеств. Ежедневная работа на развитие гибкости. Ведение дневника самоконтроля. |
Сила |
Ловкость |
Выносливость |
Легкая атлетика | Прыжки в длину | Ошибки в технике (недостаточная высота отталкивания) | Результат достигается за счет высокого уровня развития физических качеств. Исправление технических ошибок позволит в полной мере реализовать возможности и добиться еще более высоких результатов | Работа на освоение рациональной техники двигательных действий (имитационные упражнения, специальные беговые упражнения) в процессе уроков и самостоятельных занятий. Просмотр видеороликов. |
Бег на короткие дистанции | Ошибки в технике (неправильная работа рук) |
Бег на длинные дистанции | Избыточное напряжение мышц плечевого пояса |
Метания | Неправильная (низкая) траектория при выпуске снаряда |
Гимнастика (акробатика) | 1. Силовые элементы («колесо», стойка на голове силой). 2. Кувырки (вперед, назад, прыжком). 3. Перевороты (переворот боком,). 4. Прыжки | Статические упражнения, связанные с проявлением гибкости. Мелкие ошибки в технике движений. Прыжки с поворотом на 360 градусов и более (сложность удержать равновесие при приземлении). | Высокий уровень владения основными гимнастическими элементами. Недостаток гибкости и мелкие ошибки в технике могут послужить поводом для снижения оценки при выступлении на олимпиаде. | Работа на уроках физкультуры. Посещение дополнительных занятий. Самостоятельное ежедневное выполнение упражнений на развитие гибкости. |
Баскетбол | Бросок мяча с места со средней дистанции. Бросок мяча на два шага правой рукой. Передачи. Скоростное ведение по прямой. | Бросок мяча на два шага левой рукой. Нестабильность штрафного броска. Ведение с изменением направления («пронос» мяча). | Достаточно высокий уровень владения техникой двигательных действий, но наблюдается отсутствие стабильности. | Работа на роках физкультуры. Посещение дополнительных занятий. Анализ техники движений по предоставленным видеороликам. Самостоятельное выполнение имитационных и идеомоторных упражнений. |
| | | | |
Психологическая подготовленность | Высокий уровень работоспособности (настойчивость, стремление добиться результата), ответственность, способность к концентрации. Смелость. | Сложность выступлений на публику перед большим количеством людей (выступлений на показ). Упрямство. | Высокий уровень развития волевых качеств, ответственность и стремление добиться результата являются основными опорными качествами. Есть проблемы с выступлением на публику, что приводит к излишнему напряжению и ошибкам в технике. | Участие в соревнованиях. Участие в тренировках, моделирующих соревновательные условия (шум, большое количество людей, постороннее оценивание). Аутогенная и идеомоторная тренировка. |
Теоретическая подготовленность | Высокий уровень теоретической подготовленности по разделу «общетеоретические и исторические сведения о ФКиС» | Размеры спортивных площадок. | При подготовке обязательно выучить имена российских спортсменов, успешно выступивших на О.И. в Рио. Повторить важные даты в истории ФКиС. Решить задания заключительных этапов за последние 2 года (несколько вопросов всегда повторяются). | Самостоятельная подготовка Просмотр образовательных видеороликов |
План работы по месяцам
Сроки | Мероприятия | Ожидаемые результаты | Достигнутый результат | Анализ достигнутых результатов |
Сентябрь | Диагностика возможностей | Выявление сильных и слабых сторон физической, технической, теоретической подготовленности. Анализ положительных и отрицательных (с точки зрения достижения цели) качеств характера и индивидуальных психологических особенностей. | Диагностика проведена в полном объеме. Выявлены сильные и слабые стороны. Выявлен высокий уровень мотивации к достижению цели. Составлен план работы. Начата работа над реализацией маршрута. | Анализ возможностей и высокий уровень мотивации позволяют рассчитывать на успешное выступление на муниципальном и, возможно, на региональном этапе олимпиады по физической культуре. Есть все шансы стать призером или победителем при условии систематической работы в рамках образовательного маршрута. |
Составление программы |
Начало работы над реализацией маршрута |
Октябрь | Участие в школьном этапе олимпиады по физической культуре. | Диагностика результативности работы по ИОМ. Частичное снятие психологических барьеров. Выход на муниципальный этап. Победитель (призер) школьного этапа. | | Успешное выступление на школьном этапе. По-прежнему существует сложность при выступлениях на показ при постороннем оценивании. |
Ноябрь | Сдача нормативов ГТО | Диагностика результативности работы по ИОМ. Сдача нормативов на уровне золотого значка | | Цель-золотой знак ГТО |
Декабрь | Участие в муниципальном этапе олимпиады по физической культуре | Диагностика результативности работы по ИОМ. Выход на региональный этап | | Успешное выступление на муниципальном этапе. Лучший результат в гимнастике и теоретическом туре. Несколько хуже выступление в спортивных играх (нет владения броском в кольцо в баскетболе левой рукой). Успешно справился с психологическими трудностями. |
Победитель (призер) муниципального этапа олимпиады Снятие психологических барьеров |
Участие в городских соревнованиях по волейболу | Совершенствование технических действий. Формирование внутренней установки на преодоление трудностей соревновательной борьбы. Повышение устойчивости к соревновательным нагрузкам. . | | . Работа на восстановление. |
3
Примерная форма аутогенной тренировки
Примерная форма аутогенной тренировки перед выступлением на олимпиаде (соревнованиях) | Примерная форма аутогенной тренировки для расслабления и восстановления после нагрузок |
- Я спокоен… - При выступлении я чувствую себя уверенно и комфортно… - Я внимателен, голова ясная … - Я собран и организован… - Я отлично подготовлен… - Я легко и уверено справляюсь со всеми заданиями… - Я выполняю все движения точно и своевременно… - Я выполняю все движения четко и уверенно… - Я ощущаю легкость во всем теле… - Я действую решительно и хладнокровно… - Я действую самым благоприятным образом… | - Я совершенно спокоен... - Мое тело расслаблено… - Мне хорошо и приятно… - Я спокойно отдыхаю… - Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха... - Я совершенно спокоен... - Я совершенно спокоен... - Мое дыхание замедляется... - Мое дыхание спокойное... - Дышу ритмично, ровно... - Мое дыхание ровное и спокойное... - С каждым дыханием я все больше и больше успокаиваюсь... |
Примечания по заполнению ИОМ
Цель работы по маршруту определятся вместе с учеником, важно чтобы цель не была продиктована учителем «сверху» без участия ученика.
У ученика должен быть свой бумажный вариант, который заполняется им самостоятельно совместно с учителем.
Ученик сам вписывает цель работы по маршруту.
Формулировки в аутогенной тренировке могут незначительно отличаться от исходных, важно чтобы они были близки ученику.
В конце каждой недели ученик сдает дневник самоконтроля, где фиксирует все, что было проделано им самостоятельно на проверку.