составлен на основании Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования с учётом особенностей психофизического развития детей с РАС и УО.
Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения целей ИОМ Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога |
Особенности речи (по результатам диагностики специалистов сопровождения и наблюдения воспитателя) | Фразовая речь отсутствует. Для общения с окружающими использует небольшое количество невербальных средств общения, звукокомплексы. Снижено слуховое восприятие. |
Особенности познавательного развития (по результатам диагностики специалистов сопровождения и наблюдения воспитателя) | Развитие ВПФ на низком уровне. Наблюдаются трудности концентрации и распределения внимания при работе с вербальным материалом. Объем и концентрация внимания и восприятия, переключаемость с одного задания на другое, произвольность внимания – в общем, на низком уровне при отвлечении чаще не возвращается к прерванному заданию по замечанию педагога. Познавательный интерес и работоспособность – зависят от сложности заданий и их понимания. Понимание только простых инструкций (не всех) |
Особенности социально-коммуникативного развития (по результатам наблюдения воспитателя и специалистов сопровождения) | Недостаточная активность в общении; ситуативная регуляция аффективных проявлений. |
Особенности физического развития (по результатам наблюдения воспитателя и специалистов сопровождения) | Общая и мелкая моторика в стадии формирования, трудности в координации движений, моторная неловкость, трудности в переключении, трудности включения в занятия. |
Другие особенности (особенности обработки сенсорной информации, личностные особенности, физические ограничения (зрение, слух, моторика), прочие особенности) | Нет речи, вокализации. Стимуляции, познает окружающий мир обнюхивая, пробуя на вкус. Мелкая моторика слабо развита. Понимание простых инструкций.невозможность выразить адекватно свои желания, отношение к ситуации;наличие неадекватных форм поведения, препятствующих социализации;поведение, в основном, поддаётся контролю; выражает отказ, отталкивая предмет; выполняет простые инструкции, предъявляемые без помощи и жеста;пользуется туалетом с помощью взрослого; моет руки с помощью взрослого; ест за столом ложкой, не уходя из-за стола; |
Определение специальных условий |
2.2.1. Описание специальных условий обучения | Условия, необходимые для данного ребенка |
Временной режим | Пять дней в неделю, полный день. | |
Организация пространства ДОУ/группы | Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (фронтальный кабинет, методические пособия (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала). | Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков - Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы по лексическим темам. Педагог-психолог: - Набор психолога «Пертра» - Игра « Такти Лото» - Тактильная игра «Подбери пару» - Тактильная игра «Рисуем на песке» - Пособие «Палитры» - Игра на развитие логики «Маgnt-Labуrinth» Nikitin Material Buld-up games LOGO (Кубики). Учитель-дефектолог: 1. Цветные счётные палочки. 2. Игры с прищепками. 3. Настольная игра « Подбери по цвету и форме». 4. Развивающая игра « Предметы и контуры». 5. Развивающая игра « Волшебный сундучок». 6. «Геометрические тела». 7. «Чудо-дерево» сортер. 8. Домино. 9. Развивающий материал « Четвёртый лишний». 10. Развиваем память « Найди пару». 11. Шнуровки. 12. Матрёшки. 13. Развивающая игра «Шарики на палочке». 14. Развивающая игра «Лабиринт». 15. Развивающая игра «Геометрический паровозик». 16.Набор «Пертра». 17. Кольцеброс. 18. Развивающая игра «Сыр и мышка». 19. Набор звучащих предметов. 20. Набор световых предметов. 21. Математический планшет. 22. Планшет «Подготовка руки к письму». 23. Набор «Графический диктант». 24. Мозаики. |
Организация рабочего места | Рабочая поверхность горизонтальная. Размер мебели в соответствии с ростом. | |
Вспомогательные средства | Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков - Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы по лексическим темам - Стимульные материалы к диагностическим методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией воспитанников - Материалы; для Коррекционно-развивающей работы (программы, бланки - задания для детей, развивающие игры и пособия, демонстрационные карточки различной тематики, картотека игр и упражнений) | |
Технические средства обучения | Ноутбук, интерактивная песочница, интерактивная доска. | |
2.2.2. График посещения ребенком детского сада |
День недели | Время посещения | Необходимость сопровождения |
Понедельника педагог-психолог учитель-логопед вторник учитель-логопед учитель-дефектолог четверг учитель-логопед пятница учитель-логопед педагог-психолог учитель-дефектолог | 10.00 -10.30 9.20-9.40 08.00 – 08.30 9.20-9.40 9.20-9.40 9.20-9.40 10.00-10.30 10.40-11.10 | Тьютор и ассистент |
2.2.3. План подготовки ребенка к включению в группу |
Основные задачи | Индикаторы выполнения | Форма фиксации |
| | |
| | |
| | |
2.2.4. Примерное планирование режима дня | | |
Режимные моменты | Время | Типично развивающие дети | Ребенок с ОВЗ / инвалидностью |
Утренний прием. Совместная деятельность взрослого и ребенка. Самостоятельная познавательно-игровая деятельность. Утренняя гимнастика (в соответствие с графиком проведения) | 07.30-08.30 | | 1 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.35-09.00 | | |
Утренний круг | 09.05 -09.15 | | |
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами | 09-20- 10-35 (прерыв 10 мин. | | |
Мероприятия по организации прогулки, прогулка. Самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность взрослого и ребенка. | 10.40-11.45 | | |
Возвращение с прогулки. Водные процедуры. Подготовка к обеду.Обед. | 11.45-12.20 | | |
Подготовка ко сну. Сон. | 12.20-15.00 | | |
Подъем, оздоровительная гимнастика после сна. | 15.00-15.20 | | |
Подготовка к полднику. Полдник. | 15.25-15.45 | | |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность взрослого и детей. Вечерний круг | 15.50-16.20 16.25-16.35 | | |
Мероприятия по организации прогулки, прогулка, самостоятельная деятельность детей и взрослого. | 16.35-17.10 | | |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 17.10-17.25 | | |
Подготовка к ужину, ужин | 17.25-17.55 | | |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 17.55-19.30 | | |
Образовательная область/ Образовательные цели | ИСПОЛНИТЕЛИ (педагогические работники) |
Социально-коммуникативное развитие |
Соблюдение норм и правил | |
-Учить пользоваться общим визуальным расписанием (распорядок дня). -Планировать целенаправленную игровую деятельность с помощью индивидуального расписания «сначала – потом» -Учить выражать просьбу через карточку с изображением предметной картинки. -Осуществлять выбор из 2,3 карточек. Выкладывать на коммуникативной доске предложения (Я хочу..) -Укрепить прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми. -Формировать различные способы сотрудничества со знакомыми и незнакомыми взрослыми (педагогами, воспитателями…) - Создавать условия для речевой активности ребенка. -Учить показывать в альбоме фотографии с изображением действий ребенка (Влада рисует, Влада играет…) - Учить выполнять просьбы взрослых и выражать свои просьбы различными средствами – мимикой, жестом, карточкой. -Учить общаться со сверстниками, устанавливая положительный эмоциональный контакт – улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече, при прощании – махать рукой. - Учить сотрудничать со сверстниками, подражать действиям детей: «Кати мяч», «Пройдем по дорожке» .. | Воспитатель Тьютор Педагог-психолог |
Игровые навыки | |
- Учить взаимодействию с предметами, игрушками . - Подключать 1, 2 ребенка для взаимодействия «Покатаем мяч», «Бросаем мячик ..», «Поздороваемся с Владой» Формировать предметно-игровую деятельность: -Учить выполнять самостоятельно личные игровые действия с игрушками: «Покатаем куклу», «Перевезем кубики», «Протолкни шарик», «Машина поехала», «Раздень куклу», «Свари суп», «Положи кукол спать»… Формировать интерес к сюжетной игре, развивать игровые действия (2): - «Угощаем зверюшек» (зайца-морковкой, ёжика –яблочком, белку-шишкой..); «Купаем малыша-голыша», «Перевезем зверюшек», «Спрячь зверюшек в домик»… - Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия) – кормление, купание, укладывание куклы спать. | Воспитатель Тьютор |
Навыки самообслуживания | |
Учить выполнять действия с опорой на алгоритмы: «Умывание», «Одевание». - Продолжать учить ребенка есть самостоятельно, используя ложку; тщательно пережевывать пищу; пить из чашки; пользоваться салфеткой во время и после еды; убирать некоторые предметы, надевать и снимать. -Продолжать учить убирать и аккуратно складывать предметы одежды и обуви на определенное место; убирать игрушки на определенное место. | Воспитатель Тьютор |
Речевое развитие |
При разговоре взрослый стремится, чтобы ребенок смотрел ему в лицо. - Развитие понимания обращенной речи с опорой на картинки, визуальное расписание, учить показывать некоторые действия, предметы, картинки с опорой на ответные картинки по лексическим темам: «Покажи мячик…» -Учить использовать визуальные картинки (опоры) при ответе на вопрос («Кто мяукает?»…) -Учить отвечать на вопросы с помощью жестов, картинок «Влада хочет рисовать?» (Да – киваем головой) - учить дуть в дудочку, на бабочку и др.., - формировать предметный словарь и знакомить в процессе игровых действий с названиями новых слов: танцуй, гулять, пить, подуй, вот так, молодец… - учить выражать свои потребности с помощью карточек: «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить» - Формировать потребность показывать свои желания: «Что будем делать лепить или рисовать?». «Где Влада была?», «Что делала?»; - Учить выполнять определенные действия при произнесении потешек, стишков, считалок, разучивать игры с пальчиками. - Учить отвечать на вопросы с помощью картинок. - Осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы. - Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики | Учитель-логопед |
Формирование продуктивных видов деятельности: Лепка: - Исследование пластилина (мнем, раскатываем, сплющиваем) –лепим баранки, колобок…) Рисование: -вызывать интерес к рисованию: взрослый с совместными действиями с ребенком- прямые, круглые линии в том числе нетрадиционно: «Снег идет», «Колобок»… - побуждать к самостоятельному рисованию. Конструирование: - Учить строить совместно, используя речевую инструкцию, поделки из двух, трех деталей (стол, стул, башенка, дорожка, забор и т.д.) – взрослый обыгрывает постройки. | Воспитатель Тьютор Педагог-психолог Учитель-логопед |
Познавательное развитие |
Сенсорное развитие – развивать ориентировку на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов. Величина: - Учить ориентироваться в практических заданиях на 3 величины: выделять «большой», «маленький», «самый маленький»., складывать кубики вкладыши, строить башенку из них, , разбирать и собирать 3-х местных матрешек, собирать пирамидки из трех шариков(колец), строить ёлочку из трех элементов, раскладывать по трем кубикам матрешки, соответствующие по величине, расставить машинки в гараж, в соответствие с их размерами, раздавать игрушки куклам, в соответствие с их размерами. Форма: - учить доставать из мешочка по тактильному образцу, а затем по слову: «достань шарик, кубик, яйцо, выбор из трёх форм – учить вставлять различные формы в прорези коробки, выделять их среди других предметов «Соберем яички», «»Соберем в тележку все кубики» Цвет: -Учить узнавать основные цвета (желтый, красный, зеленый) Проводить игры «Найди зайчику мячик»… | Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель |
Целостное восприятие: Складывать разрезные картинки из 2, 3 частей, собирать сборно-разборные игрушки (гриб, собачка, домик, паровоз) Тактильно-двигательное восприятие: Формировать ориентировку на форму и величину через тактильное восприятие – различать предметы на ощупь (выбор из 2-3), «Тактильный мешочек», «Достань такое, как у тебя в руке»; «Достань большое яицо, кубик…», «Достань такое, как у тебя в руке» (морковка, яблочко, огурец…) Слуховое восприятие: - Учить различать последовательность музыкальных инструментов (барабан, металлофон, колокольчик) «Где звенит колокольчик?»; показывать, называя следующие изображения на картинках «Покажи, кто так кричит ( лягушка (жук); кошка (собака) и т.д. выбор из двух). | Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель |
Формирование наглядно – действенного мышления: -Развивать предпосылки к наглядно-действенному мышлению, учить действовать целенаправленно, проводить игры: «Поймаем все шарики», «Соберем все колечки», «Расставим всех зверюшек». - Учить пользоваться предметами- орудиями: сачком ловить камешки, рыбок, уточек, возить каталки, используя ручки; наливать воду в сосуд, используя кружку, лейку; использовать палочки для далеко закатившихся предметов; использовать стульчик, чтобы достать… | Учитель-дефектолог Воспитатель, тьютор |
Ознакомление с окружающим: - Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: выделять игрушки – вот кукольный домик – там куклы живут; вот гараж – там машины стоят; вот полка – там краски, альбомы… - Учить выделять предметы посуды, узнавать их изображения в картинках, знать их назначение: «Покажи, в чем будем варить суп?», «Покажи чайник, в нем мы нальем воду, вскипятим и будем пить чай.», «Покажи, где нож? Мы будем резать огурец..» - Учить выделять предметы одежды и узнавать их изображения: «Где платье? Где колготки? –наденем колготки, ножкам будет тепло. Где кроссовки? Наденем их и пойдем гулять. - Знакомить с помещением и учить ориентироваться в нем: «Где спальня?, Где моем ручки?, Где туалет? Обращать внимание на окружающих животных и насекомых: птичка ( как крылышками машет); собачка (как она лает); На прогулке: знакомить с явлениями природы и сжизнью людей: солнце светит ярко, оно вверху, высоко; сегодня нет солнышка, тучки его закрыли; вот идут дети- они смеются, разговаривают, им весело; вот идет мама с дочкой… Формирование ориентировки на количественный признак: - Учить выделять по подражанию один предмет из множества. -Учить расставлять в ряд однородные предметы – грибы, елочки, палочки, кружочки; показывать выделять много предметов и один по подражанию. | Учитель-дефектолог Воспитатель, тьютор |
Физическое развитие |
Общая моторика | Инструктор по физической культуре |
Продолжать развивать движения, совершенствовать ручную и мелкую моторику. Проводить игры «Лови мяч», «Перекладывай игрушки из мешка в корзинку», игры с мелкими предметами и игрушками: опускать фасоль в прозрачный сосуд… Учить бросать в цель предметы: «Попади в цель», « Попади в корзину» -Учить катать мячи, бросать, ловить двумя руками. - Продолжать поддерживать необходимые условия для защиты, сохранения, совершенствования и укрепления здоровья ребенка, выполнять четко режим дня. Учить подниматься самостоятельно вверх и вниз по лестнице; - прыгать на батуте; - учить перепрыгивать через ручеек, канавку; - учить ползать по скамейке, ползать по ковру до определенной цели; - учить ходить на мысочках, пяточках - учить ездить на велосипеде - продолжать учить плавать. | |
Мелкая моторика | Инструктор по физической культуре |
Развивать согласования движений обеих рук, формировать ручные умения, развивать точность и дифференцированность движений кистей и пальцев рук. | |
Физическая подготовка | Инструктор по физической культуре |
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость. | |
Художественно-эстетическое развитие |
Совершенствовать технику изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом. Развивать представление о разнообразии цветов. Развитие музыкальности, способности воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко); опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам; дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения; формирование представлений о воспринятом. | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Педагогическая работа с родителями: 1.Воспитатель рекомендует родителям: а) вести дневник наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком; В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом, фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпрепровождением ребенка как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогам; б) фотоальбом, в котором будут размещаться фотографии девочки, ее близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, она ест, она катает машинку и т.д.) в течение продолжительного периода времени; в) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение дошкольного развития ребенка); г) для коррекции нежелательного поведения создать домашнее визуальное расписание 2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании следующих условий для коррекционно-педагогических занятий с ним: - организация и соблюдение взрослыми режима для ребенка; - организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка); - формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения). | Воспитатели, узкие специалисты. |
Учитель-дефектолог: _____________ Т. В. Губачева