СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Индивидуальный план педагога"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования. В плане указаны задачи и цели, которых педагог должен придерживаться, также актуальность этих задач.

Просмотр содержимого документа
«"Индивидуальный план педагога"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Буинска РТ»

















Индивидуальный план самообразования

Педагога дополнительного образования

Исхакова Резеда Вагизовна























на 2017-2024 уч.год



Личная карта учителя.



Ф.И.О. педагога: Исхакова Резеда Вагизовна



Дата рождения: 01.05.1968 г.



Образование: Средне - специальное Арское педагогическое училище

Специализация (по диплому): учитель начальных классов, 1987 г

Высшее, Татарский Государственный Гуманитарно-Педогагический Университет.

Специализация (по диплому) учитель начальных классов. 2008



Место работы: МБУ ДО «Центр внешкольной работы г. Буинска РТ»



Занимаемая должность: педагог дополнительного образования.



Общий стаж: 31 год



Педагогический стаж: 31 год.



Квалификационная категория: 1

Прохождение курсов повышения квалификации: «Этнокультурная составляющая в преподавании музыкально-художественных дисциплин в системе дополнительного образования детей» в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВО «К(П)ФУ»» , 2017 г.

Методическая тема: «Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием современных образовательных технологий».

Тема самообразования педагога: «Социализация детей в условия дополнительного образования»


Начата: 2017 год.

Планирую закончить работу над темой самообразования: 2024г.

Работая над реализацией личного плана самообразования, я:

-​ знакомлюсь с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;

-​ посещаю уроки и мероприятия коллег;

-​ принимаю участие в совещаниях, обмене опытом с коллегами;

-​ выступаю на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы;

Пояснительная записка

С приходом детей в   объединение «Умелые ручки» круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. В учебно-воспитательном процессе обучающиеся должны научиться строить духовно -нравственные отношения с товарищами и с педагогом.  

Цель: Особую роль отвести духовному воспитанию личности, становлению нравственному облику человека.

Задачи:

- изучить методы, формы и приемы духовно - нравственного воспитания обучающиехся;

- раскрыть особенности духовно - нравственного воспитания обучающиехся;

- формировать активное отношение к обучению в объединении;

- прививать любовь к малой Родине, гражданскую ответственность, чувство патриотизма,

- приобщать к поисковой и творческой деятельности;

- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке;

- применять полученные знания на практике.

- проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

Актуальность: В связи с изменениями социально- экономических условий, в том числе и в процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Современная действительность – это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых

Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио -информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Разработала план воспитательной работы, согласно которому я работаю с обучающимися.

Ожидаемые результаты:

- повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся,

- овладение уровнем воспитанности по отношению к близким, знакомым, одноклассникам,

- хранение памяти о своих родных, о своей малой Родине.

Целью моей педагогической деятельности стала проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

Для педагога дополнительного образования по любому учебному предмету основным источником, формой и средством духовно-нравственного развития и формирования личности является занятие. Это не означает, что занятие позволяет воплотить в результат весь комплекс нравственных параметров, но занятие в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой, нравственно развивающей и формирующей доминанты. Духовно-нравственная обстановка на занятиях — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.


Теоретические подходы к проблеме художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач дополнительного образования.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, обучающийся, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни.

Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание»:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой- либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно — эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что цель художественно-эстетическое воспитание, это — воспитание целостной гармонически развитой личности.

Следует выделить задачи художественно-эстетического воспитания:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими».

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности.

Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.

Что же представляет собой творчество?

Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Концепция дополнительного образования рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, словесные и практические методы.

Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на занятии и во внеурочной работе: коллективная, подгрупповая, парная, индивидуальная. Чтобы занятие действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов; мотивация деятельности; сравнение, аналогия; предложение на выбор различных заданий; взаимопроверка; самостоятельное формирование учащимися выводов; использование наглядности.

Тревогу вызывает и односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.

Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Внеурочная деятельность

Сформировать интерес к предметам художественного труда и рукоделия помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и   развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что духовно-нравственное воспитание является основой всех основ.

А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, встречи и т.д.); 2) практические формы (экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (выставки разных видов).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств духовно-нравственного воспитания учащихся, которые используются в системе урочной и внеурочной деятельности:

Система

Форма

Педагогические средства

Урочная

Урок-презентация

Урок-ролевая игра

Урок-беседа

Дидактические игры

Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий.

Прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты нравственности.

Использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей нравственности.

Совмещенные уроки

Подготовка к конкурсам

Выставка работ в школе

Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста.

Прием опоры на народные традиции и декоративно-прикладное творчество народов России и мира.

Приемы стимулирования знаний: гибкая система оценивания творческих работ; поощрения допуском к проведению «мастер-класса» и к подготовке праздника.

Средства формирования положения мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора материалов, форм и техник.

Внеурочная

Художественно-творческие проекты.

Экскурсия.

Конкурс и выставка работ.

Применение вариативных форм занятий (приглашение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности. 

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН в выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.

 Мониторинг

Опрос.

Беседа.

Наблюдение.

Тестирование.

Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга.

Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.


Основные коллективные формы и методы духовно-нравственного просвещения и убеждения учащихся, которые использую в своей работе по данной теме.

Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы.  Они имеют целью обогатить моральными представлениям и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

 Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся.   Такой   разговор   следует проводить сразу после совершения поступка.

 В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как   главных   критериев   поведения школьников.  Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

   Беседы провожу с группой или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Требования педагога к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Использую в своей работе упражнение в системе духовно-нравственного воспитания.

Процесс духовно-нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения.  

Особенно велико значение   упражнений, связанных   с   организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения.  Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом.  Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

 Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если обучающейся занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье.  У него больше развито чувство ответственности.    

В своей деятельности использую методы стимулирования обучающихся.

Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность.

Методы стимулирования помогают человеку формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д.


Заключение

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Художественно — эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.

Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным.

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.

Анализируя литературу, я сделала вывод, что детское творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания.




Список литературы

1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   М.; Просвещение, 2011.25с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. Просвещение,2009. 41с.

3.Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения.1-4 классы тесты и практические задания. -М. Просвещение, 2010.68с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание. Для организаторов и классных руководителей. М. Просвещение, 2008.108с.

5. Г. Голубицкий. Что такое этикет?  Издательство «Анфас» 1998г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!