Тема самообразования: «Психологическое сопровождение образовательного процесса с целью создания благоприятных условий для обучающихся с ОВЗ, а также их дальнейшей адаптации и социализации в обществе».
Актуальность темы. В последнее время очень большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами в дальнейшем. Для обеспечения их интеграции необходимо уже с первых дней ребенка в школе осуществлять комплексное сопровождение. Одним из важнейших направлений комплексного сопровождения является психологическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, поэтому данная тема является достаточно актуальной.
Цель: создание психосберегающей среды, способствующей максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, обеспечение условий для их полноценного развития, обучения и интеграции в образовательную среду, социально-психологическая адаптация и помощь в профессиональном самоопределении, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива.
Задачи:
1. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально — психологических особенностей в учебно - воспитательном процессе школы и в семье;
2. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
3. Создание специальных социально — психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
4. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
5. Активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;
6. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
7. Усиление практико – ориентированной направленности процесса обучения и воспитания в свете требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
8.Освоение и эффективное использование современных психолого - педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Источники самообразования: СМИ, интернет, мастер-классы, он-лайн конференции педагогов-психологов, семинары, тренинги, конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации, методическая литература.
Формы самообразования:
- Индивидуальная – через индивидуальный план.
- Групповая – через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах, конкурсах, родительских всеобучах.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога Спиридоновой А.А. на 2018-2022 гг.»
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж: 10 лет
Стаж в данной должности: 9 лет
Тема самообразования: «Психологическое сопровождение образовательного процесса с целью создания благоприятных условий для обучающихся с ОВЗ, а также их дальнейшей адаптации и социализации в обществе».
Актуальность темы. В последнее время очень большое значение придается интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами в дальнейшем. Для обеспечения их интеграции необходимо уже с первых дней ребенка в школе осуществлять комплексное сопровождение. Одним из важнейших направлений комплексного сопровождения является психологическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, поэтому данная тема является достаточно актуальной.
Цель: создание психосберегающей среды, способствующей максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, обеспечение условий для их полноценного развития, обучения и интеграции в образовательную среду, социально-психологическая адаптация и помощь в профессиональном самоопределении, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива.
Задачи:
1. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально — психологических особенностей в учебно - воспитательном процессе школы и в семье;
2. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
3. Создание специальных социально — психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
4. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
5. Активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;
6. Психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
7. Усиление практико – ориентированной направленности процесса обучения и воспитания в свете требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
8.Освоение и эффективное использование современных психолого - педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Источники самообразования: СМИ, интернет, мастер-классы, он-лайн конференции педагогов-психологов, семинары, тренинги, конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации, методическая литература.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план.
Групповая – через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах, конкурсах, родительских всеобучах.
План реализации темы
Содержание и вид деятельности | Дата и место проведения | Форма представления результатов работы |
1.Повышение профессиональной компетентности. Освоение инновационных образовательных технологий. Знакомство с новыми психолого-педагогическими технологиями через изучение методической литературы, практических материалов, методического опыта педагогов, материалов Интернет. Использование ИКТ и ЭОР на занятиях, родительских всеобучах. | В течение межаттестационного периода | Конспекты открытых занятий, предметных недель, внеклассных мероприятий по предмету. |
2.Проведение мастер-классов и тренинговых занятий по психологии для студентов, педагогов и родителей. | В течение межаттестационного периода | Анализы работы педагога-психолога, конспекты мастер-классов и тренинговых занятий |
3.Участие в районных, городских, Республиканских семинарах и конференциях, Республиканских и Международных он-лайн конференциях педагогов-психологов, учителей-дефектологов, вебинарах. Выступление с докладами на семинарах и конференциях по профилю деятельности. | В течение межаттестационного периода | Сертификаты участника, программы семинаров и конференций. |
4.Участие в мероприятиях профессиональной направленности районного, городского, Республиканского, Всероссийского и Международного уровней (Международный конкурс – выставка «Вектор успеха», Городские фестивали творчества детей с ОВЗ «Весенняя капель», Республиканский фестиваль детей с ОВЗ «Возьмемся за руки, друзья!», Республиканский конкурс «Дорога БЕЗ опасности», Всероссийский конкурс авторских программ и элективных курсов и другие) | В течение межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма |
5.Участие в конкурсах различного уровня по предмету и внеклассной работе. Организация школьных выставок учащихся. | В течение межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы |
6.Участие в инновационной, экспериментальной деятельности школы, района, республики. Участие в работе Республиканской инновационной площадки на базе КФУ. Разработка авторских пособий, получение рецензии. | В течение межаттестационного периода | Сертификаты, дипломы |
7.Публикации статей, методических разработок в сборниках, журналах, альманахах, на интернет-порталах, на личном сайте. | В течение межаттестационного периода | Свидетельства о публикации |
8.Прохождение курсов повышения квалификации. | Согласно графика: 2020 год | Удостоверение курсов повышения квалификации |
9.Аттестация на высшую квалификационную категорию по должности «педагог-психолог». | 2022г. | Приказ |
10.Пополнение персонального сайта педагога-психолога, регистрация на других педагогических сайтах, публикации авторских материалов. | 2018- 2022 гг. | Свидетельства о публикациях |
11.Посещение уроков, мероприятий коллег и участие в обмене опытом. Проведение предметных недель, открытых уроков и занятий по психологии, развитию сенсорных и психомоторных процессов, мастер-классов. | В течение межаттестационного периода | Анализ посещенных уроков и мероприятий, самоанализы. |
12.Разработка адаптированных рабочих программ по психологии, сенсорному развитию, развитию сенсорных и психомоторных процессов. | 2018-2022 гг. | Адаптированные рабочие программы (АРП) |
13.Создание методических разработок занятий, уроков с применением новых технологий в соответствии с требованиями ФГОС. | 2018-2022 гг. | Методические разработки занятий, уроков |
14.Оформление кабинета педагога-психолога, сенсорной комнаты. | 2018-2022 гг. | Паспорт кабинета педагога-психолога |
Участие в системе методической работы
Мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
| Начало | Оконча- ние | | |
Экспертная комиссия муниципального образования «г.Казань» аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан | 2018г. | 2022г. | Аттестационный эксперт | Экспертное заключение, документы по аттестации |
Рабочая группа по разработке локальных нормативных актов ГБОУ «Казанская школа № 76» | 2018г. | 2022г. | Участие в разработке | Локальные нормативные акты, положения |
Рабочая группа по разработке проектов учебных планов в рамках реализации АООП ФГОС НОО для детей с ОВЗ | 2018г. | 2022г. | Участие в разработке | Проекты учебных планов |
ШМО учителей среднего и старшего звена, начальных классов, надомного обучения, трудового обучения, классных руководителей. | 2018г. | 2022г. | Участие в МО | Доклады, выступления |
Методический совет (МС) | 2018г. | 2022г. | Заместитель председателя МС | Анализы работы |
Школьная аттестационная комиссия (ШАК) | 2018г. | 2022г. | Председа-тель ШАК, внутренний эксперт, куратор по аттестации педагогов | Справки об обучении на семинарах внутренних аттестацион-ных экспертов, протоколы |
Школьная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) | 2018г. | 2022г. | Член комиссии | Протоколы ПМПК |
Педагогический совет (педсовет) | 2018г. | 2022г. | Председа-тель педсовета | Протоколы педсовета |