МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 56»
Индивидуальная программа
работы со слабоуспевающими детьми
(2,4 классы)
Составил: Сташевская Елена Анатольевна
учитель начальных классов
2024 год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.
По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера. Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества. У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.
Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может .
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы и традиционных форм образования личности каждого ребенка, а также затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.
Для школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе обучающиеся стремятся приспособить учебные задания к своим возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего не формируются навыки учебной работы.
Цель: помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.
Задачи:
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
логопедическая коррекция нарушения речи;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Принципы и подходы:
Принципы построения:
Принципы реализации:
создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.
Этапы и фазы: выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. физиологические;
2. психологические;
3. социальные.
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Специфика кадров.
Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.
Таким образом, в реализации данной программы должны участвовать не только классный руководитель и родители, но и обязательно подключаются: психолог, логопед, врач, педагог – психолог.
Содержание программы
индивидуального сопровождения отстающих учащихся
№ | Содержание | Формы занятий |
1 | Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся. | Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика. |
2 | Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики: а) психофизической; б) педагогической; в) логопедической; г) медицинской; д) социально – педагогической. | Тестирование. Педагогическая диагностика. Диагностика. Медицинское обследование, анализ карт развития. Индивидуальная беседа с родителями, наблюдение, посещение семьи |
3 | Заключение и рекомендации педагога, логопеда, психолога, социального педагога и врача специалиста по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся. | Индивидуальные консультации |
4 | Первичный ПМПк МОУ СОШ: определение компенсаторных возможностей ребенка; составление комплексной индивидуальной программы; составление плана коррекционных мероприятий специалистами с учетом индивидуальной программы; определение образовательного маршрута для учащегося. | Консилиум |
5 | Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком. | Урок, индивидуальное занятие. |
6 | Отслеживание динамики в развитии на плановых и срочных ПМПк МОУ СОШ: оценка динамики обучения и коррекции; внесение изменений в индивидуальную программу; назначение дополнительных обследований. | Обсуждение, беседы с родителями. |
7 | Заключительный ПМПк МОУ СОШ : оценка статуса ребенка на момент окончания коррекционной работы по индивидуальной программы; разработка комплексных рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям обучения. | Консилиум |
8 | Тематический административный контроль “Работа учителей I ступени обучения со слабоуспевающими учащимися”. | |