СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный подход в обучении биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход в обучении биологии»

Условия реализации личностно –ориентированного обучения на уроках биологии


Одним из условий реализации личностно-ориентированного обучения, в котором учитываются индивидуальные личностные качества ученика, является дифференцированный подход. Классный коллектив состоит из учащихся различающихся своим мышлением, умением выстраивать логические рассуждения, творческими способностями, познавательным интересом. Поэтому, даже проводя урок в одном и том же классе, учителю следует учитывать эти особенности учащихся. Кроме того, использование индивидуально –дифференцированного метода позволяет раскрыть потенциал учащихся, выявить одаренных учеников. Если учитель не оставляет без внимания особенности учащихся класса и продумывает средства обучения доступные для каждого ученика, то такой подход в обучении к предмету даёт хорошие результаты, является эффективным.

В качестве такого средства обучения можно использовать дифференцированные задания для учащихся, различающиеся по объёму и уровню сложности. А для подготовки таких заданий хорошим подспорьем будет применение информационно-коммуникативных технологий. При составлении дифференцированных заданий по биологии можно использовать материал тематических сайтов, например, http://bio.clow.ru/, http://www.alexandra-goryashko.net/, http://www.school-collection.edu.ru/ , obi.img.ras.ru/, www.biodat.ru/

В качестве материала для разработки учебных заданий тестовые задания, словари и справочники с определениями и терминами, электронные книги по различным разделам биологии, энциклопедические данные.

Например, при изучении в курсе биологии темы «Простейшие. Тип Корненожки» можно разработать карточки - заданиями разных уровней сложности.

Для обучающихся менее подготовленных по теме урока карточка может включать задание на нахождение определенных органоидов клетки простейшего. Например,

1.Напишите название простейшего. 2.Подпишите название органоидов простейшего


А вот для учащегося посильнее задание будет заключаться не только обозначении органоидов клетки амёбы, но и предложено решить биологическую задачу: «У всех ли представителей Типа Корненожки имеются сократительные вакуоли? Приведите несколько примеров представителей типа Корненожки, у которых отсутствуют сократительные вакуоли. Свой ответ аргументируйте». К такому развёрнутому ответу на вопрос задачи, рассуждению готовы не все ученики класса. Ведь для поиска правильного решения необходимо связать логически значение данного органоида для клетки простейшего организма и его среду обитания. Также нужно знать особенности некоторых паразитических Корненожек. Нужно найти информацию о представителях данной группы простейших.

Это задание можно рекомендовать выполнять с использованием Интернет –ресурсов. В этом случае ученику во время работы над заданием необходимо дать ссылки, которыми ученик может воспользоваться. Многие современные школы оснащены мобильными классами с нетбуками. Поэтому задание можно дать нескольким учащимся одновременно.

Для учащихся со средним уровнем знаний можно по этой же теме предложить выполнение задания в Интерактивном режиме (готовая схема на экране Интерактивной доски) - обозначить органоиды клетки простейшего организма самостоятельно, а рядом указать их функции. Внедрение такого рода заданий на Интерактивной доске, позволяет разнообразить формы опроса и способствует мотивации ученика к изучению предмета.

Интересный материал по данной теме урока представлен ресурсом «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», где размещены упражнение (задача), самостоятельна работа учащихся, тестовые задания, которые можно использовать в качестве индивидуальных заданий для учеников.

Индивидуально-дифференцированные задания с использованием рисунков и схем с успехом применяются не только при изучении курса «Зоологии», но других, в том числе «Ботаники». Например, при изучении темы «Соцветия» в курсе «Растения» ученику можно предложить дать названия соцветиям по изображенным схемам. А для учащихся с высоким уровнем развития познавательного интереса можно предложить не просто дать названия изображенным соцветиям, но и выполнить творческое задание- распределить группам соцветия по группам на основе различных признаков, а также дополнить список растений для каждой группы. При выполнении этого задания ученики могут использовать и признак длины оси соцветия, и расположение соцветий, и чередование цветков в соцветии и т.д. А дополнительный материал для того, чтобы дополнить группы соцветий можно порекомендовать найти в энциклопедии, на тематических сайтах, т.е. можно творчески поработать над этим заданием. Такого распределения по группам нет в учебнике, и поэтому процесс будет, несомненно, творческий.

В сети Интернет размещены научно-популярные издания, которые можно использовать при проведении уроков. Например, можно использовать электронные издания журнала «Наука и жизнь», «Кругосвет» для подготовки сильными учащимися доклада к уроку, написания реферата. Материалы этих изданий имеются на сайте единой коллекции цифровых ресурсов. Но полная версия универсальной научно-популярной энциклопедии «Кругосвет» доступна по адресу https://www.krugosvet.ru/enc/biologiya

В самой энциклопедии материал структурирован по областям научных знаний. Каждый раздел энциклопедии содержит сведения об объектах в алфавитном порядке. Так что пользоваться при подготовке доклада ресурсом удобно. Статьи о необычных организмах, явлениях природы помогут одним учащимся пробудить интерес к предмету, а другим - углубить свои знания

В качестве дополнительного материала по теме «Систематика растений» можно, например, использовать материал журнала «Кругосвет» о представителе семейства Розоцветные – абрикосе. В содержании параграфа учебника нет сведений об этом растении. Нужно отметить, что вообще на изучение темы «Семейства растений класса Двудольные» отводится всего лишь 1 урок. В одном параграфе содержится очень краткая информация о нескольких семействах. Это сухой текст об общих признаках представителей различных семейств. Сложно с увлечением изучать тему, если она представлена в таком виде. Поэтому учителю нужно найти средства для того, чтобы пробудить у учеников познавательный интерес. Использование дополнительных ресурсов, в частности, информацию раздела «Биология» журнала «Кругосвет», даёт возможность заинтересовать учащихся. так, например, учащиеся узнают, что абрикос относится к особому роду Armeniaca. Абрикос обыкновенный (P. armeniaca) издавна выращивается в Армении. Оттуда он распространился по всему миру. В Европу абрикос проник во времена Александра Македонского. Плод этого фрукта – нечто среднее между костянками сливы и персика и т.д. И это уже не просто «безликое» перечисление растений семейства Розоцветные.

Кроме того, по материалам этого журнала учитель может дать задание составить кроссворд или ребусы. Можно также разбить класс на команды. Каждая команда составляет кроссворд, который разгадывают участники противоположной команды. Внутри команды нужно задания распределить с учетом интереса, способностей учеников. Одни ребята, например, могут оформлять кроссворд, а другие находить необходимы й материал.

У каждого учителя найдётся немало средств и заданий для организации дифференцированного обучения. Необходимо только систематически их использовать и тогда обязательно будет хороший результат.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!