ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
учителя труда (технологии)
на тему «Индивидуальный подход в обучении школьников на уроках труда (технологии)»
По теме «Индивидуальный подход в обучении школьников на уроках технологии» я работаю уже пятый год, но считаю работу еще не завершенной, так как приходят новый ученики, которые имеют так же свои индивидуальные особенности, отличные от предыдущих поколений, поэтому данная тема будет актуальна и в дальнейшем.
Актуальность темы
Происходящие социально – политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны. С целью удовлетворения запросов современного общества осуществляется перестройка системы образования, обновляется содержание образовательного процесса и меняются требования к уровню подготовки школьников. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.
В современных условиях важно осознать и принять принципиально новую педагогическую установку – каждый ученик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по технологии. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении. В настоящий момент происходит внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) второго поколения. В каждой школе создаются условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся для формирования личности с необходимым набором образовательных компетенций. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения технологии учитывала потребности всех школьников. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, возникает множество проблем. Но меня всегда волновал и волнует вопрос: Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.
Появилась необходимость создания условий, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по технологии. Поэтому я стал в своей работе уделять больше внимания проблеме активизации познавательной деятельности и повышению мотивации учащихся при обучении технологии. Ориентация на формирование личности, способной реализовать свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества заставляет учителя к постоянному выявлению и созданию таких условий, которые необходимы для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Поэтому необходима такая организация работы учителя, в основе которой лежит формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, способствующие творческой самореализации учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приёмов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность такого учебного процесса.
Таким образом, вытекает противоречие между необходимостью повышать уровень развития учащихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционной школы..
Одним из путей преодоления выше указанных противоречий в условиях стандартизации мне видится в использовании индивидуального подхода к обучению, поскольку оно направлено на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, на укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.
Базовый курс технологии призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности. Невозможно добиться усвоения материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении технологии приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к технологии, нежелание учиться и др.). Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. При использовании дифференцированного подхода дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует стремление учиться по своему внутреннему убеждению. Таким образом, традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа ориентирована в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускаются, способные дети не развиваются, в результате – успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие.
В связи с этим возникает профессиональная проблема: Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником? Как организовать учебный процесс при обучении технологии так, чтобы повысилось качество образования? Как развивать потенциал учащихся на основе их индивидуальности?
Цель: через призму работы по самообразованию учителя – создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
расширить методологическую основу индивидуального подхода в обучении в соответствии с ФГОС;
продолжить изучение опыта работы педагогов по использованию индивидуального подхода в преподавании курса технологии по методическим и электронным источникам;
обобщить личный опыт использования индивидуального подхода в преподавании технологии;
показать использование индивидуального подхода на разных этапах урока.
Предполагаемые результаты:
совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
усиление положительной мотивации обучения;
активизация самостоятельности;
активизация познавательной деятельности учащихся.
По окончании работы над темой написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями по теме для других учителей.
Актуальность опыта я вижу в том, что выпускник современной школы нуждается в формировании таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, исследовательских умений. Интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития.
В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.
Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью общества и школы в творчески развитой личности, обладающей высоким уровнем мотивации познавательной деятельности и недостаточной сформированностью данного качества у выпускников общеобразовательных учреждений; между учебными целями, поставленными школьной программой и недостаточной мотивацией школьников к процессу обучения.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная деятельность на уроке технология будет способствовать развитию творчества и познавательной активности, а также, в создании условий, способствующих повышению у учащихся мотивации к обучению через индивидуальный подход.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности на уроках технологии и работа с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиаде по технологии.
Теоретическая база опыта.
Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:
1. Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии),
2. Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. (Основы проблемного обучения на уроках труда),
3. Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования),
4. Павлова М. Б., Питти Д. (Образовательная область "Технология". Теоретические подходы и методические рекомендации - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России), Сопельняк А. П. (Психология творчества // Изобретатель и рационализатор).
В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:
-Технология проблемного обучения.
-Технология проектной деятельности.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
- Личностно-ориентированный подход к обучению
Новизна опыта.
Оглядываясь назад, понятно, что жизнь требует поиска других методов и приёмов в работе. Старые методы не давали возможности для творческой деятельности. Хотелось, чтобы ребята активно пытались сами найти ответы на вопросы, делали выводы, бежали в библиотеку, искали нужную информацию в интернете, не ограничивались одним учебником. Чтобы урок не заканчивался со звонком, мысль ребёнка должна быть в постоянном поиске.
Новизна опыта состоит в создании системы организационно- педагогических условий, ориентированных на развитии у обучающихся способности к творческому решению познавательных задач.
Основное описание работы
Сущность моего опыта заключается в разработке способов практической деятельности учащихся на уроках технологии с целью развития потенциала учащихся на основе их индивидуальности. То есть обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, формирование положительной мотивации у школьников, создание таких ситуаций в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы испытывать успех при изучении технологии и играет большую роль в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности, что необходимо для любого человека, независимо от того, в какой области он будет работать.
Использование индивидуального обучения на уроках технологии дает целый ряд преимуществ перед традиционным.
Во - первых, облегчает организацию занятий в классе, создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.
Во - вторых, организованная учителем индивидуальная работа выглядит объективной в глазах ученика и поэтому не создает почвы для обид.
В-третьих, разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный, психологический климат, способствуют активному введению положительных мотивов учения для разных категорий учащихся.
Таким образом, у школьников формируется познавательная потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.
Мечтой многих педагогов, в том числе и у меня, является наиболее полное раскрытие способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности, повышение интереса к предмету. Поэтому процесс обучения и воспитания стараюсь строить на основе принципа сотрудничества учителя и ученика. Использование индивидуального подхода на основе личностно ориентированного обучения в системе моей работы внедряется при организации уроков и внеурочной деятельности по технологии.
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Я.А. Каменского, Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Каменский первый заговорил о том, что процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, которые нужно выявлять путем систематических наблюдений. Данная проблема получила развитие и в учениях прогрессивных педагогов России: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.Н. Водовозовой, А.С. Макаренко, Я.И. Ковальчук. Ушинский К.Д. разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям.
Современная тенденция к индивидуализации обучения, к воспитанию свободной творческой личности, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение. Но, несмотря на большое количество публикаций, вопрос весьма скудно раскрыт: больше декларативных лозунгов о необходимости персонифицированного подхода к детям и совсем мало сущности этого принципа, и тем более технологии осуществления индивидуального подхода: условий, методов, приемов.
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир. В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ученика – это главная точка опоры в общей системе воспитания и обучения.
Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, которая обеспечивает специализации учебного процесса для различных групп обучаемых.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки.
Дифференциация по содержанию – это обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений.
Для накапливания и распространения опыта дифференцированного подхода к разным типам детей необходима классификация, отражающая их типические свойства. Применительно к трудовому обучению за основания такой классификации приняты 3 группы свойств, соответствующих целевой, исполнительной и энергетической сторонам учебно-трудовой деятельности.
Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения заданной цели, сбора и объединения всех данных, нужных для решения задачи, т.е. ориентировка в задании, планирование предстоящей работы, изменение планов и целей при использовании задания.
Исполнительная сторона включает свойства, характеризующие процессы реализации планов: практическое преобразование исходного материала - выполнение практических работ, сформированность правильных приемов, навыков и умений, а также соотнесение реальных действий и получаемых результатов с мыслительными, т.е. самоконтроль.
Энергетическая сторона охватывает свойства, характеризующие активизацию нервной системы учащихся ( энергетика учащихся) : эмоции, чувства, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость. Свойства энергетической стороны деятельности в основном определяют уровень работоспособности учащихся. Однако активизация деятельности зависит также от силы мотивов. Но система мотивов служит не только энергетическим, но и направляющим фактором ( В.Г. Асеев), т.е. содержит свойства, относящиеся также и к целевой стороне деятельности (однако надо отметить, что работоспособность, как и мотивация, целиком не лежит в плоскости только энергетической стороны).
Индивидуальные особенности учащихся могут быть определены путем комплексной оценки, которая отражает особенности деятельности по трем направлениям анализа.
Моя задача обучения, как учителя, не только в том, чтобы дать определенные знания, но и в том, чтобы поднять уровень развития ученика на более высокую ступень. Мой опыт работы учителем технологии – 15 лет. Большую часть из которых, я работал в специальной коррекционной школе, где индивидуальный подход был актуален, так как дети имели разные дефекты в развитии. Выбрав эту тему, я решил реализовать свой творческий потенциал. В настоящее время имею опыт проведения уроков на основе личностно-ориентированного подхода.
Важное значение на уроках и во внеурочное время в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся. Для этого я тщательно продумываю этапы построения структуры урока от его типа и вида, от методов и приемов работы, особенностей класса, возраста учащихся, уделяю большое значение формам организации учебной деятельности.
По результатам тестирования мысленно делю учащихся на три группы: низкий, средний и высокий уровень знаний и умений. Каждому уровню соответствуют определённые требования, предъявляемые к действиям учащихся:
I уровень – показывать, опознавать, называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т. д.
II уровень – измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д.
III уровень – составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, обосновывать собственные примеры и т.д.
Учёт особенностей каждой группы позволяет скорректировать содержание материала, а также формы и методы работы с учащимися. Всё это способствует повышению общего уровня обучения, повышает мотивацию учения, позволяет более эффективно работать с отстающими и одарёнными детьми. Индивидуальный подход осуществляю на различных этапах урока.
Учебный предмет «Технология», с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. Его роль обусловлена объективно существующей потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями.
Технология – это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.
По базисному учебному плану изучение предмета начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования.
Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам.
Во время выполнения практических и проектных работ в основной практикоориентированной образовательной области в школе – «Технология», учащиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы;
выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования;
организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.)
обеспечение безопасных условий работы;
соблюдение технологической и трудовой дисциплины;
контроль качества выполненной работы;
создание и использование необходимых для выполнения работы графических изображений;
использование принципов эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентоспособности;
нахождение, обработка и использование информации из различных источников необходимой для выполнения работы;
бережное отношение к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе;
бережное отношение к здоровью производителя (работника) и потребителя готовой продукции;
доброжелательное отношение и уважение к людям, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
выявление потребностей рынка товаров и услуг, организация деятельности коллектива, по созданию требующейся на рынке продукции, осуществление рекламы созданных изделий;
использование технологий ведения дома и здорового образа жизни;
продуманного этического поведения на рынке товаров и услуг, включая социальные функции потребителя;
выбор новых, инновационных, оптимальных путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и продвижения на рынке товаров и услуг.
Овладение этими универсальными учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.
У предмета «Технология» есть возможности для развития творческой, компетентностной, конкурентоспособной личности. Для этого необходимо стимулировать развитие мышления, используя:
Например:
Знание – когда тебя учат устройству станка, умение – когда сам начинаешь искать изделия, которые ты можешь на нем сделать, навык – когда уверенно работаешь на станке, готов многое сделать сам, компетентность – когда ты знаешь, где найти нужную информацию и технологию, как исправить ошибки в изготовлении изделия, и умеешь делать то, что другие делать не умеют. Иначе – компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Предмет «Технология» – это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.
Так, например, в разделе «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
На своих уроках использую и компьютерные технологии. Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения.
Жажда открытия рождается еще на школьной скамье. В школе всегда были и есть такие ученики, которым неинтересно учиться по учебникам, они их просмотрели и прочитали уже давно. Они ищут ответы на свои вопросы, роясь в словарях, энциклопедиях. Вот потому-то и важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь мечты, вывести их на дорогу поиска в науке, жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
А вот как, когда и где я применяю индивидуальный подход:
На этапе введения нового понятия мне лучше работать со всем классом, а после этого перехожу к индивидуальной самостоятельной практической работе. На первом уровне учащиеся самостоятельно ведут поиск. Я указываю лишь результат, формулирую саму проблему. На втором уровне указываю на проблему, но не сообщаю конечного результата, тогда они сами формулируют проблему. На третьем уровне не указываю проблему, а учащиеся постепенно подводятся к тому, чтобы самостоятельно сформулируют ее.
После того, как проведено первоначальное формирование умений по данной теме, происходит закрепление умений, доведение их до навыков. Групповую форму работы использую в основном при закреплении темы урока, при обобщении материала. Задания при этом для групп подбираю либо одинаковые, либо совершенно разные. На разных этапах учебной работы для каждой группы учеников использую варианты различной сложности. Учащихся делю на группы по их уровням, что обеспечивает раскрытие индивидуальных возможностей каждого ученика.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). Часто используемые мной формы контроля: контрольные работы, зачеты, тестирования, , самостоятельные работы, у которых при дифференцированном подходе есть ряд преимуществ по сравнению с обычными:
появляется право выбора;
открытость оценки знаний, т.е. ученик знает, какую отметку он получит за тот или иной уровень;
ответственность за выбор ложится на ученика, т.е. он сам выбирает задания того уровня, соответственно он отвечает за отметку.
При проведении таких контрольных и тестовых работ практически не возникают ситуации, когда ученик ничего не может сделать. У учащихся исчезает страх перед контрольной работой или зачётом, создаётся ситуация успеха, он учится рассчитывать свои силы и реально оценивать возможности, не завышая и не занижая их . А это, я считаю, очень важно не только в учёбе, но и пригодится им в будущей взрослой жизни.
Дифференцированные домашние задания позволяют более полно использовать возможности учащихся.
Основные формы работы при дифференцированном подходе – это групповая и индивидуальная работа учащихся. Процесс обучения наиболее успешно происходит при групповой форме работы, которая обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, «продуктивное общение», обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно, во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика. В основном индивидуальную работу провожу по карточкам с разноуровневыми заданиями. Предлагая ученикам задания, рекомендую, а не навязываю, с какой группой они должны в данный момент работать. Это повышает ответственность ученика, приучает его к правильной самооценке, показывает уважение к нему, как к личности, со стороны учителя
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что использование элементов индивидуализации на уроках помогает обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении заданий, способствуют более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, самостоятельного творческого мышления, интереса к математике.
Необходимым условием повышения мотивации и качества знаний учащихся является эффективная организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность дополняет учебную деятельность, прививает интерес к предмету, повышает качество образования и развивает интеллект ученика. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности. Поэтому в этом учебном году организовал для учащихся 5-7 классов кружок «Техническое творчество» и кружок «Умелые руки», который я веду уже второй год. А так же второй год я работаю в начальной школе, начиная со второго класса мальчики посещают мой кружок «Город Мастеров» в рамках внеурочной деятельности. Результатом работы является участие учащихся в неделях технологии, в различных выставках, конкурсах, олимпиаде по технологии, где ребята показывают высокие результаты.
Результативность работы:
Работа над проблемой индивидуального подхода в обучении технологии приносит свои положительные результаты. За последние годы обучения повышается уровень мотивации к предмету.
Наряду с уровнем мотивации по предмету отслеживается позитивная динамика качества знаний по технологии.
Повышение активизации и результативности во внеурочной деятельности по технологии:
а) увеличение охвата детей внеурочной деятельностью;
б) участие в олимпиадах, и победители в выставках различных уровней (от школьного до областного).
Выводы:
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что использование элементов индивидуализации на уроках:
1) помогает обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении заданий,
2) достижение уровня обязательных результатов обучения всеми учащимися;
3) способствуют более прочному и глубокому усвоению знаний;
4) развитию индивидуальных способностей, самостоятельного творческого мышления, интереса к технологии;
5) способствует повышению результативности через возможность увеличения плотности урока;
6) реализуют желания сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образование, т.е. каждому ученику получить успешное развитие;
7) снижается эмоционально-психологическое напряжение на уроках;
8) развивается самостоятельность школьника.
Для практической реализации идей индивидуального обучения учащихся требуется изменение условий и принципов всей методической работы. Необходимо использовать разноуровневые программы и учебно-методическое обеспечение, направленное на организацию дифференцированного обучения на уроках, а также на индивидуальных занятиях с учащимися разных способностей и разного уровня обученности.
Таким образом, созданные благоприятные условия и правильные взаимоотношения между участниками образовательного процесса помогают повышению качества знаний учащихся по технологии в течение учебного года, усиливает их мотивации к ее изучению на основе использования дифференцированного подхода.
Итак, успешность современного урока в свете введения в ФГОС зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке – все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
Литература:
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. №5.
Жильцов П.А., Асирян М.А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением // Педагогика. 1997. №4.
Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1992.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство “Институт практической психологии”; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 1998.
Осмоловская И. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Школа. 1996. №6. - С.45.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
Попков В.А. Дифференцированное обучение и формирование профессиональной элиты // Педагогика. 1998. №1.
Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – Ярославль,1995
Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. – 1996. - №3.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
Унт И.Э., Границкая А.С. Технология индивидуализации обучения. – М.:Педагогика,1990
Фирсов В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.