МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА р.п. СУЛЕЯ»
456920 Челябинская область, Саткинский район, р.п. Сулея, ул. Луговая 36, тел. (факс) 73-3-90
ТЕМА ПРОЕКТА:
«ГМО-пища будущего?»
(тип проекта: Социальный)
Автор проекта: Фролов Егор
обучающийся 7 класса
Наставник проекта: Тарасенко С. С.,
учитель физкультуры.
2021-2022 учебный год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть...…………………………………………........................................4
1.1. Что такое ГМО и его виды………………………………………………………………4
1.2. Плюсы и опасность генетически модифицированных организмов………............…..5
1.3. Последствия употребления генетически модифицированных продуктов для здоровья человека………………………………………………………………………...................6
1.4. Какое будущее у ГМО?.....................................................................................................7
2. Практическая часть...………………………………………................................................8
2.1. Этапы работы над проектом………………………………………………………….....8
2.2. Результаты анкетирования………………………………………………………………9
2.3. Выводы………………………………………………………………………………......10
2.4. Разработка материалов для выставки…………………..………………………..........11
Заключение…………………………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………………….............13 Приложение 1………………………………………………………………………..............14
Приложение 2………………………………………………………………………..............15
Введение
ГМО – это генетически модифицированный организм, то есть организм, в генотип которого были внесены определенные изменения. Это происходит при помощи методов генной инженерии. [11]
Создание трансгенных организмов связано со стремительным ростом населения на Земле, у ученых возникла проблема нехватки продуктов питания, решение которой они видят в массовом создании ГМО. И поэтому встает вопрос о ее безопасности.
Например, после модификации картофель стал вредным для своего «заклятого врага» - колорадского жука: поев картофельных листьев, насекомое мгновенно погибает; томаты, огурцы теперь дольше сохраняют свежесть; коровы дают молоко повышенной жирности; свиньи имеют больше мяса, чем жира.[10]
Актуальность проекта: Развитие общества требует внедрения в нашу жизнь новых технологий. Производство генно-модифицированных продуктов – важнейшее достижение современной науки.
Через десяток лет уже нашему поколению придется столкнуться с последствиями сегодняшней беспечности людей, которые, даже не задумываются над опасностью, употребления в пищу генетически модифицированной сои, кукурузы или картофеля.
Цель проекта: применить полученные естественнонаучные знания в организации выставки.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
Произвести поиск информации о ГМО и его влиянии на организм человека.
Провести анкетирование учащихся старших классов.
Организовать выставку для учеников школы.
Обработать полученные данные, сформулировать вывод
Продукт: выставка для учеников школы «Что такое ГМО?»
Во время работы были использованы методы: изучение источников и материалов сети Internet, анкетирование, обобщение, анализ полученных данных, продуктивная работа.
Теоретическая часть
Что такое ГМО и его виды
ГМО — генетически модифицированные организмы — это организмы, в ДНК (макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу и реализацию генетической программы ) которых были целенаправленно внесены изменения при помощи методов генной инженерии. То есть им были переданы отдельные гены от другого организма, не обязательно родственного. Обычно таким способом улучшают свойства растений и микроорганизмов, реже — животных или придают им совершенно новые характеристики.
Генетически модифицированные организмы появились в конце 80-х годов двадцатого века. В 1992 году в Китае начали выращивать табак, который "не боялся" вредных насекомых. Но начало массовому производству модифицированных продуктов положили в 1994 году, когда в США появились помидоры, которые не портились при перевозке.[12]
ГМО объединяют три группы организмов:
1. генетически модифицированные микроорганизмы (ГММ);
2. генетически модифицированные животные (ГМЖ);
3. генетически модифицированные растения (ГМР) – наиболее распространенная группа.
На сегодня в мире существует несколько десятков линий ГМ-культур: сои, картофеля, кукурузы, сахарной свеклы, риса, томатов, рапса, пшеницы, дыни, цикория, папайи, кабачков, хлопка, льна и люцерны. Массово выращиваются ГМ-соя, которая в США уже вытеснила обычную сою, кукуруза, рапс и хлопок.
Плюсы и опасность генетически модифицированных организмов
Защитники генетически модифицированных организмов утверждают, что ГМО – единственное спасение человечества от голода. По прогнозам ученых население Земли до 2050 года может достигнуть 9-11 млрд. человек, естественно возникает необходимость удвоения, а то и утроение мирового производства сельскохозяйственной продукции.
Для этой цели генетически модифицированные сорта растений отлично подходят – они устойчивы к болезням и погоде, быстрее созревают и дольше хранятся, умеют самостоятельно вырабатывать инсектициды против вредителей. [13]
Но интересный факт: ГМО позиционируют как панацею от голода для спасения африканских и азиатских стран. Только вот почему-то страны Африки последние 5 лет не разрешают ввозить на свою территорию продукты с ГМ-компонентами. Не странно ли?
Специалисты-противники ГМО утверждают, что они несут три основных угрозы:
1.Угроза организму человека – аллергические заболевания, нарушения обмена веществ, появление желудочной микрофлоры, стойкой к антибиотикам, канцерогенный и мутагенный эффекты.
2.Угроза окружающей среде – появление вегетирующих сорняков, загрязнение исследовательских участков, химическое загрязнение, уменьшение генетической плазмы и другие.
3.Глобальные риски – активизация критических вирусов, экономическая безопасность.
Почему вокруг ГМО так много заблуждений? По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), больше 80% россиян настроены против ГМО. Подобные опросы проводились также в США, Франции и Германии. В этих странах около 90% населения также негативно относятся к искусственной модификации генома. Один из главных аргументов противников ГМО — какое-либо вмешательство в ДНК противоестественно. А значит, употребление в пищу ГМО-растений и продуктов может вызвать у человека опасные мутации и, как следствие, болезни.[12]
Последствия употребления генетически модифицированных продуктов для здоровья человека
ГМО-продукты отличаются от обычных наличием генно-модифицированных ДНК и белков, чужеродными для человека. Считается, что чужеродная ДНК чисто гипотетически может встраиваться в клетки организма или в бактерии, формирующие микрофлору кишечника. Однако ДНК, попадая в пищеварительный тракт, подвергается расщеплению и теряет свои свойства кодировать белки.
Так, например, в пищеварительный тракт попадает огромное количество чужеродных для человека ДНК рыбы, мяса, растительной пищи. Однако никаких последствий с точки зрения изменения генетических свойств клеток человека или микробиоты кишечника при этом не происходит. Все попытки исследователей доказать, что чужеродная ДНК может встраиваться в геном клеток организма и приводить к продукции чужеродного белка, оказались бесплодными. Также не удалось научно доказать факт попадания такой ДНК в бактерии микробиоты кишечника и изменения их свойств.[3]
Употребление в пищу продуктов, содержащих ГМ-организмы, не несет никаких рисков, что подтверждается результатами научных исследований. Доказанных фактов нанесения вреда здоровью человека или животных от употребления в пищу ГМ-организмов или их продуктов науке неизвестны.[4]
Ученые выделяют следующие основные риски потребления в пищу генетически модифицированных продуктов:
1. Угнетение иммунитета, аллергические реакции и метаболические расстройства, в результате непосредственного действия трансгенных белков.
2. Различные нарушения здоровья в результате появления в ГМО новых, незапланированных белков или токсичных для человека продуктов метаболизма.
3. Появление устойчивости патогенной микрофлоры человека к антибиотикам.
4. Нарушения здоровья, связанные с накоплением в организме человека гербицидов.
5. Сокращение поступления в организм необходимых веществ.
6. Отдаленные канцерогенный и мутагенный эффекты.
По данным исследований британских ученых в рамках государственного проекта "Оценка риска, связанного с использованием ГМО в продуктах питания для человека" обнародованных в 2002 г., трансгены имеют свойство задерживаться в организме человека и в результате так называемого "горизонтального переноса" встраиваться в генетический аппарат микроорганизмов кишечника человека. Ранее подобная возможность отрицалась.[4]
Какое будущее у ГМО?
Несмотря на все сложности с разработкой и проверкой на безопасность, ученые уверены: в будущем человечеству не обойтись без трансгенных растений и продуктов. Мы сможем предотвращать голод или массовый неурожай, а также минимизировать вред для экологии: ГМО-растения можно реже поливать и возделывать беспахотным способом. Это позволит не только экономить воду, но и уменьшать парниковый эффект за счет снижения теплового излучения пашни. Кроме того, меньшее количество сельхозтехники на полях поможет контролировать выбросы углекислого газа в атмосферу.[5]
Вот несколько примеров того, на что способна генная инженерия:
А) Выведение растений, которые чаще плодоносят, нуждаются в минимальном возделывании и даже поглощают СО2. Это помогло бы заметно сократить парниковый эффект и улучшить экологическую обстановку во всем мире;
Б) Генно-модифицированные животные растут быстрее и более устойчивы ко всем распространенным инфекциям. Это поможет снизить затраты на их разведение и откорм, а также защитить нас от новых эпидемий вроде птичьего или свиного гриппа. Кроме того, для таких животных не понадобятся антибиотики, которыми часто злоупотребляют фермеры.[5]
2. Практическая часть
2.1. Этапы работы над проектом
1. Выбрал тему проекта.
2. Поставил цель проекта.
3. Изучил литературу и информационные источники.
4. Определил содержание информации в разработанной мною выставке— это краткая информация, в которой содержатся: рекомендации, советы, интересные факты по теме ГМО.
5. Провел анкетирование среди учащихся 9,10,11 класса. Произвел подсчет полученных результатов.
6. Организовал выставку для учащихся школы.
2.2. Результаты анкетирования
В анкетировании приняли участие ученики старших классов в количестве 35 человек. По каждому вопросу произведен подсчет ответов и выведен процент. Анкеты учеников в приложении 1.
Анкетирование проводилось анонимно, по итогу получены следующие результаты:
1. Расшифруйте аббревиатуру ГМО.
-смогли правильно расшифровать 77.%
-не ответили 23%
2. В нашей стране разрешено выращивание ГМО- культур?
-54% ответили, что разрешено
-11% не разрешено
35% - разрешено только для исследовательских целей
3. Можете ли Вы отличить продукты ГМО от обычных?
- 71 % считают, что могут различить, но их ответы не всегда верны
-29 % не могут отличить ГМО продукты от обычных.
4. Влияет ли выращивание трансгенных растений на экосистемы?
- 46 % не могут ответить на этот вопрос
- 43 % ответили, что нет влияния
- и только11% ответили, что может повлиять
5. Способны ли трансгенные растения расти за пределами посевной площади и передавать свои гены местным диким видам?
- 49 % ответили, что может.
-28 % ответили, что зависит от вида растения
- 23 % ответили, что не может.
6. В выращивании каких растений больше всего используется генная инженерия?
Анкетирование показало следующие результаты
20% ответили, что в пшенице; 40% в сои; 15% в рапсе; 6% в рисе; 19% в кукурузе.
7. В каких продуктах чаще всего встречаются ГМО?
40 % колбаса, сосиски; 37% сладкие напитки; 20% молочные продукты, сыр; 40% майонез; 14% хлопковое, арахисовое масло; 14% хлеб, кондитерские изделия.
2.3. Выводы
В анкетировании приняли участие ученики старших классов в количестве 35 человек. По результатам анкет можно сказать, что ученики старших классов плохо осведомлены по теме ГМО. Радует, что ученики смогли правильно расшифровать аббревиатуру «ГМО», и понимают, что трансгенные растения способны расти за пределами посевной площади и передавать свои гены местным диким видам.
Но многие не знают, что в России запрещено выращивать ГМО-растения и ввозить в страну генно-модифицированные семена.
71 % учеников считают, что могут различить продукты ГМО от обычных, но их ответы не всегда верны.
46% не могут ответить на вопрос «Влияет ли выращивание трансгенных растений на экосистемы», - 43 % ответили, что нет влияния. Хотя одной из проблем, связанных с трансгенными растениями, является потенциальное влияние на ряд экосистем. Трансгены могут влиять на окружающую среду, если они попадут в дикие популяции и сохранятся там. На 6 и 7 вопрос ответы даны частично правильные.
Больше всего генная инженерия используется в выращивании сои, кукурузы и рапса. Все, что содержит сою, кукурузу и рапс. Если на этикетке в составе продукта - растительный белок, это 100 % соя. Таким белком очень богаты все мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты, чипсы, магазинные соусы, кетчупы, консервы (особенно кукуруза), все соевые молочные продукты. Растительное масло и маргарин, оливковое масло.
Детское питание. Большинство всех известных производителей детского питания используют ГМО в своей продукции. Мороженое. На 90% содержит ГМО.
2.4. Разработка материалов для выставки
Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.[14]
На основании выводов анкетирования стало понятно какую информацию нужно представить в выставке «ГМО – пища будущего?».
Это дать понятию «ГМО» определение, описать цели создания, привести аргументы ученых «за» и «против». Наглядно показать, как отличить обычные продукты от трансгенных, в каких продуктах больше всего содержание ГМО и какие фирмы по данным государственного реестра активно используют ГМО в своей продукции. Материалы выставки в приложении 2.
При разработке выставки важно соблюдать правила, которые мною использовались:
Тема выставки должна быть актуальна и интересна.
Тема проекта актуальна в наше время и интересна учащимся так, как продукты содержащие трансгены все чаще оказываются на полках наших магазинов и человек задумывающийся о правильном и полезном питании просто обязан разбираться в этой теме.
Правильно подобрать информацию и не перегрузить лишними данными.
Информация содержательна, дана кратко, содержит самое главное и раскрывает тему выставки.
Внешний вид яркий и заметен.
Текст яркий, крупный, хорошо читаем. Картинки привлекают внимание к выставке и являются зрительным сопровождением.
Выставка не только привлекает внимание, но и активизирует познавательную деятельность учеников.
Для этого было выдано задание ученикам старших классов нарисовать рисунки по теме и показать, как они понимают данную тему и относятся к ней.[14]
Заключение
Как показывает работа над моим проектом, хотим мы этого или нет но ГМО стали действительно частью нашей жизни, несмотря на возможные недостатки и не достаточное время для изучения последствий его применения оно будет все больше и больше применяться в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, так как возможности и преимущества которые предоставляются слишком велики. [5]
Информация, собранная мной, не отображает всей многогранности данного направления науки. Но уже по этим данным можно сказать, что с научной точки зрения ГМО не несут опасности для человека, по крайне мере, не большую, чем продукты, выведенные традиционным путём. Трансгенные организмы не имеют пагубного влияния на растения, животных и человека. Действительно опасаться стоит лишь влияния на экологию.[12]
Генные инженеры стараются изо всех сил сделать этот мир лучше с помощью ГМО, иногда это получается, иногда нет, но технология относительно нова, и ещё не успела достаточно развиваться. [10]
В России самые строгие законы относительно ГМО. Люди до сих находятся под влиянием старых исследований, неоднократно опровергнутых. В мире же ситуация намного другая, каждый год список разрешённых сортов растёт, а иногда и вносятся поправки в законы, регулирующие оборот генно-модифицированной продукции.[9]
Для меня важно чтобы учащиеся нашей школы уделяли особое внимание своему питанию, были осведомлены по теме ГМО. Тема новая и имеет много противоречий, важно правильно донести информацию до учеников, чтобы они могли судить о пользе и вреде имея разные точки зрения. Поэтому в своей работе я поставил цель – организовать выставку для учеников школы. Я считаю, что цель достигнута, поставленные задачи в ходе проекта выполнены.
Мой подобран материал, организована выставка. Она позволит ученикам глубже узнать о развитии ГМО в современном мире, улучшить их знания в выборе продуктов питания для собственного жизненного опыта. А значит поможет быть мудрым, направит сделать правильный выбор для своего здоровья и сохранения экологии.
Выставку можно проводить при организации недели здоровья, на классных часах и уроках биологии. Материалы применять как для большой аудитории учащихся, так и для отдельного класса.
Список литературы
Ермишин А.П. Генетически модифицированные организмы. Мифы и реальность. М., 2004.
Лебедев В. Миф о трансгенной угрозе. М., 2003.
Клещенко Е. ГМ-продукты: битва мифа и реальности. //Химия и жизнь. 2008. №67
Иночкин К. В поле каждый колосок. //Компьютерра. 2004. №27
Першин А. ГМО: что же это такое? М., 2009.
Чубенко А. Помидоры с зубами: Пища с привкусом страха? //Популярная Механика. 2005.
Скрябин К. Насколько опасны трансгенные продукты. //Известия науки. 2005. №94
Радчук Р. Назад в природу. М., 2008.
Каганов Л. Хочу питаться генетически-модифицированными продуктами. М., 2008.
Национальный центр для биотехнологической информации - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/
Интернет-энциклопедия Wikipedia. Генетически модифицированный организм - https://ru.wikipedia.org/wiki/Генетически_модифицированный_организм
Научно-развлекательный портал Pikabu. Мифы о мутациях, от человека-паука до ГМО -https://pikabu.ru/story/mifyi_o_mutatsiyakh_ot_chelovekapauka_do_gmo5792127
Файловый архив StudFiles. Методы создания ГМО. Основные этапы создания ГМО - https://studfiles.net/preview/4104038/page:31/
Виды выставок - https://www.expocentr.ru/ru/articles-of-exhibitions/vidy-vystavok/
Приложение 1
Анкеты
учащихся
Приложение 2
Материалы выставки