СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект «Молодежные жаргонизмы и сленг современных подростков»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект «Молодежные жаргонизмы и сленг современных подростков»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Сафоново Смоленской области







Индивидуальный проект

«Молодежные жаргонизмы и сленг современных подростков»

Предмет: русский язык

Вид проекта: научно-исследовательский



Выполнил: ученик 10 класса

Родичев И.Д.



Руководитель: учитель

Шершнева

Елена Александровна



Сафоново 2021



Содержание

Глава I. Введение.

1. Актуальность, цели и задачи проекта.

2. Гипотеза.

Глава II. Теоретический аспект исследования.

  1. Общая характеристика понятия сленга и причины употребления сленга подростками.

  2. История развития подросткового сленга.

Глава III. Практический аспект исследования

1. Данные социологического опроса среди учащихся 5-8 классов моей школы.

2. Результаты проведенного исследования.

3. Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования.

4.Словарь школьного жаргонизма.

Глава IV. Заключение.



















Введение.

Актуальность выбранной темы:

Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. С первого класса мы не зря изучаем русский язык - один из самых трудных школьных предметов. Я искренне верю, что русский язык – «великий и могучий», ведь это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует реальность. Однако что же мы слышим из уст современной молодежи? «У тебя клёвый прикид.» «Классно потусили вчера. » На мой взгляд, она далека от совершенства: изобилует жаргонизмами, нецензурными словами, в ней мало образности и выразительности. Наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык портится и засоряется сленговым мусором. Сленговая речь стала повседневной. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения. Такие слова, как «зашибись», «улет», «круто», «отпад», «отстой», «классно» и им подобные вытесняют литературные выражения. В чем же «величие» и «могущество» языка современных подростков? Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы.

Гипотеза:

В речи подростков преобладает сленговая речь. Ее употребление связано с желанием выделиться среди других людей, быть оригинальным, современным и модным. Так ли это?

Область исследования: жаргонизмы, сленговые выражения как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.


Объект исследования: устная речь учащихся 5-8 классов моей школы.



























ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

«Молодежные жаргонизмы и сленги современных подростков»

Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект:

Русский язык

Ф.И.О. обучающегося:

Родичев Илья Дмитриевич 10 класс

Ф.И.О. руководителя проекта:

Шершнева Елена Александровна

Тип проекта: научно-исследовательский

Цель проекта: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргонной лексики. Выяснить, какое место занимает подростковый жаргон (сленг) в речи школьников

Задачи проекта:

-Изучить литературу по данному вопросу.

- Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи учащихся.

- Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.

- Провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками.

- Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

- Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

Продолжительность: среднесрочный

Предполагаемый продукт проекта:

Доклад по актуальной проблеме с данными исследования, их анализом и выводами.

Необходимое оборудование:

Литература по теме проекта, интернет, данные исследовательской работы.

























Понятие сленга



Так что же такое сленг и каково его происхождение?

Молодежный сленг имеет целый ряд особенностей и отличий от других имеющихся сленгов, например профессиональных (врачей, юристов, бухгалтеров и др.), социальных слоев (преступного мира и др.) и т.п. К их числу, прежде всего, можно отнести быструю изменчивость молодежного сленга, объясняемую тем, что не прекращающийся "приход" в молодежь подрастающих детей и "уход" из нее во взрослую жизнь приобретающих статус взрослых молодых людей сопровождается постоянной обновляемостью молодежного сленга. Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем "своим", молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому. Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Школьный сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре школьников далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг – это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания.

Для чего же нужен сленг подросткам?

Большинство опрошенных подростков не мыслят своей речи без сленга. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. - Сленг отличает нас от более взрослых людей». Школьники убеждены, что говорить на сленге модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.

Стоит признать, что такая точка зрения молодого поколения имеет право на существование. Сленг охватывает многие области жизни и является постоянным словотворчеством, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только что сказать, но и как сказать, чтобы быть интересным рассказчиком. Главная функция молодежного жаргона - игровая, выражение через слово насмешливоиронического отношения к миру взрослых и друг к другу. При этом и объединяющая функция остается очень важной: заниженно-ироническое отношение к окружающему сочетается с признанием престижности иных образцов массовой культуры. Отсюда в молодежном жаргоне значительный слой иноязычной лексики, криминальной лексики. Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:

1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!) Сленг рассматривается как сознательное, преднамеренное употребление элементов общелитературного словаря в разговорной речи в чисто стилистических целях: для создания эффекта новизны, необычности, отличия от признанных образцов, для передачи определенного настроения говорящего, для придания высказыванию конкретности, живости, выразительности, зримости, точности, краткости, образности.

2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3.Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у представителей разных неформальных групп, футбольных болельщиков, фанатов и пр.

4.Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга») А вот излишнее использование подобных элементов в средствах массовой информации вызывает отрицательное отношение, т.к. неблагоприятно влияет на развитие языка, потому что тексты СМИ со сниженной лексикой зачастую осознаются аудиторией как совершенно нормальные. И грань между литературными и нелитературными словами, которые любой человек должен разграничивать, стирается. Излишнее увлечение сленгом провоцирует отсутствие навыков общения на деловом или научном уровнях, ведет к упрощению личностных качеств человека. Отсюда отсутствие элементарной коммуникабельности, что в дальнейшем может существенно повредить, например, при приеме на работу или же просто вызвать трудности в общении. А между тем понятие "культурный человек" предполагает в том числе умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. Молодежь должна не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью. Пока же такой языковой уровень, по мнению взрослых, невысок.











История развития подросткового сленга

Подростковый сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре подростков далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг - это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания.

О подростковом сленге до XIX века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова. Например, свистульки - так еще с петровских времен называли розги для школяров. Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов? Мы этого уже никогда не узнаем.

Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии и т.п.

В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции — заниматься репетиторством, пробовать крупного гороху - быть наказанным.

В течение 20 - го века русский язык трижды попадал в серьезные кризисные ситуации, породившие три мощных волны развития .

Первая связана с Первой мировой войной, революцией 1917 года и последовавшими за ней гражданской войны и разрухой. Период не только решительного забвения классического русского языка 19- го века, слегка подернутого дымкой и флером декаданса "серебряного века", но и время мощнейших струй новых слов и грамматических подновлений. Вся революционная грамматика, стилистика и лексика внедрялась в русский язык не только и не столько вождями революции, сколько малолетними революционерами.

Октябрьская революция и гражданская война резко увеличили долю сленга в языке школьников. Объясняется это двумя обстоятельствами. Вопервых, революция и война привели к общему падению нравов, что не могло не сказаться на языке общества в целом. А во-вторых, в школу пришли новые ученики - дети рабочих и крестьян, беспризорники, подростки, прошедшие через все трудности того времени. Правда, пишущие об этом времени Анатолий Рыбаков и Вениамин Каверин практически избегают употребления сленга. Наверное, навешать крендель (что означает подраться) - это самое невинное, что в реальной жизни говорили герои «Кортика» А.Рыбакова.

По-видимому, именно в это время подростковый сленг значительно пополнился воровской лексикой. Вот ее примеры из повести Л.Пантелеева и Г.Белых «Республика ШКИД»: тискать -воровать, накатить - пожаловаться («Кто накатил?» - искренне возмущался цыган), лепить горбатого — притворяться, стоять на стреме - сторожить, охранять, шамовка - еда и т.д.

Вторая волна развития сленгового языка связана со Второй мировой войной. Собственно, почти все повторилось опять: казенные дети (суворовцы и нахимовцы) беспризорники, безотцовщина...

Если первая, революционная, ситуация покинутых и брошенных детей была хулиганской по причине полного сиротства детей, то вторая - военная воровской по безотцовщине. Сленг пополнялся за счёт заимствования из фронтового языка (например, полундра - сигнал об опасности) и из жаргона уголовников: кодла - компания, котлы - часы, корочки — ботинки, тырить - воровать, шухер - сторожевой пост. Вот как пели в пародийной песне начала 50-х годов:

На рыбалке у реки

Кто-то стырил башмаки.

Я не тырил, я не брал,

Я на шухере стоял.

Сленг молодёжи заметно обогатился и обновился в конце 50-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды, частично - неизвестно откуда. Чувак, чувиха - парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод - место вечерних прогулок (от Бродвея), хилятъ - ходить, гулять, лажа - ерунда, вранье и т.п. Тогда же в молодёжный сленг пришли термины из музыкальной среды: музыка на ребрах — музыка, самодельно записанная на пленках для рентгеновских снимков, лабать - играть джаз, лабух - музыкант.

70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. В эти же годы к нам пришло молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге подростков.

Герла - девушка, уменьшительное - герленыш, трузера - брюки, штаны, хайрат - длинноволосый юноша, хиппи, шузняк, шузы - любая обувь, сейшн - вечеринка, хипповать- вести себя независимо, пренебрегая общими правилами,и т.п.

Появлялись новые вещи, а вместе с ними и новые слова. Так возникло, например, слово вертушка для обозначения проигрывателя и слово видак - для видеомагнитофона. Многие из этих слов перешли и в школьный сленг нашего времени.

Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она тянется около 20 - и лет и неизвестно, сколько еще протянется.

С перестройкой и последующей откровенно криминальной демократизации рухнуло советское государство.

Если в двух предыдущих волнах обездоленному детству и его языку была противопоставлена официальная мораль, то теперь ничего такого нет, а средства массовой информации работают откровенно и самозабвенно не против, а за моральную вседозволенность, новый язык, язык нового поколения. "Беспредел", "общак", "стрелка", "тусовка", "стволы", "путана", "зелень" - все это хлынуло из зон в газеты и на телевидение. Все это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями.

В последние годы активно происходит пополнение молодёжного сленга за счёт электронного «новояза» - языка Интернет-форумов.

Дело в том, что самой заметной отличительной чертой представителей этой субкультуры является жаргон. Характерные его особенности — нарочито неправильное написание русских слов. Как это ни странно, но этот жаргон постепенно отделился от его создателей и стал основополагающей частью современного сетевого сленга в целом. И теперь русскоязычный Интернет уже трудно представить себе без этого «новояза». В особенности ту часть публики, которая общается на форумах и в сетевых дневниках.

Речь современного подростка обогатилась такими фразами, как «аффтар жжот» (одобрение в адрес сочинителя), «дайте две!» (крайнее одобрение в адрес того же текста), «в топку!» (крайне негативная оценка написанного), «готично» (мило), «гламурненъко» (очень мило), «жесть» (из ряда вон выходящее). Это одно из самых распространенных неологизмов, вошедшее в общепринятый лексикон.

Сквозь «паутину» сетевой сленг пробирается и в реальную жизнь. Раньше сложно было услышать какой-либо оборот сетевого языка в живой речи. Сейчас «аффтары», «дайте две» и тем более «жесть» звучат повсюду: на улице, из радиоприёмников и телевизоров.

Анкета об употреблении сленга в подростковой и молодежной среде.

1)Употребляете ли Вы сленговые слова?

2)Почему:

-хотите лучше выразить свои мысли;

-не хотите отличаться от сверстников;

-боитесь быть осмеянными другими;

-не можете заменить сленг литературными словами;

-другие варианты.

3)Какие сленговые выражения Вы чаще всего употребляете?

4)Как Вы понимаете значение этих слов?

5)Как Вы считаете, в результате речь становится…

-лучше;

-хуже;

-затрудняюсь ответить.

6)Что бы Вы посоветовали тому, кто решил исправить свою речь?





Заключение


В начале своей работы я выдвинул гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.


Применив исследовательский метод, считаю, что я доказал, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. И если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!