СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект на тему "Пищевые красители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект, подготовленный с учеником 3 класса о натуральных пищевых красителях, изготовленных из растений, и апробации их в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект на тему "Пищевые красители"»

Верхнесалдинский городской округ

МБУ «Информационно-методический центр»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Городской конкурс презентаций
«Мои первые исследования и открытия»









Тема: «Пищевые красители не из магазина»







Автор работы:

Зуев Семён,

ученик 3б класса



Руководители проекта:

Зуев Олег Владимирович, Никулина Лариса Авенировна,

учитель 3б класса







г. Верхняя Салда

2022 год



Содержание


Введение

3

I. Теоретическая часть

5

1.1. История пищевых красителей

5

II. Исследовательская часть

6

2.1. Анкета-опрос одноклассников

6

2.2. Интервью с кондитером школьной столовой

7

2.3. Экскурсия в магазин «Кондитер»

7

2.4. Выявление красящих способностей различных природных материалов


8

2.5.Получение красителей из подручных природных материалов

8

2.6. Эксперименты

9

Заключение

11

Список литературы

12

Приложения

13

























Введение

Прекраснее свёклы
Художницы нет!
Раскрасила всё
В ярко-розовый цвет:
Цветочек на книжке,
Обои с угла,
Рубашку братишке…

Ой! Мама пришла!

Талеко

Наша семья очень дружная. У мамы, папы, старшего брата и у меня есть свои любимые занятия в свободное время. Есть у нас и семейные традиции. Одна из них – вместе готовить. Особенно интересно изобрести новое блюдо, оригинально украсить его и угостить родных. Мне стало очень интересно узнать, как можно придать яркий цвет продуктам доступными пищевыми красителями.

В наше время в жизни человека любые пищевые красители не являются дефицитом. Но бывают такие ситуации, что нужный нам краситель отсутствует под рукой, а пойти и купить в магазине не предоставляется возможности.

Передо мной возникла проблема: что можно использовать вместо покупного пищевого красителя, и можно ли изготовить нужные нам пищевые красители самостоятельно, и как это делали люди давным-давно, когда не было магазинов?
Гипотеза: допустим, в природных материалах есть красящие вещества, значит ими можно рисовать, что-либо окрашивать, использовать в кулинарии для приготовления напитков и блюд, что будет натурально, ярко и красиво. Цель: выявить красящие способности подручных природных материалов, изготовить пищевые красители в домашних условиях и найти им применение.

Объект исследования: пищевые красители.

Предмет исследования: изготовление и применение пищевых красителей.

Методы исследования:

  • Анкета – опрос одноклассников

  • Интервью

  • Экскурсия в специализированный магазин

  • Изучение истории пищевых красителей

  • Выявить красящие способности различных природных материалов

  • Получение красителей из подручных природных материалов

Перед собой я поставил следующие задачи:

  1. Изучить историю пищевых красителей

  2. Выяснить, что знают мои одноклассники о пищевых красителях

  3. Узнать, какие пищевые красители используют кондитеры школьных столовых

  4. Выявить красящие способности различных природных материалов

  5. Попытаться получить красители из подручных природных материалов

  6. Провести эксперимент по использованию пищевых красителей

Актуальность: Интересное это занятие – окрашивать, яйца на праздник - Пасху, особенно делать это разноцветными красками! Только вот есть в этом деле одна хитрость, красить яйца можно по- разному. Один раз мы с мамой на 10-15 минут погружали сваренные вкрутую яйца в раствор теплой воды с пищевыми красителями, которые купили в магазине. Другой раз мы красили яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца поместили в кастрюлю с водой, добавили луковичную шелуху и варили 15-20 минут, пока яйца не приобрели нужный цвет.Но, друзья, родственники и соседи в этот праздник тоже угощают нас крашенными яйцами, и я вижу, что эти яйца красили по-особому не так как я. Мне стало интересно, какие ещё бывают пищевые красители, могу ли я получить красители в домашних условиях и чтобы они были из природных материалов, но не хуже красителей из магазина. При этом, мне захотелось понять, как ими пользоваться, чтобы при необходимости раскрасить не только яйца на Пасху.

1. Теоретическая часть 1.1. История пищевых красителей

Сначала я изучил историю. Узнал, что люди применяют цвет пищи с древних времён. Первые упоминания об окрашенных продуктах относятся к 300 году до нашей эры и уходят корнями в Египет. Люди использовали цветные добавки из растительных и минеральных источников для окрашивания лекарств, косметики, вина. Среди первых красителей – паприка, куркума, шафран, оксиды железа и свинца, сульфат меди.

Уже в древности люди применяли краски животного и растительного происхождения. В качестве красителей использовались сок крушины, шафрана, черники, резеды, вытяжки из коры дуба, ольхи.

Позже люди научились «извлекать» цветные пигменты из других источников – травяных экстрактов, фруктов, овощей, ягод, корня огуречника и даже сандалового дерева.

Однако, многие древние красители были очень опасными для здоровья и в последствии были запрещены законом.

Современные пищевые красители стали особенно популярными, но из-за вопроса здоровья человека потребовалось регулировать выпуск и применение пищевых красителей на государственном уровне.







II. Исследовательская часть 2.1. Анкета-опрос одноклассников Мы провели анкетирование среди одноклассников, результаты ответов на вопросы отражены в диаграмме (Приложение№1)

1. На вопрос, знаете ли вы, что из природных материалов можно сделать краски, ребята ответили так:











2. На вопрос, из каких природных материалов можно сделать натуральные красители, получил следующие ответы:











3 . На вопрос, из чего можно получить красный пищевой краситель, опрашиваемые ответили так:











4. На вопрос, из чего можно получить коричневый краситель, третьеклассники ответили так:







5. На вопрос, что нужно взять за основу, чтобы получить фиолетовый пищевой краситель, ребята ответили так:



2.2. Интервью с кондитером школьной столовой

Следующим этапом работы стало интервью с кондитером школьной столовой Ехлаковой Зинаидой Валериевной.

На вопрос, применяете ли Вы в кулинарии пищевые красители и если применяете, то какие, был получен ответ: «В школьной выпечке применять пищевые красители нет необходимости. А вот в домашней выпечке применяю как покупные пищевые красители, так и натуральные – собственного приготовления».

2.3. Экскурсия в магазин «Кондитер»

Далее мы сходили на познавательную экскурсию в магазин «Кондитер», где я увидел, как с помощью пищевых красителей кондитер создаёт кулинарные шедевры в виде тортов, пирожного, безе, зефира. Директор магазина показала используемые коллекции пищевых красителей и рассказала для чего используются те или иные виды красителей.

Больше всего меня впечатлила возможность печати изображений пищевыми красками по съедобной бумаге на принтере для оформления подарочного торта.
2.4. Выявление красящих способностей различных природных материалов


И сследовательскую часть проекта мы начали с выявления красящих способностей плодов овощей, ягод и фруктов. Оказалось, что не все изучаемые плоды обладают красящими свойствами. Так, например, тыква, арбуз, яблоко и виноград оказались плохими красителями, так как при высыхании их следы были почти не видны.И наоборот, отличными красителями оказались черника, малина, вишня, ежевика, морковь, свёкла и гранат.

2.5. Получение красителей из подручных природных материалов

Следующим этапом мы получили красители из подручных природных материалов. После измельчения и фильтрации моркови, свёклы, черники мы получили соки. Все соки в натуральном виде являются отличными красителями. А вот для получения красителей из измельченного корня куркумы и луковой шелухи нам понадобилось добавление воды и нагрев до температуры кипения.



После измельчения и фильтрации моркови, свёклы, черники мы получили соки. Все соки в натуральном виде являются отличными красителями. А вот для получения красителей из измельченного корня куркумы и луковой шелухи нам понадобилось добавление воды и нагрев до температуры кипения.
2.6. Экспериментальная часть Далее мы провели эксперименты: №1 Окрашивание ткани, полученными красителями. Для этого образцы ткани были пропитаны красителями и высушены.



Неокрашенная холстина Окраска свёклой Окраска морковью


Окраска черникой Окраска куркумой Окраска луковой шелухой
№2 Окрашивание пищи и напитка. Для этого красители добавлялись в процессе приготовления. Окраска картофельного пюре соком свёклы и моркови


№3. Окраска отварного риса куркумой





№4. Окрашивание печенья свёклой № 5. Окрашивание яиц соком моркови и луковой шелухой 6. Окрашивание молочного коктейля черникой








Заключение Итак, в ходе исследования я выяснил, что в природных материалах есть красящие вещества, ими можно рисовать, что-либо окрашивать, использовать в кулинарии. Однако, цветовая гамма растительных красок ограничена и они не такие яркие, как искусственные красители. Но если понадобится что то окрасить, а красителей не оказалось под рукой, не стоит расстраиваться! «Включаем» фантазию и свекла превращается в «тюбик» с красной краской, а замороженные ягоды сделают коктейль красивее и вкуснее.







































Список литературы
  1. Википедия. Открытая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

  2. Живая наука [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://livescience.ru

  3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=452043

  4. http://vashvkus.ru/ingredients/krasitiel-pishchievoi

  5. http://nsportal.ru/npo-spo/tekhnologiya-prodovolstvennykh-produktov-i-potrebitelskikh-tovarov/library/2013/10/06-0

  6. http://sweetmenu.ru/articles/theory/naturalnyie-pishhevyie-krasiteli.html

  7. http://earth-chronicles.ru/news/2013-04-17-42444

  8. http://kachestvo.ru/deti/malysham/pichhevye-krasiteli.html

  9. http://www.senav.net/2008/07/05/kto_i_kak_pridumal_sinteticheskie_krasiteli.html

  10. http://ecolog.ucoz.ru/publ/4-1-0-133

  11. http://www.giord.ru/0705210501588.php#2

  12. http://ecodiet.ru/pitanie/dobavki/sinteticheskie-i-natyralnie-pischevie-krasiteli.html

  13. http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/scotch-kale.html

  14. http://polzavred.ru/shelkovica-poleznye-svojstva-tutovnika.html

  15. http://neoglavnom.com/zdorovoe-pitanie/napitki/poleznyie-svoystva-sinego-chaya

  16. http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/useful-properties-products-m3.html

  17. http://www.dietaclub.ru/blogs/food/322.html

  18. http://eda.36on.ru/articles/194-svekla-tselitelnyy-korneplod









Приложение 1



Анкета для опроса одноклассников


  1. Знаете ли вы, что из природных материалов можно сделать краски?

- да -18

- нет-4



  1. Из каких природных материалов можно сделать натуральные красители?

-фрукты - 3

- овощи -2

- зелень -4

- уголь -16

  1. Из чего можно получить красный пищевой краситель?

- Черная рябина - 2

- Свёкла - 10

- Шиповник - 11

  1. Из чего можно получить коричневый краситель?

- кора дерева -4

- глина - 12

- луковая шелуха -6

  1. Что нужно взять за основу, чтобы получить фиолетовый пищевой краситель?

- виноград -6

-фиолетовый лук -3

-черника -14


















Приложение №2



Красящие способности растений

Плоды

Обладают красящими свойствами

Не обладают красящими свойствами

Морковь

Свёкла

Черника

Малина

Черная смородина

Вишня

Рябина

Облепиха

Гранат

Ежевика

Морковь

Свёкла

Черника

Малина

Черная смородина

Вишня

Рябина

Облепиха

Гранат

Ежевика



























Приложение №3

Цвет окраски различных материалов натуральными красителями

Название растения

Цвет окраски

на ткани

на бумаге

1

морковь

ярко оранжевый

бледно оранжевый

2

свёкла

бордовый

бордово-фиолетовый

3

томат

бледно-розовый

красный

4

огурец

-

-

5

тыква

бледно-желтый

слабо бледно-желтый

6

горох

бледно-зеленый

след почти не виден

7

ч. смородина

бледно-синий

синий

8

малина

красный

красный

9

клубника

розовый

розовый

10

рябина

оранжевый

оранжевый

11

черника

фиолетовый

фиолетовый

12

вишня

красный

красный

13

яблоко

-

-

14

арбуз

бледно-розовый

при высыхании

бледный, почти не виден

15

облепиха

оранжевый

оранжевый

16

гранат

розовый

насыщенный розовый

17

виноград

-

-

18

ежевика

фиолетово-красный

красный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!