Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Собинского района основная общеобразовательная школа №2 г. Собинки (МБОУ ООШ №2 г. Собинки)
Индивидуальный проект
по теме:
«Нет слов. Одни эмоции»
Обучающаяся: Бизяева Яна Александровна
Руководитель проекта: Халматова Анастасия Геннадьевна,
учитель русского языка
г. Собинка, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3стр.
ГЛАВА 1. Междометия …………………………………………………….5стр.
1.1. Разряды междометий …………………………………………………. 6стр.
1.2. Значение междометий …………………………………………….........7стр.
ГЛАВА 2.Словарь современных междометий ……………………………8стр.
ГЛАВА 3.Практическая часть …………………………………………….11стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….14стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...16стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………............17стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Цели работы: показать необходимость употребления междометий в нашей речи, проанализировав речь моих сверстников и их родителей с точки зрения как количественного, так и качественного использования.
Задачи:
-познакомиться с научной литературой о междометиях;
- выявит характерные признаки междометий;
- познакомиться с классификацией междометий;
-познакомиться со знаками препинания при междометиях;
-проанализировать , чем отличаются междометия от других частей речи;
- познакомиться с современным словарём междометий;
-исследовать использование междометий в речи учащихся и их родителей через анкетирование;
-публично защищать проект, то есть провести презентацию моей работы.
Проектный продукт моей работы – заинтересовать учащихся информационным материалом, чтобы они восприняли его как совет, как необходимость работать над словом.
Практическая значимость работы - этот материал понадобиться при изучении тем « Морфология», «Культура речи», « Лексика»,
« Словообразование»
Когда нам сообщают неожиданную новость, мы не задумываемся, что сказать. Слова вырываются сами собой, и собеседник понимает, что мы испытываем удивление, радость, недоверие, смущение и так далее. Все наши реакции передают специальные слова и выражения, но особое место принадлежит междометиям: их мы чаще всего используем в спонтанных восклицаниях.
Я выбрала для своей работы эту тему не случайно. Во-первых, я очень мало знаю о ней и считаю, что, заканчивая в девятом классе изучение всех частей речи, знать о междометиях как части речи просто необходимо. Привлекло меня и то, что междометия – самый малоизученный грамматический класс, не получивший полного определения и изучения, но активно пополняющийся, вносящий в живой разговорный язык яркую эмоциональность. Даже среди лингвистов нет однозначного взгляда на междометия, на эту «неясную и туманную категорию», на «досадное недоразумение», как выразился академик Л.В. Щерба.
Что же я узнала в процессе знакомства с научной литературой о междометиях?
ГЛАВА 1. Междометия.
Междометия1 – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения, побуждения к действию, призыв или волеизъявление. К ним же примыкают нецензурные возгласы. Междометие- особенность разговорного стиля. В художественных произведениях используется в диалогах, что помогает рассказать о чувствах и делает нашу речь живой, эмоциональной. Междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, находится как бы между ними. Это слова- сигналы для выражения чувств и воли человека. Существует версия, что они были «первичными человеческими словами», реакцией на различные жизненные ситуации. Несомненно, что междометие – древнейшая часть речи, история которого насчитывает десятки тысяч лет. Они характеризуют эмоциональную сферу языка и необходимы так же, как и другие части речи.
Термин «междометие»2 впервые появился в 1619 году в «Грамматике » Мелентия Смотрицкого в форме «междометия »(буквенный перевод с латинского interjectio , в котором inter - «между», jectio- «бросание» ; невольное высказывание), и само явление много лет остаётся предметом спора между лингвистами. Существуют две точки зрения на междометия. Одни ученые (М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев и другие ) признавали его как часть речи, не делая резкого разграничения меж словами, выражающими эмоции, и словами, выражающими мысли, то есть не отрывами междометия от общей системы частей речи. Другие (Н.И. Греч, А.М Пешковский и другие) не считали их словами и исключали из состава частей речи. В семидесятые годы двадцатого века вышел фундаментальный труд А.И Германовича «Междометия в русском языке», после чего они были признаны частью речи, которой дано было определение: «Междометия – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других эмоциональных реакций на окружающую действительность: ах, ба, брр, ура, ату, караул и так далее»
Разряды междометий.
Выделяются три основных разряда междометий:
-
Эмоциональные - те, которые выражают, но не называют чувства, настроение: радость, печаль, удивление, сожаление, страх, гнев, возмущение, презрение и так далее.(увы, ах, ой-ой, фу…)
-
Императивные – те, которые выражают волеизъявление: приказ, зов, запрет, оклик, приветствие (эй, вон, кыш, тпру…) В эту же категорию входят и те звуки, которыми обычно зовут животных : кис-кис, цып-цып, но, ату.
-
Этикетные – формулы речевого этикета. (здравствуйте, привет, спасибо, простите, всего хорошего)
Эти группы довольно подвижны, так как значение междометий зависит часто от речевых ситуаций. Но , к какой бы группе ни относились междометия , на письме они отделяются запятыми, а если произносятся с восклицательной интонацией , то после них ставится восклицательный знак. Междометия , стоящие перед личными местоимениями»ты» и «вы», за которыми следует обращение, запятыми не отделяются. (Ой ты, Клязьма, река моего детства! Как не любить тебя!)
Междометие «о», стоящее перед обращением, тоже не отделяется запятой.( Я был, о море, твой певец.)
Междометия, образованные повторением одного слова (корня) разделяются дефисом. В речи они отделяются паузами: мяу-мяу, гав-гав, а-аа. Ура! Я победил. Не пишется дефис в выражениях : Вот те раз. Чёрт те знает.
Среди самостоятельных и служебных частей речи междометие выделяется особой функцией: оно выражает эмоции человека, характеризуется неизменяемостью, не имеет синтаксической роли.
Производные междометия легко спутать со словами других частей речи, поэтому необходимо знать об их главных признаках:
- они обозначают чувства, эмоции, волевыявления людей;
- у них особая интонация: произносятся с повышением тона, поэтому после них часто ставится восклицательный знак (Боже мой!);
- фонетические особенности: могут состоять из одного или нескольких повторяющихся слогов: ш-ш-ш, ну-ну, хм, ай-ай;
-могут играть роль самостоятельного высказывания , выноситься за пределы предложения.( Ура! Скоро Новый год!)
Междометия не могут обозначать предметы, признаки, действия, так как являются словами- сигналами.
От служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении, не служат для их связи, не вносят добавочных смысловых оттенков. Междометия не являются членами предложения и синтаксически не связаны с другими членами предложения, кроме случаев, когда выступают в роли существительного. (Вдруг раздалось ау вдалеке. Ох и ах – друзья навеки.)
Значение междометий.
Междометия - характерная принадлежность разговорного стиля, их роль в устной речи велика: они придают высказыванию национальный колорит, естественность и эмоциональность. Современное междометие ёмко, кратко и осознано выражает отношение человека к тому, с чем он может столкнуться. Междометие несет важную информацию, которую необходимо передать, чтобы сохранить истинное послание автора. Оно служит целям экономии языковых средств. Например, удивление можно выразить предложениями ( И ты здесь? Как ты здесь оказался? Кого я вижу?), а можно одним междометием : Ба! Призвать замолчать-ш-ш!
ГЛАВА 2. Словарь современных междометий.
-
Наш этимологический3 обзор междометий приходится начинать словами, которые "по правилу" должны бы его заканчивать. Адью - это грубовато-фамильярный синоним нейтральных прощай и до свиданья. Его иноязычное (а именно - французское) происхождение ясно чувствуется уже в звуковом облике. К нам оно пришло в XIX в. В языке-источнике adieu появилось на два столетия раньше - в результате слияния в одно слово предлога а и существительного dieu "бог". Так что по своему образу французское adieu подобно русскому междометию с богом "прощай, до свиданья", сейчас уже устаревшему, но пожилым еще хорошо известному.
Совершенно иными по своему происхождению являются нейтральные синонимы адью - до свиданья и прощай.
Междометие до свиданья - сочетание предлога до с родительным падежом существительного свиданье - имеет точные однообразные параллели в других языках (например, польск. Do widzenia! - ср. widziec "видеть", нем. Aufviedersehen! - ср. wieder "вновь", sehen "видеть", румынск. la revedere - ср. re - "снова", vedere "видеть" и т. п.). В нем, как и в его иноязычных "двойниках", в основу положено пожелание увидеться, свидеться вновь.
Совсем иное по своему внутреннему стержню и исходной структуре слово прощай: это ставшая междометием повелительная форма глагола прощать, имеющая "извинительное" значение. Первоначально прощай значило "прости (если что не так)". Эта семантика ярко чувствуется еще у слова прощай в фразеологическом обороте Прощай, не поминай лихом. Кстати, в русском языке XIX в., кроме прощай, в этом же значении употреблялось и междометие прости, являющееся императивом от глагола - уже совершенного вида - простить (последний, между прочим, образован от прилагательного простой в значении "свободный", ср. опростать).
Так, у А. С. Пушкина в романе "Евгений Онегин" читаем: "Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель. Прости" (прости = прощай). Синонимичные в обыденной речи, до свиданья и прощай поэтами используются иногда как антонимы (ср. у П. Антокольского в стихотворении, посвященном памяти А. Фадеева: "Никогда не прощай, навсегда до свиданья, Милый друг, дорогой человек").
Заметим, что антономическими по своему значению могут быть (даже в общем употреблении) и слова, имеющие один и тот же образный стержень. Так, Будь здоров! значит "прощай, до свиданья", а Здорово! Здравствуй! - является междометием приветствия, хотя этимологически оба выражают одно и то же - пожелание быть здоровым.
-
Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется обычно не в одиночку (баю или бай), а целой цепочкой, иногда даже в уменьшительно-ласкательной форме (баюшки или баиньки).
По своему происхождению баю (бай после отпадения конечного безударного у, ср. нет ) является формой 1-го лица ед. числа, глагола баять "говорить; рассказывать сказки". Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и обаятельный.
-
Сейчас выражение кричать караул значит "взывать о помощи". Слово караул в этом обороте - такое же междометие, каким оно является, будучи употребленным отдельно (например, "Караул! Бежим!" - закричал он. А. П. Чехов, "Верба").
Сочетание закричал караул значит "позвал стражу, караул". И слово караул выступает как существительное. Именно в таких оборотах (с глаголом кричать) существительное караул и дало омонимическое ему междометие. Само же существительное в русском языке является пришлым, заимствованным из тюркских языков (ср. чагатайск. караул, татарское кароул "стража"); из английского языка: алло! ( раньше оклик с одного судна на другое, морское; стоп- английский язык, айда- татарский язык.)
-
Пли! Об этом коротеньком слове скажем кратко. Оно тоже отглагольное. И также является бывшей формой повелительного наклонения, но уже русского глагола палить "стрелять" (ср. того же корня самопал, пальба).
Исходное пали "стреляй" изменилось в пли в разговорном стиле речи (ср. барин - из боярин, бишь - из баишь, товсь - из готовься и т. д.).
Сравнительно недавно образовались междометия из культовых слов; обращением к невидимой силе, предкам. Подобный переход всегда связан с полной потерей старого значения и формированием нового , выражаемым зачастую интонацией (ср. тише! дало «тш! чш! те!») Восходят к названиям животных слова клича и стона животных : кось! кызь! (коза), уть! (утка).
ГЛАВА 3. Практическая часть
Для того чтобы выяснить, что же окружающие люди знают о междометиях, мною был проведен небольшой соцопрос среди учащихся 8-9 классов и их родителей. Цель опроса – выяснить, что знают родители и обучающиеся о междометиях, как их часто используют; определить, какое место занимают междометия в речи обучающихся и их родителей.
Были заданы такие вопросы:
1.Знаете ли вы, что такое междометие? Да Нет
2.Напишите ,что означают междометия:
«батюшки»_______________,«бис»_______________,«классно»______, «полундра»_________________, «увы»_______________?
3. Как вы думаете, можно ли обойтись без междометий? Да Нет
4. Как часто вы употребляете междометия?
а) часто б) редко в) затрудняюсь ответить
4. Напишите междометия, которые вы используете чаще всего.
По результатам опроса выяснилось, что : 49 % взрослых знают, что такое междометия, 51 % не знают. Из обучающихся, изучавших тему междометий в школе, 76% знает, что это такое, 24% не знают.
Среди предложенных междометий наибольшее затруднение вызвали «батюшки », «полундра», «бис».
Результаты:
Междометие | % правильных ответов среди детей | % правильных ответов среди взрослых |
Батюшки | 17 | 82 |
Бис | 22 | 34 |
Классно | 78 | 73 |
Полундра | 12 | 45 |
Увы | 31 | 57 |
Обучающиеся и их родители часто употребляют междометия в разговорной речи. 83 % взрослых и 71 % детей не могу без них обойтись.
Наиболее часто используемые эмоциональные междометия
среди детей: «классно», прикольно», «супер», «вау», «капец», «окей»;
среди взрослых: «слава Богу», «ой», «с ума сойти», «тьфу», «увы», «кошмар», «ага», «да ты что», «ура».
Из области этикета чаще всего используются междометия: «здравствуйте», «привет», «спасибо», «на здоровье», «пожалуйста», «извините», «приятного аппетита», «доброй ночи», «до свидания», «удачи».
Анализ ответов всех опрошенных позволил сделать вывод, что основные цели употребления междометий в речи обучающиеся следующие:
- междометия нужны для выражения эмоций и чувств;
- определяют культуру речи;
- делают нашу речь ярче и выразительнее;
- придают речи естественность и непринужденность.
В наше время актуален вопрос о чистоте русского языка. Как правило, более всего раздражает так называемое "западное влияние". Такие междометия как "вау, упс, бла-бла-бла" действительно нелепо выглядят на фоне богатого выбора своих, родных, милых и дорогих сердцу слов среди того же класса междометий. Но это реалии нашего времени, и от них никуда не денешься.
Работая над данной темой, я провела наблюдение за речью своих одноклассников. Из списка междометий, употребляемых моими одноклассниками в речи, я составила своеобразный словарик современных «заимствованных» междометий.
«О-кей» - употребляется как выражение многих неравнозначных эмоций от согласия до досады;
«блин» – выражает недовольство, разочарование, досаду;
«копец» - синонимичны непервообразным эмоциональным междометиям конец, ужас, кошмар;
"ВАУ!" - выражающее удивление и восторг ("здорово!", "красота!");
«класс!» - синонимичное междометию «вау!»;
«шухер» - – опасность;
«кайф» – выражает восхищение;
«ауф» - междометие, выражающее восхищение («ого!»).
Также этикетные междометия, представляющие собой формулы вежливости (приветствия, прощания, просьбы, извинения, шутливые прибаутки) претерпели изменения:
Хелло!, Хай! - «привет»;
Бай!, Чао, фантик!, Адью!, Дуй до горы! - «до свиданья»;
Скузи! - «извините»;
Данке шён!, Фэнкс!, «СПС» - «спасибо».
Нужно заметить, что, несмотря на засорённость речи иноязычными междометиями-«паразитами», она становится более яркой и запоминающейся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив историю вопроса о междометиях и рассмотрев их роль в речи и тексте, сделала такие выводы:
-
Междометие является особой частью речи, наделенной специфическими грамматическими и семантическими признаками, отличающими их от самостоятельных и служебных частей речи;
-
2)в предложении междометия синтаксически независимы;
-
3) роль междометия как художественно-выразительного средства заключается в передаче разнообразных чувств человека, усилении эмоциональности высказывания;
-
4) знание междометий и умение распознавать их в тексте помогает сделать собственную речь живой, эмоциональной, учит видеть даже в самом маленьком слове часть великого, прекрасного русского языка, то есть определяют культуру речи.
Междометия присутствуют в нашей жизни постоянно, без них просто невозможно представить живой разговорный язык. С их помощью мы выражаем отчаяние и радость, восторг и досаду, страх и гнев, возмущение и недоверие, огорчение и удивление. Междометия – это озвученные эмоции, неназванные, но всем понятные.
Междометия принадлежат конкретному языку, конкретной культуре и заслуживают всестороннего изучения. Часть их включена в толковые словари, о них издаются книги. Междометия требуют перевода с одного языка на другой и специального изучения при овладении родным и иностранными языками.
Междометия – это яркое и незаменимое стилистическое средство. Они не только делают нашу речь эмоционально насыщенной, но и во многом определяют ее культуру.
В изучении междометий есть еще много нерешенных проблем. До сих пор существует множество различных взглядов на лексико-грамматическую природу междометий, а сами они в течение долгого времени являлись и являются объектом оживленных споров лингвистов.
Так что нам самостоятельно решать, какие междометия использовать в своей речи, и нужны ли слова-паразиты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Учебник «русский язык в седьмом классе» Москва, «Просвещение», 2013г.
2.А.И. Германович «Русский язык в школе », №2, 1968г. (перепечатанная статья)
3.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «» Современный русский язык. Москва, 2007г.
4.М. Смотрицкий «Грамматика», 1619г.
5.Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, «Школьный этимологический словарь», 2004 год
6.А.А. Шахматов «Синтаксис русского языка», часть 2. Москва, «Просвещение», 1982г.
7.http://www.rusyaz.ru/pr/pz11.html
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Междометие.
Междометие — это неизменяемая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
Она выражает различные чувства, побуждения, но не называет их: ох, ах, ой, ба, боже.
Междометия присутствуют в нашей жизни постоянно, без них просто невозможно представить живой разговорный язык. С их помощью мы выражаем отчаяние и радость, восторг и досаду, страх и гнев, возмущение и недоверие, огорчение и удивление.
Это слова- сигналы для выражения чувств и воли человека.
МЕЖДОМЕТИЯ :
1)Выражающие побуждение к действию
Приказ, побуждение, зов, запрет, оклик, приветствие, прощание:
Айда, марш, стоп, эй, караул, здорово, пока
2)Выражающие различные чувства
Радости, печали, удивления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения:
О, ой, ах, эх, увы, увы, ага, батюшки, чёрт побери, фи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Собинского района основная общеобразовательная школа №2 г.Собинки
МЕЖДОМЕТИЯ.
Выполнила: Бизяева Я.А.
г.Собинка, 2022г.
Знаки препинания при междометиях.
Междометия в ы д е л я ю т с я:
-
Запятой, если находятся в начале или в конце предложения:
Эй, завяжи на память узелок…
Как я люблю море, ах, как я люблю море!
2.Восклицательным знаком.
Если находится в начале предложения и произносится с повышенной интонацией:
О! Чем заплатишь ты, тиран, за эту праведную кровь…
Междометия НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ, если стоят перед личным местоимением ТЫ, ВЫ, за которым следует обращение:
Ах ты, степь моя, степь привольная…
Разряды междометий.
Выделяются три основных разряда междометий:
1.Эмоциональные - те, которые выражают, но не называют чувства, настроение: радость, печаль, удивление, сожаление, страх, гнев, возмущение, презрение и так далее.(увы, ах, ой-ой, фу…)
2.Императивные – те, которые выражают волеизъявление: приказ, зов, запрет, оклик, приветствие (эй, вон, кыш, тпру…) В эту же категорию входят и те звуки, которыми обычно зовут животных : кис-кис, цып-цып, но, ату.
3.Этикетные – формулы речевого этикета. (здравствуйте, привет, спасибо, простите, всего хорошего)
Междометия - характерная принадлежность разговорного стиля, их роль в устной речи велика: они придают высказыванию национальный колорит, естественность и эмоциональность. Современное междометие ёмко, кратко и осознано выражает отношение человека к тому, с чем он может столкнуться. Междометие несет важную информацию, которую необходимо передать, чтобы сохранить истинное послание автора. Оно служит целям экономии языковых средств. Например, удивление можно выразить предложениями ( И ты здесь? Как ты здесь оказался? Кого я вижу?), а можно одним междометием : Ба! Призвать замолчать-ш-ш!
1 М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Учебник «русский язык в седьмом классе» Москва, «Просвещение», 2013г.
2 Мелентий Смотрицкий «Грамматика», 1619г.
3 Составители: Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, «Школьный этимологический словарь», 2004 год